Комментарии
- 16 ноя 18:47Нина Алексеевна КоноваловаЭту страшную трагедию трудно пережить даже сегодня !01:17VID-20251116-WA0017.mp4
- 18 ноя 17:29Эльвира ШестаковаНапишите теперь о белом терроре. Это ж гражданская война была. Хотелось бы всю картину понимать.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Наследие.
Трагические даты в истории Росси.
105 лет назад 13 - 16 ноября 1920 года под натиском частей Красной армии остатки Русской армии генерала П.Н. Врангеля начали эвакуацию из Крыма.
Крымской эвакуации предшествовала эвакуация из Новороссийска в Крым
с 26 на 27 марта (по новому стилю) 1920 года — одна из трагических дат в хронологии Белого движения на юге России.
Генерал Антон Деникин стремился спасти свои войска от окончательного уничтожения.
Из Новороссийска в Крым были эвакуированы военнослужащие, члены их семей и прочие гражданские беженцы, опасавшиеся репрессивных мер со стороны красных.
Операция по спасению остатков Вооруженных сил юга России, разбитых в серии сражений с Красной армией, получилась крайне неудачной.
Шла борьба за «место на пароходе» — борьба за спасение...
Много человеческих драм разыгралось в эти страшные дни.
Из-за нехватки мест на кораблях пришлось оставить почти все имущество, военную технику и лошадей.
«Оставшиеся люди сбились на молу у цементного завода и молили взять их, протягивая в темноту руки».
Многие мечтавшие спастись от большевиков и оставшиеся в Новороссийске, были обречены....
Значительная часть войск не смогла погрузиться на пароходы.
Часть из них попала в плен к большевикам.
Музей современной истории России.
Не желая сдаваться, офицеры сводили счеты с жизнью. Другие подверглись аресту и после пыток были казнены.
Часть отошла на Туапсе, часть рассредоточилась в приморских районах Кавказа и начала партизанскую борьбу против большевиков.
С 13 ноября 1920 года началась эвакуация из Крыма.
К берегам Турции отправились на 126 судах 145 693 человека, не считая судовых команд.
Среди эвакуированных - 50 000 солдат и офицеров, 6000 раненых, гражданские беженцы, включая 27 000 женщин и детей.
На Родину вернулись единицы.....
Оставшиеся, в том числе и не служившие в армии Врангеля, стали жертвами красного террора.
В город вошла 9-я стрелковая дивизия РККА Николая Куйбышева.
По воспоминаниям Ивана Шевченко, адъютанта этого полка: дивизия пленила «по договору о сохранении жизни» в Феодосии 12 000 человек.
Террор начался сразу же по занятию красными города.
Так, в ночь с 16 на 17 ноября 1920 по приказу комиссара М. Лисовского на железнодорожном вокзале были расстреляны все находящиеся там раненные офицеры и солдаты команды выздоравливающих Виленского полка, всего около ста человек. В первую же ночь было убито 420 человек.
В городе был вывешен приказ № 4 Крымревкома об обязательной регистрации в трёхдневный срок иностранцев, лиц прибывших в Крым, офицеров, чиновников и солдат.
По нему на регистрацию явилось более 4500 человек, которых первоначально не задерживали.
Несмотря на слухи о массовых расстрелах в Симферополе и Керчи, появилась надежда, что большевики выполнят обещание об амнистии сдавшимся и благородном отношении к населению, данное 11 ноября.
Но через двое суток после окончания регистрации была объявлена перерегистрация.
Всех явившихся немедленно арестовывали и под конвоем отправляли в пустующие казармы Виленского, Крымского полков и на дачу местного фабриканта-табачника Месаксуди, а также в бараки курских рабочих-железнодорожников, ушедших с белой гвардией из Курска при отступлении осенью 1919, построенных специально для них на Феодосийском Карантине.
Самих рабочих в ночь с 19 на 20 ноября 1920, вместе с жёнами и детьми, числом до 400 человек, выгнали из лагеря и расстреляли на мысе Святого Ильи.
На месте бараков был организован концлагерь, в котором условия содержания были просто ужасающими заключённые были настолько плотно набиты в казармы лагеря, что спать приходилось на полу помещений и во дворе на одном боку. Для того чтобы перевернуться на другой бок, переворачиваться приходилось всем рядом одновременно.
Красноармейцы ОСНАЗ и чекисты систематически избивали и обирали заключённых, многие из которых лишились даже нижнего белья и нательных крестов.
Расстрелы производились также прямо в казармах Виленского полка, превращённых в концлагерь.
В них одновременно содержалось до 500 бывших военнослужащих Русской армии. В конце декабря 1920 там произошло несколько массовых расстрелов.
С самого начала пребывания в концлагере заключённых начали сортировать на две категории - на тех, кто служил исключительно белым, и тех, кто за время Гражданской войны был мобилизован и той, и другой противоборствующей стороной. «Чисто-белых» каждую ночь расстреливали из пулемётов на мысе Святого Ильи или за городским кладбищем.
На мысе Святого Ильи трупы расстрелянных сваливали в три параллельно идущие балки (одна из них именуется Дурантевской). Места расстрелов охранялись осназовцами, которые отгоняли жителей и родственников расстрелянных, пытавшихся забрать тела для погребения.
Известны случаи, когда людей связывали колючей или простой проволокой и топили за Чумной горой в море. «Бело-красным» предлагалось вступить в Красную армию. Не согласившихся или не принятых по каким-либо причинам расстреливали, а согласившихся отправляли в полевые лагеря особых отделов 6-й и 4-й красной армий под Бахчисараем, Джанкоем, Керчью и Симферополем, где их… тоже расстреливали, из-за нехватки продовольствия и солдат для их охраны.
Когда 9-я дивизия РККА спустя всего 15 дней покидала Феодосию, начальник её Особого отдела докладывал: «Из зарегистрированных и задержанных в Феодосии белогвардейцев в количестве приблизительного подсчета — 1100, расстреляно 1006. Отпущено 15 и отправлено на север 79 человек». И это только данные о работе особого отдела одной дивизии.
Одним из мест, где происходил расстрелы, стала усадьба бывшего севастопольского градоначальника Алексея Максимова, «Максимова дача».
————————
Жертвами репрессий стали не только бывшие военнослужащие армии Врангеля, но и гражданские лица: дворяне, священники, врачи, сестры милосердия, учителя, инженеры, юристы, предприниматели, журналисты, студенты.
Овраги и балки, прилегающие к руинам усадьбы и старого парка, стали единой братской могилой для тысяч людей.
Современники событий 1920-х гг. называли Крым «Всероссийским кладбищем».
В ночь на 4 декабря 1920 г. арестовали сына известного русского писателя Ивана Сергеевича Шмелева Сергея.
Вернувшись с Германского фронта с поражением лёгких (газовая атака), он
был причислен к местной комендатуре, где ему, как явно больному было поручено присутствовать от военного ведомства в городском квартирном отделе.
Вот и вся его служба в Алуште…
Сергея расстреляли через полтора месяца после ареста вместе с тысячами других офицеров.
В потрясающей поэме «Солнце мертвых» И.С. Шмелев выразил свое восприятие революции.
В советское время об ужасах массовых казней, которые происходили на Максимовой даче, не говорилось по понятным причинам.
Новороссийский и Крымский исход - лишь одна из трагических страниц в нашей истории.
Но без нее не понять - ни умом, ни сердцем - весь ужас Гражданской войны....
Был установлен 12 апреля 2013 г. на набережной города, где остатки «белых» войск российской армии вместе с беженцами покидали родину.
Автор скульптуры художник из Новороссийска Александр Суворов взял за основу монумента известные кадры из советской киноленты «Служили два товарища», где герою В. Высоцкого, белогвардейскому офицеру, пришлось пристрелить своего верного товарища - боевого коня, бросившегося вслед за уплывающим судном.
Эти события — трагическая страница в книге российской истории, а памятник «Исход» стал настоящим напоминанием нынешнему поколению о том, что нельзя «рвать» свою Родину на части.
Чтить память всех — это наша позиция, а резкий уход в оценке событий этой трагедии в одну или другую сторону неприемлем.
Установлен в 1997 г., архитектор А. Гурин, скульптор А. Корнаев.
Монумент представляет собой две полуарки высотой семь метров, возвышающиеся над гранитной плитой, на которой в золотом венке лежат папаха и буденовка - символы Белой и Красной армий.
Памятник установлен в память о погибших во избежание в будущем подобных событий.
Речь не идет о примирении «красных» с «белыми», главный смысл памятника – примирение всех, ныне живущих, с историей, в том числе с событиями 1917 года, разные, порой полярные оценки которых не должны приводить к расколу общества.
Главный урок Гражданской войны в том, что ни одна идеология не может оправдать убийства гражданами России друг друга.
Подготовил Владимир Шмелёв.