Собственно, я желал бы, чтобы вы сами взяли в руки «Книгу правил» и погрузились в нее благоговейным вниманием.

Ведь книга эта представляет собою свод непреложных по существу законов, исшедших от Апостолов и св. Отцов Церкви, законов, Соборами утвержденных и не раз ими подтверждавшихся, законов, положенных в основу христианского общества, как норма его бытия. И если сознательный гражданин должен знать основные законы своего государства, то тем более сознательному христианину должны быть известны основные законы Церкви. Я говорю «тем более» потому, что насколько душа выше и драгоценнее тела, настолько Церковь выше и дороже государства.
Если вы, друзья мои, благоговейно подойдете к этим законам, долженствующим освещать и регулировать жизнь православных христиан, то без труда увидите, что «Книга правил» непосредственно примыкает к Новому Завету и особенно к писаниям Апостольским, являясь в известном смысле продолжением и истолкованием их.
Читая эту замечательную и нужнейшую книгу, вы удивитесь многообразию и неоспоримой, исключительной важности предметов, составляющих ее содержание. Вы убедитесь в стройности и, что особенно важно, в святости, боговдохновенности того мировоззрения, которое пронизывает эту великую книгу. Вы почувствуете, что только богоносные умы могли создать ее, и вы не только не осмелитесь легкомысленно посягнуть на священные правила, содержащиеся в этой книге, как дерзают святотатственно делать современные духовные тати (особливо претендующие на ученость), но, наоборот, со скорбью зададите себе два вопроса: 1) зачем так поздно стали мне известны эти богомудрые законы, так близко касающиеся меня и моей Матери-Церкви, и 2) почему Господь попустил мне и нашему православному обществу так далеко отойти от святых заветов отеческих, апостольских, Христовых?...
...Книга эта говорит о св. Писании, о важности изучения его, о способе изъяснения его, о св. Предании, о верности богопреданному учению, о таинствах, о призывании имени Божия, о кресте и крестном знамении, об иконах, о значении святоотеческих писаний, о соборах, о незыблемости соборных определений, о том, что церковные правила должны быть внушаемы при рукоположении священнослужителей, «дабы не поступали против них». Вы найдете там нужнейшее учение о силе и действенности благодати Христовой (Карф. 126 пр.), о силе и смысле благословения, учение о грехе и мудрые разъяснения относительно епитимий, раскрытие высокого идеала священнослужителя и наставления о праведной жизни православного, мирянина, строгие правила о рукоположении, подробные и тщательно продуманные правила, определяющие взаимоотношения епископов, пресвитеров, диаконов и мирян, а также высокодуховное изъяснение их обязанностей – церковных и в обыденной жизни.
Там же вы узнаете взгляд святой Церкви на монашество и строгие правила, коими регулировалась жизнь иноков в древнее время; познакомитесь с порядком судопроизводства церковного над епископами и клириками.
Та же книга раскроет перед вами высокое и строгое, воистину святое, учение Церкви о браке, о девстве и разводе. Вы встретите там отчетливо проведенный, но современным религиозным сознанием забытый взгляд, ставящий резкую грань между первым браком и вторым, тем более третьим, взгляд, нашедший, кстати сказать, для себя довольно яркое выражение в Требнике (см. «Последование о второбрачных»). Там же вы найдете решительное воспрещение пресвитерам и диаконам, приявшим сан, вступать в брак (Апост. 26; Шест. 3 и 6), чего так жаждут и добиваются современные иереи и диаконы.
Говорит эта богомудрая книга о ересях, расколах, самочинных сборищах, об отношении Церкви к отлученным и иноверцам, об отступлении от веры, о должном поведении христиан во время гонений и во время войны, о праздновании воскресного дня, и о пирах, и о посте, и о роскоши, и о давании денег в рост, о посещении храма и о церковном пении.
...
...Так вот, мои дорогие, сколькому можно поучиться в «Книге правил»! И будем учиться Ей, будем, чтобы, по «каноническому» невежеству, не попасть в погибельные мрежи окружающих нас «лукавых делателей», как попали и попадают туда невегласы – архипастыри и пастыри, а за ними и их несчастные овцы: лишенные мудрых и «добрых пастырей» (Ин.10:11) и не имеющие собственного здравого рассуждения, они покорно идут за «слепыми вождями» (Мф.15:14) – «наемниками» (Ин.10:12) (иногда и за настоящими волками, слегка, по обычаю, прикрытыми овечьей шкурой), – и падают в ров раскола и ереси.
М.А. Новосёлов. Письма к друзьям. Письмо 6
________________________________________________
Насколько важен и актуален сей совет в нынешнее лукавое, апостасийное время, когда каноны и догматы Церкви открыто и беззастенчиво попираются высшими церковными иерархами под ложно-смиренное молчание боязливого клира и непросвещённой паствы (тогда, как каноны запрещают сохранять послушание отпавшим в ересь епископам и патриархам)! Да не будем равнодушны и теплохладны и, внемля сему мудрому совету, последуем путём исполнения заповеданных Святой Церковью законов.

Комментарии