РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАМЕТКУ.

Страница 1.
Содержание:
Страница 1. "РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАМЕТКУ". https://ok.ru/group/58876351479849/topic/68387698988329 (1. Особенности физиологического развития организма школьника. 2. Почему школьнику нужен режим? 3. Первый раз в первый класс. 4. Что делать, что бы ребенок хорошо учился?)

РОДИТЕЛЯМ   ШКОЛЬНИКОВ НА   ЗАМЕТКУ.   Страница 1. - 867822687017
1. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКА.

Воспитание ребенка является одной из наиболее ответственных, порой далеко не легких. но в то же время  благородных и радостных обязанностей, которые предназначены родителям. В связи с тем, что большую часть своей жизни дети проводят в семье, от родителей требуются глубокие знания различных вопросов педагогики и психологии, вдумчивость и умение найти наиболее подходящие пути воспитания с учетом индивидуальных особенностей своего ребенка.

Родители должны знать особенности детского организма, понимать своеобразие развития ребенка того или иного возраста. Это поможет наиболее рационально построить и организовать жизнь учащегося в семье.

Знание основ возрастной физиологии будет способствовать правильному обоснованию комплекса оздоровительных и воспитательных мероприятий, , которые родители должны проводить дома, для того, что бы  их дети были здоровы и сохраняли нормальную работоспособность во время всего  учебного года.

Развитие человеческого организма представляет непрерывный процесс, который продолжается  многие годы. Следует помнить о том, что организм школьника не является миниатюрной копией взрослого человека. Строение его тканей и деятельность различных органов в значительной степени отличается от взрослого человека. Организм ребенка пластичен и изменчив. На каждом этапе его развития в определенной степени происходит трансформация как строения тканей. так и деятельности всех органов.

На протяжении первых 7 лет жизни происходит интенсивное развитие физическое и нервно-психическое детского организма, масса тела за этот период может увеличиться в 5-7 раз, рост в 1-2, 5 раза. Ко времени поступления ребенка в школу в основном завершаются развитие и внутренняя дифференцировка многих органов и систем. Масса мозга к 7 годам увеличивается почти в 3 раза, совершенствуется в значительной степени внутренняя дифференцировка клеток его нервной системы, одновременно с этим развивается речь, являющаяся специфической особенностью человека.

Костная ткань детей содержит меньше плотных веществ и больше воды, чем у взрослых. этим объясняется гибкость и эластичность скелета ребенка. В детском возрасте продолжается постепенное  окостенение скелета. хрящевая ткань почти повсеместно заменяется костной, однако тела позвонков и пространства между ними в значительной степени остаются хрящевыми. податливость скелета при неправильном положении может привести к различным нарушениям развития, искривлению. Чрезмерная нагрузка на отдельные части тела ребенка может вызвать серьезные деформации опорно-двигательного аппарата.

Парта или стол, не соответствующие пропорциям тела ребенка, каждодневное ношение тяжелого портфеля в одной руке и под мышкой... приводят к сдавливанию грудной клетки или искривлению позвоночника.

Постоянное употребление узкой обуви и особенно обуви на высоком каблуке (выше 2-3 см) нарушает правильное развитие стопы, может привести к плоскостопию.

Родителям полезно знать. что указанные особенности опорно-двигательного аппарата детей, это поможет избежать появление заболеваний. Не след. забывать, о том, что предотвратить легче, чем лечить. Лечение искривления позвоночника и нарушения осанки с плоскостопием требует большого упорства, настойчивости и терпения, несмотря на это, не всегда удается выправить различные приобретенные деформации скелета.

В процессе роста развитие мышц у детей происходит неравномерно. прежде всего наблюдается рост и развитие крупных мышц, связанных с ходьбой и другими движениями. К 6-7 годам ребенок свободно , хорошо владеет мышцами рук. однако окончательный рост мелких  мышц кистей руки еще не закончен. координация точных мышечных движений  для поступающих  в школу очень трудна и связана с большими усилиями. поэтому  обучение письму маленькими школьниками требует тренировки и определенных навыков. 

С 9 -ти лет  наблюдается усиление темпа развития всей мускулатуры. постепенно  укрепляются связки и отмечается значительный прирост объема мышц. Особенно  интенсивно идет нарастание мышц у подростков в конце  периода полового созревания. в то же время совершенствуются координация и точность движений. У детей и подростков значительно быстрее, чем у взрослых, наступает утомление мускулатуры при физической нагрузке.

Эти особенности развития  мускулатуры выдвигают ряд требований, направленных, с одной стороны, на охрану, с другой стороны на развитие и укрепление мышц. Поэтому физическая нагрузка  детей школьного возраста должна соответствовать возрастному развитию их мышечной системы, силе мышц и их функциональной особенностям, особенно след. дозировать нагрузки  детям младшего школьного возраста 7-11 лет). Следует часто менять упражнения, не допуская однообразных движений и силовых напряжений. которые могут неблагодарно сказаться на состоянии здоровья ребенка. Силовые напряжения целесообразно ограничивать, при перетренировке подростков во время  занятий спортом возникает утомление, проявляющееся вялостью и болью в мышцах (так называемая молочная к-та), необходимо помнить, что в этом возрасте переоцениваются физические силы и выносливость. систематическое проведение физических упражнений должно быть неотделимой частью режима дня школьника, но соответствовать его возрасту и состоянию здоровья.

В процессе возрастного развития легкие претерпевают значительные изменения. постепенно увеличиваются их маса и размеры. проходит совершенствование  дифференцировки в строении легочной ткани. с возрастом увеличивается глубина дыхания. становится менее частым, повышается его ритмичность. Ребенку в связи  с особенностью строения грудной клетки свойственно более поверхностное дыхание, чем у взрослого, что обуславливает не достаточную вентиляцию легких Узкая и короткая дыхательная трубка, е нежность, легкая ранимость способствуют быстрому переходу воспалительных процессов из носоглотки на нижние дыхательные пути, так же более легкому возникновению воспалительных очагов в легких.

Поэтому пребывание детей на свежем воздухе. их активному движению на прогулке должно уделяться  самое серьезное внимание. помещение, где находится ребенок нужно основательно проветривать, особенно перед сном. так же во время занятий. Полезно в комплекс упражнений систематически включать дыхательные упражнения, способствующие правильному развитию дыхательной системы у детей.

У детей непрерывно  возрастает вес сердца, к 6-7 годам он увеличивается в 5-6 раз, к 15-16 годам - в 10-11 раз, не достигая. однако веса сердца взрослого человека.

Нарастание веса сердца и веса тела ребенка происходит почти параллельно. с возрастом меняется форма сердца и расположение его в грудной клетке. Объем полости сердца и отходящие от него крупные сосуды претерпевают значительные изменения, совершенствуется структура строения его тканей и нервная регуляция. рост сердца ребенка отмечается в определенные периоды. наиболее интенсивен он в первые годы жизни и последующие годы до 7 лет. В возрасте 12-15 лет отмечается быстрое увеличение массы сердца. может наблюдаться несоответствие между размерами сердца и и кровеносных сосудов. которые растут медленнее чем сердце, что приводит к затруднению кровообращения. особенности сердечно-сосудистой системы. а так же недостаточно совершенная нервная регуляция сердца у подростков, его повышенная возбудимость требуют определенных  в этом возрасте физических нагрузок.

Сердце ребенка отличается большой выносливостью и работоспособностью Оно еще не изношено, в нем нет поражений. вызванных хроническими заболеваниями и интоксикациями. поэтому с раннего детства необходимо применять все необходимые меры по сохранению нормальной деятельности этого жизненно важного органа.

В 6-7 лет у детей начинается смена молочных зубов на постоянные, сначала появляется  4 постоянных больших коренных зуба. В 7-9 лет - 4 наружных, в 10-12 лет  - 4 клыка и в возрасте 12-14 лет - 4 больших коренных зуба. в этом возрасте у школьников имеется  28 постоянных зуба. В связи с тем, что зубная эмаль постоянных зубов у детей более тонкая, чем у взрослых, зубы могут легко подвергнуться повреждениям. поэтому очень важно соблюдать правила ухода за зубами, кроме того, родители должны систематически  показывать ребенка стоматологу. В школьном возрасте  продолжается развитие органов пищеварения.

С возрастом изменяется форма и размер желудка, уменьшается относительная длина кишечника и величина печени, происходит окончательное развитие желез пищеварительного тракта.

Развивающийся и быстро растущий организм ребенка нуждается  в постоянном пополнении энергетических затрат, непрерывном поступлении пластических веществ, необходимых для построения органов и тканей. Т.о., обмен веществ является основным условием жизни. чем меньше возраст ребенка, тем интенсивнее у него процессы роста, обмена веществ, процессы усвоения веществ, поступающих в детский организм, превалируют над процессами распада и сгорания.

Распределение расходов энергии у ребенка отличается меньшей затратой на движения. на работу мышц и значительным расходом на рост и отложение веществ. правильность осуществления белкового, углеводного, жирового и минерального обменов имеет  огромное значение для развития  детского организма и нормальной жизнедеятельности всех его клеток. Недостаточное количество белка или его неполноценность снижают иммунологические свойства организма и приводит  к задержке роста. !!! Одна из причин приостановки роста ребенка, является чрезмерное употребление гормональных препаратов, используемых врачами,  для снятия симптомов отекания, вроде бронхоспазма, и других серьезных заболеваний.  Дефицит солей кальция и фосфора в пище не благоприятно сказывается  на процессах роста и дифференцировании костной ткани, нарушение обмена железа, входящего в молекулу гемоглобина, отрицательно влияет на процессы кровотворения.

Не маловажные значения для детского организма имеет водный обмен, так как весь обмен веществ и все происходящие в тканях химические реакции могут осуществляться только в водяной среде.

Для растущего организма необходимы витамины, которые входят в состав  некоторых ферментов и способствуют целому ряду  обменных процессов.

Существенное влияние на интенсивность обмена веществ или весь процесс роста  и развития детей оказывают железы внутренней секреции, тесно связанные с деятельностью нервной системы.

В школьной программе, особенно в подростковом, происходит перестройка деятельности желез внутренней секреции и как следствие - изменение возбудимости больших полушарий головного мозга. Под влиянием гормонов, образующихся в половых и некоторых эндокринных железах, у детей развиваются половые признаки : появляются волосы в подмышечных впадинах и на лобке, у девушек  начинаются менструации, у мальчиков - изменение голоса. Половое созревание мальчиков начинается в среднем в 13-14 лет, а заканчивается примерно к 18 годам. У девочек эи процессы начинаются примерно на 2 года раньше.
РОДИТЕЛЯМ   ШКОЛЬНИКОВ НА   ЗАМЕТКУ.   Страница 1. - 867822676009
К моменту поступления в школу все органы чувств - зрение, слух, обоняние у ребенка хорошо развиты, однако, некоторые из них, в частности органы зрения, имеют отличительные от взрослых особенности. Раньше считалось. что хрусталик глаза у детей дошкольного и школьного возраста имеет менее выпуклую форму, чем у взрослых, этим объяснялась сравнительно частая дальнозоркость у детей младшего школьного возраста. Ныне известно, что форма хрусталика переходит по наследству, известно 2 типа хрусталика - идеально круглая и немного вытянутая, разницу заметить глазом не возможно это может увидеть только компьютерный аппарат для проверки зрения.

Обычно  к 10 годам дальнозоркость переходит  в нормальное зрение. однако при неблагоприятных условиях (плохое освещение при уроках, при чтении; неправильная поза во время занятий, когда ребенок слишком низко наклоняет голову к книге или тетради) дальнозоркость может легко перейти в близорукость. Считается, что приплюснутый хрусталик дает 2 дополнительные диоптрии плюса. Но даже с таким хрусталиком, может зрение выправиться до  единицы, при соблюдении всех норм.

Светочувствительность натуральных блондинов со светлым хрусталиком глаз выше к солнечному и ультрафиолетовому свету чем у натурального брюнета с карими и другими темными оттенками глаз. Следует беречь глаза от ярких вспышек и бликов, прямого света в прямо в глаза.

Регулирующая роль нервной системы и в первую очередь коры  больших полушарий головного мозга определяет  функцию всех органов и систем, так же связь и приспособление организма к внешней среде. Нормальная высшая нервная деятельность основана на уравновешивании процессов возбуждения и торможения. для детей характерным является  преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. Этим объясняется истощаемость  нервны клеток коры головного мозга ребенка, более быстрое наступление утомления, меньшая устойчивость внимания. условные рефлексы вырабатываются у детей быстро, но для их закрепления требуется определенная последовательность и повторность применения раздражителя, .е. определенная  тренировка навыков.

С возрастом происходит совершенствование функции коры головного мозга, повышается  выносливость и работоспособность, снижается степень утомления.

Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности сказываются на своеобразии характера и темпераменте ребенка. Одни дети эмоциональны, подвижны, много разговаривают, быстро сходятся со сверстниками и так же быстро расстаются. Такие деи менее усидчивы, не достаточно внимательны, легко возбудимы. другие дети, наоборот  спокойны, сосредоточены, деловиты, общительны. Они легко приспосабливаются к меняющемуся разнообразию окружающих условий. У некоторых преобладает процесс торможения. Они робки и боязненны ко всему новому, с трудом включаются в любое дело, мало интересуются окружающими, склонны к уединению.

Указанные индивидуально-типологические  особенности высшей нервной деятельности человека являются врожденным качеством, но условия жизни , воспитание могут многое изменить и быть решающими  в формировании сильногго типа нервной деятельности, что позволит ребенку в дальнейшем более легко справиться с трудными испытаниями в жизни.

Правильный, внимательный подход к воспитанию детей, терпеливое , ровное, спокойное обращение с ним, а так же  сочетание мягкости и требовательности к ребенку, как правило всегда приводят к желаемой цели.

Не менее важным  является соблюдение распорядка дня в семье. Организация разумного, соразмерного  ритма смены труда и отдыха, питания и сна благотворно влияет на развитие организма ребенка. в т.ч. его нервной  системы. Четкий режим школьника является лучшей мерой предупреждения нервности и воспитания самостоятельности, собранности и целеустремленности.
РОДИТЕЛЯМ   ШКОЛЬНИКОВ НА   ЗАМЕТКУ.   Страница 1. - 867806684201
2. ПОЧЕМУ   ШКОЛЬНИКУ   НУЖЕН   РЕЖИМ?

Для правильного развития ребенка большое значение имеют внешние условия и среда в которой он растет и воспитывается. Родители должны создать наиболее оптимальные санитарно-гигиенические  условия в семье и правильно и четко организовать  распорядок дня школьника. Необходимо усвоить, что  самая образцовая обстановка дела в школе теряет всякий смысл, если условия в семье идут в разрез  с элементарными  требованиями гигиены.

Под влиянием ЦНС все системы  организма человека действуют  согласованно, последовательно и ритмично. их комплексная  деятельность обеспечивает единство организма с внешней средой, а ритмичность природных явлений оказывает решающее влияние на течение процессов в человеческом организме. Так, смена сна и бодрствования обусловлена регулярным чередованием дня и ночи; пищеварение, дыхание, сердечная деятельность, движение и.т.д. так же протекают ритмично и последовательно. Следует отметить, что смена различных состояний осуществляется  с определенной скоростью, свойственной  только данному возрасту.

Длительность периодически наступающего сна в различных возрастных периодах не одинакова. Новорожденный ребенок для восстановления и правильной деятельности организма спит почти 23 часа в сутки, просыпаясь 6-7 раз к каждому кормлению, то подросток спит 8-9 часов после 15-16 часов бодрствования. Так же ритмично, только  с различными интервалами, происходит прием пищи и последующее пищеварение. Строгигому ритму подчинена ходьба, в которой  последовательно принимает участие, то одна, то другая группа мышц.

Дыхание и сердечная деятельность так же осуществляется  в определенном ритме вдоха и выдоха, систолы (сокращения) и диастолы (расслабление). Т.о., все физиологические  процессы в организме протекают строго ритмично - как отдельные, так и в комплексе, сочетаясь с внешней  средой.

Следовательно режим дня является определенным отражением режима физиологических процессов происходящих в организме. Распорядок дня предусматривает повторяющийся процесс из зо дня в день автоматизм жизненных процессов, вызывающий в коре головного мозга ребенка определенный повторяющийся стереотип деятельности. Поддержка "динамического стереотипа" составляет все меньший и меньший нервный труд; т.о., облегчающий протекание нервных процессов в коре головного мозга.

Учебная работа детей и подростков в основном представляет  собой умственный труд, осуществляемый  клетками коры больших полушарий головного мозга. В результате проведенной  значительной деятельности в течение определенного времени наступает утомление, т.е. снижается работоспособность клетки, ткани или всего организма, обусловленная временно  наступившим истощением клеток коры головного мозга.
След. помнить, что под влиянием любой деятельности работоспособность детей снижается резче и быстрей, чем у взрослых. Степень их утомления при повседневной работе обратно пропорциональна возрасту: чем меньше ребенок, тем степень утомления больше и наоборот.

Чрезмерная нагрузка, отсутствие четкого  чередования умственного напряжения с отдыхом, физическим трудом, прогулками, недостатоный сон и неоправданные дополнительные нагрузки ведут к переутомлению школьника.

Дети становятся раздражительными, плаксивыми, плохо учатся. Систематическое умственное переутомление приводит к ослаблению всего организма и тяжелым нервно-психическим состояниям.

Организация четкого режима школьника с первых дней является  одним из условий не только успешной учебы но и нормального  физического развития. Должно быть очно установлено время вставания, время сна, время завтрака, обеда и ужина, время приготовления домашних заданий, так же пребывания на свежем воздухе.

Особенно важно, чо бы все элементы режима проводились в одно и то же время. это способствует образования ряда  условных рефлексов, причем каждый предыдущий этап дневного рима является условным сигналом для проведения последущего. Вот почему школьники при соблюдении режима дня быстрее втягиваются в работу, успешно выполняют  домашние задания, быстро засыпают, чувствуют себя бодрыми и жизнерадостными.

Правильное проведение всех режимных моментов предупреждает  возникновение утомления, его накопления, переутомления.

Систематическое воздействие на организм ребенка определенной последовательности труда, отдыха, питания, гимнастики, пребывания на свежем воздухе, закаливания повышает работоспособность и сопротивляемость организма в целом, благоприятно складывается на физическом развитии.

Член-корреспондент АМН СССР, профессор М.Я.Суденикин утверждал, что соблюдение правильного режима дня должно стать для ребенка устойчивой привычкой, превратиться в потребность.
РОДИТЕЛЯМ   ШКОЛЬНИКОВ НА   ЗАМЕТКУ.   Страница 1. - 867848711977
  • Учат в школе - Не указан
3. ПЕРВЫЙ   РАЗ    в   ПЕРВЫЙ   КЛАСС.

Ребенок поступает в 1-й класс, сколько радости, волнения и в то же время ответственности вносит это событие в жизнь каждой семьи. Поступление в школу первая серьезная нагрузка в жизни ребенка, к которой он должен быть подготовлен. Меняется весь образ жизни : среда , требования, режим. С этого момента маленький человек из беззаботного ребенка превращается в школьника, у которого есть обязанности, заботы и волнения. Предварительная, систематическая, хорошо продуманная подготовка ребенка к вступлению в новую, школьную  жизнь поможет преодолеть трудности. которые  несомненно возникнут в первое время.

Очень важно, что бы ребенок был здоров. Перед школой дети проходят всестороннее медицинское обследование - диспансеризацию. Мед. осмотры начинаются за год до поступления. что бы успеть укрепить состояние здоровья будущего школьника.  У детей в дошкольном возрасте встречаются различные хронические заболевания, так же нарушения со стороны физического развития или же дефекты речи, которые родители могут не замечать. Эти состояния требуют длительного лечения...  Для того. что бы лечебные меры  имели эффективность, необходимо внимание семьи.

Перед поступлением в школу ребенок должен хорошо отдохнуть летом. Тщательное медицинское обследование различных органов и систем поможет  предупредить заболевания, которые могут возникать в этом возрасте.
РОДИТЕЛЯМ   ШКОЛЬНИКОВ НА   ЗАМЕТКУ.   Страница 1. - 869444856105
Большое значение уделяется проверке зрения. В случае необходимости назначают коррегирование очками. Здесь вопрос весьма специфический. Дети рождаются с большим  плюсом в зрении, постепенно зрение должно приближаться к единице. Хрусталики глаз могут настраиваться с разной скоростью: один глаз к примеру +4, другой глаз +3, очки назначают, т.о., что бы они корректировали оба глаза под единицу. (По данной теме напишу отдельную статью, ссылку прикреплю).

Об изменении слуха  ребенка нужно уведомить врача и учителя, для определения более подходящего места в классе.

Не менее важно оздоровление носоглотки, легче предупредить, чем лечить. Нужно знать, что уши, нос, глаза связаны между собой, удаление миндалин или аденоидов, может привести к нарушению работы других органов, вплоть до глухоты.

Систематическая санация полости рта, т.е. лечение и удаление гнилых зубов, занимает не мало важное место в системе оздоровительных мероприятий.

Помимо этого, врачом специалистом проводится  обследование ЦНС, правильность развития речи. Нарушения развития речи: заикание, правильность произношения слов и т.д. затрудняет общение ребенка с учителем и сверстниками. Он начинает стесняться, делается замкнутым, не редко начинает плохо учиться. Все это отрицательно сказывается на нервной системе. психическом развитии и состоянии здоровья. При нечеткой речи, заикании и других дефектах речи ребенка направляют  в логопедический кабинет поликлиники.

По совету врача след. провести противоглистное лечение, глистные инвазии у детей могут вызывать боли в животе,тошноту, рвоту, плохой аппетит, головокружение, раздражительность, слюнотечение. Могут способствовать развитию малокровия и других заболеваний.

Начальные проявления дефектов опорно-двигательного аппарата - сутулости, искривления позвоночника, плоскостопия - можно исправить специальными упражнениями лечебной физкультуры еще до поступления в школу. Корригирующие комплексы упражнений ребенок должен систематически  выполнять дома. Особенно регулярность необходима в  занятиях гимнастикой.

Родители во многом могут помочь ребенку стать более самостоятельным, приучить готовить домашние задания, сохранить желание делать все своими руками, своевременно предостерегая от возможных ошибок, давать полезные советы. Прежде всего создается четкий, хорошо продуманный режим дня и строго его соблюдать. Если в семье установлен определенный порядок, который незыблемо выполняется, у ребенка вырабатывается  привычка к нему, воспитывается аккуратность, дисциплинированность, чувство ответственности.

Полезно за 1-2 мес. до начала учебных занятий приучать будущего школьника вставать в 7 часов утра, это поможет ему в дальнейшем  вставать во время, когда он пойдет в школу. Не следует забывать включать в режим зарядку. способствующую хорошему самочувствию и благотворно действующую на состояние здоровья. Физические упражнения полезно заканчивать закаливающими процедурами: умыванием и душем, обтиранием и обливанием.

Необходимо приучить ребенка  еще в дошкольном возрасте умываться систематически утром и вечером, к гигиене нижнего белья. Обязательно мыть руки с мылом после прихода из школы, прогулки, туалета, различных игр, контакта с животными, перед едой. Очень важно следить за ногтями, т.к. под ногтями накапливается грязь. Ножницы могут передавать грибковые инфекции, их необходимо промывать после использования  другими челнами семьи, или использовать отдельные индивидуальные ножницы. Наличие индивидуального полотенца, зубной щётки, расчески, полотенца, так же необходимо.

Очень правильно научить ребенка чистить зубы: водить щетку с веху вниз и справа на лево по обеим поверхностям зубов, затем хорошо прополаскивать рот, освобождая его от остатков пищи. Рекомендуется полоскать рот кипяченой водой  так же после каждой чистки зубов. Достаточно чистить  утром и вечером зубы.

Мыть ребенка следует зимой раз неделю, летом чаще. С раннего возраста необходимо, что бы ребенок мыл ноги перед сном, это особенно важно в теплое время года, для предотвращения потливости. Во избежание потливости не нужно носить в нагретом помещении теплые носки и чулки. Их нужно менять, не следует носить резиновую обувь без стелек.

Уход за волосами детей требует повышенного внимания. Жирные волосы моют примерно раз  в неделю, применяя при этом детский шампунь или мыльную пену детского мыла. Иногда следует в качестве профилактики промывать волосы дегтярным или серным мылом. Сухие волосы нуждаются в мытье раз в неделю, затем споласкиваются кипяченой водой, настоем ромашки или добавляется в воду столовая ложка питьевой соды или уксуса. Расчесывают короткие волосы от макушки по кругу к концу волоса, в то время. как длинные волосы - наоборот, в несколько приемов, начиная с кончиков волос. Если туго заплетать волосы это приводит к выпадению волос.  Расческу следует мыть не реже 1 раза в неделю.

Необходимо напоминать детям, что свою расческу нельзя давать другим людям, т.к. можно заболеть стригущим лишаём или вшами.

Элементарные гигиенические навыки должны стать привычкой, тогда они позволят сохранить здоровье, предохранить  ребенка от многих болезней. Немаловажное значение в соблюдении правил гигиены имеет личный пример родителей.

Для работоспособности ребенка, внимательного подчинения строгому режиму в школе во время учебных занятий, заранее нужно вырабатывать у него усидчивость. Постепенно. систематически нужно приучать ренка к ежедневным занятиям пластилином, рисованию, конструктору,внимательному слушанью чтения. Необходимо следить за правильным чередованием подвижных и тихих игр. После занятий требуйте , что бы ребенок убрал за собой игрушки, тетради. карандаши - это вырабатывает аккуратность в обращении со своими вещами.

С первого же дня занятий следует обучить обращаться со своими тетрадками, карандашами и книгами аккуратно, беречь их, не пачкать, не грызь, не перегибать переплет. После окончания уроков первоклассник должен складывать книги и тетради на определенное место, а то что требуется на завтра отложить в портфель.

Школьник младших классов любят брать с собой больше книг и тетрадей, что отрицательно сказывается на осанке ребенка.. В связи с эим не рекомендуется носить портфель в руке, а только ранец на спине, он исключает возможность возникновения развития искривления позвоночника.

Очень важно воспитать бережливое отношение к одежде и обуви. Очень важно переодеваться в повседневную одежду, а школьную одежду вешать на определенное место в шкафу, обувь чистить и поставить так же на определенное место.

Не следует повышать голос или применять меры физического воздействия за проступки ребенка, это им взрослый проявляет свое безсилие в отношении воспитания школьника, в то же время может воздействовать в нарушении нормальной деятельности нервной системы . Нужно уважать ребенка. Дети очень болезненно воспринимают упреки и оскорбления, особенно в присутствии посторонних. Если деи поступают не правильно, надо спокойно разъяснить ошибочность поведения и дальнейшие нежелательные последствия.

Очень важно, что бы дети понимали требования взрослых. Родители обязаны терпеливо разъяснять им, что хорошо, что плохо, какое значение имеет  действие для здоровья и будущей жизни. Требования, предъявляемые ребенку должны быть посильными для него и едины со стороны всех взрослых членов семьи.

Обязательна постоянная связь  родителей со школой, т.е. непосредственный контакт с классным руководителем, врачом. Совместное наблюдение за ребенком позволит обеспечить индивидуальный подход к ребенку, что позволит максимально помочь ребенку в учебе, предупредить неуспеваемость.

Необходимо постоянно расспрашивать ребенка о его школьных делах, проверять дневник, реагировать на плохую оценку, разобраться в причине, радоваться вместе с ним хорошей оценке, хвалить его.

Взрослые, со своей т.з. жизненного опыта  часто недооценивают волнения школьника, его переживания. Умение жить заботами и интересами своих детей - одно из непременных условий взаимной искренней дружбы между родителями и детьми.

Едва ли не решающий фактор воспитания в семье - труд, поэтому в режиме дня, следует предусматривать время для помощи в семейных делах.

ПРИМЕРНЫЙ   ПЕРЕЧЕНЬ В ПРИЛОЖЕНИИ 1.
РОДИТЕЛЯМ   ШКОЛЬНИКОВ НА   ЗАМЕТКУ.   Страница 1. - 867854920489
4. ЧТО  ДЕЛАТЬ, что бы  РЕБЕНОК    ХОРОШО   УЧИЛСЯ?

Для учащихся различного возраста в соответствии с их анатомо -физиологическими особенностями устанавливается определенная длительность занятий в школе и дома. У школьников 1-3 классов ежедневно бывает не более 4-х уроков, у школьников 5-10-х классов - 5-6 уроков.

Специальные исследования показали,  что при длительности приготовления домашних заданий учениками 1-х классов до часа; 2-х классов - до 1-1, 5 часов; 3-4 классов - до 1, 5-2-х часов; 5-7 классов - до 2-2, 5 часов и более; старшими в течение 3-х часов к концу занятий  не отмечается, сколь -нибудь  заметных признаков утомления, дети все время работают  внимательно и сосредоточенно. Более длительное умственное напряжение приводит к снижению качества выполняемых заданий и к выраженному переутомлению. Если же длительность занятий будет часто повышать указанную, то  это может не благоприятно сказаться  на состоянии здоровья ребенка.

Продолжительность приготовления домашних заданий зачастую  увеличивается, в связи с тем, что ребенок  начинает их делать непосредственно сразу, после прихода из школы. В этом случае, ребенок не успев отдохнуть после школы, сразу получает новую нагрузку. В результате у него  быстро появляется усталость, запоминание нового материала ухудшается, школьник затрачивает  много времени на приготовление уроков.

Для того, что бы материал усвоился, учащемуся следует отдохнуть. Перерыв между занятиями в школе и приготовлением домашних заданий  должен быть не менее 2, 5 - 3-х часов, большую часть этого времени, лучше провести на свежем воздухе.

Детям 1-2 - х классов после школьных занятий рекомендуется дневной сон в течение 1-1, 5 часов в хорошо проветриваемом помещении. Желательно. что бы во время сна была открыта форточка, весной и осенью - окно. Дневной сон лучше всех других видов отдыха восстанавливает работоспособность детей. Особенно он необходим ослабленным, больным хроническими заболеваниями и так же с высоко возбудимой нервной системой детям всех возрастов.

Готовить уроки школьники должны в строго установленное время : учащиеся первой смены - в 16-17 часов, а второй смены - в 9 часов утра. Откладывать приготовление уроков на более позднее время не разумно, т.к. во вторую половину дня работоспособность ребенка значительно понижена.

Часто ученики  старших классов готовят домашнее задание  до поздней ночи, это беЗполезно и не продуктивно, и вызвана скорее тем, что ребенок не умеет правильно распределить свое время. Следует еще до наступления школы учить детей правильно распределять время.

Приготовление урока учениками второй смены вечером после  возвращения из школы не целесообразно, поскольку к окончанию дня работоспособность резко падает. При выполнении домашних заданий каждые 45 минут след. делать перерыв на 15 минут. Для учащихся  1-х классов перерывы след. проводить каждые 33 минут, так  как для детей 7-8 лет 54 минут делать уроки утомительно. Во время перерывов полезно проветривать комнату, нужна физ. пауза: 1-2 мин. походить, затем упражнения типа "потягивание" с подниманием рук вверх с глубоким вдохом, затем с поворотом и наклоном туловища и одно упражнение для ног (приседание или маховое движение ногой), закончить упражнение глубоким вдохом  с отведением плеч назад и сведением лопаток. каждое упражнение повторяется  от 5-6 раз до 10-12 в зависимости  от возраста детей и трудности движений.

Если ребенок склонен к сутулости, желательно, что бы он во время приготовления домашних заданий делал периодически несколько упражнений для выпрямления корпуса: потягивание и напряженное выгибание спины (3-5 раз).

Ребенок должен иметь определенное постоянное место для приготовления домашних заданий, в одной и той же обстановке сосредоточить внимание легче. Размеры стола  и стула за которыми работает ученик должны соответствовать его росту. Длительное сидение  в неправильной позе ведет  к нарушению осанки, сутулости, искривлению позвоночника, неправильному развитию органов грудной клетки. Высота стола для занятий школьников , рост которых 120-129 см. должна  быть 56 см., стула - 34 см; для учащихся рост которых 130-139 см, высота стола должна быть  - 62 см, стула - 38 см; для школьников , рост которых 140-149 см, соответственно 68 и 41 см.

Высота стола соответствует росту , если стол выше локтя ребенка  на 2-3 см., если стол высок, необходимо сделать стул выше, положив на него дощечку покрытую материей, а под ноги поставить упор скамеечкой. При этом нужно помнить, что разница между столом и стулом должна быть  не менее 21 см. и не более 27 см.

Следует систематически следить за посадкой  учащихся во время занятий, при правильном положении ноги  согнуты под прямым углом в тазобедренном и коленном  суставах, опираются на пол или подставку, 2/3 бедра школьника  помещаются  на сидении стула, оба предплечья свободно  лежат на столе, плечи на одном уровне. Голова и туловище находятся в прямом положении. расстояние от глаза до книги или тетради не должно превышать 30 см. Это расстояние можно  проверить так: если поставить руку на локоть, то глаз должен быть на уровне большого пальца руки. Если родители замечают, что ребенок уменьшает расстояние (менее 25 см) или увеличивает  (до 40 см и более) следует  обратиться к глазному врачу. По медицинским показаниям, рекомендуют очки.

Между грудной клеткой и краем стола должно быть расстояние равное ладони ребенка. Правильная посадка способствует выработки хорошей осанки.
Достаточное освещение  рабочего места важное условие со всех т.з. Свет окна или лампы должен падать  на учебники и тетради слева от сидящего ученика, что бы тень куки не мешала при письме.

На окне не должно быть цветов, это ухудшает освещенность рабочего места и влияет на работоспособность ученика. Много солнечного света так же поглощают занавески на окнах, даже если они из самого тонкого материала. Во время приготовления уроков занавески должны быть широко раздвинуты. Не смотря на то, что оконное стекло задерживает 30% ультрафиолетовых лучей, длинноволновая часть их проникает в помещение и оказывает губительное воздействие на действие бактерий. Запыленные окна мешают проникновению ультрафиолета, поэтому необходимо протирать окна с обеих сторон не реже 3 раз в год, а изнутри не менее одного раза в месяц.

Для работы при искусственном освещении необходимы настольные лампы, мощность не менее 40-60 ватт. Пользоваться ночниками не рекомендуется, необходим абажур для настольной лампы, защищающий глаз от яркого света, направляющий пучкёк световых лучей на рабочую поверхность стола.

Большое значение для сохранения нужного уровня освещения имеет  своевременная чистка ламп и световой арматуры от пыли.

Занятия за столом, имеющим полированную поверхность или покрытым стеклом, вредны для здоровья. Лучи света , падая на стекло или полированную поверхность, отражаются ею, это создает блеск, оказывающий слепящее действие. Крайне утомителен резкий контраст между темной поверхностью стола и белой поверхностью бумаги. Поэтому во время занятий необходимо стол покрывать большим листом матовой, лучше  всего зеленого цвета, бумагой.

При приготовлении заданий и чтении желательно, что бы книга лежала не на горизонтальной поверхности, а под углом к нему 35-40 градусов. Такое положение книги, является наиболее благоприятным с т.з. гигиены чтения, ибо при  расположении книги в наклонной плоскости верхняя и нижняя строка страницы находится приблизительно на одинаковом расстоянии от глаза. В магазине можно приобрести подставку для книг.

Комнат, где ребенок готовит уроки, занимается музыкой, рисованием, читает... нужно проветривать до начала занятий и во время перерыва. Наиболее эффективным является сквозное проветривание:

1). Наружная температура воздуха в градусах С: 10-6.
     Длительность проветривания помещений в минутах. До приготовления  уроков: 25-35.
Длительность проветривания помещений в минутах. Во время перерыва: 4-10.

2). Наружная температура воздуха в градусах С: 5-0.
     Длительность проветривания помещений в минутах. До приготовления  уроков: 20-30.
Длительность проветривания помещений в минутах. Во время перерыва: 3-7.

3). Наружная температура воздуха в градусах С: от 0 до -5.
     Длительность проветривания помещений в минутах. До приготовления  уроков: 15-20.
Длительность проветривания помещений в минутах. Во время перерыва: 2-5.

4). Наружная температура воздуха в градусах С: от -5 до -10.
     Длительность проветривания помещений в минутах. До приготовления  уроков: 10-15.
Длительность проветривания помещений в минутах. Во время перерыва: 1-3.

5). Наружная температура воздуха в градусах С: ниже -10.
     Длительность проветривания помещений в минутах. До приготовления  уроков: 5-10.
Длительность проветривания помещений в минутах. Во время перерыва: 1-2.

Время свободное от приготовления уроков и занятий в школе, след. разумно распределять. Его надо использовать для пребывания на свежем воздухе, занятий в спортивных секциях и школах, музыкой или в различных кружках.

Однако надо помнить, что организм школьника находится в формировании, несоответствующая возрасту нагрузка может принести вред здоровью. Занятия в кружках более 2-3 раз в неделю приводят  к утомлению и снижению работоспособности.

Родители должны помнить, что чрезмерная умственная нагрузка приводит в первую очередь  к сокращению сна и времени пребывания на воздухе, уменьшает двигательную активность. Отсутствие правильного чередования умственного труда, прогулок на воздухе, недостаточный сон, малая подвижность в свою очередь  ведут к умственному переутомлению  школьников. В результате этого дети становятся легко возбудимыми, раздражительными, плаксивыми. У них появляется головная боль, нарушается сон, аппетит, поведение не всегда адекватно. Постоянное умственное перенапряжение ведет к ослаблению всего организма, вплоть до  появления нервно-психических нарушений, иногда тяжелых.

Продолжение следует.

Комментарии

Комментариев нет.