Гипербола


Слово «гипербола» пришло к нам из древнегреческого языка и дословно переводится, как «преувеличение, чрезмерность». Гиперболизировать – значит намеренно преувеличивать масштаб, свойства, значение и т.п. какого-либо явления или предмета.

Эта стилистическая фигура применяется с целью усиления выразительности, привлечения внимания или подчёркивания сказанного и хорошо сочетается с другими литературными приёмами. Например, можно встретить гиперболические метафоры и сравнения:
🔹
«Я чувствовала себя гигантским тягучим пудингом, одинаково огромным со всех сторон» («Секреты прошлого», Кэти Келли),
🔹
«Глаза твои – глубокие, как море, и синевы в них целый океан…» (стихотворение неизвестного автора).

Гиперболы прочно вошли в повседневную жизнь. С их помощью мы подчёркиваем значение своих слов, создаём комический эффект и добавляем эмоциональность к повествованию.
🔹
«Сто лет не виделись!», «Я тебе миллион раз говорила…», «Я такой голодный, что съем слона!», - говорим мы.

Ещё у древнегреческой поэтессы Сафо, жившей в VI веке до н.э., встречаем такие строки:
🔹
У придверника ноги в семь сажен;
Сапоги – из пяти шкур бычачьих;
Их сапожников шили десяток.

Не чужда гипербола и русской поэзии. Вот фрагмент памятника древнерусской литературы в переводе Н. Заболоцкого:
🔹
У Софии в Полоцке, бывало,
Позвонят к заутрене, а он
В Киеве, едва заря настала,
Колокольный слышит перезвон.
(«Слово о полку Игореве»)

Применение гиперболы характерно для од. Сочиняя стихотворную похвалу, поэты преследовали цель возвеличить какое-либо историческое лицо, поэтому не скупились на лестные эпитеты.

Помимо формирования мажорного настроения гипербола может создавать и комический эффект – раздувая масштаб явления, поэт доводит его до абсурда.

Следует понимать, что когда авторы применяют гиперболу, они не искажают истину и не вводят намеренно читателя в заблуждение.

Реальная объективная основа вещи сочетается с субъективным взглядом автора. Такое обращение с предметами позволяет творцу добиться большего отклика от аудитории, заставить её принимать образы ближе к сердцу.
🔹
Великое светило миру,
Блистая с вечной высоты
На бисер, злато и порфиру,
На все земные красоты,
Во все страны свой взор возводит,
Но краше в свете не находит
Елизаветы и тебя.
Ты кроме той всего превыше;
Душа ея Зефира тише,
И зрак прекраснее рая.
(М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всеросс. Престол…»)

Маяковский мастерски применял гиперболу, придавая своим стихотворениям необыкновенную экспрессивность и размах.
🔹
«Берёт – как бомбу, берёт – как ежа,
Как бритву обоюдоострую,
Берёт, как гремучую в 20 жал
Змею двухметроворостую.»
🔹
Вот в Риме, например, я видел огурец:
Ах, мой Творец!
И по сию не вспомнюсь пору!
Поверишь ли? Ну, право, был он с гору!
(И.А. Крылов)
🔹
Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоён:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утверждён!
(И. Северянин «Эпилог»)
🔹
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдёт – словно солнце осветит!
Посмотрит – рублём одарит!»
(Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос»)
🔹
И полусонным стрелкам лень
Ворочаться на циферблате,
И дольше века длится день
И не кончается объятье.
(Б. Пастернак)

Источник: марафон группы ОпусыПоэзия
Все теоретические темы группы можно найти по тэгу
#НесказАнноеТеорияСтихосложения

Комментарии