3 класс Тема: Разнообразие веществ. Цель урока: Познакомить с веществами (соль, сахар, крахмал, кислота) и их свойствами. Ход урока: I. Организационный момент. II. Актуализация знаний. - Что такое тело? Какие бывают тела? Назовите на рисунке искусственные и естественные тела. - Что такое вещество? Какие бывают вещества? Приведите примеры. - Из чего состоят вещества? Как это доказать? - Какая наука изучает вещества? - Россия славится своими учёными-химиками. Открытия Дмитрия Ивановича Менделеева, Николая Дмитриевича Зелинского, Александра Порфирьевича Бородина известны во всём мире. Но самым первым русским учёным-химиком был Михаил Васильевич Ломоносов. Послушайте рассказ о нём. (Выступает заранее подготовленный ученик) Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году Он был сыном крестьянина деревни Денисовки, Холмогорского уезда, Архангельской губернии. Его отец был рыбаком и готовил своего сына к тому же промыслу. Но судьба распорядилась иначе . Мальчик по собственному желанию выучился грамоте и, будучи от природы очень любознательным, пристрастился к чтению. Он прочитал все, что было под рукой: Часослов, Псалтырь и другие церковные книги. У соседа нашлась славянская грамматика и арифметика, напечатанная для школ по велению Петра 1; Ломоносов выпросил их и с таким усердием читал, что выучил наизусть. Ему очень хотелось учиться дальше . Тогда Ломоносов решил покинуть дом, он тайком от отца выхлопотал себе паспорт, выпросил у знакомого крестьянина китайский полукафтан и немного денег. И в одну морозную ночь пешком с обозом мороженой рыбы ушел из дома в Москву. В Москве, чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, ему пришлось выдать себя за сына дворянина (детям крестьян туда доступа не было). Ломоносова, несмотря на взрослые лета – 19 лет, определили в самый низший класс, так как он не знал латинского языка – международного языка науки того времени . Нелегко пришлось ему на первых порах. По возрасту он был старше других учеников, которые смеялись над ним. Не хватало денег на жизнь. Но Ломоносов с жаром принялся за учение и через полгода был переведен в следующий класс. За пять лет он прошел курс академии, выучился латинскому и греческому языкам . В 1735 году его, как одного из лучших учеников, отправили на учебу в Петербург, а затеи в Германию. Ломоносов прожил за границей около 4 лет и все это время неустанно работал. Профессора удивлялись его трудолюбию, успехам и дарованию. Он скоро выучил немецкий и французский языки, многие другие науки, стал самым образованным человеком в России. По возращении на родину Ломоносов был определен профессором в Петербургскую академию наук . Он сконструировал и построил телескоп для наблюдения за звёздами и планетами. С его помощью он открыл, что планета Венера окружена атмосферой, как и наша Земля. Недалеко от Петербурга Ломоносов построил фабрику, на которой по его рецептам изготавливали стекло разных цветов и оттенков . Из этих стёклышек он создал несколько картин-мозаик. Он открыл закон сохранения материи – один из основных законов природы. Написал первую русскую грамматику и учебник русской истории. Михаил Васильевич Ломоносов по праву считается первым русским ученым . Он основал первый в России университет. Сейчас Московский государственный университет – один из лучших в мире с гордостью носит имя Михаила Васильевича Ломоносова. III. Самоопределение к деятельности - У каждого из вас есть любимая мамочка. А за что вы её любите? - В какой комнате она проводит больше всего времени? Почему? - Сегодня на уроке мы тоже побываем на маминой кухне. Как вы думаете, что нас там будет интересовать? (Вещества). - Действительно. Мы с вами сегодня будем говорить о веществах, которые есть на каждой кухне, и научимся их описывать. IV. Работа по теме урока 1.Беседа https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2634294615715707171&from=tabbar&text=видеоурок+на+тему+разнообразие+веществ+3+класс - Прочитайте второй абзац текста в учебнике на с. 42. - Какие ещё сладкие вещества встречаются в природе? (Глюкоза). - Где в природе встречается глюкоза? (В различных частях растений, особенно много её в плодах винограда и в виноградном соке) V. Физкультминутка - Наше путешествие по кухне продолжается. Если я называю вещество, которое встречается на кухне, то вы приседаете, а если называю тело, то поднимаете руки вверх. Кастрюля, вода, природный газ, ложка, молоко, сковорода, чайник, соль, сахар, вилка. VI. Продолжение работы по теме урока - Есть ещё одно вещество белого цвета, которое можно найти на кухне. Посмотрите внимательно и попробуйте его узнать. - Что это? (Крахмал). - Для чего мама использует крахмал? (Для приготовления киселя). (Белого цвета, рассыпчатый, безвкусный, плохо растворяется в воде). Расскажите о крахмале, используя свои записи. - Ребята, крахмал – одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. Он содержится во многих продуктах растительного происхождения. Практическая работа. – Сейчас мы попробуем определить: в каких продуктах есть крахмал, а в каких его нет. Работа в группах. Каждая группа получает разрезанные на кусочки картофелины, яблоки, груши, хлеб. – Проведите опыт: с помощью пипетки нанесите каплю йода на каждый из исследуемых продуктов. Если капля поменяла свой цвет и стала сине-фиолетовой, то в этом продукте содержится крахмал. - Какие же из представленных продуктов содержат крахмал? (Картофель, хлеб). - В каких из представленных продуктов крахмал отсутствует? (В яблоках и грушах). - Давайте познакомимся с ещё одним веществом на маминой кухне – это лимонная кислота. – Кто из вас знает, для чего она находится на кухне? Прочитайте в учебнике о том, в каких ещё продуктах содержатся кислоты. (Дети читают статью на с.43-44). – В каких же продуктах содержится кислота? (В яблоках, в молоке, в щавеле).
– Каково общее свойство этих веществ? (Кислый вкус). – Как с ними нужно обращаться? (Очень осторожно, потому что при попадании на кожу они могут вызвать ожоги). - Какая кислота особенно опасна? (Уксусная кислота). – А что такое кислотные дожди? Как они образуются? - Чем опасны кислотные дожди? VII. Рефлексия
2+3 классы
Окружающий мир
3 класс
Тема: Разнообразие веществ.
Цель урока: Познакомить с веществами (соль, сахар, крахмал, кислота) и их свойствами.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
- Что такое тело? Какие бывают тела? Назовите на рисунке искусственные и естественные тела.
- Что такое вещество? Какие бывают вещества? Приведите примеры.
- Из чего состоят вещества? Как это доказать?
- Какая наука изучает вещества?
- Россия славится своими учёными-химиками. Открытия Дмитрия Ивановича Менделеева, Николая Дмитриевича Зелинского, Александра Порфирьевича Бородина известны во всём мире. Но самым первым русским учёным-химиком был Михаил Васильевич Ломоносов. Послушайте рассказ о нём. (Выступает заранее подготовленный ученик)
Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году Он был сыном крестьянина деревни Денисовки, Холмогорского уезда, Архангельской губернии. Его отец был рыбаком и готовил своего сына к тому же промыслу. Но судьба распорядилась иначе . Мальчик по собственному желанию выучился грамоте и, будучи от природы очень любознательным, пристрастился к чтению. Он прочитал все, что было под рукой: Часослов, Псалтырь и другие церковные книги. У соседа нашлась славянская грамматика и арифметика, напечатанная для школ по велению Петра 1; Ломоносов выпросил их и с таким усердием читал, что выучил наизусть. Ему очень хотелось учиться дальше . Тогда Ломоносов решил покинуть дом, он тайком от отца выхлопотал себе паспорт, выпросил у знакомого крестьянина китайский полукафтан и немного денег. И в одну морозную ночь пешком с обозом мороженой рыбы ушел из дома в Москву. В Москве, чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, ему пришлось выдать себя за сына дворянина (детям крестьян туда доступа не было). Ломоносова, несмотря на взрослые лета – 19 лет, определили в самый низший класс, так как он не знал латинского языка – международного языка науки того времени . Нелегко пришлось ему на первых порах. По возрасту он был старше других учеников, которые смеялись над ним. Не хватало денег на жизнь. Но Ломоносов с жаром принялся за учение и через полгода был переведен в следующий класс.
За пять лет он прошел курс академии, выучился латинскому и греческому языкам . В 1735 году его, как одного из лучших учеников, отправили на учебу в Петербург, а затеи в Германию. Ломоносов прожил за границей около 4 лет и все это время неустанно работал. Профессора удивлялись его трудолюбию, успехам и дарованию. Он скоро выучил немецкий и французский языки, многие другие науки, стал самым образованным человеком в России. По возращении на родину Ломоносов был определен профессором в Петербургскую академию наук .
Он сконструировал и построил телескоп для наблюдения за звёздами и планетами. С его помощью он открыл, что планета Венера окружена атмосферой, как и наша Земля. Недалеко от Петербурга Ломоносов построил фабрику, на которой по его рецептам изготавливали стекло разных цветов и оттенков . Из этих стёклышек он создал несколько картин-мозаик. Он открыл закон сохранения материи – один из основных законов природы. Написал первую русскую грамматику и учебник русской истории.
Михаил Васильевич Ломоносов по праву считается первым русским ученым . Он основал первый в России университет. Сейчас Московский государственный университет – один из лучших в мире с гордостью носит имя Михаила Васильевича Ломоносова.
III. Самоопределение к деятельности
- У каждого из вас есть любимая мамочка. А за что вы её любите?
- В какой комнате она проводит больше всего времени? Почему?
- Сегодня на уроке мы тоже побываем на маминой кухне. Как вы думаете, что нас там будет интересовать? (Вещества).
- Действительно. Мы с вами сегодня будем говорить о веществах, которые есть на каждой кухне, и научимся их описывать.
IV. Работа по теме урока
1.Беседа https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2634294615715707171&from=tabbar&text=видеоурок+на+тему+разнообразие+веществ+3+класс - Прочитайте второй абзац текста в учебнике на с. 42.
- Какие ещё сладкие вещества встречаются в природе? (Глюкоза).
- Где в природе встречается глюкоза? (В различных частях растений, особенно много её в плодах винограда и в виноградном соке)
V. Физкультминутка
- Наше путешествие по кухне продолжается. Если я называю вещество, которое встречается на кухне, то вы приседаете, а если называю тело, то поднимаете руки вверх.
Кастрюля, вода, природный газ, ложка, молоко, сковорода, чайник, соль, сахар, вилка.
VI. Продолжение работы по теме урока
- Есть ещё одно вещество белого цвета, которое можно найти на кухне. Посмотрите внимательно и попробуйте его узнать.
- Что это? (Крахмал).
- Для чего мама использует крахмал? (Для приготовления киселя).
(Белого цвета, рассыпчатый, безвкусный, плохо растворяется в воде). Расскажите о крахмале, используя свои записи.
- Ребята, крахмал – одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. Он содержится во многих продуктах растительного происхождения.
Практическая работа.
– Сейчас мы попробуем определить: в каких продуктах есть крахмал, а в каких его нет.
Работа в группах.
Каждая группа получает разрезанные на кусочки картофелины, яблоки, груши, хлеб.
– Проведите опыт: с помощью пипетки нанесите каплю йода на каждый из исследуемых продуктов.
Если капля поменяла свой цвет и стала сине-фиолетовой, то в этом продукте содержится крахмал.
- Какие же из представленных продуктов содержат крахмал? (Картофель, хлеб).
- В каких из представленных продуктов крахмал отсутствует? (В яблоках и грушах).
- Давайте познакомимся с ещё одним веществом на маминой кухне – это лимонная кислота.
– Кто из вас знает, для чего она находится на кухне? Прочитайте в учебнике о том, в каких ещё продуктах содержатся кислоты. (Дети читают статью на с.43-44).
– В каких же продуктах содержится кислота? (В яблоках, в молоке, в щавеле).
– Как с ними нужно обращаться? (Очень осторожно, потому что при попадании на кожу они могут вызвать ожоги).
- Какая кислота особенно опасна? (Уксусная кислота).
– А что такое кислотные дожди? Как они образуются?
- Чем опасны кислотные дожди?
VII. Рефлексия