☦ ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛИТВА - ПРАВОСЛАВНАЯ КНИГА
8 мая

О наказании и покаянии

Тяжела участь заключенного, особенно осужденного невинно. Однако выдающийся подвижник нашего времени архимандрит Иоанн (Крестьянкин), который в 50-х годах XX в. по ложному доносу был осужден на восемь лет лагерей, вспоминал о своем заключении как о счастливом периоде жизни. Бог был рядом, – говорил батюшка, – небо отверсто и Ангелы поют на небесах! Сейчас такой молитвы у меня нет… (1).
Если же человек виновен в умышленном преступлении, то по словам святителя Иоанна Златоуста, грех сам по себе есть величайшее наказание, даже если мы и не были за него наказаны, так же как добродетельная жизнь сама по себе составляет величайшую честь и счастье, если мы и терпим наказание. Грехи удаляют нас от Бога … А наказания обращают нас к Богу: Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас (Ис. 26, 12).
Покаяние имеет великую силу: оно может человека, сильно погрузившегося во грехи, если он захочет, освободить от бремени грехов и, когда он находится в опасности, поставить в безопасность, хотя бы он достиг самой глубины зла.
Кающийся должен не гневаться или раздражаться, а сокрушаться, как осужденный, как не имеющий дерзновения, как обличенный, как ожидающий спасения от одной только милости, как показавший себя неблагодарным благодетелю, бесчестным и достойным бесчисленных мучений. Если он станет помышлять об этом, то будет не гневаться и раздражаться, а воздыхать, скорбеть, плакать и рыдать день и ночь.
Покаяние же состоит в том, чтобы уже не делать впредь того же, а кто принимается за прежние дела, тот уподобляется псу, возвращающемуся на свою блевотину (2 Пет. 2, 22), и тому человеку, который, по пословице, рыхлит шерсть над огнем и черпает воду решетом. Итак, надо и делом, и мыслью отходить от поползновений греховных, а оставив их, прикладывать к ранам противоположные грехам снадобья.
Святитель Иоанн Златоуст называет пять путей покаяния: первый – осуждение своих грехов, второй – прощение грехов ближним, третий состоит в молитве, четвертый – в милостыне, пятый – в смиренномудрии (2).
______________________
(1) «Несвятые святые» и другие рассказы. 4-е изд. / Архимандрит Тихон (Шевкунов). – М.: Издательство Сретенского монастыря, «ОЛМА Медиа Групп», 2012, с. 60–61.
(2) Святитель Иоанн Златоуст / Составлено по творениям святителя Иоанна Златоуста. – М.: Братство святого апостола Иоанна Богослова, 2010, с. 259, 311–312, 377.
© Михаил Тихомиров
Цитируется по кн.: МОЛИТВЫ О ЗАКЛЮЧЕННЫХ И НАХОДЯЩИХСЯ В ПЛЕНУ. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2015, с. 3-4. ИС Р15-535-3568
Православная книга почтой https://www.pravmolitva.ru

Показать ещё

Комментарии

Комментариев нет.