Десять песен южнороссийского рэпа


Южнороссийский рэп конца 1990‑х — начала 2000‑х годов без преувеличений можно назвать сценой. Это явление, выросшее на локальном субстрате, но пробравшееся в федеральный мейнстрим. Сентиментальные пацаны, поясняющие за вечные простые ценности, уже начали вырастать из широких штанов рэп-субкультуры и стали близки сердцам и ушам обычных парней из станиц и микрорайонов.
Десять песен южнороссийского рэпа - 937038836286

Южане Иван Белецкий и Давид Домкратов собрали подборку главных хитов для вашей заниженной «четырки».

Гимн молодёжи Кубани

Вот такое неожиданное начало. Краснодарская поп-рок группа «Вдруг» записала этот трек при участии рэперов MaryJane. Куплет Тохаля, который позже станет известным баттловым эмси Мистером Хайдом, начинается так:

Хей,

это MJ!

Завидуйте мне,

я краснодарский и на коне!

Песня, созданная в 2005 году для комитета молодёжной политики Краснодарского края. В то время департамент пытался охмурять юное поколение всяческими кавээнами, дискотеками и сноубордами. Получился эдакий провинциальный прототип бургера за здоровье Собянина — без Тимати, зато с казачьим хором в припеве. 

Если вам лень слушать русский рок про вольный ветер и новую волну, то читка начинается с 2:35. Трек не стал популярным среди ценителей хип-хопа, но песню знал каждый кубанский русскорокер.

https://youtu.be/G6C0h2dF26U
Группа "Вдруг" - Гимн молодёжи Кубани
04:05
Группа "Вдруг" - Гимн молодёжи Кубани

Триада — Мёртвый город

А это уже настоящий южный рэп, каким его узнали и запомнили по всей России. Первый выстреливший за пределы хип-хоп сообщества трек и дебютный клип краснодарской «Триады». 

Песня вошла в альбом «Противоядие», клип на неё попал на MTV — и понеслось: в 2004–2005 годах «Мёртвый город» играл из каждой второй тонированной тачки в Краснодаре. 

В тексте почти нет особого регионального пафоса, свойственного многим трекам южнороссийского рэпа, но краснодарские пацанские интонации прочувствовать можно.
«Триада»: Нигатив и Дино. Начало 2000‑х годов
«Триада»: Нигатив и Дино. Начало 2000‑х годов

Для полноты картины приведём слова одного из участников группы Дино из интервью 2018 года:

«Раньше было такое понятие „южнороссийский рэп“, и времена были действительно креативными, непаханое поле было. За 20 лет существования русского рэпа и смены стилей в его рамках творчества и креативности больше всего было именно в то время. Не было какого-то шаблона, заранее подготовленной обёртки. Сейчас делается много, но уже в рамках заранее заданного стиля, всё уже уложено и дорога проторена. Когда всё начиналось, каждый делал, фантазировал, придумывал какие-то жанры, и всё это имело по-настоящему творческий характер. <…>

А южнороссийский рэп — направление действительно было, оно имело свой почерк. Сейчас этого почерка нет».

https://youtu.be/rHBbBvwCD4Q
Триада - Мёртвый город (Официальное видео)

Эйсик — 158‑я

Трек чётко на стыке шансона и хип-хопа: типичный сюжет про пацана, который оступился. Тут есть и про маму, и про оставшуюся на свободе дочку. Зона, бараки, варим чифирок — «вот невезение». В одном из интервью ЭЙ-Слепящий-Истинным-Коварством сказал, что песня посвящается «другу Славе, который умер от наркотиков».

Можно пройтись по аутентичности: сам-то Эйсик не то что не сидел, а даже учился на юриста в США, где и наслушался хип-хопа. 
Эйсик. Середина 2000‑х годов
Эйсик. Середина 2000‑х годов

У Эйса есть ещё несколько треков, посвящённых бандитско-воровской тематике. В том же альбоме «Солнечное сплетение» присутствует композиция «За 20 поприщ от рая». В ней упоминается Фетис из ростовской группы «Доброе зло», который несколько раз попадал в «зону недосягаемости». 

В условную босяцкую компиляцию Эйсика мог бы попасть фитовой трек «Я стану лучше» с припевом: «Из моего двора вырастает детвора, те, кого в который раз в мыле ловят опера». 

А лучше всего в нашу подборку вписался бы трек «Ванёк» со сборника «Краснодар ONE» — там кубанская аутентика так и прёт. Но, увы, на Ютубе его нет.

https://youtu.be/vsjB2YlfW6E
158-Я

MaryJane — С белого листа

Вот «настоящий» трек MaryJane, без казаков и чиновников. С этой песней MJ выстрелили на общероссийском уровне. В треке почти нет субкультурщины и регионального контекста — просто зверски серьёзные размышления на тему «что такое хорошо, а что такое плохо».

https://youtu.be/kZochaNqtiM
С белого листа

Влади, Змей, MaryJane, Сэт — Юго-Восточная Европа

Программное заявление южнороссийского рэпа — тут все: и Mary Jane, и «Каста», и «Грани». «Обитаем на южном полюсе, в особенности на Кубани и в Ростовской области» — пацанские понты, нехитрый алкогольно-коноплёвый досуг, региональный патриотизм — всё в поряде!
«Объединённая каста», MaryJane, Сэт, Эйсик. Начало 2000‑х годов
«Объединённая каста», MaryJane, Сэт, Эйсик. Начало 2000‑х годов

Более известной версией трека стала короткая, без куплетов краснодарцев, из альбома Влади «Что нам делать в Греции» (2002). 

В интервью Inside Show Сэт, в начале нулевых ещё участник MaryJane, рассказал, что Влади просил переписать куплет, так как ему не нравился текст. Сэт отказался, второй МС MaryJane Пино, видимо, тоже. На сольнике Влади песня вышла без кубанских гостей.
Mary Jane: Сэт, Пино, OG. Начало 2000‑х годов
Mary Jane: Сэт, Пино, OG. Начало 2000‑х годов

Мы же предлагаем вам послушать оригинальную версию, которая сначала появилась на сборнике от «Касты» Hip-Hop Mix № IV (2001), а позже — на альбоме Сэта «Арена» (2004).

https://youtu.be/a8edalCCIwc
14. Юго-Восточная Европа ft. Змей, Влади, MaryJane produced by Влади и OG

Каста — Мы берём это на улицах

Трек, перекочевавший на дебютник «Касты» из «Трёхмерных рифм» ростовской формации «Объединённая каста» — эдакого Wu-Tang Clan по-южнороссийски, куда входил весь цвет локального рэпа. 

Сама «Каста» в те годы ещё называлась «Психолирик». Этот трек — своего рода пояснительная записка о методах и целях хип-хопа, а «Каста» тут ещё погружена больше в субкультурное, чем в глобальное:

Кубические метры этого пространства

Охвачены неистребимым духом братства!

Ваша толпа от нашей отделяется не чётко,

По-любому будем вместе пить водку!
Начало ростовского рэпа. Вторая половина 1990‑х годов
Начало ростовского рэпа. Вторая половина 1990‑х годов
«Объединённая каста». Фото из буклета альбома «Трёхмерные рифмы». 1999 год
«Объединённая каста». Фото из буклета альбома «Трёхмерные рифмы». 1999 год
Каста - Мы берем это на улицах (клип)
03:56
Каста - Мы берем это на улицах (клип)

Каста — На порядок выше

«Там пусто, а ты, братан, русский!», «…а там ты будешь живым среди зомби!» — гимн «Касты» был как бальзам на душу всем патриотически настроенным слушателям. 

Современное творчество — наоборот: стоит только посмотреть клип «Колокола над кальянной» 2020 года, где во втором куплете «папа» Змей ругает дредастого «сына» Шымона за мысли свалить за бугор. Стоить отметить, что основой «На порядок выше» стал текст Шыма: Михаил написал куплет, когда задумывался об эмиграции в Израиль.
«Каста». Фотосессия для альбома «Громче воды, выше травы». 2002 год
«Каста». Фотосессия для альбома «Громче воды, выше травы». 2002 год

Интересно, как традиционализм хип-хопа лёг на традиционализм регионального российского дискурса. А ведь в те годы на улицах шла почти настоящая война, и скинхеды, особенно в регионах, всё ещё могли запросто (по старой памяти о рэпе как «чёрной музыке») избить поклонника хип-хопа. 

Но «Каста», кажется, проложила мостик между жанром и низовой ксенофобией. Вообще, южный рэп с самого начала доказывал, что можно быть чётким парнем и разделять правильные ценности, но при этом слушать хип-хоп. «На порядок выше» — очередной пример того, как хип-хоп переставал быть субкультурой и начинал говорить об универсальном.

https://youtu.be/MP0nvei6IUM
Каста - На порядок выше (клип)
03:16
Каста - На порядок выше (клип)

Предлагаем сравнить хит с первоначальной версией трека.

https://youtu.be/gnVo_qvnx4c
КАСТА - на порядок выше ПОЛНАЯ 3-х КУПЛЕТНАЯ ВЕРСИЯ

Грани — Мелодрама

Темы с таким названием есть на двух первых релизах «Граней» — «Алкоголики» (2003) и «Кипеш» (2005). Получилась уличная драма в двух актах. Обе части были популярны среди рэперов нулевых. Биты с явными отсылками к русскому шансону, пацанские разговоры за баб и бухло, юморок, строчки типа «***** [лицо] как у Ганнибала». Норм с пацанами под семки послушать.
Молодой рэпер Бакс в компании старших товарищей из группы «Грани»: Змея, Тёмного и Тигры. Первая половина 2000‑х годов.
Молодой рэпер Бакс в компании старших товарищей из группы «Грани»: Змея, Тёмного и Тигры. Первая половина 2000‑х годов.
04. Мелодрама (Original)
Грани - Мелодрама 2

Песочные люди — Время

Эти участники «Объединённой касты» свой первый полноформатный альбом смогли выпустить только в 2009 году. 

А перед тем было много чего — от реальной отсидки за разбой (про эту историю «Каста» написала песню «Нашим пацанам посвящается», а сами «Песочные» затронули тему в «Червях ненависти» и «Ростовском централе») и до этой песни, выпущенной в 1999 году на компиляции «Трёхмерные рифмы».
«Песочные люди»: Джин и Псих. 1999 год
«Песочные люди»: Джин и Псих. 1999 год
Песочные люди - Время
04:19
Песочные люди - Время

В 2011 году на втором альбоме «Колесо — оба зрения» ростовчане выпустили логическое продолжение трека — «Время спустя».

https://youtu.be/amGrwhUAzg4
Время спустя

Сэт — Арена

Первый сольный альбом Сэта. Всё те же персонажи на фитах — Змей, Влади, MaryJane. Плюс ряд дружественных не южных рэперов: например, выбранная нами композиция — коллаб с Krec.
Сэт. Середина 2000‑х годов
Сэт. Середина 2000‑х годов

Песня записана между 1999 и 2004 годами — тогда Сэт и Krec готовили совместный альбом. Интернет в те времена был плохой, поэтому Сэту приходилось качать в самом плохом качестве маленький кусок бита от питерцев, «размножать» его через программу и записывать свою партию. 

После чего CD‑R с акапеллами Сэт передавал проводникам поездов, идущих в Петербург. В Питере диск встречали Фьюз и Марат. К сожалению, красивая история закончилась прозаично: позже ребята познакомились лично и не сошлись характерами. Часть песен с невыпущенного альбома перешли на сэтовскую «Арену» и крэковское «Вторжение».

Про саму «Тоску»: как пишут в таких случаях музыкальные СМИ, «духоподъёмный трек» — типа, всё плохо, но есть надежда.

https://youtu.be/EsfzApB1J84
Сэт feat. KREC - Тоска

На презентацию альбома в Краснодар приехали все рэп-братья, участвовавшие в альбоме. Позже лейбл Сэта Karavan Music выпустил концертный DVD.

https://youtu.be/VHZrA4ibaKY
Сэт — Aрена.Live, 2005 (Полный концерт)

Добавим ещё одну цитату по поводу южнорусского рэпа из интервью Сэта 2006 года:

— Существует ли, по-твоему, так называемый «краснодарский стиль»? И если да, то каковы его черты?

— Нет, это не то что стиль, а, скажем, «тонировка». В Краснодаре есть множество групп, непохожих друг на друга. Нельзя же вот сравнить Эйсика с MaryJane или Сэта с «Триадой». Особенно это видно сейчас. Если раньше что-то хоть как-то где-то пересекалось, то теперь у всех абсолютно разные стили.

Бонус: Скато — Я вижу дым

«Вне конкурса» мы добавили трек гуру южного рэпа. Ценители стиля и сейчас, услышав имя Скато, ответят «Я вижу дым!». Поэт, художник, философ, растаман, христианин, язычник, воин хардкора и правды, чемпион по фитам — всё это про одного эмси, имя которому Смысл-Который-Абстрагирует-Твой-Образ (ещё один южанин с замороченным прозвищем).
Скато. Вторая половина 2000‑х годов
Скато. Вторая половина 2000‑х годов

Скато начал музыкальный путь во второй половине 90‑х в Краснодаре и до сих пор выпускает альбомы, но уже на берегах Невы. Возможно, Сергей не самый успешный из представленного нами списка, но по влиянию на хип-хоп умы Юга и street credibility — точно один из первых.

https://www.youtube.com/watch?v=1rKqrex1Dlc
03. Я вижу дым

Комментарии

Комментариев нет.