Подборка. "Избранные отрывки из писем, воспоминаний и критических статей". "Русская классическая музыкальная критика". "Русская опера". Оцифровано в 2022 году. Предлагаю ознакомиться с мнениями и мыслями создателей "классической русской оперы", в процессе создания тех или иных произведений. Подборка статей составлена по дошедшим до нашего времени архивным материалам.
- "Опера" - 1-но из величайших достижений "русской музыкальной классики" - это наиболее любимый жанр "композиторов классиков", создавших непревзойдённые образцы "оперного искусства". "Опера" занимала 1-е и главное место не только в "творческой практике", крупнейшие "реформаторы в творчестве", "русские композиторы" оставили, кроме того, немало интереснейших суждений и развёрнутых теоретических высказываний об "оперном искусстве". Об "опере" он думали, говорили, писали больше, чем о чём бы то ни было другом - "опере" посвящались статьи в прессе, "опере" отводились многие интимные страницы писем, воспоминаний и дневников. По поводу "оперных проблем" много, долго и горячо спорили - "обмен мнениями", "взаимная критика" особенно большое значение имели среди "композиторов "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" - блестящего "творческого сотрудничества 5-ти "русских музыкантов". Положение каждого из "композиторов "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" в истории "русской оперной культуры" различно.
Кюи выступил в 60-х годах ХIХ века с "Ратклифом" - "оперой", имевшей большое историческое значение, но не выдержавший испытания временем; автор многих "опер", он не сказал после "Ратклифа" нового слова и роль его в отношении "русской оперы" ограничилась, г.о., деятельностью "музыкального критика". Балакирев не создал ни 1-го "оперного произведения, но верный последователь Глинки, продолжатель его традиций в "русской музыке" многое сделал в отношении пропаганды глинкинских "опер": он организовал 1-е исполнение "Руслана и Людмилы" в Праге и возобновил там постановку "Ивана Сусанина". Под его редакцией в содружестве с Н.А.Римским-Корсаковым и А.К.Лядовым было предпринято издание партитур обеих опер Глинки. Т.о., Кюи и Балакирев не вписали новых страниц в историю "русского оперного искусства. Новый период в "русской оперной классики" открыли : Мусоргский, Бородин и Римский-Корсаков, создавшие подлинные шедевры "оперного искусства". "Критико-эстетическое наследие кучкинистов" разнообразно - если Кюи был "музыкальным рецензентом по профессии (его "оперу" принадлежит около 800-т статей), если Бородин и Римский-Корсаков гораздо меньше, но всё же выступали в периодической печати, то о критических взглядах Мусоргского и Балакирева можно судить исключительно по переписке"*(*1). Но независимо от того, где и в какой форме высказывались мысли об "опере", об отдельных вопросах "оперной драматургии", глубину и содержательность их трудно переоценить. Собранные воедино высказывания "композиторов "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" об "опере" раскрывают цельную и последовательную систему "эстетических воззрений", которыми "классики русской музыки" руководствовались в своём "творчестве".
*(*1). - Лишь письмо Мусоргского к Федорову от 5 мая 1875 года является официальным отзывом об опере Кюи "Анджело". "Советская музыка", 1954 года, №9/.
Говоря о "русской музыкальной критике и "эстетике" XIX века, нельзя умолчать о спорности и известной противоречивости отдельных суждений русских музыкантов" (например: в оценках "зарубежных оперных образцов", "творческих опытов" Серова и даже "опер" Чайковского). Именно эта острота, подчас дискуссионность и способствовали наиболее полному и чёткому выявлению "эстетических принципов", "индивидуального склада в творческом методе", "эстетических симпатий и антипатий", отличающих "композиторов-классиков". Сейчас нам ясны и общность "идейных позиций" и та великая роль, которая принадлежала "композиторов "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" - "в борьбе за "русскую музыкальную культуру". "Круг проблем нашедших отражение в оперной эстетике занимает разработка реалистических и народных основ русской оперы". Проблема "оперного реализма" связана с обширным кругом вопросов, как "обще-эстетических", так и "специфически-музыкальных". К 1-й группе принадлежат вопросы выбора: "темы", "сюжета", "образа героя". Ко-2-й группе относятся вопросы о "драматическом содержании" и его "музыкальном воплощении", о "соотношении музыки и сценического действия", о "взаимосвязи между мелодией и словом". В "критическом наследии" - "композиторов "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" всё это нашло отражение.
Сблизить "оперное искусство с жизнью", правдиво "воссоздать картины народной жизни, внутренний мир человеческих чувств" - вот задачи, которые ставили перед собой в творчестве "композиторы "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" и которые получили глубокое им всестороннее освещение в высказываниях. "Внутренняя содержательность", "демократическая сущность" - "русской оперы" подчёркивается в "критических статьях" Кюи. Об "огромной любви к народу", о "стремлении правдиво воплотить его образ в своих операх" говорят письма Мусоргского. О "внимательном в любовном отношении к народной жизни" рассказывают письма и "Летопись" Н.А.Римского-Корсакова. "Упорный труд", "кропотливые изыскания "русских композиторов" в связи с созданием ими "опер" на исторические сюжеты", также широко освещён, г.о. в письмах. В этом отношении страницы посвящённые работе Мусоргского над "Борисом Годуновым" и "Хованщиной", Бородина над "Князем Игорем", составляют интереснейшие и "поучительные места в их эпистолярном наследии". Стремление к "правде", "реализму" - воплотились в большой и тщательной "работе над музыкальным языком оперы". Часто и охотно "композиторов "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" пишут о том, как чутко "вслушивались они в интонации человеческой речи, голоса Природы, когда создавали свои оперные образы и темы". Многие страницы писем и статей раскрывают "эволюцию эстетических взглядов русских классиков на методы отражения действительности специфическими оперными средствами", рассказывают о "творческих попытках кучкистов создавать речитативную оперу", о "последующей их собственной критике своих попыток", об "утверждении всего богатства форм оперно-вокального письма". Если Чайковский сразу же встал на путь отрицания такого явления, как "Каменный гость", то "кучкисты" отдали дань традициям оперы" Даргомыжского: Мусоргский "сочинением речитативной оперы" - "Женитьба"; Римский-Корсаков - "оперы "Моцарт и Сальери". Но период работы над "речитативной оперой" оказался для них лишь этапом "исканий правдивых музыкально-выразительных средств", получившим свою "критическую оценку" и нашедшим своё завершение.
Среди "композиторов "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" в вопросе оценки "речитативной оперы" особняком стоит Ц.А.Кюи. Если в результате своей работы над "Женитьбой" М.П.Мусоргский назвал её "этюдом камерной пробы", если Н.А.Римский-Корсаков, создав "Моцарта и Сальери", воскликнул: - "Довольно "Каменного гостя! Надо и музыки", то Кюи так и не преодолел известной ограниченности в этом вопросе и до последних лет своей жизни утверждал решающее значение для развития русской оперы" тех путей, которые указал Даргомыжский в "Каменном госте". Разумеется, в данной подборке невозможно всесторонне представить высказывания "композиторов "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" об "опере". Содержание её составили "избранные отрывки из писем, воспоминаний, статей, принадлежащих кучкистам", в этих отрывках освещается г.о., их "собственная творческая работа" и та "атмосфера взаимной помощи", которая составляет отличительную черту этого замечательного кружка. Лишь частично вошли в настоящую подборку "материалы, отражающие борьбу, неустанно ведущуюся композиторами против косности и рутины, царившей в театральных дирекциях, в реакционных кругах музыкальной критики и некоторой части публики". И вовсе не представлены "материалы, характеризующие взаимоотношения "композиторов "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" с "исполнителями" - роль "исполнителей" в "творческой жизни композиторов", иногда даже своего рода "участие" в создании "оперных произведений", очень значительна (вспомним хотя бы о влиянии Н.И.Забелы на создание любимых "женских образов в операх" Римского-Корсакова). "Материалы", отражающие эту тему, чрезвычайно обширны и интересны, но они могут составить содержание самостоятельного издания. Почти не освещена "исполнительная деятельность "кучкистов" в той части, где она соприкасается с "русской оперой". Условия продвижения "русских опер" на сцену были не лёгкими; в результате "цензурных преград", "невежественных купюр" - "оперы в театральных постановках" зачастую "представлены перед слушателем далеко не в том виде, как они были задуманы самим авторами". "Русские композиторы", выступая в качестве "дирижёров" включали в свои программы номера из "русских классических опер", снятых с репертуара" или же номера, "выброшенные в театральных постановках". Вопросы "пропаганды "русской классической оперы" в "концертах" также могли бы стать предметом специального тематического сборника.
В подборке ограниченно в смысле количества "материалов" представлен вопрос об "оценке "композиторами "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" - "западно-европейских опер". Выше говорилось, что именно эти оценки были подчас противоречивыми, спорными, подчас неверными - давать их в виде подбора цитат нецелесообразно, т.к. каждая из них потребовала бы очень пространных комментариев. Необходимость в специальной работе на данную тему давно назрела, тем более, что в ряде вышедших брошюр и статей тема освещена односторонне, а "высказывания русских композиторов подобраны так, что создаётся впечатление, буд-то они не умели ценить искусство других народов и страдали национальной ограниченностью"; об острых и спорных моментах в "воззрениях классиков русской музыки" совсем не говорится. В данной подборке представлены прежде всего высказывания "композиторов "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" о "собственном творчестве". "Критика "опер": Глинки, Даргомыжского, Серова, Чайковского дана лишь в той части, в которой она характеризует "оперные вкусы" и "музыкально-эстетические принципы" самих "кучкистов". Материал располагается по 3-м разделам:
1). В 1-м разделе сосредоточены высказывания об "операх": Глинки, Даргомыжского, Серова, оценки некоторых "опер" современных им "западно-европейских композиторов", а также суждения "кучкинистов" об "оперном жанре" как таковом.
2). Во 2-м разделе - основном разделе подборки - посвящён "творческой истории опер", написанных "композиторами "МОГУЧЕЙ КУЧКИ", до 1887 года (год смерти А.П.Бородина)
3). В 3-м разделе - освещается "редакторская деятельность" Римского-Корсакова, которму мы обязаны тем, что на "оперной сцене" зазвучали 2 шедевра: "Князь Игорь" и "Хованщина". После смерти своих близких друзей-соратников - Мусогского и Бородина - Корсаков "с бескорыстной преданностью истинного друга и художника-гражданина взялся за редактирование их незавершённых опер". Можно не во всём соглашаться с характером редакторской правки Римского-Корсакова, но невозможно не воздать ему должное за его подлинно героический труд. В этом же разделе представлена история "оперного творчества" самого Римского-Корсакова после 1887 года.
Материал внутри каждого раздела расположен в хронологической последовательности. Текст читается по новой орфографии и пунктуации. Места сокращений отмечены многоточиями.
- "Это сообщество молодых талантливых людей брало себе исходной точкой Глинку и Даргомыжского... Глубоко преклоняюсь... перед всем, что есть действительно великого в созданиях старых и новых композиторов, они отказались от многого, что давно и везде считалось неоспоримо превосходным..." /В.Стасов/.
Страница 1.1. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154755290123561 - /1). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава II, 1856 - 1861 годы. 2). Из письма М.А.Балакирева к В.В.Стасову от 19 февраля 1861 года. 3). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к М.А.Балакиреву от 18 мая 1863 года. 4). Из статьи Ц.И.Кюи "Первое и второе представления "Руслана и Людмилы". "СПб. Ведомости" от 16 сентября 1864 года. 5). Из письма М.А.Балакирева к Н.А.Римскому-Корсакову от 5 января 1867 года. 6). Из рецензии А.П.Бородина "СПб. Ведомости" от 11 декабря 1868 года. 7).Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава XIII, 1875 - 1876 годы. 8). Письмо А.Н.Римского-Корсакова к М.А.Балакиреву, 1876 - 1877 годы. 9). Из письма М.А.Балакирева к Н.А.Римскому-Корсакову от 7 декабря 1877 года. 10). Из письма А.П.Бородина к Л.И.Шестаковой от 2 января 1879 года. 11). Из статьи Ц.А.Кюи "Руслан и Людмила" М.И.Глинки"; "Музыкальное обозрение" от 9 октября 1886 года/.
Страница 1.2. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154758284135721 - /12). Из письма М.А.Балакирева к Н.А.Римскому-Корсакову от 14 декабря 1863 года. 13). Из статьи Ц.А.Кюи "Оперный сезон в Петербурге"; "СПб. Ведомости" от 3 сентября 1864 года. 14). Из статьи Н.А.Римского-Корсакова "Нижегородцы", опера Э.Направника: "СПб. Ведомости" от 3 января 1869 года. 15). Из статьи Ц.А.Кюи "Концерт в клубе художников в память А.С.Даргомыжского" СПб. Ведомости" от 1 апреля 1869 года. 16). Из статьи Ц.А.Кюи "Нечто о будущем русской оперы". "СПб. Ведомости" от 9 февраля 1873 года. 17). Из статьи Ц.А.Кюи "Новая и старая школа". "Новое время" от 23 ноября 1876 года. 18). Из статьи Ц.А.Кюи "Несколько слов о современных оперных формах". "Артист", 18889 года, сентябрь. 19). Из статьи Ц.А.Кюи "Русалка", опера А.С.Даргомыжского", "Музыкальное обозрение", 1888 года. октябрь. 20). Из "Летописи" Римского-Корсакова, глава VIII, 1067 - 1868 года. 21). Из статьи "Каменный гость" Пушкина и Даргомыжского". "СПб. Ведомости" от 28 марта 1868 года/.
Страница 1.3. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154762772368681 - /22). Из письма М.П.Мусоргского к Н.А.Римскому-Корсакову от 23 июля 1870 года. 23). Из статьи Ц.А.Кюи "Каменный гость" Пушкина и Даргомыжского". "СПб. Ведомости" от 24 февраля 1872 года. 24). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава XI, 1871 - 1873 годы. 25). Из письма М.А.Балакирева к В.В.Стасову от 3 июня 1863 года. 26). Из письма М.П.Мусоргского к М.А.Балакиреву от 10 июня 1863 года. 27). Из письма М.А.Балакирева к Н.А.Римскому-Корсакову от 14 декабря 1863 года. 28). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава VII, 1866 - 1867 годы. 29). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 18 апреля 1871 года. 30). Из статьи Ц.А.Кюи "Три картины из забракованной водевильным комитетом оперы Мусоргского "Борис Годунов". "СПб. Ведомости" от 9 февраля 1873 года/.
Страница 1.4. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154762958490921 - /31). Из письма Римского-Корсакова к П.И.Чайковскому от 1 октября 1875 года. 32). Из письма Римского-Корсакова к В.В.Ястребцеву от 23 июля 1895 года. 33). Из статьи Ц.А.Кюи "Наши две оперы - русская и итальянская". "Голос" от 27 сентября 1880 года. 34). Из статьи Ц.А.Кюи "Русская и иностранная опера". "Голос" от 15 июня 1881 года. 35). Из статьи Ц.А.Кюи "Музыкальная деятельность Мейсбера". "СПб Ведомости" от 5 мая 1864 года. 36). Из статьи Ц.А.Кюи "Галька", опера Станислава Монюшко". "СПб. Ведомости" от 13 февраля 1870 года. 37). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 23 ноября 1875 года. 38). Из статьи Ц.А.Кюи "Аида" Верди. "СПб.Ведомости" от 25 ноября 1875 года. 39). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава XXII. 1892 - 1893 годы/.
Страница 1.5. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154766926957865 - /40). Из письма М.П.Мусоргского к Римскому-Корсакову от 1867 года. 41). Из статьи Римского-Корсакова "Вагнер" и Даргомыжский". 42). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к А.Н.Римскому-Корсакову от 14 января 1903 года. 43). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к А.Н.Римскому-Корсакову от 11 января 1906 года. 44). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к В.В.Стасову от 5 июля 1906 года/.
РАЗДЕЛ II.
- "Не взирая на всю сплочённость свою, на всё своё единство мысли направления, "балакиревская партия"... никогда не представляла в своих музыкальных созданиях... Ни один не изменил своему характеру, своей коренной натуре, каждый постоянно шёл к новому совершенству и развитию по собственной дороге". /В.Стасов/.
Страница 2.1. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154769101966633 - /45). Из письма М.П.Мусоргского к Ц.А.Кюи от 15 августа 1868 года. 46). Из письма А.П.Бородина к Е.С.Бородиной от 25 сентября 1868 года. 47). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава IХ. 1868 - 1870 годы. 48). Из письма М.А.Балакирева к Ц.А.Кюи от 14 февраля 1894 года. 49). Из письма Римского-Корсакова к Е.М.Петровскому от 6 февраля 1904 года. 50). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава IХ. 1868 - 1870 годы. 51). Из письма М.П.Мусоргского к Ц.А.Кюи от 3 июля 1868 года. 52). Из письма М.П.Мусоргского к Л.И.Шестаковой от 30 июля 1868 года. 53). Из письма М.П.Мусоргского к Н.А.Римскому-Корсакову от 30 июля 1868 года. 54). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Никольскому от 15 августа 1868 года. 55). Из письма М.П.Мусоргского к Н.А.Римскому-Корсакову от 15 августа 1868 года. 56). Из письма А.П.Бородина к Е.С.Бородиной от 25 сентября 1868 года. 57). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 2 января 1873 года. 58). Из письма М.П.Мусоргского к А.А.Голенищеву-Кутузову от 15 августа 1877 года. 59). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава VIII. 1867 - 1868 годы. 60). Из письма А.П.Бородина к Е.С.Бородиной от 25 сентября 1868 года. 61). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к М.А.Балакиреву от 27 июля 1869 года. 62). Из письма М.П.Мусоргского к А.Н.Пургольд от 18 июня 1870 года. 63). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к В.В.Стасову от 29 июня 1870 года. 64). Из письма М.П.Мусоргского к Н.А.Римскому-Корсакову от 23 июля 1870 года. 65). Письмо Мусоргского к Н.А.Римскому-Корсакову от 27 марта 1871 года/.
Страница 2.2. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154771636112681 - /66). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава ХI. 1871 - 1873 годы. 67). Из письма А.П.Бородина к Е.С.Бородиной от 24-25 октября 1871 года. 68). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава ХI. 1871 - 1873 годы. 69). Из статьи Ц.А.Кюи "Псковитянка", опера Римского-Корсакова". "СПб. Ведомости" от 9 января 1873 года. 70). Из письма М.А.Балакирева к Н.А.Римскому-Корсакову от 10 октября 1876 года. 71). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава ХIII. 1875 - 1876 годы. 72). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава ХVIII. 1881 - 1882 годы. 73). Из статьи Ц.А.Кюи "Юбилейный концерт Бесплатной музыкальной школы". "Музыкальное обозрение" от 19 марта 1887 года. 74). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава ХХI. 1888 - 1892 годы/.
Страница 2.3. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154775279848745 - /75). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава IХ. 1868 - 1870 годы. 76). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 10 августа 1871 года. 77). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 11 сентября 1871 года. 78). Из письма А.П.Бородина к Е.С.Бородиной от 20 сентября 1871 года. 79). Из письма А.П.Бородина к Е.С.Бородиной от 21 сентября 1871 года. 80). Из письма А.П.Бородина к Е.С.Бородиной от 12 ноября 1871 года. 81). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава ХI. 1871 - 1873 годы. 82). Из статьи Ц.А.Цюи "Три картины из забракованной водевильным комитетом оперы Мусоргского "Борис Годунов". "СПб. Ведомости" от 9 февраля 1873 года. 83). Посвящение М.П.Мусоргского для издания клавира "Бориса Годунова". 84). Из критического этюда Ц.А.Кюи "М.П.Мусоргский". "Голос" от 8 апреля 1881 года/.
Страница 2.4. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154780766915881 - /85). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава ХIV. 1876 - 1877 годы. 86). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава ХV. 1877 - 1879 годы. 87). Из статьи Ц.А.Кюи "Майская ночь", волшебно-комическая опера Н.А.Римского-Корсакова. "Артист", 1894 года, октябрь. Дополнительно по теме: "Н.В.Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки". Иллюстрации К.О.Брожа, А.А.Чикина, М.Т.Михайлова и др. Москва, 1907 год". /.
Страница 2.5. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154784279055657 - /88). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 13 июля 1872 года. 89). Письмо М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 15 июля 1872 года. 90). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 29 сентября 1872 года. 91). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 2 января 1873 года. 92). Из письма М.П.Мусоргского к П.С.Стасовой от 23 июля 1873 года. 93). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 23 июля 1873 года. 94). Из письма М.П.Мусоргского к П.С.Стасовой от 26 июля 1873 года. 95). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 2 августа 1873 года. 96). Из письма М.П.Мусоргского к Н.В.Стасовой от 2 августа 1873 года. 97). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 6 августа 1873 года. 98). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 6 сентября 1873 года. 99). Из письма М.П.Мусоргского к Л.И.Кармалиной от 5 декабря 1873 года. 100). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава ХII. 1873 - 1875 годы/.
Страница 2.6. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154787168144681 - /101). Из письма М.П.Мусоргского к Л.И.Кармалиной от 23 июля 1874 года. 102). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 7 августа 1875 года. 103). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 29/30 декабря 1875 года. 104). Письмо М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 15 июня 1876 года. 105). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 16 августа 1876 года. 106). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава ХII. 1873 - 1875 годы. 107). Из письма М.П.Мусоргского к Л.И.Кармалиной от 23 июля 1874 года. 108). Из письма М.П.Мусоргского к Л.И.Шестаковой от 31 августа 1876 года. 109). Из письма М.П.Мусоргского к А.А.Голенищеву-Кутузову от 15 августа 1877 года. 110). Из письма М.П.Мусоргского к А.А.Голенищеву-Кутузову от 10 ноября 1877 года. 111). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 10 сентября 1879 года/.
Страница 2.7. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154787814591785 - /112). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава ХVI. 1879 - 1880 годы. 113). Письмо Н.А.Римского-Корсакова к А.Н.Островскому от 26 октября 1880 года. 114). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава XVII, 1880 - 1881 годы. 115). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к М.А.Балакиреву, понедельник, осень 1880 года. 116). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к Н.Н.Римской-Корсаковой от 6 июня 1881 года. 117). Из письма А.П.Бородина к Н.А.Римскому-Корсакову от 16 апреля 1882 года. 118). Из статьи Кюи "Снегурочка", весенняя сказка Римского-Корсакова". "Новости и биржевая газета" от 19 марта 1898 года/.
Страница 2.8. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154791271943465 - /119). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава VIII, 1867 - 1868 годы. 120). Письмо А.П.Бородина к В.С.Стасову от 20 апреля 1869 года. 121). Из письма А.П.Бородина к Е.С.Бородиной от 4 марта 1870 года. 122). Из письма М.П.Мусоргского к А.А.Голенищеву-Кутузову от сентября 1875 года. 123). Из письма А.П.Бородина к Л.И.Кармалиной от 1 июня 1876 года. 124). Из письма А.П.Бородина к Н.А.Римскому-Корсакову от 4 августа 1879 года. 125). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к А.П.Бородину от 10 августа 1879 года. 126). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к С.Н.Кругликову от 8 апреля 1885 года. 127). Из статьи Ц.А.Кюи "Юбилейный концерт Бесплатной музыкальной школы". "Музыкальное обозрение" от 19 марта 1887 года. 128). Из статьи Ц.А.Кюи "Первый русский симфонический концерт". "Гражданин" от 4 августа 1887 года/.
РАЗДЕЛ III:
- "Великая слава, слава ему, честь! Таких людей мало на свете, таких друзей, таких художников. Если бы не он, два русские крупнейшие создания, "Хованщина" и "Игорь", так бы, бог знает, сколько лет лежали бы у моря ждали погоды, и эта погода никогда бы, пожалуй, и не пришла". /В.Стасов/.
Страница 3.1. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154798773259561 - /129). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава ХVIII. 1881 - 1882 годы. 130). Предисловие Н.А.Римского-Корсакова к клавиру оперы "Борис Годунов". Издание В.Бесселя, 1896 года. 131). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к С.Н.Кругликову от 9 января 1897 года. 132). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к С.Н.Кругликову от 16 января 1897 года. 133). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава ХХVIII. 1901 - 1905 годы. 134). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к Е.М.Петровскому от 6 февраля 1904 года. 135). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава ХХVIII. 1905 - 1906 годы. 136). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава ХVIII. 1881 - 1882 годы. 137). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к В.В.Стасову от 18 июня 1882 года. 138). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к С.Н.Кругликову от 1 июля 1882 года. 139). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава ХХVIII. 1881 - 1882 годы. 140). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к В.В.Стасову от 2 июля 1882 года. 141). Из предисловия Н.А.Римского-Корсакова к клавиру "Хованщины" изд. В.Бесселя, 1883 года. 142). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к С.Н.Кругликову от 14 апреля 1883 года. 143). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХ, 1886 - 1888 годы. 144). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХI, 1888 - 1892 годы. Дополнительно: "Князь Игорь" Бородина и Римского-Корсакова. Текст научной статьи по специальности "Искусствоведение", автор - Булычева Анна Валентиновна/.
Страница 3.2. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154801180855593 - /145). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХI, 1888 - 1892 годы. 146). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХI, 1892 - 1893 годы. 147). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХIII, 1893 - 1895 годы. 148). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к В.В.Стасову от 4 июля 1894 года. 149). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХIII, 1893 - 1895 годы. 150). Из предисловия Н.А.Римского-Корсакова к клавиру оперы "Ночь перед рождеством", изд. М.П.Беляева, 1895 года. 151). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХIII, 1893 - 1895 годы/.
Страница 3.3. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154806138391849 - /152). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХIII, 1893 - 1895 годы. 153). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к В.В.Ястребцеву от 5 июля 1895 года. 154). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к А.К.Лядову от 18 июля 1895 года. 155). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к В.В.Ястребцеву от 19 июля 1895 года. 156). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к А.К.Лядову от 26 июля 1895 года. 157). Предисловие Н.А.Римского-Корсакова к клавиру оперы "Садко". Изд. М.П.Беляева, 1896 года. 158). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к С.Н.Кругликову от 16 февраля 1897 года. 159). Из статьи Ц.А.Кюи "Садко", опера-былина Римского-Корсакова. "Новости и биржевая газета" от 6 марта 1898 года. Дополнительно: - "Садко". Русская народная былина. Студия "Диафильм" Госкино СССР, 1963 год/.
Страница 3.4. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154807432465705 - /60). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХIV, 1895 - 1897 годы. - 161). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к В.И.Бельскому, 1898 года. - 162). Из статьи Ц.А.Кюи "Моцарт и Сальери" А.С.Пушкина и Н.А.Римского-Корсакова". "Новости и биржевая газета" от 12 марта 1899 года. Дополнительно: "Моцарт и Сальери", автор - А.С.Пушкин, осень 1830 года, в Болдине/.
Страница 3.5. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154809501830441 - /163). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХV, 1897 - 1899 годы. 164). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к С.Н.Кругликову от 17 февраля 1897 года. 165). Из письма-стихотворенья Н.А.Римского-Корсакова к В.И.Бельскому летом 1898 года. Дополнительно: "Каменный гость", автор - А.С.Пушкин, 1830 года. 166). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к В.И.Бельскому от 20 августа 1898 года. 167). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к С.И.Мамонтову от 12 мая 1899 года. 168). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к Н.Н.Римской-Корсаковой от половины октября 1899 года. 169). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к Н.И.Забеле-Врубель от 14 ноября 1899 года. 170). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к Н.Н.Римской-Корсаковой от середины октября 1900 года. 171). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к А.Н.Римскому-Корсакову от 28 октября 1901 года/.
Страница 3.6. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154812117962025 - /172). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХV, 1897 - 1899 годы. 173). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к Н.Н.Римской-Корсаковой от 15 октября 1900 года. Дополнительно: "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди", автор - А.С.Пушкин, 1831 года/.
Страница 3.7. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154813819800873 - /174). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХVI, 1899 - 1901 годы. 175). Из предисловия Н.А.Римского-Корсакова к клавиру оперы "Сервилия", Изд. В.В.Бесселя, 1902 года. 176). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХVII, 1901 - 1905 годы. 177). Из предисловия Н.А.Римского-Корсакова к клавиру оперы "Кащей", Изд. В.В.Бесселя, 1902 года. 178). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к М.М.Ипполитову-Иванову от 16/29 июня 1902 года. 179). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХVIII, 1905 - 1906 годы. 180). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХVI, 1899 - 1901 годы.181). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к С.Н.Кругликову от 9 марта 1908 года. 182). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к С.Н.Кругликову от 31 августа 1907 года/.
1). Бородин А.П. "Музыкально-критические статьи", "Музгиз", М., 1951 года.
2). "Из неизданной переписки Н.А.Римского-Корсакова. Два письма к А.П.Бородину", "Русская музыкальная газета", 1909 год, № 22 - 23.
3). "Из переписки Н.А.Римского-Корсакова. Письма Н.А.Римского-Корсакова к С.Н.Кругликову". "Советская музыка", 1948 года, №4.
4). Киселев В. - "А.Н.Островский и Н.А.Римский-Корсаков, сборник "А.Н.Островский и русские композиооры", изд."Искусство", М.-Л., 1937 гоод (по этой публикации цит. письмо Н.А.Римского-Корсакова к А.Н.Островскому от 26 октября 1880 года.
5). Кюи Ц.А. "Избранные статьи", "Музгиз", Л., 1952 года.
7). Мусоргский М.П. "Избранные письма под редакцией М.С.Пекелиса, Музгиз, М., 1953 года.
8). Мусоргский М.П. "Письма и документы под редакцией А.Н.Римского-Корсакова", "Музгиз", М., 1932 год.
9). "Неизданные письма" М.А.Балакирева к Ц.А.Кюи "Советская музыка", 1937 год, №1.
10). "Переписка М.А.Балакирева и В.В.Стасова", "Музгиз", 1935 год.
11). "Переписка М.А.Балакирева и Н.А.Римского-Корсакова", "Музыкальный современник", 1916 года, кн. I (сентябрь), III (ноябрь), VI (февраль), VII (март).
12). "Переписка Н.А.Римского-Корсакова с Ан.К.Лядовым "Музыкальный современник", 1916 года, кн VII (март).
13). "Переписка П.И.Чайковского и Н.А.Римского-Корсакова "Советская музыка", 1945 года, сб. III.
14). "Письма А.П.Бородина, с предисловием и примечаниями С.А.Дианина", выпуск I, "Госиздат". "Музсектор", М., 1928 года; выпуск II "Музгиз". М., 1936 года; выпуск III, "Музгиз", М.-Л., 1949 года.
15). "Письма В.В.Стасова и Н.А.Римского-Корсакова с предисловием и примечаниями Вл.Каренина". "Русская мысль", 1910 год, книга VI, VIII, IX.
16). "Римский-Корсаков А.Н. "Жизнь и творчество Н.А.Римского-Корсакова". Выпуск II, "Музгиз", М., 1935 года (письма к Н.Н.Римской-Корсаковой, написанные в октябре 1899 года и в октябре 1900 года и к А.Н.Римскому-Корсакову от 28 октября 1901 года), выпуск III, М., 1936 года (письма к С.Н.Кругликову от 1 апреля 1882 года, 14 апреля 1883 года и 8 апреля 1885 года) и выпуск IV, М., 1937 года (письма к В.В.Ястребцеву от 5, 19 и 23 июля 1895 года к С.Н.Кругликову от 9 января, 16 и 17 февраля 1897 года, к В.И.Бельскому два письма - от 1898 года и от 20 августа 1898 года, к С.И.Мамонтову от 12 мая 1899 года, к Н.И.Забеле-Врубель от 14 ноября 1899 года, к Н.Н.Римской-Корсаковой от 15 октября 1900 года).
18). Римский-Корсаков Н.А. "Летопись моей музыкальной жизни", "Музгиз", М., 1955 года.
19). Римский-Корсаков Н.А. "Музыкальное наследство. Исследования, материалы, письма", том II, изд. "М.П.Беляева", 1895 года (Предисловие Н.А.Римского-Корсакова).
20). Римский-Корсаков Н.А. "Письма о Вагнере". "Музыка", 1913 года, №133 цитируются письма к А.Н.Римскому-Корсакову от 14 января 1903 года и 11 января 1906 года.
21). Римский-Корсаков Н.А. "Письма к Е.М.Петровскому "Советская музыка", 1952 года, №12.
Концептуальная эстетика в палитре творчества
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ".
Подборка.
"Избранные отрывки из писем, воспоминаний и критических статей".
"Русская классическая музыкальная критика".
"Русская опера".
Оцифровано в 2022 году.
Предлагаю ознакомиться с мнениями и мыслями создателей "классической русской оперы", в процессе создания тех или иных произведений. Подборка статей составлена по дошедшим до нашего времени архивным материалам.
Кюи выступил в 60-х годах ХIХ века с "Ратклифом" - "оперой", имевшей большое историческое значение, но не выдержавший испытания временем; автор многих "опер", он не сказал после "Ратклифа" нового слова и роль его в отношении "русской оперы" ограничилась, г.о., деятельностью "музыкального критика". Балакирев не создал ни 1-го "оперного произведения, но верный последователь Глинки, продолжатель его традиций в "русской музыке" многое сделал в отношении пропаганды глинкинских "опер": он организовал 1-е исполнение "Руслана и Людмилы" в Праге и возобновил там постановку "Ивана Сусанина". Под его редакцией в содружестве с Н.А.Римским-Корсаковым и А.К.Лядовым было предпринято издание партитур обеих опер Глинки. Т.о., Кюи и Балакирев не вписали новых страниц в историю "русского оперного искусства. Новый период в "русской оперной классики" открыли : Мусоргский, Бородин и Римский-Корсаков, создавшие подлинные шедевры "оперного искусства". "Критико-эстетическое наследие кучкинистов" разнообразно - если Кюи был "музыкальным рецензентом по профессии (его "оперу" принадлежит около 800-т статей), если Бородин и Римский-Корсаков гораздо меньше, но всё же выступали в периодической печати, то о критических взглядах Мусоргского и Балакирева можно судить исключительно по переписке"*(*1). Но независимо от того, где и в какой форме высказывались мысли об "опере", об отдельных вопросах "оперной драматургии", глубину и содержательность их трудно переоценить. Собранные воедино высказывания "композиторов "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" об "опере" раскрывают цельную и последовательную систему "эстетических воззрений", которыми "классики русской музыки" руководствовались в своём "творчестве".
*(*1). - Лишь письмо Мусоргского к Федорову от 5 мая 1875 года является официальным отзывом об опере Кюи "Анджело". "Советская музыка", 1954 года, №9/.
Говоря о "русской музыкальной критике и "эстетике" XIX века, нельзя умолчать о спорности и известной противоречивости отдельных суждений русских музыкантов" (например: в оценках "зарубежных оперных образцов", "творческих опытов" Серова и даже "опер" Чайковского). Именно эта острота, подчас дискуссионность и способствовали наиболее полному и чёткому выявлению "эстетических принципов", "индивидуального склада в творческом методе", "эстетических симпатий и антипатий", отличающих "композиторов-классиков". Сейчас нам ясны и общность "идейных позиций" и та великая роль, которая принадлежала "композиторов "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" - "в борьбе за "русскую музыкальную культуру". "Круг проблем нашедших отражение в оперной эстетике занимает разработка реалистических и народных основ русской оперы". Проблема "оперного реализма" связана с обширным кругом вопросов, как "обще-эстетических", так и "специфически-музыкальных". К 1-й группе принадлежат вопросы выбора: "темы", "сюжета", "образа героя". Ко-2-й группе относятся вопросы о "драматическом содержании" и его "музыкальном воплощении", о "соотношении музыки и сценического действия", о "взаимосвязи между мелодией и словом". В "критическом наследии" - "композиторов "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" всё это нашло отражение.
Сблизить "оперное искусство с жизнью", правдиво "воссоздать картины народной жизни, внутренний мир человеческих чувств" - вот задачи, которые ставили перед собой в творчестве "композиторы "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" и которые получили глубокое им всестороннее освещение в высказываниях. "Внутренняя содержательность", "демократическая сущность" - "русской оперы" подчёркивается в "критических статьях" Кюи. Об "огромной любви к народу", о "стремлении правдиво воплотить его образ в своих операх" говорят письма Мусоргского. О "внимательном в любовном отношении к народной жизни" рассказывают письма и "Летопись" Н.А.Римского-Корсакова. "Упорный труд", "кропотливые изыскания "русских композиторов" в связи с созданием ими "опер" на исторические сюжеты", также широко освещён, г.о. в письмах. В этом отношении страницы посвящённые работе Мусоргского над "Борисом Годуновым" и "Хованщиной", Бородина над "Князем Игорем", составляют интереснейшие и "поучительные места в их эпистолярном наследии". Стремление к "правде", "реализму" - воплотились в большой и тщательной "работе над музыкальным языком оперы". Часто и охотно "композиторов "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" пишут о том, как чутко "вслушивались они в интонации человеческой речи, голоса Природы, когда создавали свои оперные образы и темы". Многие страницы писем и статей раскрывают "эволюцию эстетических взглядов русских классиков на методы отражения действительности специфическими оперными средствами", рассказывают о "творческих попытках кучкистов создавать речитативную оперу", о "последующей их собственной критике своих попыток", об "утверждении всего богатства форм оперно-вокального письма". Если Чайковский сразу же встал на путь отрицания такого явления, как "Каменный гость", то "кучкисты" отдали дань традициям оперы" Даргомыжского: Мусоргский "сочинением речитативной оперы" - "Женитьба"; Римский-Корсаков - "оперы "Моцарт и Сальери". Но период работы над "речитативной оперой" оказался для них лишь этапом "исканий правдивых музыкально-выразительных средств", получившим свою "критическую оценку" и нашедшим своё завершение.
Среди "композиторов "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" в вопросе оценки "речитативной оперы" особняком стоит Ц.А.Кюи. Если в результате своей работы над "Женитьбой" М.П.Мусоргский назвал её "этюдом камерной пробы", если Н.А.Римский-Корсаков, создав "Моцарта и Сальери", воскликнул: - "Довольно "Каменного гостя! Надо и музыки", то Кюи так и не преодолел известной ограниченности в этом вопросе и до последних лет своей жизни утверждал решающее значение для развития русской оперы" тех путей, которые указал Даргомыжский в "Каменном госте". Разумеется, в данной подборке невозможно всесторонне представить высказывания "композиторов "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" об "опере". Содержание её составили "избранные отрывки из писем, воспоминаний, статей, принадлежащих кучкистам", в этих отрывках освещается г.о., их "собственная творческая работа" и та "атмосфера взаимной помощи", которая составляет отличительную черту этого замечательного кружка. Лишь частично вошли в настоящую подборку "материалы, отражающие борьбу, неустанно ведущуюся композиторами против косности и рутины, царившей в театральных дирекциях, в реакционных кругах музыкальной критики и некоторой части публики". И вовсе не представлены "материалы, характеризующие взаимоотношения "композиторов "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" с "исполнителями" - роль "исполнителей" в "творческой жизни композиторов", иногда даже своего рода "участие" в создании "оперных произведений", очень значительна (вспомним хотя бы о влиянии Н.И.Забелы на создание любимых "женских образов в операх" Римского-Корсакова). "Материалы", отражающие эту тему, чрезвычайно обширны и интересны, но они могут составить содержание самостоятельного издания. Почти не освещена "исполнительная деятельность "кучкистов" в той части, где она соприкасается с "русской оперой". Условия продвижения "русских опер" на сцену были не лёгкими; в результате "цензурных преград", "невежественных купюр" - "оперы в театральных постановках" зачастую "представлены перед слушателем далеко не в том виде, как они были задуманы самим авторами". "Русские композиторы", выступая в качестве "дирижёров" включали в свои программы номера из "русских классических опер", снятых с репертуара" или же номера, "выброшенные в театральных постановках". Вопросы "пропаганды "русской классической оперы" в "концертах" также могли бы стать предметом специального тематического сборника.
В подборке ограниченно в смысле количества "материалов" представлен вопрос об "оценке "композиторами "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" - "западно-европейских опер". Выше говорилось, что именно эти оценки были подчас противоречивыми, спорными, подчас неверными - давать их в виде подбора цитат нецелесообразно, т.к. каждая из них потребовала бы очень пространных комментариев. Необходимость в специальной работе на данную тему давно назрела, тем более, что в ряде вышедших брошюр и статей тема освещена односторонне, а "высказывания русских композиторов подобраны так, что создаётся впечатление, буд-то они не умели ценить искусство других народов и страдали национальной ограниченностью"; об острых и спорных моментах в "воззрениях классиков русской музыки" совсем не говорится. В данной подборке представлены прежде всего высказывания "композиторов "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" о "собственном творчестве". "Критика "опер": Глинки, Даргомыжского, Серова, Чайковского дана лишь в той части, в которой она характеризует "оперные вкусы" и "музыкально-эстетические принципы" самих "кучкистов". Материал располагается по 3-м разделам:
1). В 1-м разделе сосредоточены высказывания об "операх": Глинки, Даргомыжского, Серова, оценки некоторых "опер" современных им "западно-европейских композиторов", а также суждения "кучкинистов" об "оперном жанре" как таковом.
2). Во 2-м разделе - основном разделе подборки - посвящён "творческой истории опер", написанных "композиторами "МОГУЧЕЙ КУЧКИ", до 1887 года (год смерти А.П.Бородина)
3). В 3-м разделе - освещается "редакторская деятельность" Римского-Корсакова, которму мы обязаны тем, что на "оперной сцене" зазвучали 2 шедевра: "Князь Игорь" и "Хованщина". После смерти своих близких друзей-соратников - Мусогского и Бородина - Корсаков "с бескорыстной преданностью истинного друга и художника-гражданина взялся за редактирование их незавершённых опер". Можно не во всём соглашаться с характером редакторской правки Римского-Корсакова, но невозможно не воздать ему должное за его подлинно героический труд. В этом же разделе представлена история "оперного творчества" самого Римского-Корсакова после 1887 года.
Материал внутри каждого раздела расположен в хронологической последовательности. Текст читается по новой орфографии и пунктуации. Места сокращений отмечены многоточиями.
- /"Передвижники" и "Могучая кучка". Диафильм в 2-х частях, 1984 год/.
- "Это сообщество молодых талантливых людей брало себе исходной точкой Глинку и Даргомыжского... Глубоко преклоняюсь... перед всем, что есть действительно великого в созданиях старых и новых композиторов, они отказались от многого, что давно и везде считалось неоспоримо превосходным..."
/В.Стасов/.
Страница 1.1. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154755290123561
- /1). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава II, 1856 - 1861 годы. 2). Из письма М.А.Балакирева к В.В.Стасову от 19 февраля 1861 года. 3). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к М.А.Балакиреву от 18 мая 1863 года. 4). Из статьи Ц.И.Кюи "Первое и второе представления "Руслана и Людмилы". "СПб. Ведомости" от 16 сентября 1864 года. 5). Из письма М.А.Балакирева к Н.А.Римскому-Корсакову от 5 января 1867 года. 6). Из рецензии А.П.Бородина "СПб. Ведомости" от 11 декабря 1868 года. 7).Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава XIII, 1875 - 1876 годы. 8). Письмо А.Н.Римского-Корсакова к М.А.Балакиреву, 1876 - 1877 годы. 9). Из письма М.А.Балакирева к Н.А.Римскому-Корсакову от 7 декабря 1877 года. 10). Из письма А.П.Бородина к Л.И.Шестаковой от 2 января 1879 года. 11). Из статьи Ц.А.Кюи "Руслан и Людмила" М.И.Глинки"; "Музыкальное обозрение" от 9 октября 1886 года/.
Страница 1.2. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154758284135721
- /12). Из письма М.А.Балакирева к Н.А.Римскому-Корсакову от 14 декабря 1863 года. 13). Из статьи Ц.А.Кюи "Оперный сезон в Петербурге"; "СПб. Ведомости" от 3 сентября 1864 года. 14). Из статьи Н.А.Римского-Корсакова "Нижегородцы", опера Э.Направника: "СПб. Ведомости" от 3 января 1869 года. 15). Из статьи Ц.А.Кюи "Концерт в клубе художников в память А.С.Даргомыжского" СПб. Ведомости" от 1 апреля 1869 года. 16). Из статьи Ц.А.Кюи "Нечто о будущем русской оперы". "СПб. Ведомости" от 9 февраля 1873 года. 17). Из статьи Ц.А.Кюи "Новая и старая школа". "Новое время" от 23 ноября 1876 года. 18). Из статьи Ц.А.Кюи "Несколько слов о современных оперных формах". "Артист", 18889 года, сентябрь. 19). Из статьи Ц.А.Кюи "Русалка", опера А.С.Даргомыжского", "Музыкальное обозрение", 1888 года. октябрь. 20). Из "Летописи" Римского-Корсакова, глава VIII, 1067 - 1868 года. 21). Из статьи "Каменный гость" Пушкина и Даргомыжского". "СПб. Ведомости" от 28 марта 1868 года/.
Страница 1.3. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154762772368681
- /22). Из письма М.П.Мусоргского к Н.А.Римскому-Корсакову от 23 июля 1870 года. 23). Из статьи Ц.А.Кюи "Каменный гость" Пушкина и Даргомыжского". "СПб. Ведомости" от 24 февраля 1872 года. 24). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава XI, 1871 - 1873 годы. 25). Из письма М.А.Балакирева к В.В.Стасову от 3 июня 1863 года. 26). Из письма М.П.Мусоргского к М.А.Балакиреву от 10 июня 1863 года. 27). Из письма М.А.Балакирева к Н.А.Римскому-Корсакову от 14 декабря 1863 года. 28). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава VII, 1866 - 1867 годы. 29). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 18 апреля 1871 года. 30). Из статьи Ц.А.Кюи "Три картины из забракованной водевильным комитетом оперы Мусоргского "Борис Годунов". "СПб. Ведомости" от 9 февраля 1873 года/.
Страница 1.4. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154762958490921
- /31). Из письма Римского-Корсакова к П.И.Чайковскому от 1 октября 1875 года. 32). Из письма Римского-Корсакова к В.В.Ястребцеву от 23 июля 1895 года. 33). Из статьи Ц.А.Кюи "Наши две оперы - русская и итальянская". "Голос" от 27 сентября 1880 года. 34). Из статьи Ц.А.Кюи "Русская и иностранная опера". "Голос" от 15 июня 1881 года. 35). Из статьи Ц.А.Кюи "Музыкальная деятельность Мейсбера". "СПб Ведомости" от 5 мая 1864 года. 36). Из статьи Ц.А.Кюи "Галька", опера Станислава Монюшко". "СПб. Ведомости" от 13 февраля 1870 года. 37). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 23 ноября 1875 года. 38). Из статьи Ц.А.Кюи "Аида" Верди. "СПб.Ведомости" от 25 ноября 1875 года. 39). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава XXII. 1892 - 1893 годы/.
Страница 1.5. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154766926957865
- /40). Из письма М.П.Мусоргского к Римскому-Корсакову от 1867 года. 41). Из статьи Римского-Корсакова "Вагнер" и Даргомыжский". 42). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к А.Н.Римскому-Корсакову от 14 января 1903 года. 43). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к А.Н.Римскому-Корсакову от 11 января 1906 года. 44). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к В.В.Стасову от 5 июля 1906 года/.
- "Не взирая на всю сплочённость свою, на всё своё единство мысли направления, "балакиревская партия"... никогда не представляла в своих музыкальных созданиях... Ни один не изменил своему характеру, своей коренной натуре, каждый постоянно шёл к новому совершенству и развитию по собственной дороге".
/В.Стасов/.
Страница 2.1. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154769101966633
- /45). Из письма М.П.Мусоргского к Ц.А.Кюи от 15 августа 1868 года. 46). Из письма А.П.Бородина к Е.С.Бородиной от 25 сентября 1868 года. 47). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава IХ. 1868 - 1870 годы. 48). Из письма М.А.Балакирева к Ц.А.Кюи от 14 февраля 1894 года. 49). Из письма Римского-Корсакова к Е.М.Петровскому от 6 февраля 1904 года. 50). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава IХ. 1868 - 1870 годы. 51). Из письма М.П.Мусоргского к Ц.А.Кюи от 3 июля 1868 года. 52). Из письма М.П.Мусоргского к Л.И.Шестаковой от 30 июля 1868 года. 53). Из письма М.П.Мусоргского к Н.А.Римскому-Корсакову от 30 июля 1868 года. 54). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Никольскому от 15 августа 1868 года. 55). Из письма М.П.Мусоргского к Н.А.Римскому-Корсакову от 15 августа 1868 года. 56). Из письма А.П.Бородина к Е.С.Бородиной от 25 сентября 1868 года. 57). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 2 января 1873 года. 58). Из письма М.П.Мусоргского к А.А.Голенищеву-Кутузову от 15 августа 1877 года. 59). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава VIII. 1867 - 1868 годы. 60). Из письма А.П.Бородина к Е.С.Бородиной от 25 сентября 1868 года. 61). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к М.А.Балакиреву от 27 июля 1869 года. 62). Из письма М.П.Мусоргского к А.Н.Пургольд от 18 июня 1870 года. 63). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к В.В.Стасову от 29 июня 1870 года. 64). Из письма М.П.Мусоргского к Н.А.Римскому-Корсакову от 23 июля 1870 года. 65). Письмо Мусоргского к Н.А.Римскому-Корсакову от 27 марта 1871 года/.
Страница 2.2. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154771636112681
- /66). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава ХI. 1871 - 1873 годы. 67). Из письма А.П.Бородина к Е.С.Бородиной от 24-25 октября 1871 года. 68). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава ХI. 1871 - 1873 годы. 69). Из статьи Ц.А.Кюи "Псковитянка", опера Римского-Корсакова". "СПб. Ведомости" от 9 января 1873 года. 70). Из письма М.А.Балакирева к Н.А.Римскому-Корсакову от 10 октября 1876 года. 71). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава ХIII. 1875 - 1876 годы. 72). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава ХVIII. 1881 - 1882 годы. 73). Из статьи Ц.А.Кюи "Юбилейный концерт Бесплатной музыкальной школы". "Музыкальное обозрение" от 19 марта 1887 года. 74). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава ХХI. 1888 - 1892 годы/.
Страница 2.3. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154775279848745
- /75). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава IХ. 1868 - 1870 годы. 76). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 10 августа 1871 года. 77). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 11 сентября 1871 года. 78). Из письма А.П.Бородина к Е.С.Бородиной от 20 сентября 1871 года. 79). Из письма А.П.Бородина к Е.С.Бородиной от 21 сентября 1871 года. 80). Из письма А.П.Бородина к Е.С.Бородиной от 12 ноября 1871 года. 81). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава ХI. 1871 - 1873 годы. 82). Из статьи Ц.А.Цюи "Три картины из забракованной водевильным комитетом оперы Мусоргского "Борис Годунов". "СПб. Ведомости" от 9 февраля 1873 года. 83). Посвящение М.П.Мусоргского для издания клавира "Бориса Годунова". 84). Из критического этюда Ц.А.Кюи "М.П.Мусоргский". "Голос" от 8 апреля 1881 года/.
Страница 2.4. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154780766915881
- /85). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава ХIV. 1876 - 1877 годы. 86). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава ХV. 1877 - 1879 годы. 87). Из статьи Ц.А.Кюи "Майская ночь", волшебно-комическая опера Н.А.Римского-Корсакова. "Артист", 1894 года, октябрь. Дополнительно по теме: "Н.В.Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки". Иллюстрации К.О.Брожа, А.А.Чикина, М.Т.Михайлова и др. Москва, 1907 год". /.
Страница 2.5. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154784279055657
- /88). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 13 июля 1872 года. 89). Письмо М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 15 июля 1872 года. 90). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 29 сентября 1872 года. 91). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 2 января 1873 года. 92). Из письма М.П.Мусоргского к П.С.Стасовой от 23 июля 1873 года. 93). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 23 июля 1873 года. 94). Из письма М.П.Мусоргского к П.С.Стасовой от 26 июля 1873 года. 95). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 2 августа 1873 года. 96). Из письма М.П.Мусоргского к Н.В.Стасовой от 2 августа 1873 года. 97). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 6 августа 1873 года. 98). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 6 сентября 1873 года. 99). Из письма М.П.Мусоргского к Л.И.Кармалиной от 5 декабря 1873 года. 100). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава ХII. 1873 - 1875 годы/.
Страница 2.6. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154787168144681
- /101). Из письма М.П.Мусоргского к Л.И.Кармалиной от 23 июля 1874 года. 102). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 7 августа 1875 года. 103). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 29/30 декабря 1875 года. 104). Письмо М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 15 июня 1876 года. 105). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 16 августа 1876 года. 106). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава ХII. 1873 - 1875 годы. 107). Из письма М.П.Мусоргского к Л.И.Кармалиной от 23 июля 1874 года. 108). Из письма М.П.Мусоргского к Л.И.Шестаковой от 31 августа 1876 года. 109). Из письма М.П.Мусоргского к А.А.Голенищеву-Кутузову от 15 августа 1877 года. 110). Из письма М.П.Мусоргского к А.А.Голенищеву-Кутузову от 10 ноября 1877 года. 111). Из письма М.П.Мусоргского к В.В.Стасову от 10 сентября 1879 года/.
Страница 2.7. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154787814591785
- /112). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава ХVI. 1879 - 1880 годы. 113). Письмо Н.А.Римского-Корсакова к А.Н.Островскому от 26 октября 1880 года. 114). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава XVII, 1880 - 1881 годы. 115). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к М.А.Балакиреву, понедельник, осень 1880 года. 116). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к Н.Н.Римской-Корсаковой от 6 июня 1881 года. 117). Из письма А.П.Бородина к Н.А.Римскому-Корсакову от 16 апреля 1882 года. 118). Из статьи Кюи "Снегурочка", весенняя сказка Римского-Корсакова". "Новости и биржевая газета" от 19 марта 1898 года/.
Страница 2.8. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154791271943465
- /119). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава VIII, 1867 - 1868 годы. 120). Письмо А.П.Бородина к В.С.Стасову от 20 апреля 1869 года. 121). Из письма А.П.Бородина к Е.С.Бородиной от 4 марта 1870 года. 122). Из письма М.П.Мусоргского к А.А.Голенищеву-Кутузову от сентября 1875 года. 123). Из письма А.П.Бородина к Л.И.Кармалиной от 1 июня 1876 года. 124). Из письма А.П.Бородина к Н.А.Римскому-Корсакову от 4 августа 1879 года. 125). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к А.П.Бородину от 10 августа 1879 года. 126). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к С.Н.Кругликову от 8 апреля 1885 года. 127). Из статьи Ц.А.Кюи "Юбилейный концерт Бесплатной музыкальной школы". "Музыкальное обозрение" от 19 марта 1887 года. 128). Из статьи Ц.А.Кюи "Первый русский симфонический концерт". "Гражданин" от 4 августа 1887 года/.
- "Великая слава, слава ему, честь! Таких людей мало на свете, таких друзей, таких художников. Если бы не он, два русские крупнейшие создания, "Хованщина" и "Игорь", так бы, бог знает, сколько лет лежали бы у моря ждали погоды, и эта погода никогда бы, пожалуй, и не пришла".
/В.Стасов/.
Страница 3.1. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154798773259561
- /129). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава ХVIII. 1881 - 1882 годы. 130). Предисловие Н.А.Римского-Корсакова к клавиру оперы "Борис Годунов". Издание В.Бесселя, 1896 года. 131). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к С.Н.Кругликову от 9 января 1897 года. 132). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к С.Н.Кругликову от 16 января 1897 года. 133). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава ХХVIII. 1901 - 1905 годы. 134). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к Е.М.Петровскому от 6 февраля 1904 года. 135). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава ХХVIII. 1905 - 1906 годы. 136). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава ХVIII. 1881 - 1882 годы. 137). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к В.В.Стасову от 18 июня 1882 года. 138). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к С.Н.Кругликову от 1 июля 1882 года. 139). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова, глава ХХVIII. 1881 - 1882 годы. 140). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к В.В.Стасову от 2 июля 1882 года. 141). Из предисловия Н.А.Римского-Корсакова к клавиру "Хованщины" изд. В.Бесселя, 1883 года. 142). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к С.Н.Кругликову от 14 апреля 1883 года. 143). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХ, 1886 - 1888 годы. 144). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХI, 1888 - 1892 годы. Дополнительно: "Князь Игорь" Бородина и Римского-Корсакова. Текст научной статьи по специальности "Искусствоведение", автор - Булычева Анна Валентиновна/.
Страница 3.2. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154801180855593
- /145). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХI, 1888 - 1892 годы. 146). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХI, 1892 - 1893 годы. 147). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХIII, 1893 - 1895 годы. 148). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к В.В.Стасову от 4 июля 1894 года. 149). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХIII, 1893 - 1895 годы. 150). Из предисловия Н.А.Римского-Корсакова к клавиру оперы "Ночь перед рождеством", изд. М.П.Беляева, 1895 года. 151). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХIII, 1893 - 1895 годы/.
Страница 3.3. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154806138391849
- /152). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХIII, 1893 - 1895 годы. 153). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к В.В.Ястребцеву от 5 июля 1895 года. 154). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к А.К.Лядову от 18 июля 1895 года. 155). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к В.В.Ястребцеву от 19 июля 1895 года. 156). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к А.К.Лядову от 26 июля 1895 года. 157). Предисловие Н.А.Римского-Корсакова к клавиру оперы "Садко". Изд. М.П.Беляева, 1896 года. 158). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к С.Н.Кругликову от 16 февраля 1897 года. 159). Из статьи Ц.А.Кюи "Садко", опера-былина Римского-Корсакова. "Новости и биржевая газета" от 6 марта 1898 года. Дополнительно:
- "Садко". Русская народная былина. Студия "Диафильм" Госкино СССР, 1963 год/.
Страница 3.4. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154807432465705
- /60). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХIV, 1895 - 1897 годы.
- 161). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к В.И.Бельскому, 1898 года.
- 162). Из статьи Ц.А.Кюи "Моцарт и Сальери" А.С.Пушкина и Н.А.Римского-Корсакова". "Новости и биржевая газета" от 12 марта 1899 года. Дополнительно: "Моцарт и Сальери", автор - А.С.Пушкин, осень 1830 года, в Болдине/.
Страница 3.5. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154809501830441
- /163). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХV, 1897 - 1899 годы. 164). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к С.Н.Кругликову от 17 февраля 1897 года. 165). Из письма-стихотворенья Н.А.Римского-Корсакова к В.И.Бельскому летом 1898 года. Дополнительно: "Каменный гость", автор - А.С.Пушкин, 1830 года. 166). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к В.И.Бельскому от 20 августа 1898 года. 167). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к С.И.Мамонтову от 12 мая 1899 года. 168). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к Н.Н.Римской-Корсаковой от половины октября 1899 года. 169). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к Н.И.Забеле-Врубель от 14 ноября 1899 года. 170). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к Н.Н.Римской-Корсаковой от середины октября 1900 года. 171). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к А.Н.Римскому-Корсакову от 28 октября 1901 года/.
Страница 3.6. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154812117962025
- /172). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХV, 1897 - 1899 годы. 173). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к Н.Н.Римской-Корсаковой от 15 октября 1900 года. Дополнительно: "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди", автор - А.С.Пушкин, 1831 года/.
Страница 3.7. - https://ok.ru/group58871315693609/topic/154813819800873
- /174). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХVI, 1899 - 1901 годы. 175). Из предисловия Н.А.Римского-Корсакова к клавиру оперы "Сервилия", Изд. В.В.Бесселя, 1902 года. 176). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХVII, 1901 - 1905 годы. 177). Из предисловия Н.А.Римского-Корсакова к клавиру оперы "Кащей", Изд. В.В.Бесселя, 1902 года. 178). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к М.М.Ипполитову-Иванову от 16/29 июня 1902 года. 179). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХVIII, 1905 - 1906 годы. 180). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХVI, 1899 - 1901 годы.181). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к С.Н.Кругликову от 9 марта 1908 года. 182). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к С.Н.Кругликову от 31 августа 1907 года/.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
1). Бородин А.П. "Музыкально-критические статьи", "Музгиз", М., 1951 года.
2). "Из неизданной переписки Н.А.Римского-Корсакова. Два письма к А.П.Бородину", "Русская музыкальная газета", 1909 год, № 22 - 23.
3). "Из переписки Н.А.Римского-Корсакова. Письма Н.А.Римского-Корсакова к С.Н.Кругликову". "Советская музыка", 1948 года, №4.
4). Киселев В. - "А.Н.Островский и Н.А.Римский-Корсаков, сборник "А.Н.Островский и русские композиооры", изд."Искусство", М.-Л., 1937 гоод (по этой публикации цит. письмо Н.А.Римского-Корсакова к А.Н.Островскому от 26 октября 1880 года.
5). Кюи Ц.А. "Избранные статьи", "Музгиз", Л., 1952 года.
6). Мусоргский М.П. "Борис Годунов", клавир, изд. Бесселя. 1896 года (Предисловие Н.А.Римского-Корсакова).
7). Мусоргский М.П. "Избранные письма под редакцией М.С.Пекелиса, Музгиз, М., 1953 года.
8). Мусоргский М.П. "Письма и документы под редакцией А.Н.Римского-Корсакова", "Музгиз", М., 1932 год.
9). "Неизданные письма" М.А.Балакирева к Ц.А.Кюи "Советская музыка", 1937 год, №1.
10). "Переписка М.А.Балакирева и В.В.Стасова", "Музгиз", 1935 год.
11). "Переписка М.А.Балакирева и Н.А.Римского-Корсакова", "Музыкальный современник", 1916 года, кн. I (сентябрь), III (ноябрь), VI (февраль), VII (март).
12). "Переписка Н.А.Римского-Корсакова с Ан.К.Лядовым "Музыкальный современник", 1916 года, кн VII (март).
13). "Переписка П.И.Чайковского и Н.А.Римского-Корсакова "Советская музыка", 1945 года, сб. III.
14). "Письма А.П.Бородина, с предисловием и примечаниями С.А.Дианина", выпуск I, "Госиздат". "Музсектор", М., 1928 года; выпуск II "Музгиз". М., 1936 года; выпуск III, "Музгиз", М.-Л., 1949 года.
15). "Письма В.В.Стасова и Н.А.Римского-Корсакова с предисловием и примечаниями Вл.Каренина". "Русская мысль", 1910 год, книга VI, VIII, IX.
16). "Римский-Корсаков А.Н. "Жизнь и творчество Н.А.Римского-Корсакова". Выпуск II, "Музгиз", М., 1935 года (письма к Н.Н.Римской-Корсаковой, написанные в октябре 1899 года и в октябре 1900 года и к А.Н.Римскому-Корсакову от 28 октября 1901 года), выпуск III, М., 1936 года (письма к С.Н.Кругликову от 1 апреля 1882 года, 14 апреля 1883 года и 8 апреля 1885 года) и выпуск IV, М., 1937 года (письма к В.В.Ястребцеву от 5, 19 и 23 июля 1895 года к С.Н.Кругликову от 9 января, 16 и 17 февраля 1897 года, к В.И.Бельскому два письма - от 1898 года и от 20 августа 1898 года, к С.И.Мамонтову от 12 мая 1899 года, к Н.И.Забеле-Врубель от 14 ноября 1899 года, к Н.Н.Римской-Корсаковой от 15 октября 1900 года).
17). Римский-Корсаков Н.А. "Кащей бессмертный", клавир, изд. В.Бесселя, 1902 года (Предисловие Н.А.Римского-Корсакова).
18). Римский-Корсаков Н.А. "Летопись моей музыкальной жизни", "Музгиз", М., 1955 года.
19). Римский-Корсаков Н.А. "Музыкальное наследство. Исследования, материалы, письма", том II, изд. "М.П.Беляева", 1895 года (Предисловие Н.А.Римского-Корсакова).
20). Римский-Корсаков Н.А. "Письма о Вагнере". "Музыка", 1913 года, №133 цитируются письма к А.Н.Римскому-Корсакову от 14 января 1903 года и 11 января 1906 года.
21). Римский-Корсаков Н.А. "Письма к Е.М.Петровскому "Советская музыка", 1952 года, №12.
22). Римский-Корсаков Н.А. "Садко", клавир, изд. М.П.Беляева, 1896 года (Предисловие Н.А.Римского-Корсакова).
23). Римский-Корсаков Н.А. "Сервилия", клавир, изд. В.Бесселя, 1902 года (Предисловие Н.А.Римского-Корсакова).
24). Финдейзен Ник. "Из неизданных писем Римского-Корсакова". "Ежегодник императорских театров", 1913 года, выпуск V (по этой публикации цитируется письмо к М.М.Ипполитову-Иванову от 16/29 июня 1902 года/.
#Подборка
#Книга
#МогучаяКучка
#Кучкисты
#РусскаяОпера
#РусскийМир
#МузыкальнаяКритика
#МузыкальнаяЭстетика
#ИзбранныеОтрывкиПисемВоспоминанийИКритическихСтатей
#ИзбранныеОтрывкиИзПисемВоспоминанийСтатейПринадлежащихКучкистам