Русский лук

Но не только берестяные грамоты, которые начали изымать при раскопках в Новгороде, сообщают нам о просто безпрецедентном опережении Древней Руси Западной Европы в культурном отношении. Практически там же и в тоже время был обнаружен и иной предмет русской культуры, который отодвинул горизонты появления высочайшей культуры на Руси на многие сотни лет в прежние эпохи.
«“В Новгороде в 1953 г. в слое второй половины XII в. впервые был найден большой обломок древнерусского сложного лука. Обломок представляет собой половину целого лука — его вибрирующее плечо. Лук был склеен из двух прекрасно оструганных длинных планок различных пород дерева (можжевельника и березы) и винтообразно оклеен тонкими полосками бересты для предохранения от сырости…”[1])»[2].
Причем, эта находка не оказалась единичной, благодаря чему сегодня установлено, что подобные луки мы изготавливали за многие века до этого пресловутого нашествия на нас якобы прирожденных лучников татаромонголов.
Так что это был за лук?
«Не напоминает ли вам русский лук, тот самый, упомянутый Нефедовым, монгольский лук “саадак”?
Ну конечно — это та самая пресловутая “машина убийства”! Но изготавливалась она на Руси уже в XII веке, и даже в XI, и в IX[3]!»
Так что эта самая «машина убийства» имелась у нас в ту далекую пору, когда о пресловутой монгольской орде еще и понятия никакого не имелось!!!
Но почему же наименование у него какое-то уж больно смахивающее на татарское?
«…хуннское слово, означающее “сапоги”, известное нам в китайской транскрипции, звучит “сагдак”…
…это слово имеет прямое отношение к старорусскому слову “сагайдак”, т.е. колчан со стрелами и луком»[4].
И вот по какой причине именно данный термин закрепился за этим смертоносным видом русского оружия.
Воины:
«“…затыкали за голенища стрелы, которые не помещались в колчане…[5]”»[6].
Таким образом, это «оружие смерти», приписанное историками гению «монголов», на самом деле являлось оружием исконно русским. Именно оно, судя по всему, долгие века и сдерживало натиск западного европейского рыцарства в Восточную Европу.
«“…на Руси с IX по XIV в. имели широкое распространение и более сложные по конструкции луки. Об этом свидетельствуют и находки комплектов костяных накладок от рукояти сложного лука конца XII в. в Новгороде, и многочисленные находки костяных накладок от рукоятей и концов луков IX–XIII вв. в Тмутаракани, Чернигове, Старой Ладоге, Старой Рязани, Вщиже, Турове, Екимауцах, Воине, Колодяжине и многих других… Судя по многочисленным находкам готовых изделий, заготовок и отходов производства костяных деталей сложных луков, налучий, колчанов и защитных приспособлений, употреблявшихся при стрельбе из лука, можно сказать, что луки делались во многих древнерусских городах. На Руси были специальные мастера лучники и тульники… Изготовление луков и стрел требовало больших знаний специфики этого оружия, свойств материалов и длительного производственного опыта”[7]»[8].
Вообще стрел на Руси с давних эпох отмечается просто поразительное разнообразие:
«Для стрел в разные времена использовали железные наконечники 106 типов и 8 типов костяных. Такое разнообразие объясняется не буйством фантазии наших пращуров, а чисто практическими нуждами. На охоте и в бою возникали разные ситуации, когда требовалась стрела определенного типа. Чтобы найти нужную, ушко или древко окрашивали в определенный цвет. Очень часто использовались наконечники, которые сейчас называются срезнями. Срезни — от слова резать. Их признак — широкое режущее лезвие, применялись они против крупного зверя или незащищенного противника. Против лат и кольчуг использовались узкие, граненые “бронебойные” наконечники. Делали их из качественной стали. Существовали и тупые наконечники, их называли “томары стрельные”. Они использовались на охоте на лесных пушных зверей. Пробивая шкурку, они не пачкали кровью ценный мех, кроме того, не вонзались в ствол дерева и не застревали.
Двушипные стрелы использовались как зажигательные, которые, упав на излете на крышу, не должны были соскальзывать вниз»[9].
То есть не какие-то там такие «злые татарове» могли запаливать наши города, но, что уже на самом деле, это только мы обладали оружием, способным уничтожить неприятеля огнем.
А вот откуда берет наименование свое наш древнейший город оружейников — Тула:
«В Древней Руси футляр носил имя “тул”. Древнеславянский тул имел цилиндрическую форму. Корпус изготовляли из одного-двух слоев плотной бересты и часто обтягивали кожей. Дно делалось из дерева толщиной около одного сантиметра. В длину тул достигал 60 — 70 см. Стрелы укладывались наконечниками вниз. Для предохранения оперения стрел от непогоды и повреждения тулы имели плотные крышки.
Возле днища тул расширялся до 12–15 см в поперечнике, посередине корпуса его диаметр составлял 8–10 см, а у горловины тул вновь несколько расширялся. В таком футляре стрелы держались плотно, и в то же время оперение их не сжималось, наконечники при вытаскивании не цеплялись. Начиная с XII века появляются плоские тулы. Их длина около 65 см, а толщина — 2 см. Тул вмещал около двадцати стрел. Идя на битву, воины брали с собой несколько тулов со стрелами»[10].
Кстати, слово тул очень древнее. Его упоминает еще пророк Давид:
«НАЛЯКОША ЛУК, УГОТОВАША СТРЕЛЫ В ТУЛЕ, СОСТРЕЛЯТИ ВО МРАЦЕ ПРАВЫЕ СЕРДЦЕМ» [Пс 10, 2].
Псалтирь, именующаяся нами в дохристианскую эпоху Славой, от чего мы и получили прозвище — Славяне, судя по очень древнему построению ее текстов, дошла до нас без перевода — полностью в оригинале на нашем древнейшем на планете СЛОВЕ. Так что этому слову, означающему сегодня город русских оружейников древности, более трех тысяч лет. Это еще очередное доказательство нашего несомненного владения луком в самые древние эпохи. А в древности им и владели народности, что теперь доказывается, имеющие славянорусское происхождение: персы и парфяне, мидийцы и скифы, эламиты и ассирийцы. Сегодня на этих территориях проживают иные народы, ничего общего не имеющие с проживавшими здесь в древности славянами, знакомыми с мореплаванием, с изготовлением дамасской стали, кольчуги, брони, секретами мидийского огня, с изготовлением сложных луков, бронебойных стрел и тулов.
А вот что касается самих луков Древней Руси:
«Спортсмены-лучники соревнуются в стрельбе из спортивного лука на дистанции до 90 метров. Это весьма скромно по сравнению с дистанциями наших далеких предков. Усилие при стрельбе из спортивного лука равно 20 кг. А вот натяжение тетивы древних славянских луков, которым воины и охотники доверяли свою жизнь, равнялось 80 кг! Причем это натяжение нормального боевого лука. Но лучники выполняли “штучный товар”. Для богатырей изготавливали луки столь мощные, что обычный тренированный воин-дружинник был не способен его натянуть. Пробивную и убойную силу стрелы, пущенной из такого лука, современному человеку порой трудно даже вообразить.
Летописи донесли до нас свидетельства, что стрелой, выпущенной из боевого лука, пробивали насквозь боевых коней, а всадник оказывался не только пробитым насквозь стрелой, но и пригвожденным к лошади. Древние охотники из своих луков свободно пробивали насквозь лосей и медведей. Стрелы, пущенные с расстояния около 250 метров, легко пробивали дубовые доски толщиной 5 см. С дистанции 100 метров закованные в стальные доспехи рыцари прошивались насквозь.
При стрельбе на расстоянии до 60 метров из мощного лука били “прямой наводкой”, т.е. целились точно в центр цели, и даже на дистанции в 150 метров превышение бралось очень незначительное. Скорострельность была высокой и доходила до 20 выстрелов в минуту»[11].
Вот что собой представляло знаменитое русское оружие наших туляков — первейших мастеров в области изготовления мощнейшего оружия древности — русских луков, играючи прошивающих доспехи западноевропейских рыцарей. Ведь убойная сила у них была уж очень близка к убойной силе впоследствии пришедшего на смену этому грозному оружию наших пращуров — оружию огнестрельному. Но, судя по достоинству этого нашего оружия, еще при Иване Грозном в битве при Молодях стрельцы применяли помимо страшной силы крепостных мушкетов, имеющих приспособления для фиксации к брустверу, чтобы преодолеть отдачу, прошивающих по три воина одним выстрелом, еще и ничуть не устаревшие к тому времени свои луки. Ведь если для перезарядки ружья и минуты могло не хватить, то из лука можно было за это же время пустить до 20 стрел. То есть опустошить целый тул. И ведь каких еще стрел — с 250 м прошибающих 5 см доску!
И ведь не просто дубовую доску лук этот прошивал, то есть способен был убить, но и имел прицельную дальность своей стрельбы на таком огромном расстоянии:
«…на Руси бытовала своеобразная мера длины — стрелище, или перестрел, — около 225 метров. “Яка муж дострелит” — определяли ее в XII веке, причем речь шла о стрельбе на поражение. “Перестрелить” означало также “прострелить, пробить выстрелом”»[12].
А уже со 100 м наши луки дырявили и рыцарские доспехи!
«Русские стрелы (по-видимому бронебойные) пробивали доспехи немецких рыцарей, о чем свидетельствует битва под Венденом в 1218 г.»[13].
Наконечники к таким стрелам могли изготовлять только те народы, которые уже к тому времени умели варить сталь. Понятно, что здесь, как и во всем ином, русские были первыми. А потому стрелы, которые сегодня извлекают из древних русских захоронений археологи, имеют наконечники, изготовленные из сверхпрочного металла. Это:
«каленая “бронебойная” сталь»[14]. А сталь, как распрекрасно известно, по тем временам изготавливали только на Руси и в Дагестане — больше нигде в мире. То есть только наши стрелы представляли собой смертельную угрозу для западноевропейских рыцарей.
И вот как играючи мы соперничали с западным самым совершенным оружием средневековья — арбалетом:
«В 1252 году в столкновении с войсками Миндовга Литовского, у которого были немецкие наемники с арбалетами, наши стрельцы из луков не только разогнали немцев-арбалетчиков, но, согласно летописи, играючи их перестреляли, гоняя по полю. Превосходство славянских сложных луков над арбалетами признают и западные хронисты средневековья. Одним словом, в умелых и сильных руках русский сложный лук был страшным оружием»[15].
Так что и по части вооружений: Древняя Русь всегда шла на несколько сотен лет впереди Западной Европы. И никакие татаромонголы никогда не являлись мировыми лидерами по части изготовления смертельного для всего мира оружия — лука, играючи пробивающего стальные доспехи. Но являлись испокон века впереди планеты всей по части изготовления этого смертельного для наших врагов оружия именно мы. Причем и обучение этому виду единоборства с неприятелем у нас сидело просто в крови.
О чем сообщает современник Бориса Годунова швед Петр Петрей:
«…москвитяне: они еще смолоду учатся стрелять из луков и арбалет… они и прежде употребляли и теперь еще употребляют луки, лучки, арбалеты и стрелы, как на войне, так и в то время, когда стреляют диких птиц и зверей, и так ловки, проворны и опытны в этом деле, что редко пускают стрелу понапрасну. Луки у них сделаны очень искусно… так что в других землях не найдешь им подобных»[16].
Вот что сообщает о наших луках англичанин Джордж Турбервилль, побывавший в России во времена Ивана Грозного:
«…когда русского преследует жестокий враг, он ускачет прочь и, неожиданно повернувшись, поражает его из лука. Я бы не смог так изогнуться в седле, как он, да к тому же и поразить врага, который его преследует. Их луки… сделаны из сухожилий и березы очень ловко… стрелы с острыми наконечниками бывают безпощадны, как молнии. Пущенные из этих луков, они не дадут спастись…[17]»
И это все притом, что, как и многие прочие иностранцы, он старается облить Россию тех времен грязью. То есть это слова не просто очевидца, но врага. Такого же, как и австрийский шпион Штаден. Так что и наши ненавистники, пусть и скрепя зубами, ну никак не могут не сообщить о качестве русского вооружения той поры. Мало того, о многолетней привычке этим вооружением, лучшем в мире, нашими добрыми молодцами очень умело пользоваться.
[1] А.Н. Кирпичников, А.Ф. Медведев. Вооружение // Г.В. Борисевич, В.П. Даркевич, А.Н. Кирпичников и др. Древняя Русь. Город. Замок. Село. Наука. М., 1985.
[2] Пензев К. Русский Царь Батый. «Алгоритм». М., 2006. С. 176–178.
[3] Там же.
[4] Там же, с. 180.
[5] Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства.
[6] Пензев, там же.
[7] А.Н. Кирпичников, А.Ф. Медведев. Вооружение.
[8] Пензев, с. 179.
[9] (89) Русский боевой лук.
[10] Там же.
[11] Там же.
[12] Там же.
[13] Пензев К. Русский Царь Батый. «Алгоритм». М., 2006. С. 176.
[14] (84) Наконечники древнерусских стрел
[15] (89) Русский боевой лук.
[16] Петрей П. История о Великом княжестве Московском. М., 1997. С. 216.
[17] Турбервилль Д. Джордж Турбервилль. Послания из России. Цит. по: Джером Горсей. Записки о России XVI-начало XVII. МГУ. М., 1991. С. 257.

Русский лук - 5404368862101

Комментарии

Комментариев нет.