Гусли, пожалуй, один из самых первых струнных инструментов, получивших массовое распространение со времен царя Давида!

Прообраз человеческой красоты, инструмент олицетворяющий культурное наследие многих народов, хранящий в себе много загадок и интересных фактов. Вашему вниманию некоторые из них:
Гусли — древнейший музыкальный инструмент. Тысячелетия истории человечества скрыли от нас и возраст и место их рождения.
Славяне ещё в IX веке удивляли игрою на гуслях царей Византии.
На пятиструнных гуслях с игровым окном, найденных в Новгороде на Троицком раскопе в 1975г. в слоях середины XI века, имеется кириллическая надпись «Словиша»
Гусляром — любителем был известный в конце XIX – начале XX века русский писатель С. Г. Скиталец, научившийся игре на гуслях от своего отца — столяра.
Древнерусские гусли по преданиям имели горизонтальное положение, их обычно сравнивают с лежачей арфой. Подобные по форме инструменты есть у финов ( кантеле), эстонцев ( каннель), литовцев ( канклес), латышей ( куаклес).
На археологических раскопках в Новгороде были найдены гусли, относящиеся к XI – XIV в.в. Среди них были 4, 5, 6, 9-ти струнные гусли. Самые большие имели длину 85 см., а самые маленькие 35, 5 см.
Изображение гуслей в руках царя Давида имеется миниатюра в славянской псалтыри, относящиеся к XIII – XIV в.в. Это так называемые « шлемовидные» гусли.
Наиболее подробно проанализирован М. Л.Серяновым, в книге о прототипе царя Давида условным термином « Великий Гусляр» справедливо соотносит остров Буян из стиха с островом «Руян», древним инструментом , религиозным, административным и аристократическим центром Балтийских славян.
А в славянской иконографии царя гусляра изображают в окружении диких животных. На стенах Дмитровского собора во Владимире или на фасаде Покрова царь-гусляр окружён львами, волками и соколами.
Первые достоверные упоминания о употреблении древнейшего музыкального инструмента - гусли, встречаются в византийских источниках V века. На гуслях играли герои русского эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Боян и другие.
Финно-угорские народы, оставшиеся жить на Урале и в Сибири, также имеют инструменты подобные гуслям: Нарс-юх у хантов и Сангквылтал у мансей, но у них в мифологии отсутствует эпический образ гусляра.
Убедительное исследование, доказывающее, что финское Кантеле — это производное о русских крыловидных гуслей, было сделано профессором консерватории имени Римского-Корсакова, выдающимся этномузыкантом —-Анатолием Михайловичем Мехнецовым.
Определяя обрядовый статус и роль в культуре гусельной традиции гусельной игры, занимающей своё место в системе обрядовых событий с учётом типологически подчёркнутого своеобразия принадлежащих или музыкальных форм - календарно-свадебно-обрядовые, праздничные женские (сольные, групповые) пляски; мужские (обряды - «приуготовления») «выходы» - пляски (игра «на задор» «под драку»), повествовательные формы — застолья, «советный стол», досуг и другие элементы традиционно празднично-обрядовой жизни. Такой взгляд развития на основе форм культуры, сохранившейся до нашего времени следы долгого эволюционного пути.

Гусли, пожалуй, один из самых первых струнных инструментов, получивших массовое распространение со времен царя Давида! - 927518290732

Комментарии

Комментариев нет.