ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА ДОРОНИНА — СОВЕТСКАЯ И РОССИЙСКАЯ АКТРИСА ТЕАТРА И КИНО, ТЕАТРАЛЬНЫЙ РЕЖИССЁР, ПИСАТЕЛЬ.
НАРОДНАЯ АРТИСТКА СССР(12 сентября 1933 г. (89 лет) Татьяна Васильевна Доронина — советская и российская актриса театра и кино, театральный режиссёр, исполнительница песен, писатель. Народная артистка СССР (1981). Художественный руководитель и директор Московского Художественного академического театра имени Максима Горького (1987 — 2018). С 4 декабря 2018 года — президент МХАТ им. М. Горького. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Член Союза писателей России. Трижды была признана читателями журнала «Советский экран» лучшей актрисой года (1967, 1968 и 1973).. Татьяна Доронина родилась 12 сентября 1933 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург). Её отец, Василий Иванович Доронин (скончался в 1982 году), происходил из рода староверов, а у матери, Анны Ивановны Дорониной, отец служил старостой деревенской церкви. Родители были родом из Ярославской области, из крестьянских семей. Семья жила в переулке Ильича в Ленинграде, в коммунальной квартире, в которой, кроме Дорониных, проживали ещё пять семей. Мать до войны не работала, была домохозяйкой, воспитывала Татьяну с её старшей сестрой Галиной. Отец работал шеф-поваром в санатории шесть дней в неделю, а выходные дни посвящал дочерям — водил их на прогулки, читал им книги (в основном, это была русская классическая литература, особенно любил читать произведения Н. А. Некрасова), прививал любовь к театру. Во время Великой Отечественной войны Анна Ивановна с Татьяной и Галиной были эвакуированы в город Данилов Ярославской области, где матери пришлось в тяжелейших условиях одной растить дочерей, сохраняя при этом высокую нравственность и верность мужу. Она работала на комбинате — шила солдатские шинели (у неё была рабочая карточка), да ещё подрабатывала по возможности (убирала капусту и т.п.). После войны семья вернулась в Ленинград. Отец прошёл всю войну, воевал на Ленинградском фронте. Ещё до окончания восьмого класса средней школы, в мае 1950 года, Татьяна записалась в длинную очередь на прослушивание в Школу-студию МХАТ в трёх первых турах (аттестат об образовании для этого не требовался), которые проводились в Ленинграде прославленными столичными артистами, ездившими по городам с целью поиска талантливых абитуриентов. Во главе экзаменационной комиссии был народный артист РСФСР Павел Владимирович Массальский. Все три тура Татьяна успешно прошла. Но оказалось, что для москвичей для поступления в Школу-студию МХАТ было достаточно пройти три тура, а ленинградцам необходимо было ехать в Москву, предъявить там приёмной комиссии аттестат об образовании и пройти четвёртый тур. Татьяна с Мариной Поповой, также прошедшей третий тур, отправились в столицу, где им заново предстояло пройти три тура, третий из которых Марина не прошла, а Татьяна увидела свою фамилию в вывешенном списке принятых на первый курс абитуриентов. Но, узнав об отсутствии у Дорониной аттестата, ректор Школы-студии МХАТ Вениамин Захарович Радомысленский, не дал согласия на её обучение и посоветовал прийти через два года сразу на второй тур. Татьяне пришлось продолжить обучение в ленинградской средней школе, после окончания которой в 1952 году она снова поехала в Москву, где благополучно выдержала вступительные экзамены сразу в нескольких театральных вузах, но выбрала всё ту же Школу-студию МХАТ. Являлась членом ВЛКСМ. В 1956 году окончила Школу-студию имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР имени Максима Горького в Москве (руководитель курса — Павел Владимирович Массальский, Народный артист РСФСР)[10]. Училась на одном курсе с Е. А. Евстигнеевым, М. М. Козаковым, О. В. Басилашвили, В. Н. Сергачёвым. Мастерство актёра на этом курсе преподавал Заслуженный артист РСФСР Борис Ильич Вершилов, которого актриса считала своим «главным учителем». В связи с 50-летием Школы-студии МХАТ в 1993 году она вспоминала: «Главным моим учителем в Студии был Борис Ильич Вершилов. Он учил меня все четыре года, и я благодарна судьбе, что именно он меня учил — такой строгий, такой неулыбчивый, такой честный и такой любимый. Он редко бывал доволен, редко хвалил, не старался завоевать нашу привязанность, не искал популярности. Он учил нас быть, прежде всего, людьми, а потом уже актёрами» — Татьяна Васильевна Доронина, 1993 год. По окончании учёбы получила распределение в Сталинградский областной драматический театр имени Максима Горького, куда уехала вместе с мужем, Олегом Валериановичем Басилашвили, но уже в конце 1956 года они оба были приняты в труппу Ленинградского государственного театра имени Ленинского комсомола (ныне — Санкт-Петербургский государственный театр «Балтийский дом»), где Доронина играла до 1959 года. В 1959 году главный режиссёр Большого драматического театра имени Максима Горького Г. А. Товстоногов, готовясь к постановке пьесы Максима Горького «Варвары», не нашёл в своей труппе оптимальной исполнительницы на роль Надежды Монаховой и пригласил в театр Татьяну Доронину вместе с Олегом Басилашвили[12]. После более чем успешного дебюта в «Варварах», ставших событием театральной жизни, на протяжении ряда лет Доронина была одной из ведущих актрис Большого драматического театра имени Максима Горького. Среди лучших ролей, сыгранных на этой сцене — Софья в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова, Маша в пьесе «Три сестры» А. П. Чехова, Лушка в «Поднятой целине» М. А. Шолохова, Надя в пьесе «Моя старшая сестра» А. М. Володина и Наташа в пьесе Э. С. Радзинского, известной под названием «Ещё раз про любовь». Последние две роли актриса позже с таким же успехом сыграла и на экране — в фильмах Георгия Натансона «Старшая сестра» (1966) и «Ещё раз про любовь» (1968). В 1966 году актриса покинула театр (причиной стал переезд в Москву, связанный с новым замужеством). В том же году была принята в труппу МХАТа СССР им. М. Горького, на сцене которого выступала до 1972 года. Театр в послевоенные годы переживал кризис — возглавивший его осенью 1970 года О. Н. Ефремов столкнулся с проблемами, которые многим казались неразрешимыми, и актриса, сыграв заглавную роль в дебютном спектакле О. Н. Ефремова «Дульсинея Тобосская», в 1972 году перешла в Театр имени В. В. Маяковского, где плодотворно сотрудничала с А. А. Гончаровым. В 1983 году, по приглашению О. Н. Ефремова, вернулась во МХАТ. В 1981—1987 годах играла в спектаклях Московского драматического театра «Сфера». После драматического раскола МХАТа в 1987 году возглавила МХАТ им. М. Горького, проведя театр через сложный период. До 4 декабря 2018 года являлась его художественным руководителем и директором, а в настоящее время занимает пост президента театра — должность, специально созданную для неё Министерством культуры Российской Федерации[15]. Одним из последних управленческих решений в должности художественного руководителя — директора МХАТа им. М. Горького стал перевод всей труппы театра на бессрочные трудовые договоры, чтобы защитить артистов от увольнений, инициированных новым руководством театра. 11 июня 2019 года на сборе труппы новый художественный руководитель театра Эдуард Бояков сообщил о запускаемом процессе обратного перевода артистов на срочные трудовые договоры. Большинству актёров труппы, за исключением народных артистов и тех, кто имеет социальные льготы, будут предложены срочные контракты. С заслуженными артистами договор будет заключаться на 3 года, с остальными — на 1 год. С 26 января 2019 года, сыграв главную роль в спектакле «Васса Железнова» по случаю 15-летнего юбилея постановки,Татьяна Доронина во МХАТе им. М. Горького не появляется. По словам нового художественного руководителя МХАТа им. М. Горького Эдуарда Боякова, Татьяне Дорониной было предложено восстановить спектакль «Три сестры», сделать ввод на главную мужскую роль в постановку «Старая актриса на роль жены Достоевского» и поставить спектакль по поэзии Сергея Есенина и книге Захара Прилепина о поэте.. Однако сама Татьяна Доронина эти заявления Эдуарда Боякова не подтверждает, более того, в течение 2019 г. Эдуард Бояков списал и утилизировал постановочные средства большинства спектаклей, поставленных Т.В. Дорониной. На экране и на сцене создаёт образы женщин, обладающих сильной и широкой натурой. Её исполнение отличают драматизм, яркость и свежесть чувств, непосредственность, эмоциональная насыщенность, любовь к жизни. Работала на радио. Написала книгу «Дневник актрисы» (первое издание вышло в 1998 году, второе — в 2005 году) о том, что значит для неё театр: «не хочется писать о настоящем, пишу о театральной юности». Член Союза писателей России. Входит в состав Общественного совета при Следственном комитете Российской Федерации. Личная жизнь Пять раз была замужем. Детей нет. Первый муж (1955—1963) — Олег Валерианович Басилашвили (род. 1934), актёр театра, кино и телевидения. Народный артист СССР (1984) Второй муж (1963—1966) — Анатолий Зиновьевич Юфит (1925—1978), театровед и театральный критик, доктор искусствоведения, профессор Ленинградского института театра, музыки и кинематографии Третий муж (1966—1971) — Эдвард Станиславович Радзинский (род. 1936), писатель, драматург, сценарист и телеведущий. Автор популярных книг по истории России Четвертый муж (1973—1982) — Борис Петрович Химичев (1933—2014), актёр театра и кино. Народный артист России (1993) Пятый муж (1982—1985) — Роберт Дмитриевич Тохненко, работник ЦК ВЛКСМ и Главного управления нефтепромышленности. Звания и награды Заслуженная артистка РСФСР (1964) Народная артистка РСФСР (1969) Народная артистка СССР (1981) Орден Дружбы народов (1994) — за большие заслуги в области театрального искусства Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998) — за многолетнюю плодотворную деятельность в области театрального искусства и в связи со 100-летием Московского Художественного академического театра Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2003) — за большой вклад в развитие театрального искусства Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2013)) — за выдающийся вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность Орден Почёта (2008) — за большой вклад в развитие отечественного театрального и кинематографического искусства, многолетнюю творческую деятельность Медаль Франциска Скорины (1994, Республика Беларусь) — за многолетнюю плодотворную деятельность в области театрального искусства и содействие культурным связям между Российской Федерацией и Республикой Беларусь Орден святой равноапостольной княгини Ольги I степени (2013) Первая премия Всесоюзного театрального конкурса (1967) По итогам опроса журнала «Советский экран» признана лучшей актрисой 1967 года (Надя — «Старшая сестра»), 1968 (Нюра — «Три тополя на Плющихе»; Наташа — «Ещё раз про любовь»), 1973 (Шура — «Мачеха») Всесоюзный кинофестиваль (Премия за лучшую женскую роль в номинации «Призы за актёрскую работу», фильм «Три тополя на Плющихе», 1970) МКФ в Тегеране (Специальный приз лучшей актрисе, фильм «Мачеха», 1973) Премия «Хрустальная роза В. С. Розова» Премия Е. А. Лебедева Премия К. М. Симонова Премия академика В. И. Вернадского Премия города Москвы в области литературы и искусства (2003) Премия «Слово к народу» (редакция «Советской России» за выступления в газете в защиту ценностей русской культуры, 2009) Специальная премия «На благо России» (в рамках Большой литературной премии России, 2011) Национальная премия общественного признания достижений женщин России «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства (2012) Царскосельская художественная премия (2013) — «За изящество и одухотворенность образов в театре и кино» Премия «Золотая маска» (2013) — «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» Звание «Человек года-2013» (2013) Международная ежегодная театральная премия зрительских симпатий «Звезда театрала» в номинации «Легенда сцены» (журнал «Театрал», 2014) Российская премия Л. Э. Нобеля (2014, Фонд Людвига Нобеля, Санкт-Петербург) Императорский Орден Святой Великомученицы Анастасии (2013, Российский Императорский Дом) — в воздаяние выдающихся заслуг перед отечественным театральным и кинематографическим искусством и во свидетельство особого НАШЕГО благоволения Нагрудный знак Министерства культуры РФ «За вклад в Российскую культуру» (2016) В честь Т. В. Дорониной назван астероид (19120) Doronina, открытый астрономом Л. Г. Карачкиной в Крымской астрофизической обсерватории 6 августа 1983 года.
УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЖЕНЩИН !
ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА ДОРОНИНА — СОВЕТСКАЯ И РОССИЙСКАЯ АКТРИСА ТЕАТРА И КИНО, ТЕАТРАЛЬНЫЙ РЕЖИССЁР, ПИСАТЕЛЬ.
НАРОДНАЯ АРТИСТКА СССР(12 сентября 1933 г. (89 лет)
Татьяна Васильевна Доронина — советская и российская актриса театра и кино, театральный режиссёр, исполнительница песен, писатель. Народная артистка СССР (1981). Художественный руководитель и директор Московского Художественного академического театра имени Максима Горького (1987 — 2018). С 4 декабря 2018 года — президент МХАТ им. М. Горького. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Член Союза писателей России.
Трижды была признана читателями журнала «Советский экран» лучшей актрисой года (1967, 1968 и 1973)..
Татьяна Доронина родилась 12 сентября 1933 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург). Её отец, Василий Иванович Доронин (скончался в 1982 году), происходил из рода староверов, а у матери, Анны Ивановны Дорониной, отец служил старостой деревенской церкви. Родители были родом из Ярославской области, из крестьянских семей.
Семья жила в переулке Ильича в Ленинграде, в коммунальной квартире, в которой, кроме Дорониных, проживали ещё пять семей. Мать до войны не работала, была домохозяйкой, воспитывала Татьяну с её старшей сестрой Галиной. Отец работал шеф-поваром в санатории шесть дней в неделю, а выходные дни посвящал дочерям — водил их на прогулки, читал им книги (в основном, это была русская классическая литература, особенно любил читать произведения Н. А. Некрасова), прививал любовь к театру.
Во время Великой Отечественной войны Анна Ивановна с Татьяной и Галиной были эвакуированы в город Данилов Ярославской области, где матери пришлось в тяжелейших условиях одной растить дочерей, сохраняя при этом высокую нравственность и верность мужу. Она работала на комбинате — шила солдатские шинели (у неё была рабочая карточка), да ещё подрабатывала по возможности (убирала капусту и т.п.). После войны семья вернулась в Ленинград. Отец прошёл всю войну, воевал на Ленинградском фронте.
Ещё до окончания восьмого класса средней школы, в мае 1950 года, Татьяна записалась в длинную очередь на прослушивание в Школу-студию МХАТ в трёх первых турах (аттестат об образовании для этого не требовался), которые проводились в Ленинграде прославленными столичными артистами, ездившими по городам с целью поиска талантливых абитуриентов. Во главе экзаменационной комиссии был народный артист РСФСР Павел Владимирович Массальский. Все три тура Татьяна успешно прошла. Но оказалось, что для москвичей для поступления в Школу-студию МХАТ было достаточно пройти три тура, а ленинградцам необходимо было ехать в Москву, предъявить там приёмной комиссии аттестат об образовании и пройти четвёртый тур. Татьяна с Мариной Поповой, также прошедшей третий тур, отправились в столицу, где им заново предстояло пройти три тура, третий из которых Марина не прошла, а Татьяна увидела свою фамилию в вывешенном списке принятых на первый курс абитуриентов. Но, узнав об отсутствии у Дорониной аттестата, ректор Школы-студии МХАТ Вениамин Захарович Радомысленский, не дал согласия на её обучение и посоветовал прийти через два года сразу на второй тур. Татьяне пришлось продолжить обучение в ленинградской средней школе, после окончания которой в 1952 году она снова поехала в Москву, где благополучно выдержала вступительные экзамены сразу в нескольких театральных вузах, но выбрала всё ту же Школу-студию МХАТ.
Являлась членом ВЛКСМ.
В 1956 году окончила Школу-студию имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР имени Максима Горького в Москве (руководитель курса — Павел Владимирович Массальский, Народный артист РСФСР)[10]. Училась на одном курсе с Е. А. Евстигнеевым, М. М. Козаковым, О. В. Басилашвили, В. Н. Сергачёвым. Мастерство актёра на этом курсе преподавал Заслуженный артист РСФСР Борис Ильич Вершилов, которого актриса считала своим «главным учителем». В связи с 50-летием Школы-студии МХАТ в 1993 году она вспоминала:
«Главным моим учителем в Студии был Борис Ильич Вершилов. Он учил меня все четыре года, и я благодарна судьбе, что именно он меня учил — такой строгий, такой неулыбчивый, такой честный и такой любимый. Он редко бывал доволен, редко хвалил, не старался завоевать нашу привязанность, не искал популярности. Он учил нас быть, прежде всего, людьми, а потом уже актёрами»
— Татьяна Васильевна Доронина, 1993 год.
По окончании учёбы получила распределение в Сталинградский областной драматический театр имени Максима Горького, куда уехала вместе с мужем, Олегом Валериановичем Басилашвили, но уже в конце 1956 года они оба были приняты в труппу Ленинградского государственного театра имени Ленинского комсомола (ныне — Санкт-Петербургский государственный театр «Балтийский дом»), где Доронина играла до 1959 года.
В 1959 году главный режиссёр Большого драматического театра имени Максима Горького Г. А. Товстоногов, готовясь к постановке пьесы Максима Горького «Варвары», не нашёл в своей труппе оптимальной исполнительницы на роль Надежды Монаховой и пригласил в театр Татьяну Доронину вместе с Олегом Басилашвили[12]. После более чем успешного дебюта в «Варварах», ставших событием театральной жизни, на протяжении ряда лет Доронина была одной из ведущих актрис Большого драматического театра имени Максима Горького. Среди лучших ролей, сыгранных на этой сцене — Софья в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова, Маша в пьесе «Три сестры» А. П. Чехова, Лушка в «Поднятой целине» М. А. Шолохова, Надя в пьесе «Моя старшая сестра» А. М. Володина и Наташа в пьесе Э. С. Радзинского, известной под названием «Ещё раз про любовь». Последние две роли актриса позже с таким же успехом сыграла и на экране — в фильмах Георгия Натансона «Старшая сестра» (1966) и «Ещё раз про любовь» (1968).
В 1966 году актриса покинула театр (причиной стал переезд в Москву, связанный с новым замужеством). В том же году была принята в труппу МХАТа СССР им. М. Горького, на сцене которого выступала до 1972 года. Театр в послевоенные годы переживал кризис — возглавивший его осенью 1970 года О. Н. Ефремов столкнулся с проблемами, которые многим казались неразрешимыми, и актриса, сыграв заглавную роль в дебютном спектакле О. Н. Ефремова «Дульсинея Тобосская», в 1972 году перешла в Театр имени В. В. Маяковского, где плодотворно сотрудничала с А. А. Гончаровым. В 1983 году, по приглашению О. Н. Ефремова, вернулась во МХАТ.
В 1981—1987 годах играла в спектаклях Московского драматического театра «Сфера».
После драматического раскола МХАТа в 1987 году возглавила МХАТ им. М. Горького, проведя театр через сложный период. До 4 декабря 2018 года являлась его художественным руководителем и директором, а в настоящее время занимает пост президента театра — должность, специально созданную для неё Министерством культуры Российской Федерации[15]. Одним из последних управленческих решений в должности художественного руководителя — директора МХАТа им. М. Горького стал перевод всей труппы театра на бессрочные трудовые договоры, чтобы защитить артистов от увольнений, инициированных новым руководством театра. 11 июня 2019 года на сборе труппы новый художественный руководитель театра Эдуард Бояков сообщил о запускаемом процессе обратного перевода артистов на срочные трудовые договоры. Большинству актёров труппы, за исключением народных артистов и тех, кто имеет социальные льготы, будут предложены срочные контракты. С заслуженными артистами договор будет заключаться на 3 года, с остальными — на 1 год.
С 26 января 2019 года, сыграв главную роль в спектакле «Васса Железнова» по случаю 15-летнего юбилея постановки,Татьяна Доронина во МХАТе им. М. Горького не появляется.
По словам нового художественного руководителя МХАТа им. М. Горького Эдуарда Боякова, Татьяне Дорониной было предложено восстановить спектакль «Три сестры», сделать ввод на главную мужскую роль в постановку «Старая актриса на роль жены Достоевского» и поставить спектакль по поэзии Сергея Есенина и книге Захара Прилепина о поэте.. Однако сама Татьяна Доронина эти заявления Эдуарда Боякова не подтверждает, более того, в течение 2019 г. Эдуард Бояков списал и утилизировал постановочные средства большинства спектаклей, поставленных Т.В. Дорониной.
На экране и на сцене создаёт образы женщин, обладающих сильной и широкой натурой. Её исполнение отличают драматизм, яркость и свежесть чувств, непосредственность, эмоциональная насыщенность, любовь к жизни.
Работала на радио.
Написала книгу «Дневник актрисы» (первое издание вышло в 1998 году, второе — в 2005 году) о том, что значит для неё театр: «не хочется писать о настоящем, пишу о театральной юности». Член Союза писателей России.
Входит в состав Общественного совета при Следственном комитете Российской Федерации.
Личная жизнь
Пять раз была замужем. Детей нет.
Первый муж (1955—1963) — Олег Валерианович Басилашвили (род. 1934), актёр театра, кино и телевидения. Народный артист СССР (1984)
Второй муж (1963—1966) — Анатолий Зиновьевич Юфит (1925—1978), театровед и театральный критик, доктор искусствоведения, профессор Ленинградского института театра, музыки и кинематографии
Третий муж (1966—1971) — Эдвард Станиславович Радзинский (род. 1936), писатель, драматург, сценарист и телеведущий. Автор популярных книг по истории России
Четвертый муж (1973—1982) — Борис Петрович Химичев (1933—2014), актёр театра и кино. Народный артист России (1993)
Пятый муж (1982—1985) — Роберт Дмитриевич Тохненко, работник ЦК ВЛКСМ и Главного управления нефтепромышленности.
Звания и награды
Заслуженная артистка РСФСР (1964)
Народная артистка РСФСР (1969)
Народная артистка СССР (1981)
Орден Дружбы народов (1994) — за большие заслуги в области театрального искусства
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998) — за многолетнюю плодотворную деятельность в области театрального искусства и в связи со 100-летием Московского Художественного академического театра
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2003) — за большой вклад в развитие театрального искусства
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2013)) — за выдающийся вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
Орден Почёта (2008) — за большой вклад в развитие отечественного театрального и кинематографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
Медаль Франциска Скорины (1994, Республика Беларусь) — за многолетнюю плодотворную деятельность в области театрального искусства и содействие культурным связям между Российской Федерацией и Республикой Беларусь
Орден святой равноапостольной княгини Ольги I степени (2013)
Первая премия Всесоюзного театрального конкурса (1967)
По итогам опроса журнала «Советский экран» признана лучшей актрисой 1967 года (Надя — «Старшая сестра»), 1968 (Нюра — «Три тополя на Плющихе»; Наташа — «Ещё раз про любовь»), 1973 (Шура — «Мачеха»)
Всесоюзный кинофестиваль (Премия за лучшую женскую роль в номинации «Призы за актёрскую работу», фильм «Три тополя на Плющихе», 1970)
МКФ в Тегеране (Специальный приз лучшей актрисе, фильм «Мачеха», 1973)
Премия «Хрустальная роза В. С. Розова»
Премия Е. А. Лебедева
Премия К. М. Симонова
Премия академика В. И. Вернадского
Премия города Москвы в области литературы и искусства (2003)
Премия «Слово к народу» (редакция «Советской России» за выступления в газете в защиту ценностей русской культуры, 2009)
Специальная премия «На благо России» (в рамках Большой литературной премии России, 2011)
Национальная премия общественного признания достижений женщин России «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства (2012)
Царскосельская художественная премия (2013) — «За изящество и одухотворенность образов в театре и кино»
Премия «Золотая маска» (2013) — «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»
Звание «Человек года-2013» (2013)
Международная ежегодная театральная премия зрительских симпатий «Звезда театрала» в номинации «Легенда сцены» (журнал «Театрал», 2014)
Российская премия Л. Э. Нобеля (2014, Фонд Людвига Нобеля, Санкт-Петербург)
Императорский Орден Святой Великомученицы Анастасии (2013, Российский Императорский Дом) — в воздаяние выдающихся заслуг перед отечественным театральным и кинематографическим искусством и во свидетельство особого НАШЕГО благоволения
Нагрудный знак Министерства культуры РФ «За вклад в Российскую культуру» (2016)
В честь Т. В. Дорониной назван астероид (19120) Doronina, открытый астрономом Л. Г. Карачкиной в Крымской астрофизической обсерватории 6 августа 1983 года.