30 апреля 1939 года была открыта Всемирная выставка в Нью-Йорке.

Участие во Всемирной промышленной выставке 1939 года в Нью-Йорке стало для СССР воистину триумфальным. Помимо обычных экспозиций к открытию этого всемирного форума был приурочен беспересадочный перелёт советского самолёта "Москва" по маршруту Москва — Нью-Йорк длиной более 8 тысяч километров.
Ранним утром 27 апреля 1939 года Лазарь Каганович, Лаврентий Берия, представитель американского посольства и ещё ряд официальных лиц проводили с подмосковного аэродрома самолет, направлявшийся в беспосадочный перелет в Нью-Йорк. Задачей пилота Владимира Коккинаки и штурмана Михаила Гордиенко было не только установление рекорда беспосадочного полёта по грандиозному маршруту, но и прибытие в США к открытию Всемирной выставки, намеченному на 30 апреля.
Самолёт не долетел до Нью-Йорка, - в плохую погоду авиаторы потеряли ориентиры и совершили вынужденную посадку на севере Канады. Их быстро нашли канадские спасатели, и лётчики все же прибыли в Нью-Йорк к открытию выставки, - на зафрахтованном срочно советским посольством самолёте.
Выставка открылась в то время, когда в Европе шли интенсивные переговоры между дипломатами СССР, Великобритании и Франции в попытках создать фронт противодействия германской агрессии. Советское руководство было, однако, весьма критично настроено по отношению к британцами и французам; по контрасту, СССР придерживался дружественного тона, когда речь шла о США, и в этих выступлениях всегда подчеркивали, что советское участие в нью-йоркской выставке было доказательством желания развивать связи с Америкой.
На протяжении работы выставки в 1939 году СССР демонстрировал в своем павильоне образ страны, успешно преодолевающей отсталость с помощью социализма, организовывал приемы для американских журналистов, инженеров, архитекторов, врачей с целью подчеркнуть советские достижения в разных сферах. Советская экспозиция должна была быть простой и ясной, делающей акцент на модернизации, технологиях, социальных программах, победе над природой и на демократическом характере Сталинской конституции. Уроки парижской выставки 1937 года, когда количество мелких экспонатов и экспозиций отвлекало внимание посетителей, заставили организаторов сосредоточиться на нескольких крупных объектах и больших пространствах, которые должны были создать у пришедших в павильон настроение веселья, радости и оптимизма, присущих советскому человеку.
В павильоне должны были демонстрироваться советские фильмы и выставлены образцы промышленной продукции; само здание было выстроено из мрамора, гранита и отделано полудрагоценным камнем, что должно было показать, как "старая, деревянная Россия превратилась в сильную промышленную Советскую державу". Центром композиции стала статуя (из нержавеющей стали) рабочего, держащего в вытянутой руке красную звезду. Рабочий стоял на шестидесятиметровом пилоне, находившемся в центре неоклассического главного здания, охватывающего его двумя полуокружностями. На двух фасадах были помещены барельефы Ленина и Сталина. На пропилеях с одной стороны под барельефом Ленина была установлена скульптурная группа "Октябрь", представлявшая вооруженных рабочих и солдат-крестьян, завоевавших власть.
Среди экспозиций советского павильона выделялся Десятилетний план реконструкции Москвы, в центре которого была размещена большая модель Дворца Советов, а неподалеку - точная полноразмерная копия части станции московского метро "Маяковская". Отсек станции "Маяковская" был выполнен в натуральную величину и из тех же материалов и помещен между зеркальными стенами для создания эффекта присутствия. Неудивительно, что советский павильон был еще и одним из самых дорогих на выставке. Из СССР привезли восемьсот тонн мрамора девяти разных видов.
Вестибюль встречал посетителей огромной фреской, изображавшей "выдающихся людей Страны Советов", на которой были изображены летчики, ученые, режиссеры, стахановцы, писатели, колхозники... Это были индивидуальные портреты передовиков труда, и каждый из 48 человек был идентифицирован на специальной схеме. Эту фреску писали одиннадцать художников под руководством известного соцреалиста Василия Ефанова. После тура по советскому павильону посетитель мог пообедать в ресторане, посмотреть фильм или купить книги, журналы и пластинки с записями русской и советской музыки в сувенирном магазине. Павильон был оснащен кондиционерами, в нем демонстрировались новые советские кинофильмы, а ресторан предлагал русские, украинские и кавказские блюда.
Реакция американцев на советский павильон была вполне положительной. Неудивительно, что коммунистические издания, такие как New Masses или Daily Worker описывали его как доказательство превосходства советской системы. Однако и "обычные" американские издания публиковали восхищенные описания павильона и притягательную силу его экспозиций. Журнал Time в своем обзоре открытия выставки назвал советское здание лучшим иностранным павильоном.
Антикоммунистический журнал Nation, подтрунивая над размерами советского павильона, признавал, тем не менее, что "когда эти огромные стены залиты светом, и ты читаешь надписи под портретами Ленина и Сталина о строительстве социализма, тебя пробирает невольная дрожь". New York Times назвала копию московской станции метро одним из главных иностранных аттракционов на выставке. Два автомобиля ЗИС, выставленные Советским Союзом, также получили высокую оценку газеты.
Записи американских посетителей в книге отзывов также свидетельствуют о том, что организаторы добились успеха: некто Уильям Мур прокомментировал - "Если это то, что революция принесла России, - я за революцию". Были, конечно, и сомневающиеся, видевшие пропаганду или уставшие от чересчур часто встречающегося Сталина, - но они остались в меньшинстве.
Удивительно, что, когда в конце августа пришло известие о подписании пакта Молотова-Риббентропа, это не вызвало большой негативной реакции у посетителей выставки (хотя одна из газет разместила на своих страницах карикатуру с подписью "Хайль Гитлер", на которой на статуе советского рабочего появилась нацистская нарукавная повязка, а из руки выпала красная звезда, и она оказалась поднятой в фашистском приветствии.
Самый большой поток критики был направлен со стороны религиозных и патриотических организаций, и основной его мишенью стала гигантская статуя, возвышавшаяся над павильоном, которую сравнивали с Сатаной. Накал критики был таким, что руководство выставки разместило звезднополосатый флаг на вершине парашютной вышки, чтобы он развевался выше, чем красная звезда в руке советского рабочего. Католический еженедельник "Америка" в своих статьях атаковал "отравленную пропаганду" советского павильона. Отдельных атак удостоился мэр Нью-Йорка Фьорелло ЛаГардия, который сравнил в своей речи при открытии павильона революционное прошлое США и СССР.
Советский павильон, в отличие от выставок американских корпораций (наиболее популярной стала "Футурама" Дженерал Моторс) не показал видения какого-то необычного воображаемого будущего, мира завтрашнего дня. Целью СССР было показать, что будущее уже наступило, - и оно наступило в Советском Союзе.
Если выставка стала успехом пропаганды Советского правительства в 1939 году, то этот успех вскоре ушел в тень войны из-за разрыва СССР хороших отношений с западными демократиями. Сдвиг в отношении американской публики предопределил решение СССР, принятое в ноябре 1939 года, не участвовать в следующем сезоне выставки в 1940 году, и вывезти павильон назад в Москву.
Когда в мае 1940 года Нью-Йоркская выставка открыла свой второй сезон, на месте советского павильона размещался "американский форум" для мероприятий под открытым небом, а в финском павильоне были размещены фотографии разрушений, причиненных советскими бомбардировками.
В 1939 году найденный Иофаном образ рабочего стал массово использоваться в советской пропаганде.
На иллюстрации:
Статуя И. В. Сталина из розового мрамора, сделанная специально для нью-йоркской выставки, сохранилась: её можно увидеть в московском парке скульптур "Музеон":
Статуя В. И. Ленина сохранилась и стояла в Киеве на постаменте, напротив Бессарабского рынка, в начале бульвара Тараса Шевченко. 8 декабря 2013 года этот памятник истории и искусства был уничтожен ....

Комментарии

  • 30 апр 17:17
    Вечная борьба между СССР США Западной Европой и сейчас это борьба продолжается