Пара колес, металлическая рама, педали, цепь... Но любой, кто увлекается велосипедами, не глядя, собственной пятой точкой в седле, может отличить один велосипед от другого. Тут, как и с автомобилями, например, ВАЗом и Тойотой, вроде конструкция одинакова, а спутать один с другим невозможно. В стране советов комфорт граждан во время эксплуатации того или иного устройства почти всегда был вторичен, относительно количества, ведь главное правило — обеспечить, а как оно работает, дело десятое. Это касалось всего, от относительно простых смесителей, до сложных телевизоров и автомобилей. Велосипеды, как вы понимаете, на этом фоне не выделялись, все было просто и без вкуса. Но давайте начнем с начала.
А начало производству велосипедов в России положил купец Александр Лейтнер. В конце XIX века он создал небольшую мастерскую в Риге, где, вместе с тремя рабочими, начал сборку первых отечественных велосипедов типа «паук» (высокая рама, разновеликие колеса, вы такие наверняка видели на старых фотографиях). Дело пошло, да так, что уже в конце 1894 года Лейтнер открывает целую фабрику, где начинается массовое производство велосипедов «Россiя». А дальше, как в сказке — расширение производства, вплоть до попытки выпуска первых в России автомобилей. К 1901 году на фабрике Лейтнера выпускалось 20 моделей велосипедов: дорожные мужские и дамские, легкодорожные, гоночные, детские, грузовые трехколесные, тандемы двух моделей, триплеты, квадруплеты и велосипеды с приводом посредством карданного вала. При этом фабрика бралась за изготовление любых велосипедов на заказ. Цены колебались от 130 до 200 рублей, многоместки стоили до 450, а безцепная модель - 225 рублей. При этом, Лейтнер не только старался все детали производить в России, но и совершенствовал свои модели. В частности, на велосипедах появились самосмазывающиеся и защищенные от пыли втулки и каретки, задние втулки со свободным ходом и автоматическим тормозом. Одним словом, продукция фабриканта была прогрессивной и вполне конкурировала на международном уровне. Но, случилась Первая Мировая война и фабрику из Риги эвакуировали в Харьков. Да, вы уже догадались, знаменитый ХВЗ (Харьковский велосипедный завод), это дальнейшая история фабрики Лейтнера.
Я рождён в Советском Союзе!
Казалось бы, что может быть проще, чем велосипед?
Пара колес, металлическая рама, педали, цепь... Но любой, кто увлекается велосипедами, не глядя, собственной пятой точкой в седле, может отличить один велосипед от другого. Тут, как и с автомобилями, например, ВАЗом и Тойотой, вроде конструкция одинакова, а спутать один с другим невозможно. В стране советов комфорт граждан во время эксплуатации того или иного устройства почти всегда был вторичен, относительно количества, ведь главное правило — обеспечить, а как оно работает, дело десятое. Это касалось всего, от относительно простых смесителей, до сложных телевизоров и автомобилей. Велосипеды, как вы понимаете, на этом фоне не выделялись, все было просто и без вкуса. Но давайте начнем с начала.