Ярославская область - один из старейших и значительнейших центров древней Руси, издавна она являлась одним из самых крупных центров русской культуры. Ярославская область - родина Л.Н. Трефолева, автора «Песни о камаринском мужике», И.З. Сурикова, песни которого получили широкое распространение в народе, наконец, великого поэта Н.А.Некрасова, воплотившего в своих произведениях с детства ему знакомые картины его родины.
Своеобразие фольклора в крае во многом объясняется историческими обстоятельствами жизни и развития региона за последние два столетия, общим хозяйственно-бытовым укладом. Для народной культуры Ярославля издавна характерно отсутствие локальной замкнутости, сравнительно раннее сосуществование архаического в своих истоках творчества крестьян и нового фабрично-заводского фольклора, сильное влияние на устную народную поэзию литературы городской эстетики.
В различных жанрах фольклора разбросаны отдельные черты, воссоздающие образ города Ярославля и Ярославцев.
В ярославском фольклоре большую роль играет фабричная тематика, рабочие и революционные песни, городской фольклор вошел в репертуар ярославской деревни. Не случайно бытовала в области народная драма, как известно, получившая широкое распространение в рабочей среде.
В песнях, связанных с Ярославлем, упоминается фабричная река, «дом высокий без крыльца» ярославского купца или, по толкованию ярославских рабочих, исполнявших эту песню, дом ярославского губернатора. В рекрутской песне упоминается «ярославская новая приеменка», во многих песнях - гостиный двор, где продаются характерные для Ярославля «ситцы модны и атласы» или же «шелк, бархат и золотая бахрома». Характерны для Ярославской песенной традиции отражение в ней именно городской культуры. Старейшие записи полукрестьянских, полурабочих песен о фабрике и «фабричных ребятах» сделаны на ярославских мануфактурах. Не случайно и наличие большого количества солдатских песен в ярославском фольклоре, причем даже в репертуаре женщин: Ярославль был местом обычных солдатских стоянок.
Вольнолюбивыми настроениями Ярославцев и наличием в области большого количества монастырей и церквей объясняется распространение песен-пародий, исполняемых на церковном напеве.
Частушка занимает почетное место в народнопоэтическом творчестве Ярославской области. В ней отразились сдвиги в экономике, общественной жизни и сознании деревни. Исполнялась частушка, прежде всего под гармонь и сопровождалась пляской.
Среди всей массы частушек, бытующих в Ярославской деревне, преобладает любовная: о милом, о радостях и горестях любви, об измене и соперницах.
Особенности ярославской песенной культуры объясняются во многом распространением в области, как в прошлом, так и в настоящее время самодеятельных хоров народной песни.
Полнокровной жизнью в фольклоре живет песня. И до сих пор в селах и деревнях можно услышать «Ах ты наш батюшка, Ярославль-город», «Как во городе Ростове», «Золотое мое Пошехоньеце», «Углич-город невесел, виноградом обнесен». Из всего жанрового и стилистического многообразия песенности можно выделить 4 основных пласта народной лирики:
1) лирические песни исконно крестьянского происхождения, представленные сравнительно небольшим количеством текстов и характеризующиеся неравномерностью распространения по районам; они фиксируются по преимуществу от пожилых певцов (к таким песням, например, относятся: «Не кукушечка во сыром бору куковала», «Снежки белые», «Вдоль по речке», «Соловеюшка веселый», «Прощай, радость, жизнь моя» и др.);
2) песни романсного типа и баллады, получившие широкое распространение начиная с XIX в. благодаря лубочным изданиям. Преимущественно любовная тематика и драматизм содержания, сочетающийся с сентиментальной окраской, сделали их чрезвычайно известными в крае и обеспечили им устойчивость в песенном репертуаре разных поколений (особенно распространенными можно считать следующие песни: «Приведите ко мне музыканта», «Ах, зачем эта ночь», «Как у нас под окном расцветала сирень», «Она как статуя стояла», «Зачем ты, безумная, губишь», «Катя-пастушка» и др.);
3) песни литературного происхождения, усвоенные и нередко творчески переработанные народом. В отличии от вышеназванных, эти песни распространены не только в сельской, но и в городской местности и поются всеми. Особую часть их составляют песни на стихи поэтов, чья жизнь и творчество были связаны с Ярославским краем (таковы «Песня о камаринском мужике» Л.Н.Трефолева, «Уродилась я, как былинка в поле» И.З.Сурикова, песни на стихи Н.А.Некрасова: «Коробейники», «Меж высоких хлебов затерялося», «Хорошо было детинушке»). Классический репертуар этой песенной группы, опирающейся на образцы авторского искусства поэтов XIX в., постоянно пополняется за счет более современного поэтического творчества — профессионального или полупрофессионального;
4) частушки, распространившиеся во второй половине XIX в., они все еще продолжают сохранять большой удельный вес в песенном творчестве Ярославля и не поддаются социальным или половозрастным ограничениям. В них, как и в частушках других регионов, запечатлены основные этапы истории России, а также наиболее важные моменты в жизни края. Много частушек любовных, плясовых, сатирических, шуточных. Довольно разнообразны напевы ярославских частушек. Ритмическое и мелодическое своеобразие песням придает аккомпанемент: пение их сопровождается игрой на балалайке или гармошке.
Замечательная сохранность в наших условиях песенных жанров, их жизнестойкость в фольклоре края есть показатель богатейшей творческой традиции, исконно существовавшей здесь. Научное собирание и изучение фольклора края началось с середины XIX в. Первыми этнографами-собирателями были местные историки и краеведы, публиковавшие свои статьи и заметки на страницах «Ярославских губернских ведомостей», в «Ярославских епархиальных ведомостях», в «Трудах губернского статистического комитета», а также в «Живой старине» и в «Этнографическом обозрении». Исключительный интерес для изучения фольклора края представляют фольклорно-этнографические материалы, собранные и опубликованные А.Я.Артыновым, С.Я.Деруновым, А. В. Баловым, В. И. Смирновым, А.А.Титовым, Н.Г.Огурцовым. Многие поэтические образцы ярославского фольклора вошли в классические сборники устной народной словесности П. В. Киреевского, А. Н. Афанасьева, П. В. Шейна, А. И. Соболевского, В. И. Симакова и др. В 1920—1930 гг. работа по собиранию и изучению региональной фольклорной традиции проводилась в области под руководством преподавателей Ярославского педагогического института. Большой вклад в исследование краевого фольклора внесли А.М.Смирнов-Кутачевский, Н. И. Сутт и др. Они организовали регулярные экспедиции в различные регионы.
Ярославский гид
ФОЛЬКЛОР ЯРОСЛАВСКОГО КРАЯ
Ярославская область - один из старейших и значительнейших центров древней Руси, издавна она являлась одним из самых крупных центров русской культуры. Ярославская область - родина Л.Н. Трефолева, автора «Песни о камаринском мужике», И.З. Сурикова, песни которого получили широкое распространение в народе, наконец, великого поэта Н.А.Некрасова, воплотившего в своих произведениях с детства ему знакомые картины его родины.
Своеобразие фольклора в крае во многом объясняется историческими обстоятельствами жизни и развития региона за последние два столетия, общим хозяйственно-бытовым укладом. Для народной культуры Ярославля издавна характерно отсутствие локальной замкнутости, сравнительно раннее сосуществование архаического в своих истоках творчества крестьян и нового фабрично-заводского фольклора, сильное влияние на устную народную поэзию литературы городской эстетики.
В различных жанрах фольклора разбросаны отдельные черты, воссоздающие образ города Ярославля и Ярославцев.
В ярославском фольклоре большую роль играет фабричная тематика, рабочие и революционные песни, городской фольклор вошел в репертуар ярославской деревни. Не случайно бытовала в области народная драма, как известно, получившая широкое распространение в рабочей среде.
В песнях, связанных с Ярославлем, упоминается фабричная река, «дом высокий без крыльца» ярославского купца или, по толкованию ярославских рабочих, исполнявших эту песню, дом ярославского губернатора. В рекрутской песне упоминается «ярославская новая приеменка», во многих песнях - гостиный двор, где продаются характерные для Ярославля «ситцы модны и атласы» или же «шелк, бархат и золотая бахрома». Характерны для Ярославской песенной традиции отражение в ней именно городской культуры. Старейшие записи полукрестьянских, полурабочих песен о фабрике и «фабричных ребятах» сделаны на ярославских мануфактурах. Не случайно и наличие большого количества солдатских песен в ярославском фольклоре, причем даже в репертуаре женщин: Ярославль был местом обычных солдатских стоянок.
Вольнолюбивыми настроениями Ярославцев и наличием в области большого количества монастырей и церквей объясняется распространение песен-пародий, исполняемых на церковном напеве.
Частушка занимает почетное место в народнопоэтическом творчестве Ярославской области. В ней отразились сдвиги в экономике, общественной жизни и сознании деревни. Исполнялась частушка, прежде всего под гармонь и сопровождалась пляской.
Среди всей массы частушек, бытующих в Ярославской деревне, преобладает любовная: о милом, о радостях и горестях любви, об измене и соперницах.
Особенности ярославской песенной культуры объясняются во многом распространением в области, как в прошлом, так и в настоящее время самодеятельных хоров народной песни.
Полнокровной жизнью в фольклоре живет песня. И до сих пор в селах и деревнях можно услышать «Ах ты наш батюшка, Ярославль-город», «Как во городе Ростове», «Золотое мое Пошехоньеце», «Углич-город невесел, виноградом обнесен». Из всего жанрового и стилистического многообразия песенности можно выделить 4 основных пласта народной лирики:
1) лирические песни исконно крестьянского происхождения, представленные сравнительно небольшим количеством текстов и характеризующиеся неравномерностью распространения по районам; они фиксируются по преимуществу от пожилых певцов (к таким песням, например, относятся: «Не кукушечка во сыром бору куковала», «Снежки белые», «Вдоль по речке», «Соловеюшка веселый», «Прощай, радость, жизнь моя» и др.);
2) песни романсного типа и баллады, получившие широкое распространение начиная с XIX в. благодаря лубочным изданиям. Преимущественно любовная тематика и драматизм содержания, сочетающийся с сентиментальной окраской, сделали их чрезвычайно известными в крае и обеспечили им устойчивость в песенном репертуаре разных поколений (особенно распространенными можно считать следующие песни: «Приведите ко мне музыканта», «Ах, зачем эта ночь», «Как у нас под окном расцветала сирень», «Она как статуя стояла», «Зачем ты, безумная, губишь», «Катя-пастушка» и др.);
3) песни литературного происхождения, усвоенные и нередко творчески переработанные народом. В отличии от вышеназванных, эти песни распространены не только в сельской, но и в городской местности и поются всеми. Особую часть их составляют песни на стихи поэтов, чья жизнь и творчество были связаны с Ярославским краем (таковы «Песня о камаринском мужике» Л.Н.Трефолева, «Уродилась я, как былинка в поле» И.З.Сурикова, песни на стихи Н.А.Некрасова: «Коробейники», «Меж высоких хлебов затерялося», «Хорошо было детинушке»). Классический репертуар этой песенной группы, опирающейся на образцы авторского искусства поэтов XIX в., постоянно пополняется за счет более современного поэтического творчества — профессионального или полупрофессионального;
4) частушки, распространившиеся во второй половине XIX в., они все еще продолжают сохранять большой удельный вес в песенном творчестве Ярославля и не поддаются социальным или половозрастным ограничениям. В них, как и в частушках других регионов, запечатлены основные этапы истории России, а также наиболее важные моменты в жизни края. Много частушек любовных, плясовых, сатирических, шуточных. Довольно разнообразны напевы ярославских частушек. Ритмическое и мелодическое своеобразие песням придает аккомпанемент: пение их сопровождается игрой на балалайке или гармошке.
Замечательная сохранность в наших условиях песенных жанров, их жизнестойкость в фольклоре края есть показатель богатейшей творческой традиции, исконно существовавшей здесь. Научное собирание и изучение фольклора края началось с середины XIX в. Первыми этнографами-собирателями были местные историки и краеведы, публиковавшие свои статьи и заметки на страницах «Ярославских губернских ведомостей», в «Ярославских епархиальных ведомостях», в «Трудах губернского статистического комитета», а также в «Живой старине» и в «Этнографическом обозрении». Исключительный интерес для изучения фольклора края представляют фольклорно-этнографические материалы, собранные и опубликованные А.Я.Артыновым, С.Я.Деруновым, А. В. Баловым, В. И. Смирновым, А.А.Титовым, Н.Г.Огурцовым. Многие поэтические образцы ярославского фольклора вошли в классические сборники устной народной словесности П. В. Киреевского, А. Н. Афанасьева, П. В. Шейна, А. И. Соболевского, В. И. Симакова и др. В 1920—1930 гг. работа по собиранию и изучению региональной фольклорной традиции проводилась в области под руководством преподавателей Ярославского педагогического института. Большой вклад в исследование краевого фольклора внесли А.М.Смирнов-Кутачевский, Н. И. Сутт и др. Они организовали регулярные экспедиции в различные регионы.