О документах, основываясь на которых разрабатывается образовательная программа профессионального обучения, программа дополнительного профессионального образования
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации": основные профессиональные образовательные программы разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных образовательных программ; программы профессионального обучения разрабатываются на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов); содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, при этом программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС СПО и ВО к результатам освоения образовательных программ. Начнем с программ, реализуемых в рамках дополнительного профессионального образования. Эти программы все также регламентируются статьей 76 Федерального закона об образовании и приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 г. № 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (далее – Порядок ДПП). В пункте 12 Порядка ДПП сказано, что минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов. Максимальный объем ДПП ничем не ограничен. Каждая ДПП по своему содержанию должна быть направлена на совершенствование или приобретение новой компетенции, в том числе необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, либо приобретение новой квалификации. Это должно быть отражено в планируемых результатах ДПП. Объема времени, выделяемого на реализацию ДПП, должно быть достаточно для того, чтобы планируемые результаты были достигнуты слушателем и оценены организацией, реализующей ДПП, на итоговой аттестации. Реализация программ профессионального обучения регламентируется главой 9 (статьи 73 и 74) Федерального закона об образовании и новым приказом Минпросвещения России от 26.08.2020 г. № 438 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения" (далее - Порядок ПО). Ни минимальный, ни максимальный объемы программ профессионального обучения не ограничены. Но в пункте 9 Порядка ПО сказано, что содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Программа профессионального обучения также должна быть направлена на достижение результата: получение профессии рабочего, должности служащего впервые или получение новой профессии рабочего, должности служащего, или повышение квалификации рабочего, служащего. Поэтому объема разрабатываемой программы профессионального обучения должно быть достаточно для формирования у слушателя планируемых программой результатов, которые впоследствии подвергаются оценке на итоговой аттестации – квалификационном экзамене. Вывод: продолжительность обучения по ДПП и программам профессионального обучения устанавливается организациями, реализующими эти программы. Исключение составляют программы, разрабатываемые на основе типовых программ (часть 9 статьи 73, часть 7 статьи 79 Федерального закона об образовании).
Информио
О документах, основываясь на которых разрабатывается образовательная программа профессионального обучения, программа дополнительного профессионального образования
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":
основные профессиональные образовательные программы разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных образовательных программ;
программы профессионального обучения разрабатываются на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов);
содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, при этом программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС СПО и ВО к результатам освоения образовательных программ.
Начнем с программ, реализуемых в рамках дополнительного профессионального образования. Эти программы все также регламентируются статьей 76 Федерального закона об образовании и приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 г. № 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (далее – Порядок ДПП).
В пункте 12 Порядка ДПП сказано, что минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов. Максимальный объем ДПП ничем не ограничен. Каждая ДПП по своему содержанию должна быть направлена на совершенствование или приобретение новой компетенции, в том числе необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, либо приобретение новой квалификации. Это должно быть отражено в планируемых результатах ДПП. Объема времени, выделяемого на реализацию ДПП, должно быть достаточно для того, чтобы планируемые результаты были достигнуты слушателем и оценены организацией, реализующей ДПП, на итоговой аттестации.
Реализация программ профессионального обучения регламентируется главой 9 (статьи 73 и 74) Федерального закона об образовании и новым приказом Минпросвещения России от 26.08.2020 г. № 438 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения" (далее - Порядок ПО).
Ни минимальный, ни максимальный объемы программ профессионального обучения не ограничены. Но в пункте 9 Порядка ПО сказано, что содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Программа профессионального обучения также должна быть направлена на достижение результата: получение профессии рабочего, должности служащего впервые или получение новой профессии рабочего, должности служащего, или повышение квалификации рабочего, служащего. Поэтому объема разрабатываемой программы профессионального обучения должно быть достаточно для формирования у слушателя планируемых программой результатов, которые впоследствии подвергаются оценке на итоговой аттестации – квалификационном экзамене.
Вывод: продолжительность обучения по ДПП и программам профессионального обучения устанавливается организациями, реализующими эти программы. Исключение составляют программы, разрабатываемые на основе типовых программ (часть 9 статьи 73, часть 7 статьи 79 Федерального закона об образовании).