ЭСТЕТИКА".

Страница 18.
Серия "Библиотека лицеиста".
Экспериментальное учебное пособие для гимназистов,
лицеистов, школ гуманитарного профиля и желающих
обновить свои знания в искусстве "красиво мыслить".
Автор экспериментального пособия - Дивненко Ольга Владимировна.
Издательство - "Аз", Москва, 1995 год.
Приложение 1.
Содержание:
- "ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ на КАЖДЫЙ ДЕНЬ", за основу взята авторская статья психологов Кроник А.А.и Кроник Е.А., источник: "В главных ролях: "Вы", "Мы", "Он", "Ты", "Я": Психология значимых отношений", М., 1989 год.
- "ОТ ПСИХОЛОГИИ БАЗАРА к ПСИХОЛОГИИ РЫНКА".
Предлагаю ознакомиться со статьёй А.Г. Асмо́лова и М.С.Ныровой, опубликованной в газете "Книжное обозрение" от 29 октября 1993 года на тему "Рынок современной рецептурной печатной продукции
в культуре "Полезности"".

ЭСТЕТИКА". - 895100718377
- "ПОЛЕЗНЫЕ  СОВЕТЫ  на  КАЖДЫЙ ДЕНЬ. 

"Семья - семь Я", размноженное "Я" в перспективе, а зарождается семья с двоих: мужчины и женщины, каждый из них неповторим и своеобразен; по-разному они видят жизнь, по-разному чувствуют, любят, здесь желалось бы  дать ряд предусмотрительных и незатейливых  рекомендаций.
ЭСТЕТИКА". - 895105091113
В семье (не только в ней), каждый должен стремиться к пластичности, гибкости в отношениях, быть лёгким на переходах от доминирования к зависимости, от открытости к большой автономности и т.п.
ЭСТЕТИКА". - 895105095209
Чем легче эти переходы, тем реже на них обращается внимание, тем меньше взаимных обид, претензий, раздражений и недовольства.
ЭСТЕТИКА". - 895105085481
https://ok.ru/group/61386849255465/topic/70960674592041

Всё-таки, несмотря на  универсальность этого выводов, хотелось бы дать некоторые рекомендации для мужчин и женщин:
ЭСТЕТИКА". - 895103843369
Мужчины! Учитесь слушать своих подруг, смотреть на них, выражать восхищение, задавать вопросы, замечать перемены. Если даже она не готова рассказать вам всё (и даже больше того, что знает) или,  ни с того ни с сего (с вашей т.з.) грозится уйти от Вас со слезами на глазах - будьте уверенны: ей не хватает вашего  взгляда, слова, поддержки.
ЭСТЕТИКА". - 895103844905
Женщины! Не забывайте, что мужчины любят не меньше вашего, но по-мужски - мужчины хотят, что бы предел психологического сближения никогда не был достигнут, что бы осталась  возможность движения, осталось, т.с. пространство, в котором ещё можно сближаться, что бы в женщине всегда сохранялось что-то неразгаданное, непознанное - возможно это и есть главный закон женской привлекательности. Женщина - вечный неопознанный объект, мужчины препятствуют  полному растворению в любви, не желают общаться на столь коротких дистанциях, на которых  хотят общаться женщины. Т.о., они берегут женскую притягательность. Как художник отступает на несколько шагов назад, что бы полюбоваться своим шедевром.
ЭСТЕТИКА". - 895103847721
Учитесь соблюдать психологическую дистанцию, переходите  на неё при необходимости легко, контролируя свою ненавязчивость. Если муж начинает "рычать" - ограничтесь минимальным числом вопросов и оставьте его в покое. 
ЭСТЕТИКА". - 895103848745
Уважаемые мужчины, любимые не посягают на Вашу свободу - Вы им близки, даже ближе чем они Вам. 
ЭСТЕТИКА". - 895103850537
Дорогие женщины, мужские чувства к "самым-самым" сдержаннее ваших, а в пространстве, где Вас нет, бывает только он. 
ЭСТЕТИКА". - 895103872041
Рыцари! Ваша готовность умереть за любимую заслуживает глубочайшего уважения, тем не менее достойна вас  готовность жить для них Научитесь  этому глядя в глаза вашей возлюбленной.
ЭСТЕТИКА". - 895103876905
Академик Алексей Алексеевич Ухтомский высказал такую мысль: почти каждый человек сначала, когда он ещё не поднялся на высокую ступень развития, склонен видеть  в другом самого себя, своего двойника. Он оценивает другого через сравнение с самим собой. Здесь может оказаться, что другая или другой не умеет чего то, что умеет супруг (а). Я могу держать в чистоте квартиру, а ты не можешь! Я могу помочь свекрови и лишний раз улыбнуться, а ты волком смотришь на мою маму!
ЭСТЕТИКА". - 895103878185
Только  будучи на более высокой ступени личностного развития, освоив высший пилотаж общения, человек наконец постигает, что другой (другая) - это совсем другой человек! Ты не можешь того, что может он(а), а он(а) не может (и совершенно не должен(должна) мочь) того, что можешь ты. Но ты выбрал(а) его(её),  он(она) выбрал(а) тебя и открыл(а) свой новый Мир, внес(ла) в твою жизнь свои умения, свой опыт, свою мудрость, свою любовь. Он(а) доверил(а) тебе свои недостатки. 
ЭСТЕТИКА". - 895104052521
Критика, укоры, перевоспитывание - это настоящий семейный вирус, стоит одному начать, как другой сразу подхватывает, если уж перевоспитывать, то не упрёками, а наоборот, с помощью оправдания, даже похвалы. Кто же ещё похвалит вашего любимого, как не Вы? Оправдает его в Ваших глазах и его собственных, особенно, если он сам собой не доволен, чувствует себя в чём то неуверенно, а если ругают Вас попробуйте понять - отчего. 
ЭСТЕТИКА". - 895104462633
https://ok.ru/group/58876351479849/topic/68454412801321

Здесь не стоит "перегибать", в случае серьёзной агрессии: прощение рукоприкладства или  систематических оскорблений и издевательств, черевато тем, что супруг(а) решает, что безнаказанно может продолжать использовать агрессию в воспитательных или иных целях, что совершенно не эстетично. 
ЭСТЕТИКА". - 895101567017
Представьте себе следующее... Вам повезло, Вы смогли переделать своего возлюбленного или возлюбленную, из единственного (ной) и неповторимого(ой) сделали такого как Вы, как ваш папа, мама, или друзья... В созвездии значимых  освободилось место для единственного(ой) и неповторимого(ой).. Вы отправитесь в догонку за новой любовью. 
ЭСТЕТИКА". - 895102824233
Не сводите  свет клином друг на друге, будьте личностью, сохраняющейся в определённой мере свою  независимсоть, в т.ч. психологическую даже от любимого человека. Это вовсе не означает, что любить Вы будете меньше, стоит взращивать, оберегать, лелеять общее. Мы - это нечто между ними неразделённое, неразрывное. Без любви, без этого  Мы,  без нужности кому-то человек проигрывает в жизни, его личность, его "Я" неполноценно - это уже стало общим правилом. Но без "Я", без внутреннего богатства самого себя человек не в состоянии создать с другим "Мы", поэтому каждый помимо  "Мы" должен строить, взращивать, оберегать, лелеять своё "Я". Бытует мнение, что  настоящая любовь - вечна, на то она и настоящая, но результаты психологических исследований  не столь однозначны.
ЭСТЕТИКА". - 895103586857
Любые отношения, даже самой влюблённой пары, постепенно "зарастают" отрицательными чувствами, как сад сорняками. Злость, нелепые обиды, недовольство друг другом, желание за что-то отомстить... Любовь - сад не зарастающий, пользуясь добрыми рекомендациями, сохраните свой сад в цвету.
ЭСТЕТИКА". - 895105099561
Хороший способ видеть достоинства партнёра, не смотря ни на что,  заодно потренироваться своё чувство юмора может служить игра "превращение", которая заключается в том, что бы превращать недовольство в похвалу. 
"Собака на сене" Советы Тристана
https://www.youtube.com/watch?v=IvUBSF98l0M

Для этого предлагается выписать собственные жалобы на поведение, чувства какого-нибудь значимого для Вас лица, после того как перечень недовольств исчерпан, взять  любую карточку и прочитать её так, чтобы переформулировать жалобу в похвалу партнёра. Запишите новую формулировку на другой стороне - красным карандашом. На одной стороне написано: "Мне не нравится, что она не приходит ко мне в гости", а на другой стороне: - "Как хорошо, что  она живёт  полной жизнью, что не находя времени не заходит ко мне в гости, наши встречи будут жаркими". Каждая карточка стала двойной, возьмите клей и большой лист бумаги, наклейте на него все карточки красным карандашом наверх, там где похвала. Перечитайте ещё раз и порадуйтесь тому, что  вам нравится в партнёре.
ЭСТЕТИКА". - 895105292585
Счастья, любви и взаимопонимания Вашим Семь "Я-м"!
ЭСТЕТИКА". - 895134095657
"ОТ ПСИХОЛОГИИ БАЗАРА к ПСИХОЛОГИИ РЫНКА".
Предлагаю ознакомиться со статьёй А.Г. Асмо́лова и М.С.Ныровой, опубликованной в газете "Книжное обозрение" от 29 октября 1993 года на тему "Рынок современной рецептурной печатной продукции
в культуре "Полезности"".

В данной теме речь пойдёт о рецептурных справочниках счастья - книг, создающихся для определённой аудитории потребителей, для цивилизованного обывателя, "среднего человека". Книги эти пишутся в жанре и стилистике массовой культуры, доступно и легко: они не столько читаемы, сколько усвояемы. В полной мере эти книги можно определить, как средства приобщения к утилитарной культуре "Полезности" - они великолепно работают, приводимые в них рецепты "счастья" работают среди тех, кто разделяет правила культуры "Полезности", кто "играет" игры в смысле Э.Берна - иными словами, среди представителей менталитета массовой культуры. Нужны ли подобного рода книги?
ЭСТЕТИКА". - 895134112553
gif
Чаще всего это переводы с американских изданий, с обращением к жителям нашей страны, испытанной на внушаемость и подвластной Кашпировским, Чумаком, Джуной, НЛО, ГКЧП, разного рода миссионерами и религиями.

- "Это удивительная книга..."
- "Это неожиданная книга..."

Такие эмоциональные "возгласы" сознаний, такую первую реакцию на книгу, развернём с определённой настороженностью сознания, вызванной снобистской установкой. Дело в том, что существует целая серия книг, относимых к т.н. "манипулятивной культуре": от классический изданий Д.Карнеги "Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей", "Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично", "Как перестать беспокоиться и начать жить" до популярной брошюры М.Кент "Как выйти замуж"...

ЭСТЕТИКА". - 895134125353
gif
Вернёмся к вопросу: - "Нужны ли подобного рода книги?" Вопрос несколько не корректен, существует аудитория... Культурная иерархия книжных потребителей, значит существует и иерархия книжного рынка. Историко-эволюционный подход к развитию личности среди пестроты действительности склонен выделать 2 типа культур - культуры "Полезности" и культуры "Достоинства". Это идеальные модели, но насколько неоднозначна порой реальность.
ЭСТЕТИКА". - 895134131241
В качестве примера, возьмём книгу Наполеона Хилла, на 1-й взгляд она написана в жанре культуры "Полезности", но герменевтически отнесясь к этой книге, неожиданно обнаруживается в ней измерение из культуры "Достоинства". 1-е вхождение в книгу подтверждает установку видения её принадлежности к жанру культуры "Полезности".
Танцевальная Тусовка HD - Dance Party HD
12 дек 2016
Богдан Титомир - Делай, как я! - 1992 - Официальный клип - Full HD 1080p - группа Танцевальная Тусовка HD / Dance Party HD
Предлагаемая рецептура "Волшебные формулы успеха", навязываемые ценности, отражённые в семантиках "деньги", "карьера"..., популяризация формулы счастья в логике массовой культуры "ДЕЛАЙ КАК Я!", сам текст отражает особенности американской ментальности - самоуверенность и прагматизм, бихевиоральность...
ЭСТЕТИКА". - 895134412585
Неоднозначна сама категория "УСПЕХ", его критерии (пастернаковское: "и пораженье от победы..."), а надо ли добиваться успеха? Достигать богатства? Зачем? В чём разница между русским «успехом» и американским "success" - ом? Американский "success" - он не привязан к роду деятельности, он успех вообще. Его мерой являются, понятно, "деньги": больше денег - значит, больше успеха. Человек сначала ставит перед собой задачу достичь успеха, а потом подбирает под свою задачу деятельность. Наш успех иной: у нас первична деятельность, а успех — вторичен. То есть я хочу делать то-то и то-то, стараюсь это делать лучше, и это приносит мне так называемый успех, т.е. деньги, славу и прочие атрибуты. Наш успех всегда предметен, а вот американский — не всегда. Американский успех — это деньги и, как следствие, подъём по социальной лестнице. Он ясен и однозначен, их успех. Это удобно: легко сравнивать, кто больше преуспел. Кстати, их чувство успеха предполагает, что «все работы хороши — выбирай на вкус
ЭСТЕТИКА". - 895134425641
Если подойти к книге и её автору с презумпцией духовности, весь процесс прочтения преобразится. Если подойти герменевтически и задаёмся вопросом: Какой Мир строит эта книга? Какую культуру строит? Сам автор предлагает продуманную с психологической т.з. и хорошо изложенную философскую систему видения Мира... - то оказывается, что книга в лучшем случае "полезна", развивающа и психотерапевтична... Глубинная идея книги выходит далеко за пределы экономического мира - надо только сделать усилие над собой и увидеть! Основная идея книги: живите вдумчиво и полноценно: - "Думайте и богатейте, духовно и материально..." , "Овладевайте своей судьбой стройте себя"; "Овладевайте своей жизнью посредством овладения своим сознанием", "Овладевайте миром" посредством контроля своего видения Мира... В качестве психотехники развития и такого овладения Миром и собой, автор явно или неявно, приводит культурные средства, относительно универсальные механизмы развития культуры... Почему книга "Думай и богатей" может быть полезна? Эти издания психотерапевтичны, наливает энергией и верой в собственные силы, несколько уставшим от экономических неурядиц людям, веру в свои возможности. Не обязательно на экономическом поприще: так Вы читаете сами.. Они подчас бывают умны, в них не содержится готовых рецептов, а собраны удачно для осмысливания, структурирована информация к размышлению о жизни и о себе... Книги подобного рода оптиместичны, энергозаряжающи, уважительны к читателю - строят мотивацию достижения в жизни человека... У многих в квартирах есть целые стелажи заполненные подобными книгами, но мало кто использовал методики из когда-то купленной переодики с  кричащими обложками.
ЭСТЕТИКА". - 895134549033
В силу принадлежности к определённого рода профессиональной гильдии,наибольшую ценность представляют историко-культурные, психологические по содержанию главы, нежели главы экономические. Например "планирование" и "решение" отражают социальную ситуацию развития, специфичную для американского общества, американской культуры - опыт, заложенный в них может быть использован лишь в той культуре, где "КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ АМЕРИКА сделает всё остальное". Другие разделы могут оказаться полезными для людей, попавших в непривычную жизненную ситуацию, мягко называемую "переходом к рыночным отношениям" Это как раздел "Как подготовить запрос или заявление", чётко инструктирующий, к.о. следует предлагать свои услуги работодателю (не являлось до определённого времени российской традицией). Как ни странно, но несмотря на столь часто повторяющееся на страницах слово "ДЕНЬГИ", меньше всего , когда читаешь, думаешь о возможности разбогатеть, но - о возможности обогатиться - в развитии, ли, опыте, понимании... Чтобы понять  американскую модель обогащения, достаточно прочитать трилогию Теодора Драйзера в оригинале.
ЭСТЕТИКА". - 895134605097
Если книга психотерапевтична, то она может вступать в качестве средства овладения своей судьбой и кто знает, может найдутся читатели, использующие это средство. Книги подобного рода развивающи. Как отмечалось ранее, в них представлены универсальные механизмы развития в культуре, а именно: мысль (самостоятельное, критическое. активное, ищущее мышление), вера ("вера - это состояние ума, которое можно развить в волю"), достоинство (честь, доброжелательность, самоотдача, переделанный догмат: "Блажен дающий" и т.п. ), неопределённость (преодоление собственного страха), воображение, любовь, воплощение в любимых героях, обращение с целью дотягивания (человек способен воспринимать характер, навыки и силу мысли тех, с кем он сотрудничает...), навыки и силу мысли тех, с кем он сотрудничает), медитация и сублимация - феноменографию всего этого разнообразия можно найти на страницах подобных книг. Более того, следуя логике глубинной идеи, что человек представляет собой активное существо, ответсвенное за свою судьбу и реализацию, что контроль Мира осуществляется посредством контроля собственного сознания, авторы могут показать, как все эти названные механизмы используются человеком в качестве средств самоовладения и самореализации...
ЭСТЕТИКА". - 895134173481
Одержимость целью или идеей - вот один из секретов успеха, настойчивость, не пасуя ни перед чем и ни перед кем (ибо они даются для того, что бы преодолевая выйти из них гораздо сильнее). Мысленно предвосхищайте успех, а не настраивайте себя на неудачу. Деньги? Авторы избирают эту материальную ценность и мотив человеческой активности ради конкретного примера, что бы опираясь на него, продемонстрировать жизнь своей философской системы. Потом, многим данная категория покажется актуальней и понятней, нежели категория самореализации. По большому счёту, в книгах подобного рода, за мотивом денежного обогащения и достижением жизненного успеха прочитывается мотив - "самореализация", "самоосущестлвение", "мотив смысла жизни"... Авторы оказываются за пределами культуры "Полезности", особенно явным это становится на последних страницах книги: слово "Богатсво" - употребляется в самом широком значении, имея в виду не только материальное, финансовое, но и духовное, интеллектуальное богатство. При чтении данной книги невольно возникает ассоциация с идеями таких известных психологов, как Л.С.Выготский и В.Франкл. В разделе "Первый шаг к богатству: желание", автор рассказывает о своём сыне, родившемся глухонемым и о том, к.о. удалось привить мальчику мотивацию к успеху, активность на жизненном поприще, желание слышать, как "нормальные люди" и веру в то, что его дефект несёт в себе преимущества... Как тут не вспомнить Л.С.Выготского и его акценты на приоритет мотивов в преодолении дефекта, сверхкоменсацию... А когда автор говорит о том, что мы несём ответственность за свои поступки и чо состояние нашего сознания есть вещь, всегда находящаяся в нашей власти - как тут не вспомнить В.Франкла...
ЭСТЕТИКА". - 895134645289
В духе учения Л.С.Выготского, любопытна идея команды "мозговой центр", когда интеллектуально неодарённый руководитель подбирает своё окружение из умных и компетентных советников, служащие ему в качестве функционального органа недостающего ему интеллекта... К сожалению, в современной действительности окружение подбирается по принципу личной преданности.
ЭСТЕТИКА". - 895134189609
Рисунок выше - /«Искусство внутренних покоев». Даосские сексуальные практики/.

И наконец, любопытна глава "Тайны секса сублимации", рассчитанная на европейского читателя, пожалуй, это самые романтические страницы... Замечательна идея "сексуальной одарённости" и "сексуального развития": - "Секс - великая побудительная сила, но силы его подобна циклону - она стихийна и трудно поддаётся контролю". Опять таки, идея овладения - культивирования сексуальной энергии любовью, овладение сексом посредством любви... По сути дела, сексуальное развитие может быть увиденным также в контексте 2-х культур: бытовые сексуальные отношения как получение наслаждения, удовольствия и терапия любовью, с одной стороны и творческие сексуальные отношения как диалог душ, тел, энергий, с другой. В книге о достижении богатства мы меньше всего ожидаем увидеть мыли о "терапии любовью" или идеи о развитии "шестого чувства".

Что же, бойся стереотипов, всяк входящий в книгу!

Наше ханжеское отношение к практике и теории секса и неиспользование его как историко-культурного опыта (тибетско-даосский эрос, тантрическая практика, эндогенная трансмутация в кундалини-йоге и т.п), неиспользование секса в качестве механизма творческого развития индивидуальности... наводит на размышления о нашей культурно-исторической бедности...
ЭСТЕТИКА". - 895134971945
Так на какого же читателя рассчитаны подобные книги? Тому, кто постепенно в своём сознании начинает освобождаться от "психологии базара" и делает первые робкие шагни к "психологии рынка" - к всем людям, невольно отождествляющим само понимание "рынка с жизнью" по законам базара. Если хоть один прочитавший книгу "Наполеона Хилла вдруг почувствует : "Рынок не страшен, страшен - базар, от которого нужно бежать, который нужно преодолевать", то она выполнит свою подлинную психотерапевтическую и культуротехническую функцию. Книга "Думай и богатей" для читающего между строк в обществе культурной "Полезности" станет опорой при вхождении в мир рынка с презумпцией порядочности и духовности, что является промежуточной ступенью к построению общественного уклада культуры "Достоинства". К сожалению, в век культурной "Полезности", на каждое "предложение" есть свой "покупатель" и то, что не продаётся за маленькие деньги, можно поторговавшись, купить за большие деньги. Будет ли покупатель ценить вложенные средства или выбросит приобретение на следующий день после того, как оно ему надоест. Настоящие шедевры не продаются ни за какие  деньги. Остальные выводы делайте самостоятельно.

Комментарии

  • 18 июл 2020 23:43
    "ВОЗВЫШЕННОЕ" - является категорией "эстетики", характеризующей эстетическую ценность предметов и явлений, обладающих большой положительной общественной значимостью, но в силу своей колоссальной мощи и масштабов не могут быть сразу полностью освоены обществом, личностью, таят в себе огромные потенциальные силы. По отношению к этим непокорённым, порою грозным силам человек не свободен. Если прекрасное - сфера свободы, то "возвышенное"  - сфера относительной несвободы человека. В этом смысле "возвышенное"  выражает превосходство объекта по отношению к воспринимающему его индивиду. Объективными источниками "возвышенного" выступают величественные явления Природы, всемирно-исторические перевороты, одухотворённая деятельность человека в переломные моменты  общественного развития и его личной жизни. . Представляет собой нечто исключительное, выходящее  из ряда повседневных явлений жизни, что что прерывает обыденное её течение, "возвышенное"  вызывает чувство восторга или радости, к которому может примешиваться чувство тревоги, даже страха. В тоже время "возвышенное"  предполагает преодоление этих негативных "эстетических эмоций" и утверждение силы и могущества человека. Чувство восторга при восприятии  "возвышенного" порождается его  масштабами и положительной общественной значимостью, страх - неосвоенностью явления, неподчинённостью человеческой воле. В зависимости от превалирования одного или другого объективного начала (масштабность, положительность или грозность, неосвоенность) и соответственно вызываемого ими чувства при эстетическом  восприятии различают 2 разновидности "возвышенного" - пафосно-величественную форму, приподнимающую человека, его достоинство, грозную устрашающую, подавляющую человека. Деятельность людей втягивает масштабные явления в сферу общественных отношений. Даже силы Природы, несущие собой разрушение, причиняющие людям бедствия, не лишены глобальной перспективной положительной ценности для человеческого рода. Амбиции развития общества, приближают человека к овладению этими силами, лишают их страшных, пугающих черт, раскрывают их подлинное величие, их дружественность, а не враждебность по отношению к людям. Полное  освоение явления, овладение им изменяет его эстетическую характеристику: из "возвышенного" оно становится "прекрасным". В ходе развития общества  сфера прекрасного расширяется за счёт "возвышенного" , а поскольку расширение познанных  и освоенных  явлений раскрывает новые горизонты освоения, поскольку, как это ни парадоксально переход "возвышенного" в "прекрасное" одновременно расширяет его сферу. Масштабы и мощь "возвышенного" творений таковы, что полное их освоение может быть лишь итогом целого исторического процесса. "Возвышенное" в искусстве  отражается в масштабных, пафосных монументальных формах, особо интенсивными, яркими, приподнятыми средствами художественной выразительности.
  • 19 июл 2020 00:25
    Теоретически "возвышенное" сначала было осмыслено "возвышенным", как "эстетической категории", что окончательно утвердилось в "эстетике" начиная с эпохи "Просвещения". В истории "эстетики" можно выделить  2 подхода к характеристике "возвышенного": 2). Прежде всего идущее от Бёрка противопоставление "прекрасному". 2). Сосредоточив  внимание на анализе структуры чувств "возвышенного" Кант подчёркивал его  сверхчувствительный  характер в противоположность прекрасному, свойственному упорядоченному опытом  миру явлений. Если "прекрасное" по Канту, нравится "безо всякого интереса", то "возвышенное" - в силу своего противодействия  интересу (внешних) чувств". Подразделение  "возвышенного" на 2 вида: 1). "Математическое" (масштабность по величине и количеству), связанное с теоретическим отношением к Природе, с познанием. 2). "Динамическое" (значительность  по качеству, силе), связанное с желанием, с практическим  отношением (его отстаивал Шиллер). В известной мере этот взгляд  послужил теоретической основой "романтического  направления" в искусстве (романтизм). Для другого подхода к осмыслению категории "возвышенного"  как определённой ступени прекрасного характерен историзм. Так Винкельман рассматривал "возвышенное" в качестве  основного признака предклассического искусства Греции. К.Зольгер - как "устремление к красоте". Французские эстетики XIX века (Сурьо, Н.Жоффруа) видели в "возвышенном" высшую форму "прекрасного". Гегель связывал с "возвышенным" "эстетическую  характеристику этапа движения абсолютного духа", мирового исторического процесса, которому соответствует "романтическая стадия" развития искусства (когда на 1-й план выходит поэзия и музыка). Эти виды искусства "возвышенного" в целом характеризуются по Гегелю "превалированием идеи, духа над формой и материей". Он диалектически соотносит "возвышенное"  с "прекрасным", особенно на классическом этапе развития искусства, где они выступают в синтезе. На "романтическом этапе" акцент перемещается на "возвышенный характер", всемирно историческую личность.
  • 19 июл 2020 00:31
    Ложное истолкование "возвышенного" у эпигонов Гегеля, как и вообще его идеалистическая трактовка, были подвергнуты критике в "русской эстетике" революционных демократов. Пытаясь дать "возвышенному" материалистическое обоснование Чернышевский характеризовал его  как "великое". Идеалистические теории в "эстетике" ХХ века либо вовсе отрицали самостоятельное значение "возвышенного" (по Кроче), либо  лишали его  общественного содержания, сводя к антагонизму между величием Природы и величием Души  человека, взятого вне времени(современный персонализм). Своеобразная т.з. Гартмана, который  рассматривал   "возвышенное" как одну из характеристик "эстетической  ценности", как род прекрасного, относя его  прежде всего  к неизобразительным искусствам - архитектуре, музыке. "Марксистская эстетика" синтезировала исследование структуры "возвышенного" и исторических форм его проявления, связывала его с общественными идеалами и с наиболее  полным раскрытием и проявлением сущностных  сил человека. Энгельс в томе 1, на страницах 593-594 писал: - "Собственная сущность человека много величественнее и возвышеннее. чем  воображаемая сущность всех возможных "богов", которые представляют собой лишь более или менее неясное искаженное отображение самого человека".
  • 19 июл 2020 00:32
    - "В захолустном районе,

    Где кончается мир,

    На степном перегоне

    Умирал бригадир.

    То ли сердце устало,

    То ли солнцем нажгло,

    Только силы не стало

    Возвратиться в село.

    И смутились крестьяне:

    Каждый подлинно знал,

    Что и врач без сознанья

    В это время лежал.

    Надо ж было случиться,

    Что на горе-беду

    Он, забыв про больницу,

    Сам томился в бреду.

    И, однако ж, в селенье

    Полетел верховой.

    И ресницы в томленье

    Поднял доктор больной.

    И под каплями пота,

    Через сумрак и бред,

    В нем разумное что-то

    Задрожало в ответ.

    И к машине несмело

    Он пошел, темнолиц,

    И в безгласное тело

    Ввел спасительный шприц

    И в степи, на закате,

    Окруженный толпой,

    Рухнул в белом халате

    Этот старый герой.

    Человеческой силе

    Не положен предел:

    Он, и стоя в могиле,

    Сделал то, что хотел". /"СМЕРТЬ  ВРАЧА" из сборника "ИЗБРАННОЕ". Н.Заболоцкий, 1956 год/.

    Фотография