Булкой хрусть.

РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА: ОТ ТОРГОВЛИ ДЕТЬМИ ДО ДИКТАТУРЫ ДЕТСТВА
Россия при царизме, как известно, была "самой лучшей" страной в мире, где "счастливые" гимназисты сияли румянцем, отправляясь по утрам учиться, молиться и мечтать отдать жизнь за царя. Конечно, были и небольшие проблемы (связанные с влиянием извне или со смутьянами, которых всегда хватает), например, тотальная безграмотность остального народа. Но в 1908 году, как рассказывают нынче "белые патриоты", царское правительство приняло программу всеобщего обучения для детей России – получить образование могли все независимо от пола, национальности и сословия! Программу задумывалось реализовать через 20 лет, тех самых "спокойных лет", которые просил некогда Столыпин, после чего мы бы "не узнали страну".
И если бы, говорят нам почитатели царской эпохи, кровавые большевики не разрушили процветающую и добрейшую к детям империю, то время всеобщего и обязательного образования пришло бы раньше – в 1928 году, а не как в СССР, в 1934-м, когда была достигнута всеобщая грамотность.
Возможно, кто-то и верит в эти сказки о прекрасном царстве, но сегодня, когда в РФ минуло столетие Октябрьской революции, ради разнообразия обратимся к фактам.
В 1908 году не была принята никакая программа о всеобщем образовании. Это был лишь законопроект, который комиссия по народному образованию рассматривала еще два года, и после блужданий документа по столам в Думе, в Государственном совете, после бесплодных обсуждений среди чиновников прекрасная мечта стала той самой мифологической папочкой, которая для устойчивости служит подпоркой к шкафу в одном из высоких кабинетов. В 1912 году законопроект был отклонен Госсоветом.
Склонные к идеализации царского прошлого граждане, между тем, с высоких кафедр продолжают утверждать, что возможность получить образование и сделать карьеру для бедного крестьянина или батрака еще в царствование Александра III была очень высока, а то, что народ оставался темным и нищим – его собственный выбор, да еще и следствие греховности. Ну, а в царствование последнего императора возможностей стало еще больше. Особенно с теоретическим всеобщим образованием, о котором шла речь выше. Ораторы, если и упоминают в скобочках, что закон этот принят не был, то всегда забывают уточнить, какого рода это образование должно было быть, а мы упомянем – речь у Столыпина шла не о среднем, а о всеобщем начальном образовании. Разрабатывая программу, чиновники брали за основу церковно-приходские школы и их предметный перечень.
"В дореволюционной начальной школе преподавались следующие предметы: Закон Божий, чтение, письмо, четыре действия арифметики, церковное пение, начальные сведения из истории церкви и Российского государства, а также всегда – ремесла и рукоделия". (Рустем Вахитов, "Революция, которая спасла Россию").
Именно эти предметы и требовались для перехода огромной аграрной страны на новый технологический уровень вслед за другими государствами, уже перешагнувшими через промышленную революцию, именно Закон Божий и четыре действия арифметики должны были обеспечить процветающей николаевской России "большой рывок" и полномасштабную индустриализацию, правда, только через 20 лет. Если бы эти 20 лет были "спокойными". А спокойными они бы не были и, наверное, не могли быть – все шло к переделу мира и даже к мировой войне.
Важно отметить еще один момент. Начальное образование не было ступенькой к среднему, как мы все к этому привыкли. Даже закончив начальную школу, к среднему образованию подступиться было невозможно. Среднее образование давала гимназия, а гимназическое обучение было доступно только привилегированному сословию: гимназистами становились дети дворян, чиновников и богачей. Вот тут мы возвращаемся к образу прекрасного и сильного царя Александра III, при котором якобы, по словам восхищенных "бело-патриотов", социальные лифты носились со скоростью света туда и обратно. Именно Александр запретил доступ детям простолюдинов в гимназии – речь идет о циркуляре министра просвещения Делянова от 1887 года, получившего в народе название "указ о кухаркиных детях". Естественно, все дело в деньгах – отсеивались те ученики, чьи родители заведомо не могли бы понести всех тягот платного обучения, покупки формы и так далее. Среднее образование в царской России было не для всех, еще и платное, о всеобщем начальном только задумывались. Что же с высшим? Вот гимназисты уже могли думать о поступлении в университеты. Среднее техническое образование давали реальные училища, выпускникам позволялось поступать в технические и торговые вузы, но не в университеты. В 1913 году, накануне войны, в России было 276 реальных училищ, где проходили обучение 17 тыс. человек, при этом детей школьного возраста насчитывалось около 45 млн человек. А ведь через год страна встанет перед внешней угрозой и будет испытывать нужду в квалифицированных рабочих больше, чем в философах и литераторах. Новый век делал запрос на инженеров, техников, строителей индустриализации. Система образования в царской России, при всем желании, без смены уклада, которая произошла в 1917 году, не могла бы обеспечить промышленный рывок ни за 20, ни за 200 лет.
Чем же занимались 80% детей, если не учились?
Детский труд очень выгоден и оттого в капиталистической системе, нацеленной на получение как можно большей прибыли, был чрезвычайно распространен. В царской России женский и детский труд был популярен из-за того, что платить этой категории граждан можно было на порядок меньше, чем обычному низкоквалифицированному рабочему. Конечно, ситуация в остальном мире мало отличалась.
Вот данные от американского бюро труда 1904 года, средний заработок чернорабочего в пересчете на рубли в месяц равнялся:
в Соединенных Штатах – 71 руб. (при 56 рабочих часах в неделю);
в Англии – 41 руб. (при 52,5 рабочих часах в неделю);
в Германии – 31 руб. (при 56 рабочих часах в неделю);
во Франции – 43 руб. (при 60 рабочих часах в неделю);
в России – от 10 руб. до 25 руб. (при 60-65 рабочих часах в неделю).
А труд малолетних и женщин ценился еще ниже, согласно таблице исследователя Дементьева, в Московской губернии мужчины получали 14,16 руб., женщины – 10,35 руб., подростки – 7,27 руб., а малолетние дети – 5 руб. и 8 коп. В России, согласно данным из открытых источников, в металлообработке на каждую тысячу рабочих приходилось 11 детей 12-15-ти лет обоего пола, в обработке питательных веществ – 14, в обработке бумаги – 58, минеральных веществ – 63, на фруктовых, виноградных, водочных заводах – 40, на табачных фабриках – 69, спичечных – 141. Также детский труд использовался в обработке дерева, животных продуктов, химических и волокнистых веществ, на нефтеперерабатывающих, винокуренных, пивоваренных, свеклосахарных и водочных заводах...
Начало XX века. Фотографии американского репортера
Когда я пишу, что снимки, которые вы сейчас увидите, разбивают сердце, я не преувеличиваю. Честно, мне было непросто работать над этим материалом. В старом кино любят показывать веселых мальчишек, продающих газеты, которые выкрикивают громкие заголовки. Кажется, будто они так играют.
Но в фильмах не показывают мальчиков и девочек, по уши в грязи, работающих по 12 часов в день на фабриках, в шахтах, на мельницах, в поле. А именно так и было. И когда смотришь на хмурые, серьезные лица детей-рабочих хочется попросить у них прощения.
В начале XX века детский труд широко применялся повсюду. Многие семьи (особенно эмигранты) выживали, им было не до сантиментов. Но если в прежнее время детям часто доставалась рутинная, но не самая тяжелая работа по хозяйству, то индустриализация погнала ребятишек на производство. В разные отрасли брали лет с пяти-восьми.
Дети получали где-то четверть от заработка взрослых (девочкам платили еще меньше чем мальчикам), а трудились почти наравне с ними. При этом некоторые, отработав утреннюю смену, еще и в школу ходили. Исследователи указывали, что такие дети слабые, усталые и расфокусированные на протяжении всего дня.
Снимки в подборке старые, для свободного распространения. Многие из них были сделаны американским фотографом Льюисом Хайном. Это – удивительный человек. В начале XX века его нанял как раз сформированный Национальный комитет по вопросам детского труда, пытавшийся законодательно изменить ситуацию.
Само собой, руководство фабрик и шахт не хотело пускать к себе любопытствующих. Чтобы их перехитрить и проникнуть на производство, кем только Хайн не притворялся. То он продавец Библий, то поставщик, то индустриальный фотограф, специализирующийся на снимках заводского оборудования. Часто мужчина снимал тайком. Его фотографии – сильные исторические документы.
В России, кстати, было относительно передовое законодательство по детскому труду. Уже в 1882 году законом запретили брать на работу детей до 12 лет, а тем, кому 12-15, следовало трудиться лишь 8 часов в день с перерывом. Никаких ночных смен и вредного производства!
ОДНАКО на практике, конечно, предписания нарушались, да и само законодательство не раз регулировали не в пользу ребятишек. Лишь после революции был принят кодекс о труде, запретивший эксплуатировать детей до 16 лет. В Америке детский труд ограничивали постепенно, в разных штатах по-разному и окончательно его запретили лишь в 1938 году.
Простите, дети...
1 - 2 фото: 1909 год. Продавцы газет. Фото (здесь и далее): Льюис Хайн/ Библиотека Конгресса США/общественное достояние.
3. 1911 год. Выборщики породы, вручную отделяющие уголь от примесей.
4. 1908 год. Работницы текстильной фабрики.
5. 1912 год. Перед вами – три ловчихи устриц.
6. 11-летний шахтер после смены (1908 год).
7. 1908 год. Работница ткацкой фабрики.
8. 1911 год. 5-летний ловец креветок Мануэль ни слова не понимал по-английски.

Комментарии

  • 11 мая 20:33
    Явно античелрвеческмй канал на такое детство которое мы в СССР имели , такое уже не кому не иметь мы жили по своим интересам,все кружки а их было очень много,были бесплатными мечтали,мечты сбывались,много друзей в школе,новые друзья в пионерских лагерях,походы,спускались по рекам,познавательные секции,спортивные,все было для детей,а пасквили которые не жившие тогда,пиарят,так время такое ,журналюги за деньги выполняют заказы.
  • 11 мая 21:36
    Да уж.. А в СССР всеобщее бесплатное образование, как государственная система, бесплатные кружки и секции, бесплатные молочные кухни. Дома Пионеров, Дома Творчества, школы искусств, музыкальные школы. Детские газеты, журналы, книги, писатели, мультфильмы, передачи, библиотеки. Есть с чем сравнить.
  • Комментарий удалён.
  • 12 мая 09:40
    Чехов - "Ванька".
    А для любителей документалистики - Матюшенский - Половой рынок и половые отношения. 1908г.
  • 12 мая 11:56
    За это и ненавидит нас Европа до сих пор.
  • 12 мая 11:58
    Поэтому и ненавидят социализм, эти недоразвитые урки. Их строй тупиковый. Не могли с этим смириться.
  • Комментарий удалён.
  • 12 мая 14:52
    Всё верно сказано. Но этих уродов, антисоветчиков, не убедить. Проглотят, помолчат и опять начнут петь про доброго государя. Бараны.
  • 13 мая 05:41
    Они-то как раз и не бараны!! За баранов они как раз держат нас,позволяющих делать эксперименты над народом!!
  • 13 мая 05:45
    Как православностью и духоскрепностью пахнуло-то!!!!
  • 14 мая 19:48
    Вы тоже заметили?
  • 15 мая 05:52
    Это сразу чувствуется.
  • 22 мая 12:22
    Это капитализм... Сегодня 21век. Монополистом какао является бельгия.. В Бельгии растут бобовые какао? Но у бельгие есть колония, Конго, где на плантации какао работают дети с 5-7 лет.... Ну как? Европейцы, похвастайтесь своим уровнем жизни.. Эй, грета тунберг, расскажи детишкам Конго, как у тебя отобрали детство... И это лиш один случай... Вся Европа жирует на крови, слезах, поту рабов колоний.... А вот новая Каледонии, свежий пример... Крупнейший поставщик никеля, а население в нищете, зато французы в ништяках... А у нас? У нас лучше? Жируют с две сотни семей, а остальной народ нищий...
  • 29 мая 17:11
    При Романовых было поголовная нищета ,люди жили всего тридцать пять лет.