(Тема замечательной поэтессы Елены Дохман из скрытой учебной группы "Обсуждение стихов и стихосложение"

______
В продолжение ...продолжения.
Доброго всем дня!
Чтобы не сочли меня вредной критикессой, хочу привести несколько со-
ветов начинаюшим авторам. Советы эти дают уже "маститые" авторы. Они
сами учились на своих и чужих ошибках .Возможно, этот материал помо-
жет и вам внимательнее относиться к созданию стихов. Мне такие советы помогают. Примеры работы со стихом взяты мною из статьи С. Скорик-
" О распространённых ошибках в поэзии".
Свободный доступ,( гугл, инет.)
................. ......... ................
Существует в поэзии такой термин, как Автология. Что это означает?
Реалистическая точность речи ,простота выражений, отсутствие или
минимальное количество фигуральных выражений, переносных значений
( автологический стиль- стихи К.Симонова, Твардовского, например)...
Но! Когда мы просто правильно рифмуем, увлекаясь такой "сухостью"
стиха (или Автологией) ,написанное обладает лишь "признаками" стиха
и поэзией считаться не может. Иначе поэзией назывались бы все рекламные
и поздравительные вирши и даже зарифмованные политлозунги.
Часто такие "стихи"- лишь переложение прозы в ритмическую форму с по-
мощью рифм.
Недостатком считается бесконечное использование удачной рифмы или мета-
форы.
Есть такой термин- Авторская глухота. Автор не замечает стилистические и
смысловые ошибки в его произведении. Это особенность человеческой памяти-
мы привыкаем к своим строчкам, воспринимаем их механически, а не крити-
чески. Чтобы всем было не так горько, приведу примеры подобных ошибок у
классиков.
.................. ......................... ..................
Определите сами, в чем состоят ошибки классиков.
1.А.Фет./ О, первый ландыш! Из- под снега Ты просишь солнечных лучей!/
2.М.Лермонтов / И Терек, прыгая как львица, С косматой гривой на хребте.../
3.А. Плещеев, о ласточке-/ Дам я тебе зерен, А ты песню спой/
4.В. Маяк / Поэмы замерли, к жерлу прижав жерло Нацеленных сияющих заглавий/
- что имел в виду автор, говоря о споре этих поэм?
Ещё весьма распространённая ошибка (амфиболия).
Не буду пугать термином. Фраза построена так, что при совпадении окончаний
не ясно, где подлежащее, где дополнение.Вот п
ример:
А. Пушкин-/ Брега Арагвы и Куры узрели русские шатры/( Кто кого?)
Определите, например, кто и чего коснулся-
5.Луна коралла губ лучом коснулась.
6.
Мама, стираются грани…( Почему весь смысл меняется ?)
Счастливы только на вид…
Мы остаёмся в капкане
Сложенных в душу обид…
7.
(отсутствие знаков у автора мною сохранено).Что хотел сказать автор?
Огонь пылая и маня теплом
Вода стремительным потоком
Запрещено им быть вдвоем
Они, как небо одиноки.
Подумайте , в чём ошибка автора?
8.
Я в карман, отыскала ключи,
Захожу, огляделась, увы.
Вижу лишь отраженье ночи,
Да и уханье где-то совы.
И, наконец," вишенка на торте" -
9.
как забавны веснушки
россыпь носа, ланит
поёт солнце частушки
в локонАх колорит. ( Определите, что с чем путает автор ,какие слова совершенно НЕ подходят к тексту по стилю. И вообще, знает ли он русский язык?) Ну, и знаки, конечно. Сумеете ли вы высказать мысль
автора правильно?
Приведённые примеры я дала совсем не для того, чтобы сильно веселить читателя. Это примеры того, как спешим мы напечатать придумку, забывая о смысле сказанного, о рифме, да и вообще,
о том, что читать будет кто-то ещё.
Приглашаю подумать и ответить. Лена Дохман.
#НесказАнноеТеорияСтихосложения

Комментарии

  • 27 мар 19:19
    А скажите вот эта самая «правдивость» она кому-то нужна кроме критиков? Ведь поэт, даже допуская такие неточности, старается донести до читателя не рифмованный учебник биологии, а красоту своей мысли, поэтическую образность (пусть и ошибочную но образность)… а как же быть с вымышленными сюжетами, фантастическими событиями? Или если поэзия носит нереалистический характер то это уже не поэзия!?
    И в тоже время в статье отражается и обратная сторона медали (прямое противоречие) - «Реалистическая точность речи, простота выражений, минимальное количество фигуральных выражений (автологический стиль) … поэзией считаться не может.». Иными словами рифмованный учебник биологии - поэзией считаться не может… и?
    Что для поэзии дороже - лермонтовская грива у ливицы или подснежник (вместо ландыша) из-под снега?
  • 27 мар 19:25
    Не совсем понятно, разве для донесения красоты обязательно надо писать со смысловыми ошибками?
    Никогда не думал, что донесение красоты основано на противоречии смыслу.
  • 27 мар 19:39
    Тогда давайте фантастику исключим вообще из всех литературных и художественных жанров … ведь она всецело нереалистична!!)))))
  • 27 мар 19:44
    Почему нереалистична?
    Стоит знать о том, что многое, описанное фантастами, нынче в порядке вещей.
    Фантасты не пишут бессмыслицу.
  • 27 мар 19:49
    Бессмыслица даёт красоту?
    Тогда, какой вариант лучше?
    .
    1.
    Белая береза
    Под моим окном
    Принакрылась снегом,
    Точно серебром.
    .
    2.
    Синяя берёза
    За моим окном
    Вся накрылась мехом,
    Словно сапогом.
    .
    Я написал лучше Есенина?!
  • 27 мар 20:09
    Слушайте, но следуя ВАШЕЙ логике береза не может накрыться серебром!! Это не реалистично! У львицы нет гривы, ласточка не ест зерна, а дерево не может быть покрыта дорогостоящим металлом, да и снег на серебро совсем не похож, поскольку он представляет собой одну из форм воды, а вовсе не металл)))))
    Я конечно шучу, но речь идет о том что кроме черного и белого в поэзии огромное колличество полутонов, которое дарит нам не только красоту описываемой картинки но и красоту поэтической формы, в которую эта картинка облачена…
    Читаю мнения «критиков» в поэтических дуэлях и умиляюсь объему их «околовсяческих знаний» (как я изгалялся выше на счет снега и серебра) в размазывании бедных поэтов, которые стараются преукрасить серую реальность красотой своих поэтических изысканий! И думаю надо высказать им честь и хвалу за то что стараются, ищут и находят!))))))
    P.s. Олег, а ваш опус про синюю березу, накрывшуюся сапогом меня очень улыбнул! Спасибо!))))
  • 27 мар 20:15
    Не стоит метафоры и бессмыслицу смешивать.
    Художественный образ, это одно, а бессмыслица - совсем другое. Кстати, ласточка и песен не поёт. Едва ли её крики захочешь слушать.
    Понимаете, всё должно быть в пределах разумного. Что касается инея и серебра ... посмотрите на иней и на сколько серебра, тогда увидите, что очень похожи.
    Вот, к примеру, луну и месяц, можно представить в виде монеты, клинка, они будут похожи, не правда ли, но это не значит, что луну и месяц можно вообще, чем угодно представлять.
    Не согласны?
  • 27 мар 20:16
    Да, о синей берёзе... Дурь у меня всегда легче выходила, чем что-нибудь умное. 🤕
  • 27 мар 20:18
    И...
    Логика тут не моя, а просто логика.
    У Есенина берёза нарывалась не серебром, а СЛОВНО серебром, хотя и серебром могла бы, там есть разумные объяснения, а не просто для красоты, без смысла, вставлено.
  • 27 мар 20:19
    Мне лось трубил, луна светила,
    Костер искрой стрелял во тьму,
    По елкам лазила горилла
    И самогон дымил во рту..
    Грибов пожарил я немного,
    Поганок вроде бы не брал,
    В реке увидел осьминога
    И льва всю ночь в полях гонял..
    На утро встал в расстройстве жутком,
    Дристал, блевал и воду пил,
    И точно видел я маршрутку,
    Что вел по лесу крокодил...
    Но лев, жираф и крокодила,
    Что видел в этот ранний час,
    Не удивили, как горилла,
    Что вдарила мне пяткой в глаз...
    Грибы вошли мне в кровь, как в жилу,
    Я самогоном их запил...
    Вот тут то и пришла горилла,
    А следом - лев и крокодил))))
  • 27 мар 20:20
    🤣🤣🤣
  • 27 мар 21:53
    Хорошая и нужная тема тема!
  • 27 мар 22:47
    Небылица и фантастика в одном флаконе.))
  • 27 мар 23:07
    Здесь художественный образ или бессмыслица?
    .
    Бокалы захмелели
    .
    Сияла комната, и огненным казался чудо-свет.
    Когда закончился коктейль, бокалы захмелели.
    Был бармен ловкий мастер миксов, виртуоз, поэт.
    Рояль молчал, на дне фужеров вишенки алели.
    .
    И небо грезилось под самым-самым потолком.
    Стекло, казалось, плавится - тела бокалов тают.
    Не держат ножки тонкие. Мир странен за стеклом.
    И чары лёгкой музыки живой вокруг витают.
    Вам вкус коктейля грёз не кажется слегка знаком?!
  • 28 мар 07:18
    Я бессмыслицы тут не вижу. Почему бы бокалам не захмелеть? Мы же нередко одушевляем предметы и явления. Тут везде образы.