Подвиг артиллериста

«Было бы неверно говорить только о снайперах из стрелкового оружия, у нас было немало снайперов-артиллеристов и минометчиков», − так отозвался об отважном артиллеристе-якутянине Гаврииле Дмитриевиче Протодьяконове маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков в своих воспоминаниях о сталинградских сражениях. «Я не могу забыть артиллерийского снайпера-бронебойщика Протодьяконова, с которым беседовал в блиндаже, куда он явился по моему вызову, − пишет маршал. − По национальности он якут, рослый и сильный физически. Он один остался из всего расчета со своей 45-миллиметровой пушкой между нашими траншеями и траншеями противника в лощине на северном скате Мамаева кургана. Он так хорошо маскировался, что танкисты противника узнавали об этой пушке только тогда, когда уже горели или были подбиты». В 1972 году, в 30-ю годовщину начала Сталинградской битвы, на Мамаевом кургане в Волгограде встретились два воина: Маршал Советского Союза Василий Чуйков и рядовой Гавриил Протодьяконов.
Они, конечно, узнали друг друга, ведь в 1942 году им бок о бок довелось защищать высоту 102,0 (Мамаев курган).
Тогда Василий Иванович со своего командного пункта приметил отважного бронебойщика Протодьяконова, который в одиночку вел бой с танками, и пригласил его к себе на КП. Между ними состоялась беседа, которую Гавриил Протодьяконов запомнил на всю жизнь. Спустя 30 лет он говорил Василию Чуйкову:
«Ты меня спрашивал, где стоит моя пушка. Я тебе сказал:
«Моя пушка стоял там, а возле лежал я сам. Я ждал, когда танк фашиста себя хорошо показал, тогда я стрелял и танк горел».
Ты мне сказал:
«Молодец! Хочешь чай?»
Я сказал: «Люблю крепкий чай».
Ты мне давал этот крепкий чай, я пробовал, а это был коньяк.
«Спасибо тебе» — я так говорил».
На фото: В.И. Чуйков и Г.Д. Протодьяконов. Мамаев курган, Волгоград. 1972 год.
Спустя 30 лет − 9 мая 1972 года − маршал В. И. Чуйков и ветеран войны Г. Д. Протодьяконов вновь встретились на Мамаевом кургане, куда Гавриил Дмитриевич был приглашён лично маршалом для съёмок документального фильма «Маршал Чуйков и его соратники». Там были и другие известные участники Сталинградской битвы − прославленный снайпер, Герой Советского Союза В. Г. Зайцев, командир гарнизона «Дома Павлова» И. Ф. Афанасьев, сам Я. Ф. Павлов и другие. Было бы неплохо, если бы «Сахафильм» нашёл эту ленту, снял с неё копию и показал якутянам в дни празднования 60-летия Победы. Хотелось бы ещё раз посмотреть (уверен, меня поддержат не только ветераны войны - участники великих сражений на Волге, но и земляки Г. Д. Протодьяконова, его родные и близкие) на живого героя-артиллериста и услышать из его уст рассказ о тех страшных сражениях с немецкими захватчиками. Ведь о героическом подвиге Гавриила Дмитриевича свидетельствуют не только боевые награды, его подвиг и жизнь увековечены в экспозициях музея и панорамы Сталинградской битвы.
Подвиг воина-артиллериста вдохновлял якутских писателей и поэтов на создание повестей, поэм и стихов. На сцене Якутского государственного драматического театра имени П. А. Ойунского с большим успехом шли два спектакля по пьесам драматургов И. Гоголева «Сердце солдата» и Н. Гуляева «Солдат и подснежник».
Первую свою боевую награду − медаль «За отвагу», как свидетельствуют документы Центрального архива Министерства обороны, Г. Д. Протодьяконов получил 31 января 1943 года, когда 79-я Гвардейская стрелковая дивизия Брянского фронта, в составе которой воевал наш земляк, захватила центральную часть Сталинграда и, соединившись с частями 64-й Армии, завершила уничтожение Южной группировки противника, засевшей в городе.
За время боёв в Сталинграде 172-й гвардейский артиллерийский полк, в который с момента формирования входила батарея Г. Д. Протодьяконова, уничтожил до 700 огневых точек противника, подавил огонь 27 артиллерийских и 32 миномётных батарей, подбил и поджёг 24 танка и 140 автомашин, уничтожил свыше 5000 солдат и офицеров противника.
В июле 1943 года, как только нашими частями был завоёван Пришиб − небольшой плацдарм в районе Богородичное, полк немедленно на паромах и по понтонному мосту переправил на правый берег Северного Донца всю материальную часть и занял боевые порядки, поддерживая продвигающуюся вперёд пехоту. Пушечные батареи были поставлены непосредственно в боевые позиции пехоты для отражения танковых контратак противника. Как показал пленный немецкий солдат, Гитлер приказал любыми средствами ликвидировать плацдарм, завоёванный нашими частями на правом берегу Северного Донца. Фашисты срочно перебросили из-под Харькова одну танковую дивизию, подтянули резервы и с 20 июля начали яростно контратаковать наши наступающие части. Особенно тяжёлые бои развернулись за крупный опорный пункт противника − деревню Голая Долина.
Наши части перешли на окраину деревни, когда противник бросил в контратаку на узком участке до шестидесяти танков в сопровождении автоматчиков и вынудил пехоту отойти на высоты, расположенные южнее. Противник, продолжая контратаку, стремился выбить пехоту с занятого рубежа, прорваться к переправе и тем самым лишить наши части, находящиеся на плацдарме, боеприпасов и продовольствия. Стоявшие на открытой огневой позиции 2-я, 4-я и 7-я батареи приняли удар на себя. Как впоследствии вспоминал бывший командующий 79-й Гвардейской стрелковой дивизии, генерал-майор, Герой Советского Союза Л. И. Вагин, «к району батареи, командиром которой был лейтенант Шуклин, двинулись до 30 немецких танков. Лейтенант Шуклин, подпустив танки метров на 500-600, открыл огонь по танкам противника. Сразу же было подбито несколько танков, но остальные, развернувшись, обрушили весь огонь по батарее Шуклина, а часть танков стала обходить батарею с флангов. Батарея несла большие потери, но продолжала вести огонь. Было подбито 20 немецких танков. К тому времени в батарее остался один наводчик (им, как выяснилось, был т. Протодьяконов) и раненый командир батареи, которые продолжали вести огонь из двух уцелевших орудий. Но часть танков прорвалась на опорный пункт батареи и стала «утюжить» район огневых позиций. Орудия были раздавлены вместе с расчётами, вернее с остатком расчёта».
В этой ожесточённой схватке отважный артиллерист Гавриил Протодьяконов, оставшись у орудия один, раненый и контуженный, уничтожил три «Тигра» и отбил две атаки пехоты противника.
Командиру батареи лейтенанту Шуклину посмертно было присвоено высокое звание Героя Советского Союза, Г. Д. Протодьяконов награждён второй медалью «За отвагу», хотя был достоин звания Героя Советского Союза. Но не получил его по той простой причине, что тогда некому было написать представление о присвоении звания Героя, так как в том бою, отражая атаки танков, погибли и командир 2-й батареи Шуклин, и командир 5-й батареи лейтенант Самодоров, и заместитель по строевой части командира 2-го дивизиона старший лейтенант Дятлов, и все расчётные части батарей.
В дальнейшем ведя наступательные бои и отражая контратаки немецких войск, 172-й Гвардейский артиллерийский полк совместно с частями своей дивизии штурмом вошёл в город Запорожье, форсировал Днепр и участвовал в боях за этой рекой. За весь период наступления - со 2 февраля по 18 апреля 1944 года − от Кривого Рога до Одессы и Днестра огнём батарей этого полка было подбито и уничтожено до 60 танков и самоходных орудий противника, 40 автомашин, захвачено 50 исправных автомашин, уничтожено шесть артиллерийских батарей и около 2500 солдат и офицеров, захвачено 400 пленных.
21 июля 1944 года полк с частями дивизии перешёл государственную границу с Польшей − реку Западный Буг. Продолжая наступление с 220-м Гвардейским и 216-м стрелковыми полками 79-й Гвардейской стрелковой дивизии, полк участвовал в штурме г. Люблина. 1 августа части дивизии вышли на р. Вислу, и полк занял боевые позиции в 50-ти километрах южнее Варшавы у населённого пункта Колиги, поддерживая части своей дивизии, форсирующие Вислу.
14-15 апреля 1945 года части дивизии прорвали оборону противника и, овладев сёлами Ваксендорф и Долгеллин, продолжили стремительное наступление. Сбивая заслоны немецких войск, части дивизии 24 апреля форсировали реку Шпрее, где соединились с войсками 1-го Украинского фронта, наступавшими с юга. Овладев пригородами Берлина − Рудов, Буков, Бритц, − 26 апреля 172-й Гвардейский артиллерийский полк, поддерживая 228-й Гвардейский стрелковый полк, вступил в уличные бои на юго-восточной окраине Берлина. В этих боях Гавриил Протодьяконов захватил в плен немецкого офицера, за что был награждён третьей медалью «За отвагу». Ведя уличные бои вместе с 220-м Гвардейским стрелковым полком, к 1 мая полк продвинулся до Ландверканала в центре Берлина. Огнём орудий этого прославленного полка было разрушено несколько зданий, превращённых в мощные пункты обороны.
Это были последние дни в истории 172-го Гвардейского артиллерийского полка и счастливые дни для воина-якутянина, артиллериста гвардии старшего сержанта Г. Д. Протодьяконова, дошедшего до фашистского логова от Сталинграда.
После войны Гавриил Дмитриевич вернулся к своей любимой профессии учителя. Более 35 лет жизни он посвятил воспитанию подрастающего поколения. Его искренне уважали боевые соратники, однополчане, жители родного улуса и республики. Его семья была интернациональная, большая и дружная, одна из самых уважаемых в районе. Г. Д. Протодьяконов с женой воспитали девятерых детей, которые сейчас трудятся в различных отраслях народного хозяйства родной северной республики. Растут 21 внук и 10 правнуков Гавриила Дмитриевича.
В 1965 году, когда страна отмечала 20-летие Победы, Г. Д. Протодьяконов во время военного парада в Москве стоял на трибуне Красной площади вместе со своими однополчанами, принимал участие в юбилейных торжествах.
За мужество и храбрость, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны, Гавриил Дмитриевич был награждён тремя медалями «За отвагу», а также медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией» и орденом Отечественной войны I степени, имел нагрудные знаки «Отличный артиллерист», «Гвардия СССР», в мирное время − «Отличник народного просвещения РСФСР», являлся почётным гражданином Чурапчинского района.
Скончался Г. Д. Протодьяконов 23 августа 1974 года.
В 1966 году маршал Советского Союза В. И. Чуйков, командование Забайкальского военного округа, и позже в 1989--1990 годах трудящиеся и общественность, партийные и советские органы Чурапчинского улуса обращались в вышестоящие органы страны с ходатайством о присвоении Гавриилу Дмитриевичу Протодьяконову звания Героя Советского Союза. Но ни при жизни, ни после его смерти этот вопрос не решён положительно. Остаётся только надеяться, что в год Великой Победы справедливость наконец-то восторжествует, и героические подвиги гвардии сержанта Гавриила Дмитриевича Протодьяконова будут отмечены высоким званием Героя России.
Александр КАЛАШНИКОВ
Якутия. – 2004. – 23 сентября. (Приписка) (Маршал Чуйков Единственный из высших офицеров, завещал себя похоронить на месте страшных боёв, рядом с его солдатами. Его завещание выполнено. Жаль что имя города Сталинград вернуть не могли. Ни он, ни потомки. Вечная слава героям Сталинграда) .

Комментарии