"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ".

Страница 3.3.
"Избранные отрывки из писем, воспоминаний и критических статей".
"Русская классическая музыкальная критика".
"Русская опера".
Содержание:
- 152). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХIII, 1893 - 1895 годы.
- 153). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к В.В.Ястребцеву от 5 июля 1895 года.
- 154). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к А.К.Лядову от 18 июля 1895 года.
- 155). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к В.В.Ястребцеву от 19 июля 1895 года.
- 156). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к А.К.Лядову от 26 июля 1895 года.
- 157). Предисловие Н.А.Римского-Корсакова к клавиру оперы "Садко". Изд. М.П.Беляева, 1896 года.
- 158). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к С.Н.Кругликову от 16 февраля 1897 года.
- 159). Из статьи Ц.А.Кюи "Садко", опера-былина Римского-Корсакова. "Новости и биржевая газета" от 6 марта 1898 года.
Дополнительно:
- "Садко". Русская народная былина. Студия "Диафильм" Госкино СССР, 1963 год.

Садко
1:24:40
Садко
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927504211497
152). Из "Летописи" Н.А.Римского-Корсакова глава ХХIII, 1893 - 1895 годы.

Я получил письмо от Н.Ф.Финдейзена*(*131), в котором он убеждал меня приняться за оперу на сюжет "Садко" и предлагал некоторый план либретто. "Садко", как оперный сюжет, занимал меня по временам несколько раз ещё в 80-х годах. Мысль Финдейзена вновь напоминала мне о нём. Между делом, т.е. среди сочинения "Ночи перед рождеством", я стал иногда подумывать о "Садко". Мой план был несколько иной, чем у Финдейзена. Я писал о своей мысли В.В.Стасову*(*132); в ответ на это он мне также кое-что посоветовал, а именно - дал мысль о 1-й картине оперы, которой первоначально у меня в виду не было. В течение лета план оперы-былины "Садко" у меня, как помнится, сложился окончательно, хотя впоследствии в него вошли некоторые важные добавления, о которых речь будет в своём месте. Я имел в виду для этой оперы воспользоваться материалом этой симфонической поэмы и во всяком случае пользоваться её мотивами, как лейтмотивами для оперы. Конечно, сочинение "Ночи перед рождеством" было у меня на первом месте; тем не менее, тогда же мне пришли в голову некоторые новые музыкальные мысли и для "Садко", например, мелодия арии "Садко", тема былины Нежаты, кое-что для финала оперы. ... К весне 1895 года у меня уже назрело много музыкального материала для оперы "Садко"; либретто было почти готово и частью окончено выработано, для чего я просмотрел и взял в основу много былин, песен и прочих.

*(*132). - /Николай Фёдорович Финдейзен - историк русской музыки/.

*(*133). - /Стасов принимал деятельное участие в создании либретто "Садко". Именно ему принадлежит идея включить в оперу знаменитую сцену торга (четвёртая картина), ввести в число действующих лиц жену Садко - Любаву. Рмский-корсаков сначала задумал "Садко" как оперу исключительно сказочную. В ответ на это Стасов писал ему 7 июля 1894 года:

- "Я всей душой желал бы, что бы Вы в будущей великой своей опере (во что я крепко верю) чудно изобразили не только личность Садко, но вместе с тем дали бы, по возможности, наиполнейшую картину древнего великого Новгорода, со всем его характером - независимым, сильным, могучим, капризным, свободолюбивым непреклонным и страстным"/.
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927462795561
... Сочинение "Садко" шло безоговорочно. Картины 1-я, 2-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я поспевали одна за другой, и к концу лета вся опера по первоначальному плану была готова в черновом наброске и отчасти в партитуре (картины 1-я и 2-я). Почувствовался на один или два, не более, и затем снова, с прежнею охотою принимался за продолжение. Я сказал, что сочинение шло по первоначальному плану; в план этот не входила Любава буслаева - жена Садко, и теперешней 3-й картины оперы поэтому не существовало. Не существовало, конечно, и сцен, касающихся Любавы, в 4-й и 7-й картинах. Кроме того сцена на площади в 4-й картине была несравненно менее развита, чем впоследствии: калики перехожие и Нежата не участвовали в ней; сверх того рассказ Садко о его похождениях в 7-й картине был иной, без участия хора. ... Явилась мысль ввести жену Садко и делались некоторые дополнения в бытовых сценах оперы. ... Смешно сказать, но в это время у меня сделалась какая-то тоска по f-moll`ной тональности, в которой я давно ничего не сочинял и которой у меня в "Садко" пока не было. Это безотчётное стремление к строю f-moll неотразимо влекло меня к сочинению арии Любавы, для которой я тут же набросал стихи. Ария была сочинена, нравилась мне и послужила к возникновению 3-й картины оперы.
#ИзЛетописиНАРимскогоКорсакова глава ХХIII, 1893 - 1895 годы
"Садко" Н. А. Римский-Корсаков
https://www.youtube.com/watch?v=-2V3Hi0Ywgg

153). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к В.В.Ястребцеву от 5 июля 1895 года.

... 1-ую картину (в партитуре) я окончил только к 28 июня, причём ужасно устал, доходя временами до ненависти к партитуре, к работе и к "Садко". Картина окончена; умри я сейчас, - с помощью Глазунова и переписчика Данилевского она может быть напечатана и исполнена; но я ею недоволен. Временами я даже думал бросить "Садко" на неопределённый срок и уехать на несколько времени в Крым или куда-нибудь, ибо сидя дома, я не могу не думать о нё и не писать. Были дни, когда я даже хандрил. Но, окончив 1-ую картину, я всё-таки принялся за 2-ю, это меня освежило, и теперь я себя чувствую в порядке. каждый день подвигая черновой набросок (без чернового наброска нельзя). ... Когда набросаю всю сцену, то начну отделывать и писать партитуру. Сегодня начиркал и нацарапал довольно много, а именно - записал рассказ Царевны Морской о "Подводном царстве". Ещё дня три или четыре, и кончу записывать картину, хоят в ней ещё много, останется недоделанного и недодуманного. Если буду расположен, то подожду инструментировать и запишу в порядке (последовательно, а не внутренне) что возможно из других, следующих картин, но думаю. что к концу августа совершенно оконченных у меня будет всего две картины. порядок нумеров в первых двух картинах следующий.

1-я карт. Краткое вступление.
1. Хор (мужской).
2). Былина о Волхе.
3). Хор (альты) и сцена (похвальба).
4). Речитатив и ария Садки.
5). Хор и сцена (Садку изгоняют).
6). Песня и пляска скоморохов.

2-я карт.
1). Вступление (Ночь. Озеро).
2). Речитатив и песня Садки.
3). Хор русалок и соло Царевны.
4). Хоровод под песню Садки.
5). Дуэт.
6). Рассказ Царевны.
7). Дуэт, сцена и заключение.
(Уход дочек-царевен и появление Морского царя).

Если по окончании 2-й картины удастся записать, то запишу:
1). Что возможно из картины в "Подводном царстве".
2). Отъезд Садки ("Высота ли, высота поднебесная")
3). Колыбельную, которой Вы расточаете столько похвал, не зная её.

... Если напишу в партитуре 2-ю картину и в наброске перечисленное, то это будет достаточно на нынешнее лето. ...
#ИзПисьмаНАРимскогоКорсаковаКВВЯстребцеву от 5 июля 1895 года
БОЛЬШОЙ ТЕАТР - САДКО - 1980 / Rimsky-Korsakov - SADKO - Bolshoi HQ
2:54:25
БОЛЬШОЙ ТЕАТР - САДКО - 1980 / Rimsky-Korsakov - SADKO - Bolshoi HQ
https://www.youtube.com/watch?v=duekV_gI140

154). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к А.К.Лядову от 18 июля 1895 года.

... О себе скажу, что партитуру 1-й картины вышлю в конце июня, но не вполне ею доволен. После этого принялся за набросок 2-й картины (на озере), которую в этом виде кончил. Затем записал картину в "Подводом царстве". Наброски делаю весьма черновые и неполные, но хочу всю оперу записать, а инструментировать после; так будет только спокойнее а душе. В хре русалок сделал для Морской царевны вокализы на букву "а". Прогресс!
#ИзПисьмаНАРимскогоКорсаковаКАКЛядову от 18 июля 1895 года
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927462800425
155). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к В.В.Ястребцеву от 19 июля 1895 года.

... Сообщаю о своих делах и своём поведении. Записав всю 2-ю картину и смерив её длительность (от 30 до 35 мин.), я пришёл к мысли сделать из неё отдельное действие, т.к. 1-я картина длится столько же и вместе это будет слишком длинно. Т.о., у меня оказались сочинённые два действия, а не одно, и опера - в пяти актах, а не в четырёх. покончив сию запись, я с чего-то вдруг перешёл к картине на корабле, а записав её, принялся за запись картины в "Подводном царстве", которую на днях покончу, а в сие время довёл до небезызвестной Вам пляски. Черновик пишу весьма грязный и сокращённый (гораздо хуже "Ночи перед рождеством"). Пишу без подробной отделки, а отделывать буду при оркестровке, чтоб не терять время на бесцельное письмо. Т.о., IV (по нынешнему счёту) будет скоро готов; тогда примусь за последний, которому предпошлю вступление, изображавшее неимоверно быстрое путешествие новобрачных из "подводного терема"на берег Ильмень -озера в раковине, везомой касатками (дельфинами), причём за спущенной занавесью будет раздаваться в отрывках любовный дуэт из II действия. Касается, намерение недурное и в духе fin de sicle. Кстати, сообщаю Вам, что Морская Царевна поёт у меня вокализы на букву "а" во время хора русалок. К новым берегам!!! Шакловитый пронизывает себя "из нонешних будущий", а я , кажется оказываюсь "из прошедших теперешний" или "теперешних прошедших" - как Вам угодно... Итак, оказывается, что не всегда третьи действия бывают фантастичными. а это случается и с четвёртыми. Вспомним "Снегурочку"; ведь там фантастично только по названью III действие, а в сущности оно IV (считая пролог). Значит всё в порядке. Вы не думайте, что картина в "Подводном царстве" до вышеупомянутой пляски коротка. Нет, там много чего есть: и пение Садки, и шествие, и свадебная песня (венчание вокруг ракитова куста), и пляски:

а). Быстрых речек и ручейков (плавный, текучий).

б). Касаток (бурный)

в). Золотых рыбок (грациозный...)
#ИзПисьмаНАРимскогоКорсаковаКВВЯстребцеву от 19 июля 1895 года
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927462805033
156). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к А.К.Лядову от 26 июля 1895 года.

Спасибо Вам, голубчик, за песенки: они очень хороши! (Милое Ля-до-фа трудились, исписали целую страницу!) Что же касается до применения их к "Садке", то скажу Вам, что свадебный хор у меня уже написан, а для хоровода есть мелодия собственного изобретения. Если же то или другое впоследствии окажется скверным. то заменю их вашими темами*(*134). Вообще же мне на этот раз хотелось обойтись без народных тем, кроме церковной, сопровождающей явление Николы угодника. Пусть наши безухие критики прохаживаются на счёт моей малой мелодической изобретательности - и не впопад. В настоящую минуту я покончил с записью IV действия, т.е. двух картин: на море и под водою, т.е. вступление, изображающее свадебное путешествие Садки и Царевны из "подводного терема" к Новгороду, причём за спущенным занавесом слышатся отрывки их их любовного дуэта, а затем записал следующую за сим "Колыбельную" Царевны над спящим Садкой и превращение её в реку. Теперь мне остаётся 1.1/2 действия, которые частью, вероятно, напишу до осени...

*(*134). - /Из письма лядова от 23 июля 1895 года:

- "Вот что мне пришло в голову: не пригодятся ли Вам для оперы русские песни из моего будущего сборника? На всякий случай посылаю две. Одна бы годилась... для венчания вокруг ракитова куста, а другая - для хоровода. Римский-Корсаков не воспользовался темами, присланными Лядовым/.
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927504251945
Милый и хороший Ляденька!

ПИШИТЕ ОПЕРУ, и ОПЕРУ РУССКУЮ; ведь Вы так всё это понимаете. И никто кроме Вас этого сделать не может. СКАЗОЧНУЮ ОПЕРУ, БЕЗ ДРАМЫ. ...
#ИзПисьмаНАРимскогоКорсаковаКАКЛядову от 26 июля 1895 года.
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927462815529
157). Предисловие Н.А.Римского-Корсакова к клавиру оперы "Садко". Изд. М.П.Беляева, 1896 года.

1. Содержание оперы-былины "Садко" заимствовано г.о. из различных вариантов былины "Садко богатый гость" (сборники Кирши Данилова, Рыбникова и других), в соединении со сказкою о Морском Цере и Василисе Премудрой (Афанасьев "Русские народные сказки"), а некоторые частности из стиха о Голубиной книге, а также из былины "Терентий гость".

2. Время дейсвтия, повествуемого былиною, относимое обыкновенно к XI - XII столетиям, перенесено в опере в полусказочную -полуисторическую эпоху только что водворившегося в Новгороде христианства, когда старые - языческие верования были ещё в полной силе.

3. Подробности фантастической части оперы заимствованы - г.о., из сочинений Афанасьева ("Поэтические воззрения славян на Природу"). Таково, например: представление рек. как дочерей Морского Царя (речные нимфы). К ним относится представление о Волхове Царевне Прекрасной, дочери морского Царя (Моря-Окиана), обратившейся в реку Волхову.

4. Женское окончание Волхова-царевна, Волхова-река дано на основании свидетельства Афанасьева о таковых окончаниях первоначальных древних названий рек, как например Днепра или Непра-река.

5. Братчины или Братчины (иначе ссыпчины, складчины) - товарищества или артели, устраивавшиеся в древнем Новгороде, для совместного пирования. Настоятели (иногда называемые в былине князьями Новгородскими) - очевидно старшины города.

6. По некоторым вариантам былины о садке, этот последний направляет свой путь в далёкие моря через Волхов-реку. Ладожское озеро и Неву. В оперу, соответсвенно её фантастическому содержанию. Садко не мог избрать другого пути, как по Ильмень озеру, с тем чтобы перетащить свои бусы-корабли волоком в одну из рек. текущих в Чёрное море.

7. Варяжские, Индейские и Веденецкие торговые гости с их песнями в Новгороде, в его сказочную эпоху - очевидный анахронизм*(*135), но большая часть былин обыкновенно наполнена анахронизмами всякого рода.

8. Многие речи, а также описание декораций и сценических подробностей, заимствованы целиком из различных былин, песен, заговоров, причитаний и т.п. Былина о Волхе Всеславьиче и песни о Соловье Будимировиче взяты прямо из народного эпоса, лишь с надлежащими сокращениями и изменениями. Поэтому в либретто зачастую сохранён былинный стих с его характерными особенностями (вставками частиц: "А", "А и" и т.п.).

9. По убеждению моему, оперное либретто должно быть рассматриваемо как в сценическом отношении, так и в отношении стиха не иначе как в связи с музыкой. Отозванное от музыки. оно есть только вспомогательное средство для ознакомления с содержанием и подробностями оперы, а отнюдь не самостоятельное литературное произведение. поэтому я позволю себе, где того требует музыкальное содержание оперы, изменять размер и число стоп с каждой строкой, в соответствии с требованиями музыкального ритма, т.к. в оперном произведении стихотворный ритм музыкального, а не наоборот.

*(*135). - /В д.с. Римский-Корсаков неправ; Новгород XI-XII веков имел торговые связи с развитыми странами. в т.ч. и со Скандинавией (смотри: "История СССР", том I. под редакцией Б.Д.Грекова, С.В.Бахрушина, В.И.Лебедева. ОГИЗ, 1948 год, стр. 122-123)/.
#ПредисловиеНАРимскогоКорсаковаККлавируОперыСадко Изд. М.П.Беляева, 1896 года
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927462822697
158). Из письма Н.А.Римского-Корсакова к С.Н.Кругликову от 16 февраля 1897 года.

Я совсем разучился писать письма, поэтому буду краток, отвечая на Ваши вопросы. ... Садко" окончен летом; представлен в дирекцию, но не попадёт ни в будущем сезоне, ни в следующем, ни в последующем и т.д. Всеволожский и чиновники (театральные поручики) не пожелали его поставить, первый ухитрился доложить о нём государю так, что тот сказал:

- "Поставьте что-нибудь повеселее".

Что достаточно надолго заколодило моей опере дорогу*(*136).

*(*136). - /Премьера "Садко" состоялось на сцене Московской частной оперы 27 декабря 1897 года, а постановка в "Мариинском театре" только в 1901 году/.
#ИзПисьмаНАРимскогоКорсаковаКСНКругликову от 16 февраля 1897 года
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927462822441
159). Из статьи Ц.А.Кюи "Садко", опера-былина Римского-Корсакова. "Новости и биржевая газета" от 6 марта 1898 года.

Фабулу "Садко" можно было бы рассказать с.л.:

- "Жил был в Нове-городе талантливый гусляр и певец Садко. Натура у него была широкая, тесно было ему у себя на Родине. Он собирает дружину, бросает свою молодую жену и отправляется  путешествовать. Скитался  он по белу свету двенадцать лет; по пути заехал на "дно морское", прельстил своими песнями Морскую Царевну, обвенчался с ней, а затем опять вернулся на землю, где несмотря на своё двоежёнство (очевидно, ненаказуемое, если оно совершено не на земле, а в пучине морской), вновь стал жить да поживать со своей прежней женой, окружённый почётом своих сограждан".

Очевидно, что такая фабула была бы  мало удовлетворительна для нормальной оперы, но "Садко" - опера былина. Она состоит из семи картин, обозначающих важнейшие этапные пункты рассказанного сюжета, картин, из которых каждая образует как бы отдельное целое, большею частью или бытовое, или волшебное, и во всяком случае, очень заманчивое для музыкальной иллюстрации.
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927504267049
1. 1-я картина бытовая. Она изображает "Почестен пир в Нове-городе" с торговыми гостями, гуслярами, скоморохами, с песнями и плясками. Садко , укоряет торговых гостей за то, что они сидят сиднем дома, только хвастают да бражничают, что у них нет духа предприимчивости, и тут же высказывает свои заветные мечты: он отправится в неведомые страны и привезёт от туда несметные богатства, настроит в Нове-городе божих церквей, украсит иконы жемчугом да каменьями самоцветными*(*137). Гости сердятся и изгоняют Садко. Пир продолжается.

*(*137). - /Присутствие в легенде религиозной христианской цензуре очевидно/.
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927504299561
2. 2-я картина "Горюч-камень у Ильмень-озера" - волшебная. Садко на берегу горюет и передаёт волнам свою заветную думушку. Песни его долетают до дна озера, заслушавшись их, выходит от туда царевна Волхова с сёстрами подругами и просит петь ещё и ещё. Певец и царевна увлекаются друг другом и дают обет вечной любви. На прощанье царевна дарит ему три рыбки - "золотые перья", которые попадутся в закинутую им сеть.
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927504394793
3. 3-я картина - "Светлица Любавы Буслаевны" - реальная. Жена Садко горюет по мужу. Он возвращается, жена к нему ласкается; Садко отстраняет её ласки и, весь проникнутый тем, что он видел и слышал у Ильменя, вновь уходит.
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927462836521
4. 4-я картина - "Торжище заморских гостей в Нове-городе" - бытовая. Сцена наполнена пёстрой толпой; тут и торговые люди, и калики перехожие, и волхвы, и заморские гости. Всё это движется, идёт. На этом оживлённом фоне Садко бьётся об заклад с купцами, что поймает в Ильмене рыбу - "золотое перо"; он отвечает своею головою, купцы - своим имуществом. Закидывают сеть и действительно вытаскивают три золотые рыбы, да ещё слитки золота. Садко богат, купцы разорены. Но Садко прощает им проигрыш, скупает товары "худые да добрые", набирает дружину и уезжает. Затем между этой и следующей картиной проходит двенадцать лет.
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927504406569
5. 5-я картина - "Сокол-корабль на море" - полуреальная, полу-волшебная. Все тридцать кораблей Садко, что соколы, летят, а Сокол-корабль, на котором он сам находится, стоит на месте. Должно быть, потому что не платил дани морскому царю. Бросают бочки с золотом - не помогает. Тогда решаются на человеческую жертву. Бросают жребий, жребий падает на Садко, он прощается со своей дружиной, спускается и погружается в море, а корабль уходит.
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927504447273
6. 6-я картина - "В Подводном царстве у царя морского" - волшебная. Среди обитателей царства является Садко. Его царь принимает грозно за то, что он в течение двенадцати лет не платил ему дани. но Садко начинает петь, и царь, слушая его, сменяет гнев на милость и даёт ему в жёны свою любиму дочь Волхову. Свадебный обряд. Затем Садко играет плясовую, настолько неудержимо увлекательную, что сам царь расплясался, море забушевало и стало топить корабли. Но тут является "Старчище могуч богатырь в одежде калики перехожего", приказывает Садко вернуться на землю, царевне Волхове превратиться в Волхов-реку, а "Царству морскому" опуститься в глубь-глубокую, что и совершается.
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927462836265

7. 7-я картина - "Волхова-река" полуволшебная, полубытовая. Царевна убаюкивающая спящего Садко и сама превращается в реку. Проходит его сухопутная жена Любава, Садко встречает её с любовью; сходится народ, приходит Сокол-корабль и всё кончается благополучно, все славят море и Волхову реку.
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927504666409
Как видит читатель, все эти картины интересны, красивы, ловко составлены из элементов разных былин и как нельзя более соответствуют роду таланта Корсакова - великого мастера в изображении волшебного и бытового. Ещё нужно заметить, что либретто написано старинным языком, что придаёт ему особый колорит. Композиторская индивидуальность Корсакова выступает в "Садко" с особенной силою. Раскрыв "Садко" случайно, на любой странице, достаточно прочесть несколько тактов, что бы убедиться, что это музыка Корсакова, и одного только Корсакова. ... Оперные формы "Садко" безусловно современны и рациональны. Они находятся в зависимости от склада либретто, эпический характер которого дал возможность Римскому-Корскакову удовлетворить своему стремлению к архитектурной правильности и среди общего, непрерывного течения музыки поместить великое множество закруглённых песен. А т.к. эти песни куплетного слада, то вариационная форма, которою автор владеет так виртуозно, преобладает в "Садко". Темы, присвоенные разным лицам, также играют в "Садко" важную роль. Но это не вагнеровские ярлыки лейтмотивы. Во-первых, каждое лицо их имеет у Римского-Корсакова по нескольку (за исключением морского царя, который довольствуется пятью нотами вверх и вниз, но его роль совершенно второстепенная), во-вторых, у Римского-Корсакова эти темы не только повторяются, но вместе с тем развиваются и меняют свой характер вместе с переменой текста, темпа, ритма. Ещё к этому должно добавить, что музыка "Садко" безусловно народная, как нельзя более соответствующая тем былинам, которыми она была вызвана.
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927504698921
Для своей оперы-былины "Садко" Корсаков воспользовался всей музыкой своей симфонической фантазии "Садко". Он её расчленил, она у него рассеяна повсюду, особенно в "Подводном царстве", он придал её отдельным частям широкое и разнообразное развитие. Её мы слышим в самом начале оперы, в крошечном вступлении, изображающем "океан-море синее" в его спокойном состоянии, с красивым, тихим перекатом волн. .. К этому нужно ещё прибавить, что все в "Садко": употребление тем, их соединение, гармонизация, контрапунктные украшения - всё отличается редким мастерством и умом, в чём можно было убедиться из некоторых проведённых выше деталей (в этом отношении "Садко" достоин самого серьёзного изучения); что вся его отделка отличается изяществом и чисто ювелирной чеканкой и закалённостью; что характеристика лиц в опере из весьма удачных. И развесёлые скоморохи, и удалой Садко, и его ноющая жена Любава, и симпатичный Нежата, и полукомический царь, и варяг, и индеец - все изображены типично. Но особенно удачно очерченной я считаю Морскую Царевну. Смесь поэзии, грации, задушевности с оттенком скорби делают её образ бесконечно привлекательным.

В заключение можно только поздравить Римского-Корсакова и русскую школу с новым, крупным мастерским произведением, а "Московскую частную оперу" поблагодарить за то, что она нас с ним познакомила.
#ИзСтатьиЦАКюиСадкоОпераБылинаРимскогоКорсакова "Новости и биржевая газета" от 6 марта 1898 года
Садко русская народная былина (диафильм озвученный) 1963 г.
https://www.youtube.com/watch?v=5Hz-C-5EQz4  

Дополнительно:
"САДКО". Диафильм. Русская народная былина. Студия "Диафильм" Госкино СССР, 1963 год. Д-189-63, цветной 0-30 копеек.
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495217705
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495217449
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495217193
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495216937
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495216681
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495216425
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495216169
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495215913
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495215657
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495215401
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495215145
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495214889
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495214633
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495214377
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495214121
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495213865
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495213609
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495213353
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495213097
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495212841
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495212585
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495212329
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495212073
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495211817
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495211561
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495211305
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495211049
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495210793
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495210537
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495210281
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495210025
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495209769
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495209513
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495209257
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495209001
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495208745
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495208489
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495208233
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495207977
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495207721
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495207465
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495207209
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495206953
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495206697
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495206441
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495206185
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495205929
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495260201
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495259945
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495259689
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495259433
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495259177
"КОМПОЗИТОРЫ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ". - 927495258921

Комментарии

Комментариев нет.