Зачем поезду нужны остановки, на которых не выпускают покурить и не открывают двери

Если вы ездили на поезде дальнего следования, то, наверняка замечали, что поезд часто делает остановки, во время которых проводники не открывают двери и не выпускают покурить. Такие стоянки называются техническими. Они не указаны в расписании, но на самом деле включены в график движения поезда. Есть несколько причин, зачем они нужны.
Зачем поезду нужны остановки, на которых не выпускают покурить и не открывают двери - 962664140336
Расписание поезда устроено сложно. Станции, где пассажиры могут сесть и выйти – это лишь «вершина айсберга», которую видит пассажир. У поезда много технических остановок и есть несколько причин, для чего они нужны.

Четыре причины для технической стоянки
Пожалуй, чаще всего поезд останавливается для того, чтобы… пропустить другой поезд попутного направления. В России много перегруженных железнодорожных участков. Одна линия Петербург – Москва чего стоит! Здесь высокоскоростные поезда «Сапсан» обгоняют обычные скорые поезда, пока те вынуждены стоять на запасных путях.

Поезд №47 Петербург – Самара за первые 5,5 часов пути делает две остановки продолжительностью 40 и 41 минута для пропуска «Сапсанов»
Поезд №47 Петербург – Самара за первые 5,5 часов пути делает две остановки продолжительностью 40 и 41 минута для пропуска «Сапсанов»

Часто бывает и так, что в РЖД, чтобы удовлетворить высокий спрос на билеты, назначают дополнительные поезд. Сделать ему хорошее расписание не получается, потому что железнодорожные пути заняты на всем протяжении маршрута. Тогда поезд вынужден часто останавливаться и пропускать более быстрые поезда. Иногда такие стоянки могут длиться часами, а иногда хватает 15-20 минут.

Вторая по популярности причина стоянки – это необходимость разъехаться с встречным поездом. Такие стоянки бывают на протяженных однопутных участках железных дорог, которых в России предостаточно – даже в окрестностях Москвы и Петербурга, а также на юге, где у поездов очень плотных график движения, особенно летом.

Я думаю, что 90% всех технических стоянок связаны с необходимостью пропуска попутных (в основном) и встречных (иногда) поездов.

Вторая по популярности причина стоянки – это технические работы, которые нужно произвести, пока стоит поезд. Например, заправить вагоны водой или выгрузить из вагонов мусор.
Заправка поезда водой
Заправка поезда водой
Третья причина – иногда во время технической стоянки меняют локомотив. Такое происходит, если у поезда длинный маршрут. Локомотивы обычно обслуживают только конкретный участок пути.

Иногда электровозы нужно менять, потому что в России на разных участках используют разные типы тока – постоянный и переменный. При этом электровозы отличаются в зависимости от типа тока. Есть только один электровоз – ЭП20, – который «умеет» кататься и под одним, и под другим типами тока. Иногда нужно менять тепловоз на электровоз, если поезд проходит и по электрифицированным и по неэлектрифицированным путям.

Например, все поезда в сторону Петербурга, которые проходят Москву через Восточный вокзал, делают 50-минутную стоянку на станции Лихоборы, потому что поезд должен поменять направление. Для этого необходимо отцепить электровоз с одной стороны поезда и прицепить с другой стороны.
Восточный вокзал в Москве
Восточный вокзал в Москве
Четвертая причина – это остановки, связанные с необходимостью доставлять железнодорожников от одних станций до других. Как правило, такие остановки занимают 1-2 минуты.
Расписание поезда №20 «Мегаполис» сообщением Москва – Петербург
Расписание поезда №20 «Мегаполис» сообщением Москва – Петербург
Очень часто остановки по указанным причинам бывают «тарифными», то есть до них и от них можно купить билеты. В этом случае пассажиры могут выйти и войти на станциях, где поезд останавливается для пропуска другого поезда, снабжения водой или замены локомотива.

Однако железнодорожники далеко не всегда могут обеспечить безопасную высадку и посадку на таких станциях. Например, бывает так, что поезд останавливается для заправки водой не у платформы, а на каком-нибудь боковом пути. Или для пропуска другого поезда – не на пассажирской станции, а на какой-нибудь грузовой. Или на станции может не быть длинной платформы, а есть только платформа для электричек. Или в РЖД решили, что пассажирам на этой станции не нужно садиться, потому что там нет пассажиропотока... Причины могут быть разными.
Станция Новосокольники в Псковской области
Станция Новосокольники в Псковской области
Почему не выпускают из поезда
Остановки, где поезд останавливаться, но сесть на него нельзя, называются техническими. Они включены в расписание, но их не указывают ни на сайте РЖД, ни в распечатке, которую обычно вешают в вагоне. Где поезд делает такие остановки, можно узнать на Яндекс. Расписаниях (там такие станции помечают звездочкой) или в специальных книжках служебного расписания, которые можно легко «нагуглить» и скачать.

И, наконец, о проводниках. Проводникам инструкция запрещает выпускать пассажиров покурить или погулять, если остановка техническая. В большинстве случаев там нет платформы и пассажир может травмироваться или попасть под встречный поезд. А еще, если он отстанет от поезда на такой остановке, то ему некуда будет пойти, ведь часто в зоне таких остановок нет даже вокзала.

Наконец, проводники не всегда знают, где у поезда технические остановки и сколько поезд будет стоять на ней.

Комментарии

Комментариев нет.