О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования механизма целевого приема и целевого обучения
В Государственной Думе на рассмотрении находится законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования механизма целевого приема и целевого обучения», предложенный депутатом Государственной Думы И.А. Яровой. Проект федерального закона, как утверждает источник законодательной инициативы, обеспечит реализацию поручений Президента Российской Федерации от 7 октября 2021 г. № Пр-1918 и направлен на обеспечение Народной программы партии «Единая Россия» в части разработки программ по стимулированию заключения договоров целевого обучения студентов с работодателями в регионах. Законопроект направлен на формирование комплексной системы выбора и доступности целевого обучения для всех граждан на основе публичного конкурса и публичных заявок работодателей, совершенствование системы подготовки специалистов, расширение возможностей для молодежи в бесплатном получении востребованной профессии и создание гарантий трудоустройства после завершения целевого обучения. Ожидается, что его положения вступят в действие с 1 сентября 2023 г. Законопроектом предлагается использовать уже созданный суперсервис «Поступление в вуз онлайн», что позволит подавать через портал госуслуг онлайн-заявки на конкурсное целевое обучение по программам высшего профессионального образования. Суперсервис «Поступление в вуз онлайн» предлагается использовать в целях: • выбора образовательного учреждения и конкурсной группы для поступления на целевое место • информирования об условиях конкурса на целевое место; • информирования об условиях договора о целевом обучении; • заполнения заявки на конкурсное целевое место и отправления ее в вузы. Все заявки на целевое обучение будут носить публичный характер. В заявке на целевое обучение каждый поступающий сможет увидеть: 1) сведения о работодателе, с которым будет заключен трудовой договор после завершения обучения; 2) сведения о субъекте Российской Федерации, в котором будет осуществляться трудовая деятельность в соответствии с полученной квалификацией после завершения обучения (Заказчики целевого обучения, относящиеся к организациям ОПК, смогут не указывать в своей заявке регион, в котором будет осуществляться трудовая деятельность); 3) сведения о ВУЗе; 4) сведения об отраслевых (региональных) мерах социальной защиты; 5) сведения о критериях отбора поступающих (участие в олимпиадах, окончание общеобразовательной организации с отличием и др.). 6) сведения о возможных требованиях к успеваемости лица, проходящего целевое обучение. 7) сведения о наставничестве со стороны заказчика целевого обучения, а также об условиях прохождения производственной практики у заказчика целевого обучения. 8) сведения о возможности получения дополнительного образования по предлагаемому образовательному модулю. Порядок размещения заявок и сроки их размещения будет определяться Правительством Российской Федерации. Предполагается, что в публичном доступе появятся заявки от работодателей, с которыми сможет ознакомиться любой выпускник школы и любая семья. Впервые открытым и публичным станет конкурс на каждую учебную и одновременно рабочую вакансию и впервые эта вакансия на конкурсной основе становится доступной для любого выпускника из любого региона, что открывает новые возможности для самореализации молодых людей и выбора места для жизни и работы. Дополнительно это позволит исключить, в том числе и коррупционные риски. По итогам конкурса на целевое место, соискатели смогут заключить в электронной форме договор с заказчиком целевого обучения и ВУЗом. Порядок поступления в специализированные ВУЗы, учредителями которых являются федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством предусмотрены военная или приравненная к ней служба, сохраняется прежним. Предлагаемый законопроектом механизм устанавливает баланс взаимной ответственности каждой стороны договора о целевом обучении по принятым на себя обязательствам. Законопроектом уточняются уже существующие положения об ответственности за неисполнение каждым участником договора о целевом обучении. В частности, при неисполнении заказчиком целевого обучения обязательства по трудоустройству гражданина, принятого на целевое обучение, а гражданином обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет, будет выплачиваться штраф в размере понесенных бюджетных расходов. Штраф зачисляется в бюджет, из которого было оплачено обучение. Законопроект исключает возможность поступления на целевое место с последующим отказом от исполнения договора со стороны студента по неуважительным причинам. Также законопроектом создается прозрачная система привлечения частных инвестиций в целевое образование. Предложение о том, чтобы наряду с бюджетным целевым набором ввести открытый и доступный всем целевой набор вне контрольных цифр приема, является выгодным вложением для крупных корпораций работодателей, поскольку это вложения не только в студента, но и в научную школу, технологии и дополнительные тематические образовательные курсы подготовки специалистов. Конкурс на внебюджетное целевое место будет проводиться исключительно между абитуриентами, подавшими документы на это место в публичном порядке, в том числе через портал госуслуг. Целевое обучение будет оплачиваться будущим работодателем. Частный заказчик целевого обучения также будет наделен дополнительными полномочиями: он сможет самостоятельно определять продолжительность будущей трудовой деятельности выпускника. В Закон об образовании предлагается внести следующие изменения: «Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2019, № 49, ст. 6962) следующие изменения: 1) статью 2 дополнить пунктом 36 следующего содержания: «36) целевое обучение - целенаправленный процесс обучения по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, осуществляемый на основании договоров о целевом обучении.» 2) в статье 56: а) часть 3 изложить в следующей редакции: «Стороной договора о целевом обучении наряду с гражданином, указанным в части 1 настоящей статьи, заказчиком целевого обучения и организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может также являться организация, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.» б) дополнить частью 9 следующего содержания: Гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе высшего образования, вправе подать заявление о приеме на целевое обучение в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг), в том числе с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке (далее – неквалифицированная электронная подпись).»; 2) статью 711 изложить в следующей редакции: «Статья 711. Особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования
1. Право на прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют граждане, которые прошли конкурс при заключении договора о целевом обучении и в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона заключили договор о целевом обучении с: 1) федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; 2) государственными и муниципальными учреждениями, унитарными предприятиями; 3) государственными корпорациями; 4) государственными компаниями; 5) организациями, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации"; 6) хозяйственными обществами, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования; 7) акционерными обществами, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации; 8) дочерними хозяйственными обществами организаций, указанных в пунктах 4, 6 и 7 настоящей части; 9) организациями, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях; 10) организациями, признанными сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», по направлениям подготовки и специальностям сфер сельского хозяйства и инженерии; 11) организациями, являющимися резидентами территорий опережающего развития, а также резидентами свободного порта Владивосток.». 2. Квота приема на целевое обучение по специальностям, направлениям подготовки высшего образования, научным специальностям устанавливается с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей. 3. Установление квоты приема на целевое обучение, утверждение порядка и сроков ее установления осуществляются: 1) Правительством Российской Федерации - за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета; 2) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - за счет соответственно бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. 4. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать квоту приема на целевое обучение по конкретным специальностям, направлениям подготовки высшего образования, научным специальностям с указанием перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении. 5. Прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты осуществляется по итогам конкурса, проводимого в соответствии с порядком приема, предусмотренным частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона. 6. Особенности приема на целевое обучение, установленные настоящей статьей, не распространяются на прием на целевое обучение в интересах безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также на случаи, когда заказчиками целевого обучения являются органы, указанные в части 1 статьи 81 настоящего Федерального закона, или находящиеся в их ведении организации. Особенности целевого обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, учредителем которых являются федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации устанавливаются федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации. 7. Заказчики целевого обучения, указанные в части 1 настоящей статьи, посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг размещают заявки на целевое обучение, которые должны содержать: 1) сведения о работодателе, с которым будет заключен трудовой договор после завершения обучения; 2) сведения о субъекте Российской Федерации, в котором будет осуществляться трудовая деятельность в соответствии с полученной квалификацией после завершения целевого обучения (за исключением организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации"); 3) сведения об образовательной организации, которая будет осуществлять обучение; 4) сведения о мерах поддержки указанных в подпункте «а» пункта 1 части 2 статьи 56 настоящего Федерального закона, а также сведения о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, установленных законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами в отношении гражданина, заключившего трудовой договор с указанным в заявке работодателем и (или) осуществляющего трудовую деятельность в месте осуществления, указанной в заявке; 5) сведения о дополнительных критериях отбора поступающих; 6) сведения о возможных требованиях к успеваемости лица, с которым будет заключен договор о целевом обучении в период освоения образовательных программ высшего образования. 8. Порядок размещения заявок, указанных в части 7 настоящей статьи, и сроки их размещения, устанавливается Правительством Российской Федерации. 9. Договором о целевом обучении по образовательным программам высшего образования может устанавливаться возможность взаимодействия гражданина, принятого на целевое обучение, с наставником, определенным заказчиком целевого обучения, а также возможность прохождения практической подготовки у заказчика целевого обучения. Порядок взаимодействия с наставником и прохождения практической подготовки у заказчика целевого обучения определяются договором о целевом обучении. 10. Договором о целевом обучении по программам высшего образования может устанавливаться необходимость получения гражданином, с которым заключен договор о целевом обучении, дополнительного образования. Получение дополнительного образования осуществляется за счет средств заказчика целевого обучения в соответствии с договором о целевом обучении. 11. Порядок подачи заявок на целевое обучение, порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении по программе высшего образования посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации. 12. В случае расторжения договора о целевом обучении по образовательной программе высшего образования по инициативе гражданина, поступившего на обучение по программе высшего образования в пределах целевой квоты, гражданин выплачивает штраф в размере расходов федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, осуществленных на обучение гражданина. Штраф зачисляется в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет. Порядок выплаты указанного штрафа и порядок определения его размера и зачисления в федеральный бюджет, устанавливаются Правительством Российской Федерации в положении о целевом обучении, в бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. 13. В случаях неисполнения заказчиком целевого обучения обязательства по трудоустройству гражданина, принятого на целевое обучение по образовательной программе высшего образования, а гражданином обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение установленного срока наряду с ответственностью, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 56 настоящего Федерального закона, заказчик целевого обучения или гражданин, принятый на целевое обучение по образовательной программе высшего образования, выплачивает штраф в размере расходов федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, осуществленных на обучение гражданина. Штраф зачисляется в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет. Порядок выплаты указанного штрафа, порядок и основания освобождения сторон договора о целевом обучении от его выплаты, порядок определения его размера и зачисления в федеральный бюджет, устанавливаются Правительством Российской Федерации в положении о целевом обучении, в бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. 14. В случае, если заказчиком целевого обучения является организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которой обучался гражданин, принятый на целевое обучение, при нарушении ею обязательства по трудоустройству такого гражданина расходы федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, осуществленные на его обучение, подлежат возмещению данной организацией в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. Срок возмещения указанных расходов, порядок и основания освобождения заказчика целевого обучения от их возмещения, порядок определения размера этого возмещения в федеральный бюджет устанавливаются Правительством Российской Федерации в положении о целевом обучении, указанном в части 6 настоящей статьи, а в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.» 3) дополнить статьей 712 следующего содержания: «Статья 712. Особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования вне контрольных цифр приема
1. Прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет средств юридических лиц или индивидуальных предпринимателей осуществляется вне контрольных цифр приема. 2. Заявка на целевое обучение вне контрольных цифр приема на целевое обучение может быть внесена посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг. 3. Заявка на целевое обучение, указанная в части 2 настоящей статьи, должна содержать: 1) сведения о работодателе, с которым будет заключен трудовой договор после завершения обучения; 2) сведения о месте осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией после завершения обучения. 4. Заявка на целевое обучение, указанная в части 2 настоящей статьи, может содержать: 1) дополнительные критерии отбора поступающих (участие в олимпиадах, окончание школы с отличием и др.); 2) сведения о мерах поддержки указанных в подпункте «а» пункта 1 части 2 статьи 56 настоящего Федерального закона, а также сведения о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, установленных законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами в отношении гражданина, заключившего трудовой договор с указанным в заявке работодателем и (или) осуществляющего трудовую деятельность в месте осуществления, указанной в заявке; 3) требования к успеваемости лица, проходящего целевое обучение по образовательным программам высшего образования; 4) продолжительность последующей трудовой деятельности выпускника (но не менее трех лет). 5. Прошедшим по конкурсу на целевое место за счет средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предлагается заключить договор о целевом обучении по образовательной программе высшего образования. 6. Существенными условиями договора о целевом обучении по образовательным программам высшего образования вне контрольных цифр приема на целевое обучение являются: 1) обязательства заказчика целевого обучения: а) по оплате целевого обучения; б) по организации предоставления и (или) предоставлению гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки, включая меры материального стимулирования, оплату дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении по программам высшего образования, предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения, и (или) других мер; в) по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного договором о целевом обучении по программе высшего образования, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией; 2) обязательства гражданина, заключившего договор о целевом обучении: а) по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении по программе высшего образования; б) по осуществлению трудовой деятельности в течение срока, определенного заказчиком целевого обучения, но не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный таким договором. 7. Порядок подачи заявок на целевое обучение и заявлений о приеме на целевое обучение вне контрольных цифр приема на целевое обучение, в том числе посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, а также порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении по программе высшего образования вне контрольных цифр приема, в том числе посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации»
Информио
О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования механизма целевого приема и целевого обучения
В Государственной Думе на рассмотрении находится законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования механизма целевого приема и целевого обучения», предложенный депутатом Государственной Думы И.А. Яровой.
Проект федерального закона, как утверждает источник законодательной инициативы, обеспечит реализацию поручений Президента Российской Федерации от 7 октября 2021 г. № Пр-1918 и направлен на обеспечение Народной программы партии «Единая Россия» в части разработки программ по стимулированию заключения договоров целевого обучения студентов с работодателями в регионах.
Законопроект направлен на формирование комплексной системы выбора и доступности целевого обучения для всех граждан на основе публичного конкурса и публичных заявок работодателей, совершенствование системы подготовки специалистов, расширение возможностей для молодежи в бесплатном получении востребованной профессии и создание гарантий трудоустройства после завершения целевого обучения.
Ожидается, что его положения вступят в действие с 1 сентября 2023 г.
Законопроектом предлагается использовать уже созданный суперсервис «Поступление в вуз онлайн», что позволит подавать через портал госуслуг онлайн-заявки на конкурсное целевое обучение по программам высшего профессионального образования.
Суперсервис «Поступление в вуз онлайн» предлагается использовать в целях:
• выбора образовательного учреждения и конкурсной группы для поступления на целевое место
• информирования об условиях конкурса на целевое место;
• информирования об условиях договора о целевом обучении;
• заполнения заявки на конкурсное целевое место и отправления ее в вузы.
Все заявки на целевое обучение будут носить публичный характер.
В заявке на целевое обучение каждый поступающий сможет увидеть:
1) сведения о работодателе, с которым будет заключен трудовой договор после завершения обучения;
2) сведения о субъекте Российской Федерации, в котором будет осуществляться трудовая деятельность в соответствии с полученной квалификацией после завершения обучения (Заказчики целевого обучения, относящиеся к организациям ОПК, смогут не указывать в своей заявке регион, в котором будет осуществляться трудовая деятельность);
3) сведения о ВУЗе;
4) сведения об отраслевых (региональных) мерах социальной защиты;
5) сведения о критериях отбора поступающих (участие в олимпиадах, окончание общеобразовательной организации с отличием и др.).
6) сведения о возможных требованиях к успеваемости лица, проходящего целевое обучение.
7) сведения о наставничестве со стороны заказчика целевого обучения, а также об условиях прохождения производственной практики у заказчика целевого обучения.
8) сведения о возможности получения дополнительного образования по предлагаемому образовательному модулю.
Порядок размещения заявок и сроки их размещения будет определяться Правительством Российской Федерации. Предполагается, что в публичном доступе появятся заявки от работодателей, с которыми сможет ознакомиться любой выпускник школы и любая семья. Впервые открытым и публичным станет конкурс на каждую учебную и одновременно рабочую вакансию и впервые эта вакансия на конкурсной основе становится доступной для любого выпускника из любого региона, что открывает новые возможности для самореализации молодых людей и выбора места для жизни и работы. Дополнительно это позволит исключить, в том числе и коррупционные риски.
По итогам конкурса на целевое место, соискатели смогут заключить в электронной форме договор с заказчиком целевого обучения и ВУЗом.
Порядок поступления в специализированные ВУЗы, учредителями которых являются федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством предусмотрены военная или приравненная к ней служба, сохраняется прежним.
Предлагаемый законопроектом механизм устанавливает баланс взаимной ответственности каждой стороны договора о целевом обучении по принятым на себя обязательствам.
Законопроектом уточняются уже существующие положения об ответственности за неисполнение каждым участником договора о целевом обучении.
В частности, при неисполнении заказчиком целевого обучения обязательства по трудоустройству гражданина, принятого на целевое обучение, а гражданином обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет, будет выплачиваться штраф в размере понесенных бюджетных расходов. Штраф зачисляется в бюджет, из которого было оплачено обучение.
Законопроект исключает возможность поступления на целевое место с последующим отказом от исполнения договора со стороны студента по неуважительным причинам.
Также законопроектом создается прозрачная система привлечения частных инвестиций в целевое образование. Предложение о том, чтобы наряду с бюджетным целевым набором ввести открытый и доступный всем целевой набор вне контрольных цифр приема, является выгодным вложением для крупных корпораций работодателей, поскольку это вложения не только в студента, но и в научную школу, технологии и дополнительные тематические образовательные курсы подготовки специалистов. Конкурс на внебюджетное целевое место будет проводиться исключительно между абитуриентами, подавшими документы на это место в публичном порядке, в том числе через портал госуслуг.
Целевое обучение будет оплачиваться будущим работодателем. Частный заказчик целевого обучения также будет наделен дополнительными полномочиями: он сможет самостоятельно определять продолжительность будущей трудовой деятельности выпускника.
В Закон об образовании предлагается внести следующие изменения:
«Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2019, № 49, ст. 6962) следующие изменения:
1) статью 2 дополнить пунктом 36 следующего содержания:
«36) целевое обучение - целенаправленный процесс обучения по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, осуществляемый на основании договоров о целевом обучении.»
2) в статье 56:
а) часть 3 изложить в следующей редакции:
«Стороной договора о целевом обучении наряду с гражданином, указанным в части 1 настоящей статьи, заказчиком целевого обучения и организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может также являться организация, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.»
б) дополнить частью 9 следующего содержания:
Гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе высшего образования, вправе подать заявление о приеме на целевое обучение в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг), в том числе с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке (далее – неквалифицированная электронная подпись).»;
2) статью 711 изложить в следующей редакции:
«Статья 711. Особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования
1. Право на прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют граждане, которые прошли конкурс при заключении договора о целевом обучении и в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона заключили договор о целевом обучении с:
1) федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
2) государственными и муниципальными учреждениями, унитарными предприятиями;
3) государственными корпорациями;
4) государственными компаниями;
5) организациями, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации";
6) хозяйственными обществами, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
7) акционерными обществами, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;
8) дочерними хозяйственными обществами организаций, указанных в пунктах 4, 6 и 7 настоящей части;
9) организациями, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях;
10) организациями, признанными сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», по направлениям подготовки и специальностям сфер сельского хозяйства и инженерии;
11) организациями, являющимися резидентами территорий опережающего развития, а также резидентами свободного порта Владивосток.».
2. Квота приема на целевое обучение по специальностям, направлениям подготовки высшего образования, научным специальностям устанавливается с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей.
3. Установление квоты приема на целевое обучение, утверждение порядка и сроков ее установления осуществляются:
1) Правительством Российской Федерации - за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
2) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - за счет соответственно бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
4. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать квоту приема на целевое обучение по конкретным специальностям, направлениям подготовки высшего образования, научным специальностям с указанием перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.
5. Прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты осуществляется по итогам конкурса, проводимого в соответствии с порядком приема, предусмотренным частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона.
6. Особенности приема на целевое обучение, установленные настоящей статьей, не распространяются на прием на целевое обучение в интересах безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также на случаи, когда заказчиками целевого обучения являются органы, указанные в части 1 статьи 81 настоящего Федерального закона, или находящиеся в их ведении организации. Особенности целевого обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, учредителем которых являются федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации устанавливаются федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
7. Заказчики целевого обучения, указанные в части 1 настоящей статьи, посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг размещают заявки на целевое обучение, которые должны содержать:
1) сведения о работодателе, с которым будет заключен трудовой договор после завершения обучения;
2) сведения о субъекте Российской Федерации, в котором будет осуществляться трудовая деятельность в соответствии с полученной квалификацией после завершения целевого обучения (за исключением организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации");
3) сведения об образовательной организации, которая будет осуществлять обучение;
4) сведения о мерах поддержки указанных в подпункте «а» пункта 1 части 2 статьи 56 настоящего Федерального закона, а также сведения о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, установленных законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами в отношении гражданина, заключившего трудовой договор с указанным в заявке работодателем и (или) осуществляющего трудовую деятельность в месте осуществления, указанной в заявке;
5) сведения о дополнительных критериях отбора поступающих;
6) сведения о возможных требованиях к успеваемости лица, с которым будет заключен договор о целевом обучении в период освоения образовательных программ высшего образования.
8. Порядок размещения заявок, указанных в части 7 настоящей статьи, и сроки их размещения, устанавливается Правительством Российской Федерации.
9. Договором о целевом обучении по образовательным программам высшего образования может устанавливаться возможность взаимодействия гражданина, принятого на целевое обучение, с наставником, определенным заказчиком целевого обучения, а также возможность прохождения практической подготовки у заказчика целевого обучения. Порядок взаимодействия с наставником и прохождения практической подготовки у заказчика целевого обучения определяются договором о целевом обучении.
10. Договором о целевом обучении по программам высшего образования может устанавливаться необходимость получения гражданином, с которым заключен договор о целевом обучении, дополнительного образования. Получение дополнительного образования осуществляется за счет средств заказчика целевого обучения в соответствии с договором о целевом обучении.
11. Порядок подачи заявок на целевое обучение, порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении по программе высшего образования посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации.
12. В случае расторжения договора о целевом обучении по образовательной программе высшего образования по инициативе гражданина, поступившего на обучение по программе высшего образования в пределах целевой квоты, гражданин выплачивает штраф в размере расходов федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, осуществленных на обучение гражданина. Штраф зачисляется в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет. Порядок выплаты указанного штрафа и порядок определения его размера и зачисления в федеральный бюджет, устанавливаются Правительством Российской Федерации в положении о целевом обучении, в бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
13. В случаях неисполнения заказчиком целевого обучения обязательства по трудоустройству гражданина, принятого на целевое обучение по образовательной программе высшего образования, а гражданином обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение установленного срока наряду с ответственностью, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 56 настоящего Федерального закона, заказчик целевого обучения или гражданин, принятый на целевое обучение по образовательной программе высшего образования, выплачивает штраф в размере расходов федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, осуществленных на обучение гражданина. Штраф зачисляется в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет. Порядок выплаты указанного штрафа, порядок и основания освобождения сторон договора о целевом обучении от его выплаты, порядок определения его размера и зачисления в федеральный бюджет, устанавливаются Правительством Российской Федерации в положении о целевом обучении, в бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
14. В случае, если заказчиком целевого обучения является организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которой обучался гражданин, принятый на целевое обучение, при нарушении ею обязательства по трудоустройству такого гражданина расходы федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, осуществленные на его обучение, подлежат возмещению данной организацией в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. Срок возмещения указанных расходов, порядок и основания освобождения заказчика целевого обучения от их возмещения, порядок определения размера этого возмещения в федеральный бюджет устанавливаются Правительством Российской Федерации в положении о целевом обучении, указанном в части 6 настоящей статьи, а в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.»
3) дополнить статьей 712 следующего содержания:
«Статья 712. Особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования вне контрольных цифр приема
1. Прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет средств юридических лиц или индивидуальных предпринимателей осуществляется вне контрольных цифр приема.
2. Заявка на целевое обучение вне контрольных цифр приема на целевое обучение может быть внесена посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг.
3. Заявка на целевое обучение, указанная в части 2 настоящей статьи, должна содержать:
1) сведения о работодателе, с которым будет заключен трудовой договор после завершения обучения;
2) сведения о месте осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией после завершения обучения.
4. Заявка на целевое обучение, указанная в части 2 настоящей статьи, может содержать:
1) дополнительные критерии отбора поступающих (участие в олимпиадах, окончание школы с отличием и др.);
2) сведения о мерах поддержки указанных в подпункте «а» пункта 1 части 2 статьи 56 настоящего Федерального закона, а также сведения о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, установленных законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами в отношении гражданина, заключившего трудовой договор с указанным в заявке работодателем и (или) осуществляющего трудовую деятельность в месте осуществления, указанной в заявке;
3) требования к успеваемости лица, проходящего целевое обучение по образовательным программам высшего образования;
4) продолжительность последующей трудовой деятельности выпускника (но не менее трех лет).
5. Прошедшим по конкурсу на целевое место за счет средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предлагается заключить договор о целевом обучении по образовательной программе высшего образования.
6. Существенными условиями договора о целевом обучении по образовательным программам высшего образования вне контрольных цифр приема на целевое обучение являются:
1) обязательства заказчика целевого обучения:
а) по оплате целевого обучения;
б) по организации предоставления и (или) предоставлению гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки, включая меры материального стимулирования, оплату дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении по программам высшего образования, предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения, и (или) других мер;
в) по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного договором о целевом обучении по программе высшего образования, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией;
2) обязательства гражданина, заключившего договор о целевом обучении:
а) по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении по программе высшего образования;
б) по осуществлению трудовой деятельности в течение срока, определенного заказчиком целевого обучения, но не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный таким договором.
7. Порядок подачи заявок на целевое обучение и заявлений о приеме на целевое обучение вне контрольных цифр приема на целевое обучение, в том числе посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, а также порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении по программе высшего образования вне контрольных цифр приема, в том числе посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации»