Поставки атомных подлодок Австралии в рамках AUKUS под угрозой
Тарифная война, развёрнутая американской администрацией, пока не принесла Штатам ощутимых дивидендов, но уже создаёт риски для одной из ключевых программ военно-технического сотрудничества — поставок атомных подлодок Австралии в рамках AUKUS. Об этом пишет South China Morning Post, ссылаясь на сенатора США Тима Кейна — члена подкомитета по морской мощи в сенатском комитете по делам вооружённых сил и главу тамошней демократической фракции.
Кейн отмечает, что примерно треть стали и цветных металлов, используемых в американском военном судостроении, поступает от союзников США, включая Великобританию и Канаду, и обе эти страны подпали под тарифные ограничения. Если британцы обложены 10%-ной пошлиной, то на Канаду распространяется ставка 25%.
Австралия должна получить три американские лодки типа Virginia в следующем десятилетии, но платить приходится уже сейчас: министр обороны Австралии Ричард Марлз подтвердил, что США запросили $2 млрд на модернизацию верфей, от состояния которых напрямую зависит способность Вашингтона поставлять субмарины.
При текущем темпе производства — одна-две лодки в год — этого недостаточно даже для нужд ВМС США. Чтобы выполнить американские планы, темп надо нарастить как минимум до 2,5 единицы ежегодно. Если прогресс окажется скромнее (скажем, 1,8—2 лодки в год), передача Австралии даже трёх субмарин вызовет жёсткое сопротивление со стороны флота.
Тем более что сама Австралия, несмотря на оказываемую Вашингтону политическую поддержку, пока не демонстрирует готовности воевать с Китаем. Даже в командно-штабных играх с гипотетическим конфликтом атомные субмарины используются Австралией исключительно для обороны побережья и коммуникаций, а не для ударов по китайскому флоту в Южно-Китайском море.
Это ослабляет доверие Пентагона к австралийской надёжности как союзника, особенно в глазах ВМС США, которые не горят желанием делиться стратегическими ресурсами без твёрдых гарантий.
Тем временем графики строительства сдвигаются. Если в начале 2000-х постройка Virginia занимала от 18 до 22 месяцев, то три последние лодки, заложенные в 2018—2019 годах и сданные в 2023—2025-м, строились по 65—67 месяцев — более пяти лет на корпус.
Чтобы Канберра получила первую лодку к 2033 году, контрактовать её нужно уже сейчас, иначе график сорвётся.
Американская часть сделки при всех проблемах выглядит ещё реалистично. А вот британский проект SSN-A, который должен дополнить австралийские Virginia к 2040-му, вызывает гораздо больше сомнений.
Учитывая состояние британской экономики, необходимость разворачивать производство АПЛ в Австралии и проблемную репутацию лодок типа Astute, ставить на этот проект рискованно.
И если бы пришлось делать ставки, то скорее против, чем за.
Илья Крамник, научный сотрудник Центра изучения стратегического планирования ИМЭМО РАН, автор канала @kramnikcat
Славянская Горница
Поставки атомных подлодок Австралии в рамках AUKUS под угрозой
Тарифная война, развёрнутая американской администрацией, пока не принесла Штатам ощутимых дивидендов, но уже создаёт риски для одной из ключевых программ военно-технического сотрудничества — поставок атомных подлодок Австралии в рамках AUKUS. Об этом пишет South China Morning Post, ссылаясь на сенатора США Тима Кейна — члена подкомитета по морской мощи в сенатском комитете по делам вооружённых сил и главу тамошней демократической фракции.
Кейн отмечает, что примерно треть стали и цветных металлов, используемых в американском военном судостроении, поступает от союзников США, включая Великобританию и Канаду, и обе эти страны подпали под тарифные ограничения. Если британцы обложены 10%-ной пошлиной, то на Канаду распространяется ставка 25%.
Австралия должна получить три американские лодки типа Virginia в следующем десятилетии, но платить приходится уже сейчас: министр обороны Австралии Ричард Марлз подтвердил, что США запросили $2 млрд на модернизацию верфей, от состояния которых напрямую зависит способность Вашингтона поставлять субмарины.
При текущем темпе производства — одна-две лодки в год — этого недостаточно даже для нужд ВМС США. Чтобы выполнить американские планы, темп надо нарастить как минимум до 2,5 единицы ежегодно. Если прогресс окажется скромнее (скажем, 1,8—2 лодки в год), передача Австралии даже трёх субмарин вызовет жёсткое сопротивление со стороны флота.
Тем более что сама Австралия, несмотря на оказываемую Вашингтону политическую поддержку, пока не демонстрирует готовности воевать с Китаем. Даже в командно-штабных играх с гипотетическим конфликтом атомные субмарины используются Австралией исключительно для обороны побережья и коммуникаций, а не для ударов по китайскому флоту в Южно-Китайском море.
Это ослабляет доверие Пентагона к австралийской надёжности как союзника, особенно в глазах ВМС США, которые не горят желанием делиться стратегическими ресурсами без твёрдых гарантий.
Тем временем графики строительства сдвигаются. Если в начале 2000-х постройка Virginia занимала от 18 до 22 месяцев, то три последние лодки, заложенные в 2018—2019 годах и сданные в 2023—2025-м, строились по 65—67 месяцев — более пяти лет на корпус.
Чтобы Канберра получила первую лодку к 2033 году, контрактовать её нужно уже сейчас, иначе график сорвётся.
Американская часть сделки при всех проблемах выглядит ещё реалистично. А вот британский проект SSN-A, который должен дополнить австралийские Virginia к 2040-му, вызывает гораздо больше сомнений.
Учитывая состояние британской экономики, необходимость разворачивать производство АПЛ в Австралии и проблемную репутацию лодок типа Astute, ставить на этот проект рискованно.
И если бы пришлось делать ставки, то скорее против, чем за.
Илья Крамник, научный сотрудник Центра изучения стратегического планирования ИМЭМО РАН, автор канала @kramnikcat
https://t.me/c/1686844692/7541