Основу населения любой крестьянской слободы составляли, естественно, крестьяне. По форме налогообложения крестьяне Верхотурского уезда разделялись на пашенных и оброчных. Первые должны были обрабатывать определенное количество государевой земли. В соответствии с объемом работы они могли получить и пашенную землю в личное пользование – «собинную пахоту». Оброчные крестьяне вносили в качестве налогов определенное количество зерна (хлебный оброк) или сумму денег (денежный оброк). Оброк начислялся в соответствии с количеством пахотной земли и других угодий, находящихся в пользовании у крестьян. Крестьяне Ирбитской слободы изначально «прибирались в пашню», но вскоре были переведены на хлебный оброк. При освоении новых земель для успешного начала хозяйствования крестьянам определялся срок безналогового пользования землею (льготные годы), а в отдельных случаях и выдавалась ссуда из казны. Льготные сроки в Верхотурском уезде были различными – от двух до восьми лет в зависимости от сложности осваиваемых земель. В Ирбитской слободе льготный срок в начале был определен в шесть лет. То есть, территория будущей слободы считалась сложной для освоения. Архивы сохранили список первых жителей слободы в крестьянской книге 1632 года. Да в нынешнем же во 140-м году при воеводе при Федоре Михайловиче Баяшеве да при подьячем при Втором Шестакове прибрано на льготу из верхотурских изо всяких людей в новую слободу в пашенные крестьяне на Ирбет. Олешке Поткорытникову пахать десятина. Ивашку Михайлову сыну Утке пахат полдесятины. Кондрашке Олексееву Устюжанину пахать полдесятины. Демке Степанову Важенину пахать полдесятины. Олешке Олексееву Лузянину пахать полдесятины. Игнашке Петрову да Левке Федорову, прозвище Кукав (Кучков), пахать полдесятины. Филатке Диеву Устюжанину пахать полдесятины. Гурейку Иванову Перевозникову пахать полдесятины. Ондрюшке Офонасеву Рубцову пахать полдесятины. Гришке Прокопеву Устюжанину пахать полдесятины. Ивашку Бугрышу пахать полдесятины. Фетке Белоусову брату пахать полдесятины. Трофимку Сидорову Пенежанину пахать полдесятины. Фетке Степанову да Ондрюшке Онофрееву пахать полдесятины. Мишке да Терешке Лихановым пахать полдесятины. Потапку Иванову Голому пахать полдесятины. Степанку Гаеву з детьми пахать десятина. Пятунке Иванову пахать полдесятины. И всего в новую слободу на Иръбит прибрано пашенных крестьян 20 человек. А государевы десятинной пашни пахать как выидут изо льготы ко 146-му году под рожь 10 десятин. Справил Михалко Исаков. В итоговой части небольшая ошибка: в списке не двадцать, а двадцать один человек, шестеро из которых объединены попарно общим тяглом. Конечно, население слободы не ограничивалось этими людьми, так как в списке названы только главы семей. Не учтена и семья слободчика Шипицына. Указание на то, что поселенцы на Ирбит прибирались из верхотурских людей, весьма расплывчато. Из всего списка в Верхотурском уезде удалось найти только двоих – Федьку Белоусова и Степанка Гаева. Оба в 1624 году были крестьянами Тагильской слободы, откуда пришел и основатель Ирбита Иван Шипицын. Следующие крестьянские книги позволяют проследить процесс заселения слободы в первые десятилетия ее существования. При работе с этим источником надо иметь ввиду, что появление новой семьи датировалось только в случае вступления в новое тягло. Если же новый крестьянин заменял кого-то из прежних, его имя вписывалось вместо заменяемого, и он оказывался в списке старожилов. В крестьянской книге 1639/40 года ирбитские крестьяне уже показаны платящими оброчный хлеб. В начальной (безльготной) части списка всего 19 человек, на которых расписано 16 тягл. Это меньше, чем было прибрано восемь лет назад. Следовательно, за первые два года существования слободы не нашлось желающих присоединиться к первопоселенцам. Следующие поселенцы, согласно списка 1640/41 года, появились только в 1635/36 году, когда было вновь прибрано одиннадцать человек, на которых расписано семь тягл. В 1636/37 году прибрано четыре человека на три тягла, в 1637/38 году – восемь человек на семь тягл, в 1638/39 году – 35 человек на 28 тягл, в 1639/40 – 27 человек на 18 тягл, в 1640/41 – семь человек на пять тягл. Всего в 1640/41 году в Ирбитской слободе было 111 крестьян. Численность переселенцев по прошлым годам могла быть несколько большей, так как за прошедшее время кто-то из них мог успеть умереть или покинуть слободу, но общая картина формирования населения в первое десятилетие слободы наглядна. Четыре года после основания Ирбитской слободы наблюдалось почти полное отсутствия новых крестьян. Вновь прибывших за это время не хватило даже для восполнения убыли среди первопоселенцев. Очевидно, что, несмотря на длительную льготу, условия в новой слободе не были особенно привлекательными. Появление большой группы переселенцев в 1635/36 году могло быть вызвано изменением системы повинностей, то есть переводом слободы на оброк. После этого наблюдается постоянный приток новых крестьян, всплеск которого приходится на конец тридцатых годов, когда за два года число крестьян в слободе более чем удвоилось. В дальнейшем прибытие новых крестьян продолжалось, но уже не так бурно. В крестьянской книге 1651/52 года в итоге Ирбитской слободы значится «оброчных крестьян и подрядчиков 129 человек». Но из текста видно, что это количество тягл, многие из которых исполнялись группами родственников или соседей. Из этого же документа видно, что в 1646/47 году были прибраны крестьяне на одно тягло, но они успели к окончанию льготных лет сбежать из слободы. В 1647/48 году было прибрано людей на четыре тягла. Льготный срок для прибираемых в конце 1640-х годов составлял уже только пять лет. Перепись 1659 года впервые показывает распределение крестьян Ирбитской слободы по деревням. Это не значит, что до этого времени деревень в слободе не было. Просто небольшое количество крестьянских хозяйств позволяло описывать их не по географическому признаку, а по величине налогообложения или по другим удобным для делопроизводства принципам. К 1659 году стало необходимым знать точное место жительства каждого крестьянина. В центральном поселении слободы было 8 крестьянских дворов; по деревням (в порядке описания): Лиханова – 4, Подкорытова над озером – 4, Кекур над озером – 5, Гаева над озером – 6, Кокшарова над озером – 9, Ерзовка над озером – 8, Суфрина над озером – 3, Чупина над Березовкой – 6, Подкорытова над Березовкой – 2, «займище над речкою» - 1, Зайкова над Ирбитью – 18, Речкалова над Ирбитью – 9, Кирилова над Ирбитью – 8, Чусовская над Ирбитью – 7, Шмакова над Ирбитью – 8, Фомина над Ирбитью – 5, Буланова над Ирбитью – 2, Борондукова над Ирбитью – 5, Трубина над озером – 2, Бердюкина над Ницою – 2; всего 123 крестьянских двора. Перепись также показывает двух крестьян, живущих по чужим дворам и два двора работников мельницы. Перечень деревень позволяет очертить границы Ирбитской слободы. На севере вверх по Нице слобода граничила с Ницынской слободой. Рубеж проходил по деревне Бердюкиной, часть дворов которой относилась к Ницынской слободе. На востоке ирбитские земли смыкались с Тобольским уездом. Граница на Нице проходила между деревнями Ерзовской и Мысовской (сейчас – Мыс), входившей в Киргинскую слободу. Далее граница шла на юг, пересекая речку Березовку, низовья которой также относились к Кирге. Самой южной деревней Ирбитской слободы была Зайкова (сейчас – село Зайково), стоящая на правом берегу реки Ирбит напротив устья Бобровки. Здесь Ирбитская слобода граничила с Усть-Ирбитской. Об Усть-Ирбитской слободе, странное имя которой порождает недоумение исследователей, необходимо сказать подробнее. Название слободы заставляет искать ее в низовьях реки Ирбит. Но там стоит Ирбитская слобода. Г. Ф. Миллер предположил, что Усть-Ирбитская слобода была поставлена на Нице несколько ниже Ирбита, но «никогда не была достроена до конца, и со временем она потеряла свое первоначальное название, о котором теперь нет больше и помину». Действительно, в разгар конфликта о границах Верхотурского и Туринского уездов, в 1644 году ницынский крестьянин Пятко Ощепков был назначен слободчиком новой слободы, которую планировалось поставить на спорных с Туринском землях в «чертеже» Ницынской слободы. Но позже слобода с названием Усть-Ирбитская обнаруживается гораздо южнее – на речке Бобровке, притоке Ирбита (сейчас – село Скородумское). В 1680 году это уже слободка в составе Белослудской слободы. Видимо, перенося слободу, инициатор этого действия (Ощепков?) решил сэкономить время на получение новых бумаг от властей и воспользовался теми, которые у него уже были, что и сохранило название Усть-Ирбитская. Когда состоялся перенос слободы на Бобровку, неизвестно, но, видимо, уже к 1653 году, когда верхотурский сын боярский Андрей Бернацкий управлял одновременно «в Ирбитской, и в Туринской, и в Белослудской слободах». По порядку перечисления слобод видно, что «Туринская» находилась между Ирбитской и Белослудской. Название Туринской слобода могла сохранять как поставленная на спорных с Туринском землях. В 1662-1664 годах вся южная часть Верхотурского уезда подверглась башкирским набегам. В списках пострадавших перечислено свыше семидесяти хозяйств Ирбитской слободы, понесших различные убытки. Сожженных дворов было немного, в основном, крестьяне потеряли хлеб и скот. Но развитие слободы это, естественно, приостановило. Перепись Ирбитской слободы 1666 года перечисляет 117 крестьянских дворов и 18 новоприборных крестьян, не вышедших из льготных лет. Восемь льготников еще не обзавелись собственными дворами и жили по чужим подворьям. То есть, всего в слободе было 127 крестьянских дворов, что ненамного больше, чем в 1659 году. В среднем в этот период новые дворы в Ирбитской слободе появлялись реже, чем по одному в год. Это, конечно, последствия набегов. В дальнейшем развитие слободы шло более интенсивно. Перепись 1680 года впервые учитывала все мужское население независимо от возраста. Согласно ее итога, в Ирбитской слободе было 220 крестьянских дворов, в которых кроме дворохозяев было еще 599 «детей, и братьи, и племянников, и внучат, и пасынков, и зятей». В итоговой записи небольшая ошибка – по описанию в слободе 219 дворов и заимка, хозяева которой переписаны в другом месте. Соответственно, в Ирбитской слободе в 1680 году всего насчитывалось 818 мужчин крестьянского сословия. После предыдущей переписи в течении полутора десятилетий в слободе прибыло около девяносто крестьянских дворов, в среднем - по шесть дворов в год. Эта же перепись впервые отмечала происхождение жителей. При этом указывалось только место рождения хозяина двора. Промежуточные этапы переселения во внимание не брались. Также не фиксировалось происхождение младших родственников и подворников. Возраст Ирбитской слободы приближался к полувеку. Во многих хозяйствах первое поколение уже сошло. Из 219 крестьян-дворохозяев 86 показаны родившимися в Ирбитской слободе. Еще 15 человек названы уроженцами города Верхотурья (трое) и других слобод Верхотурского уезда: Тагильской – девять человек, Невьянской – двое, Ницынской – один. Из дальних переселенцев наиболее широко, как и во всем Верхотурском уезде, представлены уроженцы Поморья – 82 человека (Устюг – 34, Вага – 24, Пенега – 10, Соль-Вычегодск – 4, Яренск – 4, Кеврола – 3, Колмогоры – 2, Сысола – 1) и Прикамье – 33 человека (Чердынь – 19, Чусовая – 7, Соликамск – 3, Кайгородок – 3, Пермь – 1). По одному выходцу было из Вятки, Новгорода и Нижнего Новгорода. Увеличилось количество поселений и расширилась география населенной территории. По сравнению с переписью 1659 года к 1680 году появилось три новых деревни – однодворка Шипицына над Грязнухою (см. выше) и две деревни над Кочовкою - Кочовка и Коморникова (по восемь дворов). Кроме того, переписью отмечена и вышеупомянутая заимка на Ляге. Из прежних деревень в переписи 1680 года отсутствует Бердюкина, жители которой перешли в ямщики (см. далее). Ю.В.Коновалов «Ирбит и Ирбитский край. Очерки истории и культуры». Екатеринбург, 2006. (Продолжение следует) Подготовила сотрудник музея Бирюкова О.Г.
Ирбитский историко-этнографический музей
Начало Ирбитской слободы.
#музей #Ирбит390Крестьяне.
Основу населения любой крестьянской слободы составляли, естественно, крестьяне. По форме налогообложения крестьяне Верхотурского уезда разделялись на пашенных и оброчных. Первые должны были обрабатывать определенное количество государевой земли. В соответствии с объемом работы они могли получить и пашенную землю в личное пользование – «собинную пахоту». Оброчные крестьяне вносили в качестве налогов определенное количество зерна (хлебный оброк) или сумму денег (денежный оброк). Оброк начислялся в соответствии с количеством пахотной земли и других угодий, находящихся в пользовании у крестьян. Крестьяне Ирбитской слободы изначально «прибирались в пашню», но вскоре были переведены на хлебный оброк.При освоении новых земель для успешного начала хозяйствования крестьянам определялся срок безналогового пользования землею (льготные годы), а в отдельных случаях и выдавалась ссуда из казны. Льготные сроки в Верхотурском уезде были различными – от двух до восьми лет в зависимости от сложности осваиваемых земель. В Ирбитской слободе льготный срок в начале был определен в шесть лет. То есть, территория будущей слободы считалась сложной для освоения.
Архивы сохранили список первых жителей слободы в крестьянской книге 1632 года.
Да в нынешнем же во 140-м году при воеводе при Федоре Михайловиче Баяшеве да при подьячем при Втором Шестакове прибрано на льготу из верхотурских изо всяких людей в новую слободу в пашенные крестьяне на Ирбет.
Олешке Поткорытникову пахать десятина.
Ивашку Михайлову сыну Утке пахат полдесятины.
Кондрашке Олексееву Устюжанину пахать полдесятины.
Демке Степанову Важенину пахать полдесятины.
Олешке Олексееву Лузянину пахать полдесятины.
Игнашке Петрову да Левке Федорову, прозвище Кукав (Кучков), пахать полдесятины.
Филатке Диеву Устюжанину пахать полдесятины.
Гурейку Иванову Перевозникову пахать полдесятины.
Ондрюшке Офонасеву Рубцову пахать полдесятины.
Гришке Прокопеву Устюжанину пахать полдесятины.
Ивашку Бугрышу пахать полдесятины.
Фетке Белоусову брату пахать полдесятины.
Трофимку Сидорову Пенежанину пахать полдесятины.
Фетке Степанову да Ондрюшке Онофрееву пахать полдесятины.
Мишке да Терешке Лихановым пахать полдесятины.
Потапку Иванову Голому пахать полдесятины.
Степанку Гаеву з детьми пахать десятина.
Пятунке Иванову пахать полдесятины.
И всего в новую слободу на Иръбит прибрано пашенных крестьян 20 человек. А государевы десятинной пашни пахать как выидут изо льготы ко 146-му году под рожь 10 десятин.
Справил Михалко Исаков.
В итоговой части небольшая ошибка: в списке не двадцать, а двадцать один человек, шестеро из которых объединены попарно общим тяглом. Конечно, население слободы не ограничивалось этими людьми, так как в списке названы только главы семей. Не учтена и семья слободчика Шипицына. Указание на то, что поселенцы на Ирбит прибирались из верхотурских людей, весьма расплывчато. Из всего списка в Верхотурском уезде удалось найти только двоих – Федьку Белоусова и Степанка Гаева. Оба в 1624 году были крестьянами Тагильской слободы, откуда пришел и основатель Ирбита Иван Шипицын.
Следующие крестьянские книги позволяют проследить процесс заселения слободы в первые десятилетия ее существования. При работе с этим источником надо иметь ввиду, что появление новой семьи датировалось только в случае вступления в новое тягло. Если же новый крестьянин заменял кого-то из прежних, его имя вписывалось вместо заменяемого, и он оказывался в списке старожилов.
В крестьянской книге 1639/40 года ирбитские крестьяне уже показаны платящими оброчный хлеб. В начальной (безльготной) части списка всего 19 человек, на которых расписано 16 тягл. Это меньше, чем было прибрано восемь лет назад. Следовательно, за первые два года существования слободы не нашлось желающих присоединиться к первопоселенцам. Следующие поселенцы, согласно списка 1640/41 года, появились только в 1635/36 году, когда было вновь прибрано одиннадцать человек, на которых расписано семь тягл. В 1636/37 году прибрано четыре человека на три тягла, в 1637/38 году – восемь человек на семь тягл, в 1638/39 году – 35 человек на 28 тягл, в 1639/40 – 27 человек на 18 тягл, в 1640/41 – семь человек на пять тягл. Всего в 1640/41 году в Ирбитской слободе было 111 крестьян. Численность переселенцев по прошлым годам могла быть несколько большей, так как за прошедшее время кто-то из них мог успеть умереть или покинуть слободу, но общая картина формирования населения в первое десятилетие слободы наглядна.
Четыре года после основания Ирбитской слободы наблюдалось почти полное отсутствия новых крестьян. Вновь прибывших за это время не хватило даже для восполнения убыли среди первопоселенцев. Очевидно, что, несмотря на длительную льготу, условия в новой слободе не были особенно привлекательными. Появление большой группы переселенцев в 1635/36 году могло быть вызвано изменением системы повинностей, то есть переводом слободы на оброк. После этого наблюдается постоянный приток новых крестьян, всплеск которого приходится на конец тридцатых годов, когда за два года число крестьян в слободе более чем удвоилось.
В дальнейшем прибытие новых крестьян продолжалось, но уже не так бурно. В крестьянской книге 1651/52 года в итоге Ирбитской слободы значится «оброчных крестьян и подрядчиков 129 человек». Но из текста видно, что это количество тягл, многие из которых исполнялись группами родственников или соседей. Из этого же документа видно, что в 1646/47 году были прибраны крестьяне на одно тягло, но они успели к окончанию льготных лет сбежать из слободы. В 1647/48 году было прибрано людей на четыре тягла. Льготный срок для прибираемых в конце 1640-х годов составлял уже только пять лет.
Перепись 1659 года впервые показывает распределение крестьян Ирбитской слободы по деревням. Это не значит, что до этого времени деревень в слободе не было. Просто небольшое количество крестьянских хозяйств позволяло описывать их не по географическому признаку, а по величине налогообложения или по другим удобным для делопроизводства принципам. К 1659 году стало необходимым знать точное место жительства каждого крестьянина. В центральном поселении слободы было 8 крестьянских дворов; по деревням (в порядке описания): Лиханова – 4, Подкорытова над озером – 4, Кекур над озером – 5, Гаева над озером – 6, Кокшарова над озером – 9, Ерзовка над озером – 8, Суфрина над озером – 3, Чупина над Березовкой – 6, Подкорытова над Березовкой – 2, «займище над речкою» - 1, Зайкова над Ирбитью – 18, Речкалова над Ирбитью – 9, Кирилова над Ирбитью – 8, Чусовская над Ирбитью – 7, Шмакова над Ирбитью – 8, Фомина над Ирбитью – 5, Буланова над Ирбитью – 2, Борондукова над Ирбитью – 5, Трубина над озером – 2, Бердюкина над Ницою – 2; всего 123 крестьянских двора. Перепись также показывает двух крестьян, живущих по чужим дворам и два двора работников мельницы.
Перечень деревень позволяет очертить границы Ирбитской слободы. На севере вверх по Нице слобода граничила с Ницынской слободой. Рубеж проходил по деревне Бердюкиной, часть дворов которой относилась к Ницынской слободе. На востоке ирбитские земли смыкались с Тобольским уездом. Граница на Нице проходила между деревнями Ерзовской и Мысовской (сейчас – Мыс), входившей в Киргинскую слободу. Далее граница шла на юг, пересекая речку Березовку, низовья которой также относились к Кирге. Самой южной деревней Ирбитской слободы была Зайкова (сейчас – село Зайково), стоящая на правом берегу реки Ирбит напротив устья Бобровки. Здесь Ирбитская слобода граничила с Усть-Ирбитской.
Об Усть-Ирбитской слободе, странное имя которой порождает недоумение исследователей, необходимо сказать подробнее. Название слободы заставляет искать ее в низовьях реки Ирбит. Но там стоит Ирбитская слобода. Г. Ф. Миллер предположил, что Усть-Ирбитская слобода была поставлена на Нице несколько ниже Ирбита, но «никогда не была достроена до конца, и со временем она потеряла свое первоначальное название, о котором теперь нет больше и помину». Действительно, в разгар конфликта о границах Верхотурского и Туринского уездов, в 1644 году ницынский крестьянин Пятко Ощепков был назначен слободчиком новой слободы, которую планировалось поставить на спорных с Туринском землях в «чертеже» Ницынской слободы. Но позже слобода с названием Усть-Ирбитская обнаруживается гораздо южнее – на речке Бобровке, притоке Ирбита (сейчас – село Скородумское). В 1680 году это уже слободка в составе Белослудской слободы. Видимо, перенося слободу, инициатор этого действия (Ощепков?) решил сэкономить время на получение новых бумаг от властей и воспользовался теми, которые у него уже были, что и сохранило название Усть-Ирбитская. Когда состоялся перенос слободы на Бобровку, неизвестно, но, видимо, уже к 1653 году, когда верхотурский сын боярский Андрей Бернацкий управлял одновременно «в Ирбитской, и в Туринской, и в Белослудской слободах». По порядку перечисления слобод видно, что «Туринская» находилась между Ирбитской и Белослудской. Название Туринской слобода могла сохранять как поставленная на спорных с Туринском землях.
В 1662-1664 годах вся южная часть Верхотурского уезда подверглась башкирским набегам. В списках пострадавших перечислено свыше семидесяти хозяйств Ирбитской слободы, понесших различные убытки. Сожженных дворов было немного, в основном, крестьяне потеряли хлеб и скот. Но развитие слободы это, естественно, приостановило.
Перепись Ирбитской слободы 1666 года перечисляет 117 крестьянских дворов и 18 новоприборных крестьян, не вышедших из льготных лет. Восемь льготников еще не обзавелись собственными дворами и жили по чужим подворьям. То есть, всего в слободе было 127 крестьянских дворов, что ненамного больше, чем в 1659 году. В среднем в этот период новые дворы в Ирбитской слободе появлялись реже, чем по одному в год. Это, конечно, последствия набегов. В дальнейшем развитие слободы шло более интенсивно.
Перепись 1680 года впервые учитывала все мужское население независимо от возраста. Согласно ее итога, в Ирбитской слободе было 220 крестьянских дворов, в которых кроме дворохозяев было еще 599 «детей, и братьи, и племянников, и внучат, и пасынков, и зятей». В итоговой записи небольшая ошибка – по описанию в слободе 219 дворов и заимка, хозяева которой переписаны в другом месте. Соответственно, в Ирбитской слободе в 1680 году всего насчитывалось 818 мужчин крестьянского сословия. После предыдущей переписи в течении полутора десятилетий в слободе прибыло около девяносто крестьянских дворов, в среднем - по шесть дворов в год.
Эта же перепись впервые отмечала происхождение жителей. При этом указывалось только место рождения хозяина двора. Промежуточные этапы переселения во внимание не брались. Также не фиксировалось происхождение младших родственников и подворников. Возраст Ирбитской слободы приближался к полувеку. Во многих хозяйствах первое поколение уже сошло. Из 219 крестьян-дворохозяев 86 показаны родившимися в Ирбитской слободе. Еще 15 человек названы уроженцами города Верхотурья (трое) и других слобод Верхотурского уезда: Тагильской – девять человек, Невьянской – двое, Ницынской – один. Из дальних переселенцев наиболее широко, как и во всем Верхотурском уезде, представлены уроженцы Поморья – 82 человека (Устюг – 34, Вага – 24, Пенега – 10, Соль-Вычегодск – 4, Яренск – 4, Кеврола – 3, Колмогоры – 2, Сысола – 1) и Прикамье – 33 человека (Чердынь – 19, Чусовая – 7, Соликамск – 3, Кайгородок – 3, Пермь – 1). По одному выходцу было из Вятки, Новгорода и Нижнего Новгорода.
Увеличилось количество поселений и расширилась география населенной территории. По сравнению с переписью 1659 года к 1680 году появилось три новых деревни – однодворка Шипицына над Грязнухою (см. выше) и две деревни над Кочовкою - Кочовка и Коморникова (по восемь дворов). Кроме того, переписью отмечена и вышеупомянутая заимка на Ляге. Из прежних деревень в переписи 1680 года отсутствует Бердюкина, жители которой перешли в ямщики (см. далее).
Ю.В.Коновалов «Ирбит и Ирбитский край. Очерки истории и культуры». Екатеринбург, 2006.
(Продолжение следует)
Подготовила сотрудник музея Бирюкова О.Г.