КИРИЛЛ ЛАВРОВ.

День памяти.
Первой сценой Кирилла были подмостки самодеятельного театра в армии. Служил он почти на краю света: закончишь службу — идти некуда, тоска смертная. Вот от этой-то тоски и создали драмкружок.
И после демобилизации в 1950 году Кирилл Лавров, едва сойдя с поезда, сразу побежал показываться Товстоногову. Его имя гремело уже тогда, а Кирилл играл в самодеятельности с большим успехом и самонадеянно считал себя опытным актером. Но, когда Георгию Александровичу доложили, что его дожидается какой-то солдат, он удрал от него через другой ход.
В ту же пору в Ленинграде гастролировал Киевский театр драмы имени Леси Украинки, где тогда работал отец Кирилла. Он решил попробоваться там и ему повезло — взяли.
Правда, во вспомогательный состав.
Несколько лет он участвовал исключительно в массовках и был счастлив от того, что просто выходил на сцену. Тогда в театре царила удивительно творческая атмосфера благодаря его художественному руководителю Константину Хохлову.
Для Кирилла, еще мальчишки, только пришедшего из армии и ничего не умеющего, эта первая ступень театрального образования была очень важна.
Отец был категорически против того, чтобы Кирилл стал артистом: он хорошо знал актерский мир и понимал, насколько это неверная профессия, зависит от случая и стечения обстоятельств.
Отцу казалось, что военное училище, законченное Кириллом, – прекрасное начало. Он видел сына военным инженером и думал, что тот закончит академию, станет офицером. А тут – театр! Но, видимо, у судьбы было другое предназначение для него, да и в Кирилле все-таки сыграли какие-то гены.
В 1955 году Кирилл перешел в Большой драматический театр в Ленинграде. Среди самых ярких театральных ролей - его герои в постановках Георгия Товстоногова «Пять вечеров», «Океан», «Мещане», «Ревизор».
Когда в 1989 году умер Товстоногов, всеобщим тайным голосованием Кирилла Лаврова выбрали на должность художественного руководителя театра. Против был только один голос — его собственный.
При повторном голосовании против проголосовали двое: Кирилл Лавров и его жена. Но, конечно же, актеру пришлось согласиться. Никогда в жизни Кирилл Лавров не думал, что будет чем-то руководить, тем более театром, который вызывал у него священный трепет.
Сниматься в кино Кирилл Лавров начал с 1956 года. Однако решающим для актера стал 1964 год, когда режиссер Александр Столпер пригласил его на роль Синцова в фильме "Живые и мертвые" по роману Константина Симонова.
В 1969 году вышел фильм Ивана Пырьева "Братья Карамазовы", где Лавров исполнил роль Ивана Карамазова. Этапной для актера стала и роль Андрея Башкирцева (прообраз Сергея Королева) в фильме "Укрощение огня" Даниила Храбровицкого.
Потом последовала целая череда таких работ, как граф Карнеев в фильме "Мой ласковый и нежный зверь", Гладышев в "Объяснении в любви", Виктор в "Долгой счастливой жизни", герцог Болингброк в телефильме "Стакан воды", Ярослав Мудрый в "Ярославне - королеве Франции".
Многим Кирилл Лавров запомнился по роли Ленина в фильме «Доверие». Кстати, Ленина ему довелось сыграть еще трижды: в фильме «Двадцатое декабря», в спектаклях «Защитник Ульянов» и «Перечитывая заново». За последнюю роль он был удостоен Ленинской премии.
В одном из интервью Лавров признавался, что до сих пор считает Ленина одной из ярчайших личностей века, добавляя, что «в своих ролях не идеализировал этого человека, а старался содрать с него позолоту».
Актер вспоминал сцену о том, как Ленин давал независимость Финляндии, а в это время наши войска вошли в Прагу. И Лавров играл Ленина, имея в виду тогдашнее положение в Чехословакии. «Ленин был для меня эталоном – с его пусть кажущейся, но скромностью. Я был в его квартире в Кремле, видел комнату, в которой он жил в Смольном. Разве это можно сравнить с тем, как сегодня живут?» - говорил актер.
Последней работой актера стала роль Понтия Пилата в фильме «Мастер и Маргарита» . Он очень давно ждал приглашения на настоящую роль в кино, но в последние годы ему предлагали почему-то исключительно роли криминальных авторитетов.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что Лавров - всегда был актером истинно петербургского стиля. За внешней сдержанностью скрывался мощный темперамент, способный как на вулканические проявления, так и на нежный, подчас трогательный лиризм.
За неброскостью облика - необыкновенно яркая, глубокая, разносторонне одаренная личность незаурядного масштаба и безграничного обаяния. Его актерская техника была филигранна, театральный язык лаконичен, а мастерство отточено до такого совершенства, что казалось незаметным.
Все работы мастера наполнены проницательным умом, внутренним артистизмом, тонкостью переживаний, точностью психологических нюансов и абсолютным чувством театра с пониманием всей его сути, умением существовать в роли нелегко и непринужденно.
Лавров был не просто замечательным актером, а и во многом знаковой фигурой: из десятилетия в десятилетие он неизменно оставался героем нашего времени. Ему была дана удивительная способность выразить свою эпоху. За полвека, отданные сцене, Кирилом Лавровым сыграна история не только отдельного человека, а целого поколения.
Общественная деятельность
В последние годы Кирилл Юрьевич Лавров являлся членом Комиссии при Президенте Российской Федерации по Государственным премиям РФ, членом Комиссии по науке, культуре, образованию и информации Межпарламентской ассамблеи стран СНГ, президентом Международной конфедерации театральных союзов стран СНГ.
Заключение
Кирилл Юрьевич Лавров умер 27 апреля 2007 года утром в одной клиник Военно-медицинской академии в Петербурге. Похоронен на Богословском кладбище.

Комментарии

  • 28 апр 14:46
    Отличный актер, невероятно обаятельные образы современных мужчин он создал! Таких мужчин мы хотели бы видеть рядом с собой! Красивых, добрых, сильных, надёжных! Светлая ему моя память!
  • 28 апр 17:10
    Лорд Болингброк из "Стакана воды",Понтий Пилат по Булгакову вне критики-шедевры.
  • 3 мая 12:32
    Улыбка, как у Юрия Гагарина.
    ФотографияФотография