ЗИЛ-130 – легенда СССР.

Испытания новых грузовых автомобилей ГАЗ-52,ГАЗ-53,ЗИЛ-130.mp4
Почему ЗИЛ-130 был лучшим грузовиком за всю историю СССР.

Не секрет, что грузовик ЗИЛ-130 считают лучшим советским грузовым автомобилем, разработанным для активной эксплуатации, в том числе для сельской местности.
ЗИЛ-130 – легенда СССР. - 946009148600
ЗИЛ-130 – самый массовый автомобиль в истории столичного автозавода Лихачёва.Только на ЗИЛе, без учёта изготовленных на других предприятиях, было выпущено 3 366 503 грузовика данной марки. Модель ЗИЛ-130 находилась на конвейере Московского завода с 1964-го по 1994-й годы, и недаром пару десятилетий считалась практически эталоном среднетоннажного грузовика. На самом деле, для того времени это был во всех отношениях прогрессивный автомобиль – надёжный, долговечный, неприхотливый и рентабельный в эксплуатации.
ЗИЛ-130 пришёл на смену ЗИЛ-164. 164-й ЗИЛ (модернизация ЗИС-150) запущенный в серию в 1957 году, получился лишь «временным решением», нужен был качественно новый грузовик.
ЗИЛ-130 – легенда СССР. - 946034452152
От опытных образцов до конвейера 130-й прошёл путь длиной в шесть лет. Грузовик по тем временам получился действительно новаторским, непохожим на предшественников, и с невиданным для советского водителя уровнем комфорта. Внешний вид машины также получился новаторским и смелым, обладающим яркой индивидуальностью, даже по Международным меркам. Ещё одной особенностью нового массового ЗИЛовского грузовика стала расцветка – уже не тёмно-зелёная хаки (хотя выпускались и такие, конечно), а вполне «гражданская». Были разные варианты, но индивидуальной, «фирменной» расцветкой 130-х ЗИЛов стала небесно-голубая кабина с белым передком. Нет сомнений в том, что в 1964 году в серийное производство была запущена качественно новая модель среднетоннажного грузовика, который по комплексу всех основных показателей находился в одном ряду с самыми современными, на тот момент, машинами Европейских и Американских фирм.
ЗИЛ-130 – легенда СССР. - 946009148088
Автомобили ЗИЛ-130 первых годов выпуска (1964-1966 годов) оснащались карбюраторным двигателем мощностью в 148 лошадиных сил, и изначально имели штатную грузоподъёмность 5 (впоследствии – 5,5 тонн) – для дорог с твёрдым покрытием, и 4 тонны – для грунта. Мотор имел заявленный рабочий ресурс в 135 тысяч километров до капитального ремонта. После модернизации 1966-го года мощность двигателя достигла 150 лошадиных сил; его рабочий ресурс установлен в 200 тысяч километров пробега до капремонта. А грузоподъёмность машины была установлена в 5 тонн, вне зависимости от типа дорожного покрытия. Модернизация 1976-го года довела грузоподъёмность базовой модели ЗИЛ-130 до шести тонн, а ресурс двигателя до капремонта – до 300 тысяч километров. Седельные тягачи, сделанные на базе ЗИЛ-130, использовались для буксирования прицепов общей массой 10,5 тонн (ЗИЛ-130В1); 12,4 тонн (ЗИЛ-130В1-66); 14,4 тонн (ЗИЛ-130В1-76). Вариант 1976-го года легко отличить по видоизмененной лицевой части (подфарники и передние фары поменялись местами).
В 1973 году государственная комиссия приняла решение о присвоении марке ЗИЛ-130 Знака Качества СССР. Это было вполне закономерно, поскольку основная модель ЗИЛовского грузовика действительно регулярно получала множество отличных отзывов от предприятий и хозяйств, которые эксплуатировали эти грузовики. На практических испытаниях ЗИЛ-130 показывал действительно впечатляющие результаты. И в большом пробеге по районам Крайнего Севера, и на масштабных ресурсных испытанияхв мае 1973 года на автополигоне НАМИ, когда дистанцию в 25 тысяч километров 130-е прошли за 12 дней, без единой поломки.
ЗИЛ-130 – легенда СССР. - 946009148856
Юбилейный миллионный грузовик ЗИЛ-130 сошёл с конвейера завода Лихачева в июне 1974 года, а в августе 1982 года был изготовлен двухмиллионный ЗИЛ-130.
Интересно, что у обоих юбилейных 130-х был один и тот же «владелец». Миллионный ярко-красный грузовик в торжественной обстановке преподнесли лучшему водителю Третьего автокомбината ГлавМосАвтотранса – Алексею Бесчастнову. А спустя годы, когда был собран двухмиллионный ЗИЛ-130, его вручили опять тому же самому водителю, не совершившему за весь прошедший период на своём миллионном ЗИЛ-130 ни одной аварии, и оставшемуся в числе самых лучших водителей грузовиков в столице.
ЗИЛ-130 – легенда СССР. - 946009414584
Кроме столичного предприятия, 130-е ЗИЛы выпускались, начиная с 70-х годов, также на Уральском автомоторном (г. Новоуральск Свердловской области) и Читинском автосборочном заводах.
Технические характеристики ЗИЛ-130:
Оснащался грузовик ЗИЛ-130 карбюраторным восьмицилиндровым 4-х тактным V-образным верхнеклапанным двигателем одноимённой марки – ЗИЛ-130. Рабочий объём – 5969 см³. Мощность – 150 лошадиных сил, при 3200 об/мин (с ограничителем). Расход топлива – 29 литров на 100 км пути, при средней скорости автомобиля 60 км/ч.
Отзывы водителей и владельцев ЗИЛ-130:
Человек, всю жизнь проработавший водителем в колхозе, вспоминает, что до середины 70-х годов в автопарке сельхозпредприятий преобладали грузовики Горьковского автозавода. Впоследствии, по мере укрепления благосостояния колхозов, ими стало приобретаться всё больше автомобилей ЗИЛ-130.
Водители и инженеры сельхозпредприятий очень скоро оценили, насколько данная машина сильнее, надёжнее, долговечнее и рентабельнее Горьковских грузовиков (не в обиду будет сказано старым добрым ГАЗ-51, ГАЗ-52, ГАЗ-53). «Сто тридцатый» гораздо крепче ГАЗов по своей конструкции, имеет более надёжный и ресурсонасыщенный двигатель, обладает отличными качествами маневренности и проходимости, и по трассе спокойно «соточку» идёт. Машина надёжная и универсальная».
ЗИЛ-130 – легенда СССР. - 946034452408
Интересно мнение о ЗИЛ-130 городского жителя, который в своей шоферской биографии поработал также не только на ГАЗоне, но и на КамАЗе:
- «Очень люблю самосвал ЗИЛ-ММЗ-555, считаю его самым боевым. Этот уникальный кузов корытообразной формы – браво генеральному конструктору! Великолепная машина! Четыре года проработал на 130-м, и никаких проблем не знал с ним. У нас на автобазе было много ЗИЛов, и их не списывали, так как они всегда без проблем выполняли свою работу, не смотря на неэкономичность. Она очень хорошо компенсировалась без потребности в запчастях. Один двигатель чего стоит - мощный и выносливый».
С тех времён, когда на автобазах КамАЗов было ещё «кот наплакал», вся нагрузка по транспортным перевозкам ложилась на ЗИЛ-130, и весь колоссальный объём работы выполняли в СССР грузовики именно этой модели. Одной из особенностей ЗИЛ-130 является то, что высота кузова равна высоте пола железнодорожного вагона. Это значительно упрощает условия погрузки и разгрузки: можно непосредственно подъезжать к вагону и перегрузиться в самые сжатые сроки.
В нынешнее время ЗИЛ-130 является, конечно, устаревшей машиной. Конкурентоспособный и практически безупречный для 70-х/80-х годов ХХ века, в веке двадцать первом ЗИЛ-130 уже не может соперничать с современными среднетоннажными грузовиками ни по компактности и маневренности, ни по комфортабельности, ни по экономичности. Для условий многократно уплотнившегося транспортного потока современных городов ЗИЛ-130 подходит очень слабо. Тем не менее, многие ЗИЛ-130 продолжают успешно работать на многих предприятиях и хозяйствах. ЗИЛ-130 – как пенсионер, который давно уже заслужил почёт и покой, но не желает расставаться с активной деятельностью и работой. Нет сомнений в том, что мы ещё долгие годы будем часто встречать грузовики ЗИЛ-130 на дорогах.

Комментарий:

N.: У меня родственники работали в колхозе, так вот могу сказать - ЗИЛ-130 столько делал.возил все.что только можно и почти все водители говорили.что ЗИЛ-130 настоящий труженик, почти не ломается, не прихотливый, очень хороший грузовик. Вобщем, советские конструкторы и рабочие смогли сделать машину о которой еще долго будут помнить!
Ролик недоступен
ЗИЛ-130 – легенда СССР. - 946033268152
ЗИЛ-130 – легенда СССР. - 946033267896
Из народного юмора:
Клятва молодого шофёра.
Как ЗИЛ-130 ты красива,
Как шины грудь твоя полна
И как сцепление проворна,
Как облицовка хороша.
Твои глаза, как фары светят,
Как диафрагма ходит грудь
И, как рессоры ходят губы,
Когда хочу я к ним прильнуть.
Ты будь тепла, как радиатор,
Поверь мне, девичья душа
Как новый мой аккумулятор,
Ты без зарядки хороша.
Клянусь катушкой зажиганья,
Клянусь я ручкой заводной
Клянусь колёсами, бортами
До кап.ремонта я с тобой!
ЗИЛ-130 из хф "Не могу сказать "прощай" (1982).mp4
ЗИЛ-130 в кино.mp4
8 фактов о грузовике ЗИЛ-130. ЗИЛ-130 - советская легенда.mp4
ЗИЛок зелёный мой - Николай Смирнов.mp4

Комментарии

Комментариев нет.