О ТОМ, ЧТО ИЗВЕСТНАЯ ДЕТСКАЯ ПИСАТЕЛЬНИЦА БЫЛА ВЕТЕРАНОМ СОВЕТСКОЙ РАЗВЕДКИ, ЗНАЛИ ЛИШЬ ПОСВЯЩЁННЫЕ

Воскресенская Зоя Ивановна родилась в Тульской губернии 15 апреля 1907 года. В 14 лет устроилась на работу в библиотеку при ВЧК. Позже переехала в Москву, где продолжила работать библиотекарем в ОГПУ. Там на неё обратили внимание и пригласили на работу в Иностранный отдел организации. Зоя Ивановна прошла ускоренные курсы подготовки, после которых в 1930 году выехала в Харбин в первую заграничную служебную командировку.
На новом месте она официально значилась секретарём советского предприятия «Союзнефть». На самом деле расширяла агентурную сеть и собирала информацию в условиях противостояния с Китаем на КВЖД после вооружённого конфликта. Руководство высоко оценило дебют Воскресенской и направило её на агентурную работу в Латвию, потом в Австрию и Германию. Она должна была стать резидентом в Центральной Европе, но подготовленная для внедрения в высшие эшелоны нацистской Германии легенда не сработала. Тогда Зою Ивановну перевели в Финляндию.
В Суоми разведчица в 1935 году стала заместителем резидента. Работала под видом руководителя представительства «Интуриста». В качестве резидента в 1936 году в страну прибыл Борис Рыбкин, с которым поначалу общего языка Воскресенская найти не могла. Но в течение полугода всё изменилось, и пара запросила «добро» Центра на свадьбу. Так профессиональный союз работавших на Родину единомышленников укрепился ещё и семейными узами. В связи с советско-финской войной обоим в 1939-м пришлось вернуться в Москву.
Зоя Ивановна стала специалистом аналитического отдела, в который стекалась агентурная информация со всей Европы. В том числе, от участников «Красной капеллы». В результате анализа этих сведений выяснялись малейшие изменения во внешней политике Германии и её союзников. Основные и наиболее важные моменты докладывались лично Сталину и Молотову. Весной 1941 года аналитики, как и многие разведчики на местах, неоднократно предупреждали о начале войны, назывались и конкретные сроки.
С конца 1941 года по март 1944-го супруги работали в посольстве Швеции. Тесно сотрудничали с советским послом Александрой Коллонтай и по своей линии также приложили немало усилий для выхода из войны соседней Финляндии. Кроме того, создали агентурную сеть, отслеживавшую движение немецких транзитных грузов через Швецию.
После войны Воскресенская продолжила работать аналитиком. Её муж Борис Рыбкин в 1947 году погиб в автокатастрофе под Прагой при невыясненных обстоятельствах. Она просила разрешения лично провести расследование, но ей отказали. В 1953 году был арестован её главный начальник – генерал Павел Судоплатов. Зоя Ивановна отказалась осудить его деятельность на партсобрании и поплатилась: её уволили из разведки за год до пенсии. Она стала добиваться справедливости, после чего ей «милостиво» разрешили дослужить в Воркутлаге.
В 1956 году полковник Воскресенская вышла в отставку. Она занялась тем, о чём мечтала ещё в годы работы в библиотеке – самостоятельной литературной деятельностью. Сначала попробовала писать о разведке. На что в издательствах ей сказали, что литературный язык у неё хороший, но нельзя писать о том, о чём не имеешь представления (!). По вполне понятным причинам Зоя Ивановна не стала объясняться, а нашла другую тему.
Героями произведений талантливой писательницы стали выдающиеся исторические личности – лидеры коммунистического движения. Среди них были финский коммунист Тойво Антикайнен, генсек Коминтерна Георгий Димитров. Но больше всего автора знали по книгам о Ленине и его семье. В 1965 году Зоя Воскресенская стала членом Союза писателей СССР, а общий тираж её произведений со временем превысил 20 млн. экземпляров. За литературное творчество писательница была удостоена орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции.
Зоя Ивановна ушла из жизни 8 января 1992 года, успев застать распад страны, которой она служила всю свою жизнь. Незадолго до смерти её, как бывшую разведчицу, рассекретили, и она успела написать автобиографическую книгу «Теперь я могу сказать правду». В свет она вышла в декабре 1992-го. А в 2017 году именем Зои Воскресенской была названа одна из улиц на севере Москвы.

Комментарии