"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ".

Страница 3.2.
"Избранные отрывки из писем, воспоминаний и критических статей".
"Русская классическая музыкальная критика".
"Русская опера".
Содержание:
- 145). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХI, 1888 - 1892 годы.
- 146). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХI, 1892 - 1893 годы.
- 147). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХIII, 1893 - 1895 годы.
- 148). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к В.В.Стасову от 4 июля 1894 года.
- 149). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХIII, 1893 - 1895 годы.
- 150). Из предисловия Н.А.Римского-Корсакова к клавиру оперы "Ночь перед рождеством", изд. М.П.Беляева, 1895 года.
- 151). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХIII, 1893 - 1895 годы.

Бородин А. П. Симфония "Богатырская" (фрагмент)
07:07
Бородин А. П. Симфония "Богатырская" (фрагмент)
The best of Alexander Borodin. Лучшие сочинения Александра Порфирьевича Бородина.
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927421696297
Рисунок выше - /Статья "Русская классическая музыка - кладезь талантов". Композитор Бородин основал "Русское химическое общество". Александр Порфирьевич Бородин - "русский композитор-самородок". Профессиональных учителей-музыкантов у него не было, и всего в музыке он достиг, благодаря самостоятельному овладению техникой "композирования". Своё 1-е музыкальное произведение Бородин написал в 9 лет. Играл на фортепиано, флейте и виолончели. Самым известным музыкальным произведением Бородина является опера "Князь Игорь", созданная по сюжету "Слова о полку Игореве". Идею написания этой оперы Бородину подсказал В.Стасов. За работу Бородин взялся с огромным энтузиазмом: изучал музыкальные и исторические того времени и даже побывал в окрестностях Путивля. Написание оперы растянулось на 18 лет. В 1887 году Бородин умер, так и не окончив это музыкальное произведение. Известно, что сам Бородин успел оркестровать часть пролога, речитатив, арии Ярославны, Кончака, князя Владимира Галицкого, плач Ярославны, народный хор. Завершили же работу по записям Бородина Римский-Корсаков и Глазунов. Стоит отметить, что "музыка" была не единственной "страстью" Бородина. Он весьма успешно занимался "медициной" и "химией", получив 1858 году степень "доктора медицины". Бородин руководил руководил "химической лабораторией", был "ординарным профессором" и "академиком Медико-хирургической академии", "почётным членом Общества русских врачей" и 1-м из основателей "Русского химического общества". У композитора Бородина более 40 работ по химии, а его именем назвали "химическую реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами", которую он исследовал 1-м ещё в 1861 году. Подробнее о композиторах "МОГУЧЕЙ  КУЧКИ" в статье, по ссылке:  https://s30421808267.mirtesen.ru/blog/43747851362/Russkaya-klassicheskaya-muzyika---kladez-talantov. /
MLADA - Ария из ненаписанной оперы (Live in Perm 27.01.2013)
https://www.youtube.com/watch?v=0cKbuq6ePRo

145). "Из "ЛЕТОПИСИ" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХI, 1888 - 1892 годы".

В день двухлетней годовщины смерти Бородина, вечером в квартире его, занимаемой А.П.Даниным*(*126), преемником Бородина, собрались В.В.Стасов, Глазунов, Лядов, Беляев*(*127) и я с женою, что бы провести время вместе в память дорогого человека и проиграть различные наброски для "Млады" и другие, не вошедшие в "Князя Игоря", не изданные и не приведённые в какой-либо порядок. Между ними был и финал "Млады", изображавший заклинание Морены, наводнение, разрушение  храма и апофеоз. Кстати, скажу, что музыка наводнения, сочинённая Бородиным для "Млады" , одно время предполагалась быть перенесённою в III действие "Князя Игоря". Автор вычитал, что  во время бегства Игоря с Овлуром из половецкого стана разлился Дон и помешал половцам  преследовать беглецов. Тем не менее Бородин отбросил эту мысль, как слишком большую подробность. На этом основании и мы с  Глазуновым при обработке III действия не воспользовались этим материалом. ... Среди разговоров и воспоминаний о Бородине у Лядова внезапно появилась мысль, что сюжет "Млады" как раз подходит для меня. Он это высказал, и я, не долго думая, сказал ему решительно в ответ:

- "Да, хорошо, я тот час же примусь за эту оперу-балет".

*(*126). - /Александр Павлович Дианин - профессор, друг Бородина/.

*(*127). - /Митрофан Петрович Беляев - нотоиздатель и музыкальный деятель/.
Николай Римский-Корсаков. Шествие князей из оперы «Млада»
https://www.youtube.com/watch?v=ECpIHLVxIEs

С этой минуты я начал помышлять о предложенном сюжете, Мало-помалу стали приходить им музыкальные мысли, и через несколько дней уже было несомненно, что я сочиняю "Младу". ... Я тотчас же принялся за "Младу". Последний толчок был дан мыслью ввести оркестр на сцене для танцев Клеопатры из цевниц, лир glissando, большого барабана, малых кларнетов и прочее. Набросок "Млады" стал расти не по дням, а по часам, и был закончен к сентябрю. Конечно, музыкальный материал "Млады" назревал в голове уже с весны, тем не менее запись всего в последовательности и выработке подробностей и модуляционного плана были сделаны на этот раз особенно быстро. Этому способствовали, во-первых, слишком большая (в противоположность Вагнеру)  лаконичность текста, которого я не сумел развить, вследствие чего его драматическая часть вышла  довольно слабою; во-вторых, вагнеровская система лейтмотивов значительно ускорившая сочинение; в третьих, значительное отсутствие контрапунтического письма, тоже ускоряющее работу. Зато мои оркестровые намерения были новы и затейливы по-вагнеровски; работа над партитурой предстояла огромная и заняла у меня целый год. 
Млада опера-балет / Римский-Корсаков / Мусоргский / Бородин
https://www.youtube.com/watch?v=BlSPIpX8IBE

... Оркестровка "Млады" начата была  мною с III действия оперы. Закончив это действие я поместил его в программу русских симфонических концертов, где оно и было исполнено с участием Лодия (Яромир) и оперного хора. На цевницах разыгрывали музыканты "Финляндского полка", на малых  кларнетах - ученики "Придворной капеллы" Афанасьев и Новиков (впоследствии артисты придворного оркестра). Цевницы были изготовлены по моему заказу; их glissando повергло слушателей в немалое удивление. В общем мои оркестровые затеи удались, и смены загробного фантастического  колорита, полёта теней и явления Млады, адски-зловещего появления Чернобога, восточной вакханалии Клеопатры и рассвета с птичками - делали большое впечатление. Я был  доволен новою струёю, влившейся в мою оркестровку. Для исполнения же мои затеи не представляли особых затруднений. Работа над партитурой "Млады" шла успешно.
Римский-Корсаков. Шествие из оперы-балета "Млада". Дирижер Евгений Светланов (1976)
https://www.youtube.com/watch?v=qrVhHn6gxpE

... Перед летом мне удалось между прочим наоркестрировать финал бородинской "Млады" для издания, а лето всё я занят был оркестровкой своей "Млады", которую имел в виду окончить осенью. Работа подвигалась.
#ИзЛетописиНАРимскогоКорсакова глава ХХI, 1888 - 1892 годы
Mlada
2:33:27
Mlada
https://www.youtube.com/watch?v=k4_4JVJa2rE

146). "Из "ЛЕТОПИСИ" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХI, 1892 - 1893 годы".

Оркестровые и общие репетиции "Млады" прошли благополучно; оркестр не заглушал голосов, оркестровка оказалась колоритной, разнообразной и своеобразной - я был доволен ею. ... Большая часть газетных рецензий о "Младе" была неблагоприятна, а многие рецензии были просто враждебны. ... Равнодушная к искусству, сонная и важная публика абонементов, идущая в театр лишь по неотвязчивой привычке, что бы себя показать и поболтать обо всём, кроме музыки, скучала не на живот, а на смерть в моей опере. Для публики же не абонементной её дали всего два раза, а почему - господь один ведает. ... Министру величайшего двора опера моя, как я слышал, не понравилась, - а это для дирекции имеет большое значение. Газетные статьи унизили насколько возможно "Младу" в глазах публики. ... По всему этому, очевидно, сложилось мнение, что "Млада" - слабое произведение, и это мнение большинства, вероятно надолго установилось, почему я никак не жду успеха моей оперы в ближайшем будущем, а может быть, и никогда. Существует и такое мнение:

- "Какое (мол) нам дело до всех этих богов, духов и демонов; подайте нам (мол) драму и драму, подайте нам живых людей!"

Говоря другими словами:

- "Подайте нам сладкопение с высокими нотами, а в промежутках задыхающийся говорок".
#ИзЛетописиНАРимскогоКорсакова глава ХХI, 1892 - 1893 годы
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927424984617
https://ok.ru/group/53842365251663/topic/67747506269007

147). "Из "ЛЕТОПИСИ" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХIII, 1893 - 1895 годы".

К весне 1894 года я окончательно решил писать "Ночь перед рождеством" и сам принялся за либретто, в точности придерживаясь Гоголя. Но склонность моя к славянской боговщине, чертовщине и солнечным мифам не оставляла меня со времени "Майской ночи" и в особенности "Снегурочки"; она не иссякла во мне и с сочинением "Млады". Уцепясь за отрывочные мотивы, имеющиеся у Гоголя, как колядование, игра звёзд в жмурки, полёт ухватов и помела, встреча с ведьмою и т.п.; начитавшись у Афанасьева ("Поэтические воззрения славян" о связи христианского празднования рождества и нарождения Солнца после зимнего солнцестояния, с неясными мифами об Овсене и Коляде и прочего, я задумал ввести эти вымершие поверья в малорусский быт, описанный Гоголем в его повести. Т.о., либретто моё, с одной стороны, точно придерживавшееся Гоголя, не исключая даже его языка и выражений, с другой стороны, заключало в своей фантастической части много постороннего, навязанного мною.
#ИзЛетописиНАРимскогоКорсакова глава ХХIII, 1893 - 1895 годы
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927425370665
148). "Из ПИСЬМА Н.А.Римского-Корсакова к В.В.Стасову от 4 июля 1894 года".

Дорогой и милейший Владимир Васильевич, мне захотелось сообщить Вам, что за оперу я пишу, а потому знайте, что опера сия есть не что иное, как гоголевская "Ночь перед рождеством" (заметьте: не "Кузнец Вакула", как у соловьева, и не "Черевички", как у Чайковского, а именно "Ночь перед рождеством"). Гоголевский рассказ мне пришло в голову связать с мифом о Коляде и Овсене*(*128). Я давно считал себя в долгу перед Колядой и Овсенем, т.к. троицкую неделю я справлял в "Майской ночи", масленицу и Ярилу - в "Снегурочке", а Купалу - в "Младе". Теперь у меня будет выполнен весь "Солнечный круг". Овсень и Коляда забыты народом, народ справляет "Колядки", в которых более христа славит. У меня так и сделано. 

*(*128). - /Хотя последний есть великорусский, а не малорусский, но всё-равно. (Примечание Римского-Корсакова)/.
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927425370921
https://malenkii-genii.ru/diafilmy/povesti-i-rasskazy/diafilm-1522

Коляда же и Овсень справляются у меня в фантастической сцене полёта кузнеца на чёрте (превратившемся в коня для этого случая) в столицу и обратно, подробности Вам расскажет Николай Мартынович Штруп*(*129), который у нас гостил и слышал всё мною сочинённое. А сочинено у меня более половины (конечно, в виде наброска для голосов и фортепиано).

*(*129). - /Н.М.Штруп - близкий знакомый Н.А.Римского - Корсакова, принимавший участие в работе над либретто оперы "Садко"/.
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927425569577
Николай Мартынович сообщит Вам, что я затеял также оперу - былину "Садко", в которую возьму, между прочим, и музыку своей симфонической картины, разумеется, как материал только). Он Вам покажет довольно подробный сценарий, который мы здесь с ним состряпали, и я просил его посоветоваться с вами. За "Садко" я примусь, вероятно, не ранее, как через год, потому что буду занят оркестровкой "Ночи", что не скоро делается.
#ИзПисьмаНАРимскогоКорсаковаКВВСтасову от 4 июля 1894 года
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927425792297
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927425792041
149). "Из "ЛЕТОПИСИ" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХIII, 1893 - 1895 годы".

"Ночь перед рождеством" положила начало последующей непрерывной моей оперной деятельности.
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927434080553
... Я почти не отрывался от сочинения, уделяя только немного времени купанью и прогулкам и к концу лета вся опера, кроме последней картины, была написана вчерне, а I действие в значительной степени инструментовано. Мысль ввести в оперу 8-ю картину (предпоследнюю) с обратным полётом Вакулы и с шествием Овсеня и Коляды пришла мне в течение лета и тут же была осуществлена.
#ИзЛетописиНАРимскогоКорсакова глава ХХIII, 1893 - 1895 годы
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927434079273
150). "Из ПРЕДИСЛОВИЯ Н.А.Римского-Корсакова к КЛАВИРУ ОПЕРЫ "НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ", изд. М.П.Беляева, 1895 года".

... Если древняя письменность довела нас имена: Сварога, Стрибога, Перуна и других славянских идолов, то русские обрядовые песни сохранили нам имена: Лады, Купалы, Ярилы, Овсеня и Коляды...
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927434080041
Старинные обрядовые песни ясно указывают на связанное с этими именами представление об них упоминается в песнях, как о действующих существах.
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927434079529
Быть может, ясное представление о них и почитание их как Богов, относится к ещё более глубокой древности, чем идолослужение, упоминаемое летописцами или "Словом о полку Игореве". Обрядовые песни представляют эти личности, как БОГОВ СОЛНЕЧНЫХ. Имена их связаны с представлениями о животворящей силе Солнца. Купало и Ярило справлялись приблизительно около времени "летнего солнцеворота", а Коляда и овсень около зимнего.
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927434079017
... Принадлежа в солнечным, светлым Божествам, Коляда и Овсень представляют деятельностью своею прямую противоположность деятельности тёмных сил, демонов, ведунов, колдунов и ведьм, скрадывающий небесные светила и вызывающих бури, вьюги и морозы*(*130).
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927434079785
*(*130). - /Подробнее у Афанасьева "Поэтические воззрения славян на Природу" (Примечание Н.А.Римского-Корсакова)/.
#ИзПредисловияНАРимскогоКорсаковаККлавируОперыНочьПередРождеством изд. М.П.Беляева, 1895 года
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927446996521
151). "Из "ЛЕТОПИСИ" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХIII, 1893 - 1895 годы".

В течение сезона 1894/1895 года инструментовка и печатанье "Ночи перед рождеством" шли усиленным ходом и я заявил о существовании новой оперы директору театров Всеволожскому. Он потребовал представления либретто в драматическую цензуру, но притом выражал сильное сомнение, что бы оно было одобрено цензурою по случаю присутствия в числе действующих лиц императрицы Екатерины II. Зная несколько цензурные притязания, я с самого начала не поместил в оперу этого имени, назвав действующее лицо просто царицею, а Петербург везде называл лишь градом-столицей. Казалось бы, цензура мошла быть удовлетворена: мало ли цариц бывает в операх. В общем, "Ночь перед рождеством" - сказка, и царица являлась простым сказочным лицом. В таком виде я представил либретто в драматическую цензуру, будучи уверен, что его одобрят, и боясь скорее за дьяка, чем за мою царицу. Не тут-то было. В цензуре наотрез отказали мне дозволить 7-ю картину оперы (сцену у царицы) к представлению, т.к. по имеющемуся в цензуре высочайшему повелению 1837 года (опять это высочайшее повеление!) отнюдь не должны быть выводимы в операх российские государи. Я возражал, что в опере моей никакой особы из "дома Романовых" не имеется, что у меня действует лишь некая фантастическая царица, что сюжет "Ночи" - простая сказка, выдумка Гоголя*(*131), в которой я имею право подменить любое действующее лицо, что даже слово "Петербург" нигде не упомянуто, следовательно, устранены все намёки на действительную историю и т.д. В цензуре ответили, что всякому известна повесть Гоголя и ни у кого не может быть сомнения, что моя царица есть никто иной, как императрица Екатерина, что пропустить мою оперу цензура не имеет права.

*(*131). - /Гоголь был символистом, в общем контексте не сразу поймёшь, что он в саркастической форме выразил этическую мысль: - "Прежде чем осуждать кого-то возьми его обувь и пройди его путь (попробуй его слёзы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И… только после этого говори, что ты знаешь - как правильно жить/.
#ИзЛетописиНАРимскогоКорсакова глава ХХIII, 1893 - 1895 годы
#МогучаяКучка
#Кучкисты
#РусскаяОпера
#РусскийМир
#МузыкальнаяКритика
#МузыкальнаяЭстетика
#ИзбранныеОтрывкиПисемВоспоминанийИКритическихСтатей
#ИзбранныеОтрывкиИзПисемВоспоминанийСтатейПринадлежащихКучкистам

Комментарии

Комментариев нет.