Мало, кто знает, что вторым матрёшечным центром после Сергиева Посада была нижегородская деревня Мериново
Игрушечный промысел в Нижегородской губернии
Лесное богатство Нижегородской губернии, речная инфраструктура и знаменитая Нижегородская ярмарка предопределили основное занятие жителей региона. В городах и селениях губернии процветали все традиционные деревообрабатывающие промыслы: ложкарный, деревянных чашек и кухонной утвари (обтачивание, окраска и разрисовывание), прялочный и веретенный, сундучный, коромысел, дужный, хомутин, санных полозьев, тележный, оконных рам и, конечно, игрушечный промысел.
Окрашивание деревянной посуды. Деревня Мериново, Семёновский уезд, 1896 г.
К концу XIX в. в Нижегородской губернии сложились несколько центров производства деревянных игрушек, основными были: д. Федосеево (топорная игрушка), Городец (городецкие игрушки) и д. Мериново, в которой с появлением токарных станков точили и расписывали деревянную токарную посуду и игрушки.
Деревня Мериново
Деревня Мериново расположена на правом берегу реки Керженец в пяти километрах восточнее города Семёнов.
Мериново — один из центров старообрядчества. Вокруг — леса да болота. Народ в деревне был религиозный, трудолюбивый, жители производили деревянную посуду, делали игрушки.
Изделия мериновских кустарей
В 1920-х годах в д. Мериново насчитывалось больше сотни мастеров-игрушечников. Кустари-надомники изготавливали различные деревянные солонки, шары, грибы, яблоки, копилки, погремушки, шкатулки, самовары, бочата, поставки, бирюльки. Роспись изделий была простой и незатейливой, использовались всего два-три цвета: желтый, красный и черный.
Мериновская матрёшка
Первая матрёшка появилась в Москве в 1890-х годах. Её придумали и изготовили токарь Звёздочкин В.П. и художник Малютин С.В.. В начале XX в. хозяева мастерских Сергиева Посада приобрели лицензию на изготовление матрёшек и наладили массовое производство более 20 видов этой деревянной куклы. Новая необычная игрушка пользовалась огромным спросом в стране и, особенно, за рубежом.
Первыми матрёшку в д. Мериново стали точить мастера Майоровы и Вагины. Аверьян Вагин подражал загорским мастерам, у него выходили забавные образы плешивых и дородных мужичков.
По воспоминаниям, в 1922 г. мериновский токарь Арсентий Фёдорович Майоров увидел и приобрёл сергиево-посадскую матрёшку на Нижегородской ярмарке (по другим источникам в самом Сергиевом Посаде). Будучи прекрасным токарем, выточил по купленному образцу аналогичную заготовку. Матрёшка понравилась домашним, особенно дочерям Арсения Фёдоровича — Любе, Зинаиде и Елизавете (Е.А. Майорова — впоследствии известная матрёшечница), которые, используя анилиновые краски по крахмальной основе, расписали её архаичным мериновским цветочным орнаментом.
8-местная мериновская матрёшка
Новую игрушку оценили и соседи, и деревенские кустари, её стали копировать, создавать новые образы и орнаменты. Так постепенно выработался новый уникальный стиль, появилась мериновская матрёшка, а деревня Мериново стала вторым центром изготовления матрёшек после Сергиева Посада.
В течение почти 30 лет именно мериновцы лидировали среди матрёшечников Горьковской (Нижегородской) области.
Мериновская артель
1930-е годы в СССР были периодом коллективизации, объединения единоличных хозяйств в коллективные, периодом борьбы советской власти с частниками-надомниками. Это веяние времени затронуло и кустарей-игрушечников, их, как и других, облагали непомерными налогами, подталкивая к объединению в товарищества, артели, мастерские. Так в эти годы в г. Семёнов и д. Мериново появились художественно-производственные артели и товарищества.
3-местная мериновская матрёшка
В 1932 году из промыслового товарищества «Семёновский кооператор» выделилась Семёновская артель имени М.И. Калинина, которая постепенно объединила мастеров близлежащих деревень – Взвоза, Покровского, Великуши, Хомутова. В 1934 году к ней была прикреплена и мериновская игрушечная артель. Артельщики точили солонки, самовары, погремушки, песочные наборы, матрешки, пирамиды, ведёрки, шары, яблоки, копилки, матрёшки, а в красильном цехе художницы их расписывали.
В годы Великой Отечественной войны артель перешла на точку черенков для саперных лопаток, но, несмотря на трудности военного времени, мастера продолжали делать и столярную игрушку.
Мериновский и семёновский стили
После войны мериновская артель снова выделилась в самостоятельное производство. Именно с этого момента и начинается расхождения двух видов росписи: мериновской и семёновской.
Мериновские матрёшки "на ножках"
Мериновский стиль сохранил архаичность, условность и схематичность изображения цветочных форм орнамента, контрастное цветовое решение. Вот как описывает мериновскую роспись матрешки в своей статье «Народное искусство» О.Н. Круглова: «Палитра, которой пользуются мериновские мастерицы, кажется необычайно богатой, несмотря на то, что в росписи участвуют два, три, самое большее, четыре цвета. Впечатление богатства достигается чистотой локального цвета и смелостью контрастов, на которых строится роспись мериновской игрушки…. Дети их любят за понятное и близкое для них решение образа». Семёновские же мастера, как требовала идеология соцреализма того времени, изображали цветочно-травяные букеты на фартуках матрёшек более декоративно-живописно, более реалистично.
Существует мнение, что мериновская роспись — ранняя семёновская, но многое говорит о том, что оба направления развивались параллельно.
В книге «Матрёшка, ставшая судьбой» Наталья Квач и Сергей Квач приводят два высказывания мериновской и семёновской известных матрёшечниц:
«…никогда старые художницы Меринова не рисовали матрёшку так, как в Семёнове: у нас и цветы попроще и краски побледнее, не такие яркие. Не могли мы так рисовать, как нас научить пытались». — Феоктиста Перфирьевна Майорова
«Никогда не писала сама, да и не видела у нас на фабрике метрёшек с мериновским письмомо. Своя у нас была роспиь, Совсем другой цветок у нас был. Да и писали мы матрёшек не так, как в Мериново. Наши то яркие, интересные» — Лидия Михайловна Антоневич из Семёнова
Под одной фабричной крышей
В 1951 г. семёновская артель им. Калинина отправила 15 наименований игрушек на лондонскую выставку. Среди игрушек были пеналы, пирамиды, шары, грибки и, конечно, матрешки. Это был успех! Уже в 1953 году матрешки стали поставлять на экспорт в количестве 60 тысяч штук в год. Семёновские артели им. М.И. Калинина и «Семеновский кооператор» были объединены в одну с названием артель «Игрушка». Были построены новые цеха, отработан технологический процесс, введен пооперационный метод раскрашивания, при котором каждая художница выполняет только одну операцию.
6-местная матрёшка. Мериново
В 1962 г. мериновская артель присоединяется к семёновской фабрике «Игрушка». Кустари-одиночки, изготавливавшие мериновскую матрёшку, сдавали её в семёновский промсоюз. Полное же слияние произошло в 1964 г., образовался Мериновский филиал Семёновской фабрики.
В 1966 году фабрика «Игрушка» была переименована в фабрику «Сувениры». Это название более точно отражало назначение продукции предприятия — производство экспортной продукции. Это и предопределило судьбу мериновской матрёшки, которая не вписывалась в экспортные амбиции предприятия и входило в диссонанс с привычными ожиданиями потребителей прежде всего за рубежом.
6-местная мериновская матрёшка
Мериновская роспись постепенно стала вытесняться семёновской. Художники и технологи из Семёнова требовали в мериновском филиале «семёновской росписи». Молодые мастера переучивались, а старые со слезами всё равно рисовали привычные мериновские орнаменты. (Аналогичное, кстати происходило в это время и на Вознесенской фабрике «Полх-Майданская роспись», новое руководство тоже требовало заменить полховскую роспись на семёновскую, правда, безрезультатно).
В 1980-х в Мериново закрывается токарное производство, мастера пользуются бельём (заготовками), выточенным в Семёнове. Старых мастериц с фабрики выдавливают на пенсию, к 1994 г. из старых мериновских матрёшечниц не осталось никого.
Мериновская матрёшка сегодня
Сегодня мериновская матрёшка возрождена энтузиастами. Огромную помощь в ней оказывали ветераны предприятия: Бабина А.П., Майорова Ф.П., Кочнева Т.С.
Мериновская матрёшка в настоящее время радует нас прежде всего благодаря настойчивости, таланту, влюблённости в своё дело известной семёновской матрёшечницы-виртуоза Т.Г. Корьёвой. Небольшими сериями мериновская матрёшка выпускается и на художественной фабрике «Семёновская роспись». Тем не менее сегодня мериновская матрёшка скорее коллекционный раритет, нежели массовое произведение народного искусства.
Славянская Горница
Мериновская матрешка
Мало, кто знает, что вторым матрёшечным центром после Сергиева Посада была нижегородская деревня МериновоИгрушечный промысел в Нижегородской губернии
Лесное богатство Нижегородской губернии, речная инфраструктура и знаменитая Нижегородская ярмарка предопределили основное занятие жителей региона. В городах и селениях губернии процветали все традиционные деревообрабатывающие промыслы: ложкарный, деревянных чашек и кухонной утвари (обтачивание, окраска и разрисовывание), прялочный и веретенный, сундучный, коромысел, дужный, хомутин, санных полозьев, тележный, оконных рам и, конечно, игрушечный промысел.К концу XIX в. в Нижегородской губернии сложились несколько центров производства деревянных игрушек, основными были: д. Федосеево (топорная игрушка), Городец (городецкие игрушки) и д. Мериново, в которой с появлением токарных станков точили и расписывали деревянную токарную посуду и игрушки.
Деревня Мериново
Деревня Мериново расположена на правом берегу реки Керженец в пяти километрах восточнее города Семёнов.Мериново — один из центров старообрядчества. Вокруг — леса да болота. Народ в деревне был религиозный, трудолюбивый, жители производили деревянную посуду, делали игрушки.
Изделия мериновских кустарей
В 1920-х годах в д. Мериново насчитывалось больше сотни мастеров-игрушечников. Кустари-надомники изготавливали различные деревянные солонки, шары, грибы, яблоки, копилки, погремушки, шкатулки, самовары, бочата, поставки, бирюльки. Роспись изделий была простой и незатейливой, использовались всего два-три цвета: желтый, красный и черный.Мериновская матрёшка
Первая матрёшка появилась в Москве в 1890-х годах. Её придумали и изготовили токарь Звёздочкин В.П. и художник Малютин С.В.. В начале XX в. хозяева мастерских Сергиева Посада приобрели лицензию на изготовление матрёшек и наладили массовое производство более 20 видов этой деревянной куклы. Новая необычная игрушка пользовалась огромным спросом в стране и, особенно, за рубежом.Первыми матрёшку в д. Мериново стали точить мастера Майоровы и Вагины. Аверьян Вагин подражал загорским мастерам, у него выходили забавные образы плешивых и дородных мужичков.
По воспоминаниям, в 1922 г. мериновский токарь Арсентий Фёдорович Майоров увидел и приобрёл сергиево-посадскую матрёшку на Нижегородской ярмарке (по другим источникам в самом Сергиевом Посаде). Будучи прекрасным токарем, выточил по купленному образцу аналогичную заготовку. Матрёшка понравилась домашним, особенно дочерям Арсения Фёдоровича — Любе, Зинаиде и Елизавете (Е.А. Майорова — впоследствии известная матрёшечница), которые, используя анилиновые краски по крахмальной основе, расписали её архаичным мериновским цветочным орнаментом.
Новую игрушку оценили и соседи, и деревенские кустари, её стали копировать, создавать новые образы и орнаменты. Так постепенно выработался новый уникальный стиль, появилась мериновская матрёшка, а деревня Мериново стала вторым центром изготовления матрёшек после Сергиева Посада.
В течение почти 30 лет именно мериновцы лидировали среди матрёшечников Горьковской (Нижегородской) области.
Мериновская артель
1930-е годы в СССР были периодом коллективизации, объединения единоличных хозяйств в коллективные, периодом борьбы советской власти с частниками-надомниками. Это веяние времени затронуло и кустарей-игрушечников, их, как и других, облагали непомерными налогами, подталкивая к объединению в товарищества, артели, мастерские. Так в эти годы в г. Семёнов и д. Мериново появились художественно-производственные артели и товарищества.В 1932 году из промыслового товарищества «Семёновский кооператор» выделилась Семёновская артель имени М.И. Калинина, которая постепенно объединила мастеров близлежащих деревень – Взвоза, Покровского, Великуши, Хомутова. В 1934 году к ней была прикреплена и мериновская игрушечная артель. Артельщики точили солонки, самовары, погремушки, песочные наборы, матрешки, пирамиды, ведёрки, шары, яблоки, копилки, матрёшки, а в красильном цехе художницы их расписывали.
В годы Великой Отечественной войны артель перешла на точку черенков для саперных лопаток, но, несмотря на трудности военного времени, мастера продолжали делать и столярную игрушку.
Мериновский и семёновский стили
После войны мериновская артель снова выделилась в самостоятельное производство. Именно с этого момента и начинается расхождения двух видов росписи: мериновской и семёновской.Мериновский стиль сохранил архаичность, условность и схематичность изображения цветочных форм орнамента, контрастное цветовое решение. Вот как описывает мериновскую роспись матрешки в своей статье «Народное искусство» О.Н. Круглова:
«Палитра, которой пользуются мериновские мастерицы, кажется необычайно богатой, несмотря на то, что в росписи участвуют два, три, самое большее, четыре цвета. Впечатление богатства достигается чистотой локального цвета и смелостью контрастов, на которых строится роспись мериновской игрушки…. Дети их любят за понятное и близкое для них решение образа».
Семёновские же мастера, как требовала идеология соцреализма того времени, изображали цветочно-травяные букеты на фартуках матрёшек более декоративно-живописно, более реалистично.
Существует мнение, что мериновская роспись — ранняя семёновская, но многое говорит о том, что оба направления развивались параллельно.
В книге «Матрёшка, ставшая судьбой» Наталья Квач и Сергей Квач приводят два высказывания мериновской и семёновской известных матрёшечниц:
«…никогда старые художницы Меринова не рисовали матрёшку так, как в Семёнове: у нас и цветы попроще и краски побледнее, не такие яркие. Не могли мы так рисовать, как нас научить пытались».
— Феоктиста Перфирьевна Майорова
«Никогда не писала сама, да и не видела у нас на фабрике метрёшек с мериновским письмомо. Своя у нас была роспиь, Совсем другой цветок у нас был. Да и писали мы матрёшек не так, как в Мериново. Наши то яркие, интересные»
— Лидия Михайловна Антоневич из Семёнова
Под одной фабричной крышей
В 1951 г. семёновская артель им. Калинина отправила 15 наименований игрушек на лондонскую выставку. Среди игрушек были пеналы, пирамиды, шары, грибки и, конечно, матрешки. Это был успех! Уже в 1953 году матрешки стали поставлять на экспорт в количестве 60 тысяч штук в год. Семёновские артели им. М.И. Калинина и «Семеновский кооператор» были объединены в одну с названием артель «Игрушка». Были построены новые цеха, отработан технологический процесс, введен пооперационный метод раскрашивания, при котором каждая художница выполняет только одну операцию.В 1962 г. мериновская артель присоединяется к семёновской фабрике «Игрушка». Кустари-одиночки, изготавливавшие мериновскую матрёшку, сдавали её в семёновский промсоюз. Полное же слияние произошло в 1964 г., образовался Мериновский филиал Семёновской фабрики.
В 1966 году фабрика «Игрушка» была переименована в фабрику «Сувениры». Это название более точно отражало назначение продукции предприятия — производство экспортной продукции. Это и предопределило судьбу мериновской матрёшки, которая не вписывалась в экспортные амбиции предприятия и входило в диссонанс с привычными ожиданиями потребителей прежде всего за рубежом.
Мериновская роспись постепенно стала вытесняться семёновской. Художники и технологи из Семёнова требовали в мериновском филиале «семёновской росписи». Молодые мастера переучивались, а старые со слезами всё равно рисовали привычные мериновские орнаменты. (Аналогичное, кстати происходило в это время и на Вознесенской фабрике «Полх-Майданская роспись», новое руководство тоже требовало заменить полховскую роспись на семёновскую, правда, безрезультатно).
В 1980-х в Мериново закрывается токарное производство, мастера пользуются бельём (заготовками), выточенным в Семёнове. Старых мастериц с фабрики выдавливают на пенсию, к 1994 г. из старых мериновских матрёшечниц не осталось никого.
Мериновская матрёшка сегодня
Сегодня мериновская матрёшка возрождена энтузиастами. Огромную помощь в ней оказывали ветераны предприятия: Бабина А.П., Майорова Ф.П., Кочнева Т.С.Мериновская матрёшка в настоящее время радует нас прежде всего благодаря настойчивости, таланту, влюблённости в своё дело известной семёновской матрёшечницы-виртуоза Т.Г. Корьёвой. Небольшими сериями мериновская матрёшка выпускается и на художественной фабрике «Семёновская роспись». Тем не менее сегодня мериновская матрёшка скорее коллекционный раритет, нежели массовое произведение народного искусства.
источник
#искусство #традиции