19 мар 2020
Краснодар.
Скульптурная композиция "Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану".
Владимир Шмелёв.
8 сентября 2008 года в Краснодаре в рамках празднования 215-летия со дня образования кубанской столицы был открыт масштабный барельеф* размером 2м х 5м по мотивам известной картины И.Е. Репина «Запорожцы».
Открытие барельефа посвящено 120-летию посещения Кубанской области И. Е. Репиным в целях сбора натурного материала для картины.
Скульптурная композиция "Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану" по мотивам известной картины И.Е. Репина «Запорожцы».
Краснодар, пересечение ул. Красная и ул. Горького.
Автор композиции Член Союза художников России, Член Международной Ассоциации пластических искусств при ЮНЕСКО скульптор Валерий Пчелин.
На барельефе бронзовая пчела – фирменный знак скульптора, а профиль одного из казаков (крайний слева) скульптор скопировал с себя.
Надпись на скульптурной композиции: - «Сей памятный знак поставлен в честь славных предков наших - кубанцев, наследников воинства Запорожского, послуживших русскому художнику Илье Репину прототипами героев картины „Запорожцы пишут письмо турецкому султану“, воспринимается как вполне очевидный факт.
Фигуры изготовлены из бронзы в натуральную величину и расположены на уровне тротуара так, что любой наш современник смог сесть за один стол с запорожцами и ощутить себя частью истории.
-------------------------
Краснодар, пересечение ул. Красная и ул. Горького.
Автор композиции Член Союза художников России, Член Международной Ассоциации пластических искусств при ЮНЕСКО скульптор Валерий Пчелин.
На барельефе бронзовая пчела – фирменный знак скульптора, а профиль одного из казаков (крайний слева) скульптор скопировал с себя.
Надпись на скульптурной композиции: - «Сей памятный знак поставлен в честь славных предков наших - кубанцев, наследников воинства Запорожского, послуживших русскому художнику Илье Репину прототипами героев картины „Запорожцы пишут письмо турецкому султану“, воспринимается как вполне очевидный факт.
Фигуры изготовлены из бронзы в натуральную величину и расположены на уровне тротуара так, что любой наш современник смог сесть за один стол с запорожцами и ощутить себя частью истории.
-------------------------
*Барельеф-вид скульптурного рельефа, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину объёма изображенного объекта или объектов. Также называется “низкий рельеф”.
Краснодарские средства массовой информации и местные экскурсоводы вещают о том, что на известном полотне И.Е. Репина изображены «наши кубанские казаки из станицы Пашковской».
Однако, следует признать, что среди "запорожцев" на картине И.Е. Репина кубанцев нет.
Краснодарские средства массовой информации и местные экскурсоводы вещают о том, что на известном полотне И.Е. Репина изображены «наши кубанские казаки из станицы Пашковской».
Однако, следует признать, что среди "запорожцев" на картине И.Е. Репина кубанцев нет.
Илья Репин «Запорожцы» (2,03×3,58 м) 1888-1891 гг.
(Картина также известна под названием «Запорóжцы пи́шут письмó турéцкому султáну»).**
Современники называли полотно Ильи Репина «Запорожцы» атласом смеха или симфонией человеческого хохота - все изображенные на картине персонажи смеются по-разному.
-------------------------------
** Сюжет картины художника посвящен историческому эпизоду, характерному для казацкой вольницы.
Когда в 1676г. султан Османской империи Мухаммед, изнуренный стычками с казацким войском, послал им ультиматум с требованием сдаться, кошевой атаман Иван Серко послал ему ответное письмо, в котором отвергал это предложение с истинно казацким юмором и в выражениях, которые современные дипломаты сочли бы непарламентскими.
В письме В. Стасову Репин писал: «Чертовский народ! Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства.
Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, ничему не подчинилось!».
--------------------------------------
Идея создать картину, посвященную запорожцам, пришла в голову Репину в 1878 году.
Летом 1878 года 34-летний Илья Репин гостил в подмосковном доме известного мецената Савы Мамонтова в Абрамцеве, знаменитого своим гостеприимством и дружбой со многими прославленными историческими личностями России.
Так вот, однажды за вечерним чаем, в обществе талантливых молодых людей, Репин услышал прочитанное кем-то из гостей письмо запорожцев к турецкому султану.
(Картина также известна под названием «Запорóжцы пи́шут письмó турéцкому султáну»).**
Современники называли полотно Ильи Репина «Запорожцы» атласом смеха или симфонией человеческого хохота - все изображенные на картине персонажи смеются по-разному.
-------------------------------
** Сюжет картины художника посвящен историческому эпизоду, характерному для казацкой вольницы.
Когда в 1676г. султан Османской империи Мухаммед, изнуренный стычками с казацким войском, послал им ультиматум с требованием сдаться, кошевой атаман Иван Серко послал ему ответное письмо, в котором отвергал это предложение с истинно казацким юмором и в выражениях, которые современные дипломаты сочли бы непарламентскими.
В письме В. Стасову Репин писал: «Чертовский народ! Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства.
Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, ничему не подчинилось!».
--------------------------------------
Идея создать картину, посвященную запорожцам, пришла в голову Репину в 1878 году.
Летом 1878 года 34-летний Илья Репин гостил в подмосковном доме известного мецената Савы Мамонтова в Абрамцеве, знаменитого своим гостеприимством и дружбой со многими прославленными историческими личностями России.
Так вот, однажды за вечерним чаем, в обществе талантливых молодых людей, Репин услышал прочитанное кем-то из гостей письмо запорожцев к турецкому султану.
Красноречивость этого письма настолько затронула воображение художника, что в нем почти сразу же возникло непреодолимое желание запечатлеть в живописи дух того времени и создать несокрушимые и мужественные образы народных героев Запорожской вольницы.
Именно там, в Абрамцеве, живописец набросал свой первый графический эскиз древесным углем, который и предопределил композицию будущего гениального творения.
Эскиз хранится в Третьяковской галерее.
Именно там, в Абрамцеве, живописец набросал свой первый графический эскиз древесным углем, который и предопределил композицию будущего гениального творения.
Эскиз хранится в Третьяковской галерее.
Графический эскиз древесным углем (1878 г.).
И.Е. Репин работал над знаменитым полотном 13 лет.
Летом 1880 года Репин совершил длительную поездку по Украине, чтобы собрать материалы и сделать ряд этюдов для картин «Вечорницы» и «Запорожцы».
Он побывал во многих местах, где когда-то жили казаки, около месяца провел в имении В. В. Тарновского Качановке Черниговской губернии, зарисовал там различные предметы из богатейшей коллекции запорожской старины, собранной владельцем усадьбы: оружие, утварь и костюмы.
В Качановке художник сделал множество этюдов и зарисовок интересных типов людей.
Он трижды приезжал на Украину, чтобы писать документально точное полотно по сотне сделанных этюдов.
Зима 1887 - 1888 годов была почти целиком посвящена "Запорожцам".
Но то ли впечатления поездки на Украину успели потускнеть, то ли изменившийся замысел требовал каких-то новых материалов, но художник чувствовал: старых этюдов ему мало.
Зарисовок различных предметов старинного казацкого быта хватало с избытком, а вот с портретами героев было труднее.
Летом 1888 года по совету историка Дмитрия Эварницкого он отправился на Кубань.
Именно на Кубани художник надеялся отыскать необходимые для картины «казачьи типы» для картины.
С 6 по 16 июня 1888 года Репин посетил Екатеринодар и станицу Пашковскую, где жили потомки запорожцев, герои Крымской войны, и во многих семьях еще сохранялись дедовские атрибуты славного прошлого – казацкая одежда, старинные сабли, пики.
Здесь художник сделал десятки набросков для будущей картины.
Пашковских казаков Репин рисовал старательно, не торопясь и каждый портрет подписывал уважительно, полным именем, например, "Казак Парамон Николаевич Белый".
И.Е. Репин работал над знаменитым полотном 13 лет.
Летом 1880 года Репин совершил длительную поездку по Украине, чтобы собрать материалы и сделать ряд этюдов для картин «Вечорницы» и «Запорожцы».
Он побывал во многих местах, где когда-то жили казаки, около месяца провел в имении В. В. Тарновского Качановке Черниговской губернии, зарисовал там различные предметы из богатейшей коллекции запорожской старины, собранной владельцем усадьбы: оружие, утварь и костюмы.
В Качановке художник сделал множество этюдов и зарисовок интересных типов людей.
Он трижды приезжал на Украину, чтобы писать документально точное полотно по сотне сделанных этюдов.
Зима 1887 - 1888 годов была почти целиком посвящена "Запорожцам".
Но то ли впечатления поездки на Украину успели потускнеть, то ли изменившийся замысел требовал каких-то новых материалов, но художник чувствовал: старых этюдов ему мало.
Зарисовок различных предметов старинного казацкого быта хватало с избытком, а вот с портретами героев было труднее.
Летом 1888 года по совету историка Дмитрия Эварницкого он отправился на Кубань.
Именно на Кубани художник надеялся отыскать необходимые для картины «казачьи типы» для картины.
С 6 по 16 июня 1888 года Репин посетил Екатеринодар и станицу Пашковскую, где жили потомки запорожцев, герои Крымской войны, и во многих семьях еще сохранялись дедовские атрибуты славного прошлого – казацкая одежда, старинные сабли, пики.
Здесь художник сделал десятки набросков для будущей картины.
Пашковских казаков Репин рисовал старательно, не торопясь и каждый портрет подписывал уважительно, полным именем, например, "Казак Парамон Николаевич Белый".
И. Репин. Парамон Белый. 1888 г.
Эти суровые лица старых солдат, их глубокие морщины и шрамы художник читал как увлекательную открытую книгу о настоящем и прошлом родного народа, о мужестве и благородстве запорожцев и их потомков - кубанских казаков.
В простом казаке-станичнике Василии Олешке он увидел черты мудрого и храброго воина, роднящие его с образом атамана Ивана Серко.
Эти суровые лица старых солдат, их глубокие морщины и шрамы художник читал как увлекательную открытую книгу о настоящем и прошлом родного народа, о мужестве и благородстве запорожцев и их потомков - кубанских казаков.
В простом казаке-станичнике Василии Олешке он увидел черты мудрого и храброго воина, роднящие его с образом атамана Ивана Серко.
И. Репин. Василь Олешко. 1888.
Потомки Василия Олешко - тщательно собирают каждую мелочь, связанную с их родословной.
Последним хранителем родовых реликвий стал Олег Олешко.
Как вспоминал его предок Иван Олешко, правнук в четвертом колене того самого Василия Олешко, дом у Семака был саманный, теплый, в нем четыре большие комнаты. Потому в нем и расквартировали художника. Находился этот дом в районе нынешней ТЭЦ.
Репин рисовал только тех, кто достойно охранял российские границы и имел награды. А Василий Макарович был награжден серебряной шашкой за храбрость.
Все натурщики были георгиевскими кавалерами, участниками Крымской войны 1853-1856 годов.
В многочисленных живописных карандашных набросках с кубанских казаков есть портретные изображения станичников Демьяна Онищенко, Макара Симака, Парамона Белого, Антона Архипенко, Порфирия Лебедя и зарисовки смеющихся лиц.
Потомки Василия Олешко - тщательно собирают каждую мелочь, связанную с их родословной.
Последним хранителем родовых реликвий стал Олег Олешко.
Как вспоминал его предок Иван Олешко, правнук в четвертом колене того самого Василия Олешко, дом у Семака был саманный, теплый, в нем четыре большие комнаты. Потому в нем и расквартировали художника. Находился этот дом в районе нынешней ТЭЦ.
Репин рисовал только тех, кто достойно охранял российские границы и имел награды. А Василий Макарович был награжден серебряной шашкой за храбрость.
Все натурщики были георгиевскими кавалерами, участниками Крымской войны 1853-1856 годов.
В многочисленных живописных карандашных набросках с кубанских казаков есть портретные изображения станичников Демьяна Онищенко, Макара Симака, Парамона Белого, Антона Архипенко, Порфирия Лебедя и зарисовки смеющихся лиц.
И. Репин. Макар Симак. 1888 г.
И. Репин. Прокофий Лебедев-пластун. 1888 г.
Зарисовки на Кубани помогли художнику погружению в тему, но ни одна из зарисовок в окончательный вариант картины не вошла.
Существует три варианта картины «Запорожцы».
Первый вариант, а точнее масляный эскиз картины, живописец закончил в 1887 году.
Зарисовки на Кубани помогли художнику погружению в тему, но ни одна из зарисовок в окончательный вариант картины не вошла.
Существует три варианта картины «Запорожцы».
Первый вариант, а точнее масляный эскиз картины, живописец закончил в 1887 году.
Репин Илья «Запорожцы. Эскиз» 1880-1891 годы. Холст, масло 67х86. Государственная Третьяковская галерея.
Эскиз художник подарил своему другу историку Дмитрию Яворницкому.
Затем его купил Павел Третьяков. Сейчас этот экземпляр хранится в Третьяковской галерее в Москве.
Эскиз художник подарил своему другу историку Дмитрию Яворницкому.
Затем его купил Павел Третьяков. Сейчас этот экземпляр хранится в Третьяковской галерее в Москве.
Второй – основной вариант картины был завершён в 1891 году.
Картина «Запорожцы» были выставлены на юбилейной экспозиции работ Ильи Репина в 1891 году, которую устраивала Академия художеств по случаю 20-летия творческой деятельности живописца.
Удивительное душевное состояние автора и его отношение к своим героям моментально передавалось зрителям. Полотно было очень тепло принято публикой и получило высокую оценку в прессе.
После триумфа «Запорожцев» на выставках в галереях России, а также в Мюнхене, Стокгольме, Будапеште и Чикаго, император Александр III лично выложил за шедевр целое состояние - 35 тысяч рублей*.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
*Во времена Александра II литр хорошей водки – 15 копеек, а шкура медведя – 2 рубля. Зарплата земского врача составляла 15-20 рублей.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~<~
И эта жемчужина отечественной живописи оставалась в царском собрании до самой революции, а после была национализирована и передана в Русский музей.
Картина «Запорожцы» были выставлены на юбилейной экспозиции работ Ильи Репина в 1891 году, которую устраивала Академия художеств по случаю 20-летия творческой деятельности живописца.
Удивительное душевное состояние автора и его отношение к своим героям моментально передавалось зрителям. Полотно было очень тепло принято публикой и получило высокую оценку в прессе.
После триумфа «Запорожцев» на выставках в галереях России, а также в Мюнхене, Стокгольме, Будапеште и Чикаго, император Александр III лично выложил за шедевр целое состояние - 35 тысяч рублей*.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
*Во времена Александра II литр хорошей водки – 15 копеек, а шкура медведя – 2 рубля. Зарплата земского врача составляла 15-20 рублей.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~<~
И эта жемчужина отечественной живописи оставалась в царском собрании до самой революции, а после была национализирована и передана в Русский музей.
Третий вариант картины «Запорожцы» живописец начал в 1889 году, еще работая над основным полотном. И.Е. Репин. Запорожцы. 1889-1896.
Полотно находилось ранее в Государственной Третьяковской галерее, а в 1932 году было передано на родину Ильи Ефимовича Репина в Харьков.
Репин попытался сделать новую версию более «исторически достоверной». Согласно некоторым источникам, работа над ней так и не была закончена.
Именно в третий вариант картины могли войти персонажи "пашковский казаков", т.к. к написанию его художник приступил после посещения Кубани.
Но так это или нет, судить специалистам искусствоведам.
-----------------------------------
Моделями для второго-основного варианта картины по большей части послужили знакомые художника, принадлежавшие к разным национальностям и слоям населения:
1. Тарас Бульба - А. И. Рубец, профессор Петербургской консерватории.
2. Андрий - Н. Д. Глинка, камер-паж, внучатый племянник великого композитора.
3. Остап - Н. Д. Кузнецов, академик Академии художеств.
4. Кошевой атаман Иван Сирко - М. И. Драгомиров, командующий войсками Киевского военного округа.
Казаки:
5. И. Ф. Ционглинский, преподаватель рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств.
6. Неизвестный, зарисован со случайного попутчика.
7. П. Д. Мартынович, художник.
8. В. В. Тарновский, предводитель дворянства, украинский коллекционер и меценат.
9. Никишка, кучер Тарновского.
10. Студент-татарин.
11. Ф. И. Стравинский, солист Мариинского театра.
12. Г. П. Алексеев, предводитель дворянства Екатеринославской губернии.
13. К. Д. Белоновский, педагог народной школы.
14. Писарь - Д. И. Яворницкий, историк, археолог, этнограф, фольклорист.
=========================
Полотно находилось ранее в Государственной Третьяковской галерее, а в 1932 году было передано на родину Ильи Ефимовича Репина в Харьков.
Репин попытался сделать новую версию более «исторически достоверной». Согласно некоторым источникам, работа над ней так и не была закончена.
Именно в третий вариант картины могли войти персонажи "пашковский казаков", т.к. к написанию его художник приступил после посещения Кубани.
Но так это или нет, судить специалистам искусствоведам.
-----------------------------------
Моделями для второго-основного варианта картины по большей части послужили знакомые художника, принадлежавшие к разным национальностям и слоям населения:
1. Тарас Бульба - А. И. Рубец, профессор Петербургской консерватории.
2. Андрий - Н. Д. Глинка, камер-паж, внучатый племянник великого композитора.
3. Остап - Н. Д. Кузнецов, академик Академии художеств.
4. Кошевой атаман Иван Сирко - М. И. Драгомиров, командующий войсками Киевского военного округа.
Казаки:
5. И. Ф. Ционглинский, преподаватель рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств.
6. Неизвестный, зарисован со случайного попутчика.
7. П. Д. Мартынович, художник.
8. В. В. Тарновский, предводитель дворянства, украинский коллекционер и меценат.
9. Никишка, кучер Тарновского.
10. Студент-татарин.
11. Ф. И. Стравинский, солист Мариинского театра.
12. Г. П. Алексеев, предводитель дворянства Екатеринославской губернии.
13. К. Д. Белоновский, педагог народной школы.
14. Писарь - Д. И. Яворницкий, историк, археолог, этнограф, фольклорист.
=========================
Натурщиком для одного из самых колоритных персонажей картины стал преподаватель рисовальной школы Общества поощрения художеств, активный участник петербургского творческого объединения «Мир искусства» художник Иван Францевич Ционглинский, поляк по национальности.
Старик с трубкой был зарисован Репиным со случайного путника на пристани Александровска, имени его история не сохранила.
Полуголый казак-картёжник — это педагог народной школы Константин Дмитриевич Белоновский.
По другой версии — это драматург Марк Лукич Кропивницкий.
Художник изобразил любителя азартных игр полуобнажённым в связи с тем, что в Сечи при серьёзной игре казаки снимали рубашки, чтобы нельзя было спрятать карты за пазуху или в рукава.
Для мрачного казака с сумеречным взглядом позировал коллекционер и меценат Василий Тарновский-младший.
В 1880 году Репин в имении у Тарновского рисовал казачью амуницию, а заодно сделал эскиз и самого хозяина имения.
Подстриженный под горшок Бурсак, который ещё не успел отрастить усы — это художник Порфирий Демьянович Мартынович.
Интересно, что Илья Репин писал картину не с живой натуры, а с гипсовой маски, снятой с лица Мартыновича.
Старик с трубкой был зарисован Репиным со случайного путника на пристани Александровска, имени его история не сохранила.
Полуголый казак-картёжник — это педагог народной школы Константин Дмитриевич Белоновский.
По другой версии — это драматург Марк Лукич Кропивницкий.
Художник изобразил любителя азартных игр полуобнажённым в связи с тем, что в Сечи при серьёзной игре казаки снимали рубашки, чтобы нельзя было спрятать карты за пазуху или в рукава.
Для мрачного казака с сумеречным взглядом позировал коллекционер и меценат Василий Тарновский-младший.
В 1880 году Репин в имении у Тарновского рисовал казачью амуницию, а заодно сделал эскиз и самого хозяина имения.
Подстриженный под горшок Бурсак, который ещё не успел отрастить усы — это художник Порфирий Демьянович Мартынович.
Интересно, что Илья Репин писал картину не с живой натуры, а с гипсовой маски, снятой с лица Мартыновича.
Красавец с благородными чертами лица и интеллигентной улыбкой был написан в Петербурге с сына Варвары Икскуль-Гильденбандт, внучатого племянника композитора Михаила Глинки, камер-пажа.
На картине юноша представлял собой образ Андрия — младшего сына Тараса Бульбы.
Высокий казак с повязкой на голове писался с руководителя класса батальной живописи в Академии художеств Николая Дмитриевича Кузнецова, грека по национальности.
На картине он символизировал образ старшего сына Тараса Бульбы — Остапа.
На картине юноша представлял собой образ Андрия — младшего сына Тараса Бульбы.
Высокий казак с повязкой на голове писался с руководителя класса батальной живописи в Академии художеств Николая Дмитриевича Кузнецова, грека по национальности.
На картине он символизировал образ старшего сына Тараса Бульбы — Остапа.
Один из центральных персонажей картины кошевой атаман Иван Дмитриевич Серко был написан с генерала Михаила Ивановича Драгомирова.
Генерал Михаил Иванович Драгомиров, герой Русско-турецкой войны, позже ставший киевским генерал-губернатором.
Однако в образе атамана Ивана Серко. явно просматриваются и черты казака станицы Пашковской Василя Олешко.
Однако в образе атамана Ивана Серко. явно просматриваются и черты казака станицы Пашковской Василя Олешко.
И. Репин. Василь Олешко. 1888 г.
Для толстяка, который изображал самого Тараса Бульбу, прототипом стал профессор Петербургской консерватории Александр Иванович Рубец, потомок польского шляхетского рода.
Персонаж, изображающий татарина и на самом деле рисовался со студента-татарина. А выразительные белые зубы были изображены художником с черепа казака-запорожца, найденного на раскопках возле Сечи.
Выглядывающий из-за Тараса Бульбы унылый, худой, высокий и длинноусый казак — это солист Мариинского театра Фёдор Игнатьевич Стравинский.
Персонаж, изображающий татарина и на самом деле рисовался со студента-татарина. А выразительные белые зубы были изображены художником с черепа казака-запорожца, найденного на раскопках возле Сечи.
Выглядывающий из-за Тараса Бульбы унылый, худой, высокий и длинноусый казак — это солист Мариинского театра Фёдор Игнатьевич Стравинский.
Образ казака с лысой головой и выразительным затылком написан с обер-гофмейстера Георгия Петровича Алексеева, который вначале с негодованием отверг предложение Репина позировать ему в такой неприглядной позе.
На помощь художнику пришёл Дмитрий Яворницкий, который пригласил Алексеева посмотреть свою коллекцию монет.
Пока Алексеев рассматривал коллекцию, сидевший за ним художник сделал необходимую зарисовку.
Узнав себя на картине, Георгий Петрович был очень обижен на обоих.
На помощь художнику пришёл Дмитрий Яворницкий, который пригласил Алексеева посмотреть свою коллекцию монет.
Пока Алексеев рассматривал коллекцию, сидевший за ним художник сделал необходимую зарисовку.
Узнав себя на картине, Георгий Петрович был очень обижен на обоих.
В образе писаря запечатлён Дмитрий Иванович Яворницкий - известный украинский историк и этнограф, исследователь запорожского казачества, главный консультант Репина.
Для того, чтобы заставить улыбнуться бывшего в мрачном настроении Яворницкого, Репину пришлось показать ему журнал с карикатурами.
————————
Для того, чтобы заставить улыбнуться бывшего в мрачном настроении Яворницкого, Репину пришлось показать ему журнал с карикатурами.
————————
Вернёмся в Краснодар на пересечение улиц Красная и Горького к скульптурной композиции "Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану".
Многочисленные опросы жителей и гостей города свидетельствуют, что многие считают расположение памятника неудачным.
Место ему не на оживлённой и забитой транспортом в рабочие дни центральной улице города Красной, а в парке или сквере, да и окружение памятника оставляет желать лучшего ( глухая стена, нет клумб, цветов).
А вот мнение известного и уважаемого историка-краеведа Марины Никишовой: - «…. на месте скверика с запорожцами в начале минувшего века располагалась автошкола – первая на Северном Кавказе! И казаки в ней учились, и екатеринодарские дамы...
Многие краснодарцы, да и гости города не отказались бы посидеть в старинном авто рядом с шофёром в очках-консервах. Если бы, конечно, был здесь такой памятник».
================
С 31 октября по 29 декабря 2013 года картина И.Е. Репина «Запорожцы» выставлялась в Краснодарском художественном музее им. Ф.А. Коваленко.
Многочисленные опросы жителей и гостей города свидетельствуют, что многие считают расположение памятника неудачным.
Место ему не на оживлённой и забитой транспортом в рабочие дни центральной улице города Красной, а в парке или сквере, да и окружение памятника оставляет желать лучшего ( глухая стена, нет клумб, цветов).
А вот мнение известного и уважаемого историка-краеведа Марины Никишовой: - «…. на месте скверика с запорожцами в начале минувшего века располагалась автошкола – первая на Северном Кавказе! И казаки в ней учились, и екатеринодарские дамы...
Многие краснодарцы, да и гости города не отказались бы посидеть в старинном авто рядом с шофёром в очках-консервах. Если бы, конечно, был здесь такой памятник».
================
С 31 октября по 29 декабря 2013 года картина И.Е. Репина «Запорожцы» выставлялась в Краснодарском художественном музее им. Ф.А. Коваленко.
Переговоры о том, чтобы выставить подлинное полотно в Краснодаре, велись восемь лет.
Илья Ефимович Репин.
/5.08.1844 г., Чугуев, Российская империя - 29.09. 1930 г. (86 лет), Репино, Выборгская губерния, Финляндия/.
Русский живописец, педагог, профессор, действительный член Императорской Академии художеств.
/5.08.1844 г., Чугуев, Российская империя - 29.09. 1930 г. (86 лет), Репино, Выборгская губерния, Финляндия/.
Русский живописец, педагог, профессор, действительный член Императорской Академии художеств.
Памятник Илье Репину в Краснодаре, ул.Красная и ул. Советская (Графская).
Памятник выдающемуся русскому художнику Илье Репину был установлен к 200-летию Краснодара в 1993 году.
Памятник расположен между двумя зданиями Краснодарского Художественного Музея им.Ф.А.Коваленко.
Памятник выдающемуся русскому художнику Илье Репину был установлен к 200-летию Краснодара в 1993 году.
Памятник расположен между двумя зданиями Краснодарского Художественного Музея им.Ф.А.Коваленко.
Краснодар, ул. Красная, 13. Художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
Памятник архитектуры «Дом инженера Шарданова Б.Б.», 1905 год.
Памятник архитектуры «Дом инженера Шарданова Б.Б.», 1905 год.
Ул. Красная, 15. Здание «Екатеринодарской конторы Госбанка». 1902-1904 гг.
В послевоенные годы был надстроен третий этаж.
В послевоенные годы был надстроен третий этаж.
Екатеринодар, ул. Красная.
Дом Б. Шарданова (1905 г.) и здание Екатеринодарской конторы Госбанка (1902-1904 гг.), архитектор И.К. Мальгерб.
-================
Примечание
«О чем писали запорожцы турецкому султану».
В начале лета 1673 года повелитель огромной империи, раздраженный постоянными набегами на его владения, продиктовал своему секретарю текст послания:
«Султан Мохаммед IV — запорожским казакам.
Я, султан и владыка Блистательной Порты, брат Солнца и Луны, наместник Аллаха на Земле, властелин царств — Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Большого и Малого Египта, царь над царями, властелин над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться.
Султан Мохаммед IV».
Следует отметить необычную мягкость и осторожность грозного султана, который против обыкновения не угрожал казакам страшными карами, а всего лишь предлагал им замириться.
Обычный стиль и тон посланий османских владык — как предшественников, так и наследников Мохаммеда IV — был не таков.
Вот, например, как автор послания запорожцам написал в Вену императору Священной Римской империи Леопольду I:
"Я объявляю тебе, что стану твоим господином.
Я решил, не теряя времени, сделать с Германской империей то, что мне угодно, и оставить в этой империи память о моем ужасном мече.
Мне будет угодно установить мою религию и преследовать твоего распятого бога.
В соответствии со своей волей и удовольствием я запашу твоих священников и обнажу груди твоих женщин для пастей собак и других зверей.
Довольно сказано тебе, чтобы ты понял, что я сделаю с тобой, — если у тебя хватит разума понять все это.
Султан Мохаммед IV".
Совершенно очевидно, что походных куреней Запорожской Сечи султан опасался куда более регулярной армии Священной Римской империи.
И поделом.
Кошевой атаман Иван Сирко собрал ближний войсковой круг, и ветераны многих сражений "з бiсурменами" составили текст:
"Отвiт запорожцiв Магомету IV. Ти, султан, чорт турецкий, i проклятого чорта брат i товарищ, самого Люцеперя секретарь.
Якiй ты в черта лыцарь, коли голою сракою ежака не вбъешь. Чорт высирае, а твое вiйско пожирае. Не будешь ты, сукiн ты сыну, сынiв христiянських пiд собой маты, твойого вiйска мы не боiмось, землею i водою будем биться з тобою, распро… твою мать. Вавилоньский ты кухарь, Макидоньский колесник, Iерусалимський бравирник, Александрiйський козолуп, Великого и Малого Египта свинарь, Армянська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецкий кат, у всего свiту i пiдсвiту блазень, самого гаспида внук и нашего х… крюк.
Свиняча ты морда, кобыляча срака, рiзницька собака, нехрещений лоб, мать твою… От так тобi запорожцi виcказали, плюгавче. Не будешь ти i свиней христiанских пасти. Теперь кончаемо, бо числа не знаемо i календаря не маемо, мiсяц у небi, год у книзя, а день такий у нас, якиi i у Вас, за це поцелуй в сраку нас!
Пiдписали: кошевой атаман Иван Сирко зо всiм кошем Запорiжськiм".
Содержание было доложено султану на турецком языке, поэтому он вряд ли смог оценить стиля послания.
=================
Владимир Шмелёв.
Группа "Наследие"
Екатеринодар-Краснодар
https://ok.ru/panoramakr
Дом Б. Шарданова (1905 г.) и здание Екатеринодарской конторы Госбанка (1902-1904 гг.), архитектор И.К. Мальгерб.
-================
Примечание
«О чем писали запорожцы турецкому султану».
В начале лета 1673 года повелитель огромной империи, раздраженный постоянными набегами на его владения, продиктовал своему секретарю текст послания:
«Султан Мохаммед IV — запорожским казакам.
Я, султан и владыка Блистательной Порты, брат Солнца и Луны, наместник Аллаха на Земле, властелин царств — Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Большого и Малого Египта, царь над царями, властелин над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться.
Султан Мохаммед IV».
Следует отметить необычную мягкость и осторожность грозного султана, который против обыкновения не угрожал казакам страшными карами, а всего лишь предлагал им замириться.
Обычный стиль и тон посланий османских владык — как предшественников, так и наследников Мохаммеда IV — был не таков.
Вот, например, как автор послания запорожцам написал в Вену императору Священной Римской империи Леопольду I:
"Я объявляю тебе, что стану твоим господином.
Я решил, не теряя времени, сделать с Германской империей то, что мне угодно, и оставить в этой империи память о моем ужасном мече.
Мне будет угодно установить мою религию и преследовать твоего распятого бога.
В соответствии со своей волей и удовольствием я запашу твоих священников и обнажу груди твоих женщин для пастей собак и других зверей.
Довольно сказано тебе, чтобы ты понял, что я сделаю с тобой, — если у тебя хватит разума понять все это.
Султан Мохаммед IV".
Совершенно очевидно, что походных куреней Запорожской Сечи султан опасался куда более регулярной армии Священной Римской империи.
И поделом.
Кошевой атаман Иван Сирко собрал ближний войсковой круг, и ветераны многих сражений "з бiсурменами" составили текст:
"Отвiт запорожцiв Магомету IV. Ти, султан, чорт турецкий, i проклятого чорта брат i товарищ, самого Люцеперя секретарь.
Якiй ты в черта лыцарь, коли голою сракою ежака не вбъешь. Чорт высирае, а твое вiйско пожирае. Не будешь ты, сукiн ты сыну, сынiв христiянських пiд собой маты, твойого вiйска мы не боiмось, землею i водою будем биться з тобою, распро… твою мать. Вавилоньский ты кухарь, Макидоньский колесник, Iерусалимський бравирник, Александрiйський козолуп, Великого и Малого Египта свинарь, Армянська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецкий кат, у всего свiту i пiдсвiту блазень, самого гаспида внук и нашего х… крюк.
Свиняча ты морда, кобыляча срака, рiзницька собака, нехрещений лоб, мать твою… От так тобi запорожцi виcказали, плюгавче. Не будешь ти i свиней христiанских пасти. Теперь кончаемо, бо числа не знаемо i календаря не маемо, мiсяц у небi, год у книзя, а день такий у нас, якиi i у Вас, за це поцелуй в сраку нас!
Пiдписали: кошевой атаман Иван Сирко зо всiм кошем Запорiжськiм".
Содержание было доложено султану на турецком языке, поэтому он вряд ли смог оценить стиля послания.
=================
Владимир Шмелёв.
Группа "Наследие"
Екатеринодар-Краснодар
https://ok.ru/panoramakr
Благодарю за интересную информацию о любимой композиции моей маленькой внучки, которой очень понравилась ПЧЁЛКА...
ДЕМЬЯН ОНИЩЕНКО, с которого ИЛЬЯ РЕПИН также писал наброски к картине «ЗАПОРОЖЦЫ», покоится в станице Пашковской.
В доме его на улице ВОСЬМОГО МАРТА живут потомки Демьяна.
Один из потомков женат на однокласснице моего брата, потому мы часто с ними встречаемся.
А Репин так спешил в Пашковку, чтобы эскизы писать с казаков, что в КИСЛОВОДСКЕ у замечательного и очень гостеприимного художника Николая ЯРОШЕНКО всего ОДИН день гостевал. Ярошенко оставил прекраснейшие пейзажи гор Кавказских.
Есть у него и картина "БАКИНЕЦ".