25 июл
Мысленный эксперимент о мышлении
#философия
Согласно современным представлениям нейрофизиологии головной мозг человека за последние 40-50 тысяч лет существенно не изменился. Биологическая эволюция мозга, таким образом, завершилась очень давно, в пещерную эпоху.
Возникает «парадокс»: как с таким древним, пещерным мозгом человек создал современную цивилизацию и управляется с ней?
При этом, естественно, мы понимаем, что природа — это не бог. Эволюция, в том числе мозга, представляла собой отбор: миллионы лет оставляли потомство особи с наиболее приспособленными для выживания популяции мозгами. Остальные гибли или без потомства, или вместе с потомством. 40-50 тысяч лет назад изменения в головном мозге перестали играть роль в отборе. Строго говоря, естественный отбор вообще перестал играть видную роль в развитии человека. Но если какие-нибудь органы чувств, конечности и другие органы человека достаточно хороши для условий жизни, которые за это время принципиально не менялись, то интеллектуальные задачи 50-тысячелетней давности и нынешние усложнились кратно. Нейрофизиологи даже считают, что не капитализм порождает шизофреников, невротиков и истериков, а сложность жизни (слишком много информации), с которой не может справиться наш бедненький, примитивненький мозг, который сформировался отбором под задачи каменного века. Эволюция закрепляет изменения только под текущие условия, в ходе эволюции не возникает задел, резерв или запас прочности. Эволюция не имеет целеполагания, это вам не абсолютная идея.
Проведём мысленный эксперимент: забросим родившегося сегодня младенца к людям в каменный век. Что будет? Нет сомнений, что он станет полноценным членом древнего общества. Современное происхождение ничего не добавит ему и ничего не убавит у него. Скучать по интернету не будет, самым умным не станет. Шизофрения не наступит.
Затем возьмём младенца из каменного века и перенесём его в современную семью. Станет ли рождённый 40 тысяч лет назад нормальным человеком сегодня? Безусловно, станет, его происхождение и здесь ничего не убавит и ничего не прибавит. Скучать по пещере не будет, самым смелым и сильным не станет. Специальных неврозов не возникнет.
Единственное, что может оказать хоть какое-то особое влияние в обоих экспериментах — это внешняя непохожесть объектов на соплеменников. Но и без того, мало ли рождается альбиносов или детей с физическими уродствами и ничего страшного с ними не происходит, социализируются и живут полноценной жизнью.
А теперь поместим этих двух младенцев вместо естественной среды обитания, то есть вместо общества, в дом с роботами, которые их выходят, будут кормить, поить. Станут ли они в таком случае людьми? Научатся ли ходить, говорить и мыслить? Конечно же, нет. Они останутся неполноценными человекообразными существами до тех пор, пока не попадут к людям. Причём практика показывает, что дети, оторванные в первые годы жизни от общества, социализируются потом очень тяжело, медленно, часто на всю жизнь оставаясь умственно отстающими.
О чём говорит мысленный эксперимент?
Во-первых, он опровергает расхожее в биологической среде заблуждение, что мыслит головной мозг. Человек мыслит посредством мозга, но само мышление есть свойство общества, а не отдельного биологического существа.
Во-вторых, он подтверждает тезис марксизма о том, что мышление есть высшая форма отражения. Мышление есть процесс отражения, переноса в понятиях и образах объективной реальности, окружающих условий, прежде всего социальных.
В-третьих, посредством отбора много тысяч лет назад сформировался человеческий организм, но человек стал человеком благодаря труду. Он довёл способы и средства приспособления к внешним условиям до труда, создав сложные орудия и постепенно переходя от присваивающей к производящей деятельности. Ядром любого, даже самого примитивного производства является мышление, а не инстинкт.
Редин
https://prorivists.org/107_thinking/
Что за бред...