Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу...

Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086780344
ВАЗ-2106 - заднеприводный автомобиль III группы малого класса с кузовом типа седан, являющийся модернизацией ВАЗ-2103 и выпускавшийся Волжским автомобильным заводом с 1976 по 2001 год. В 1998 году производство было частично перенесено на предприятие «Рослада» в Сызрани, в 2001 году - на Анто-Рус в Херсоне, а в 2002 году - на завод «ИжАвто» в Ижевске, где и продолжалось вплоть до снятия модели с конвейера в 2006 году.
ВАЗ-2106 - один из самых массовых и популярных автомобилей в истории СССР - всего произведено и собрано на разных заводах свыше 4,3 млн штук.

Годы производства: с 1976 по 2001

Разгон до 100 км: 17 до 18 секунд

Расход топлива: от 9.5 до 10.3 л на 100 км

Рабочий объем двигателя: 1293 см³
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086779832
Среди всего разнообразия заднеприводных автомобилей ВАЗ у каждого истинного «Жигулиста» есть своя любимая модель: кому-то нравятся наивно-круглофарные «копейки», другие любят более угловатые машины пятого семейства, третьи вообще «сходят с ума» по универсалам… Однако, значительная часть поклонников Тольяттинской классики уверена в том, что именно ВАЗ-2106 является «лучшими Жигулями всех времён и народов», этакой вершиной заднеприводной линейки Волжского автозавода. Аргументы при этом приводятся самые разнообразные. А действительно ли «шестёрка» была лучшей, и почему?

Очередная модель Жигулей с «рабочим» индексом ВАЗ-21031 (по аналогии с ВАЗ-21011) должна была стать осовремененной «трёшкой». Если ВАЗ-2103 позиционировался, как люксовое исполнение обычных Жигулей, то «шестёрка» должна была стать еще более комфортабельной и динамичной версией самой «тройки». Так сказать, полный люкс.
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086780600
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086780856
При этом у конструкторов по-прежнему не было карт-бланша на серьезную модернизацию кузова – как и в случае с «трёшкой», им было разрешено лишь немного видоизменить переднюю и заднюю часть. При этом новый автомобиль должен был избавиться от «налёта шестидесятых» – в моду стремительно входили более угловатые линии и значительное использование пластиковых деталей в отделке. Вдобавок конструкторы должны были таким образом решить и противоположную задачу – более «роскошную» модель по себестоимости необходимо было сделать дешевле предыдущей, отказавшись от сложных и дорогостоящих в производстве деталей вроде обрамляющей оптику решётки радиатора и бамперов с Г-образными окончаниями.
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086782648
Со своей задачей конструкторы ВАЗа справились «на отлично». Первую «шестёрку» собрали в конце 1975 года, а уже с февраля 1976-го началось массовое производство ВАЗ-2106. В декабре этого же года «шестёрка» стала трехмиллионным автомобилем, произведенным в Тольятти, а в июне 1978-го – и четырёхмиллионным. Год спустя «шестёрка» вдобавок отметилась, как миллионный советский автомобиль, поставленный в страны Союза Экономической Взаимопомощи (СЭВ).
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086783160
Модификация для немецкого рынка от импортёра Deutsche Lada
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086783672
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086784184
Как и прежние модели, «шестёрку» выпускали и с правым рулём.
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086784440
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086785464
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086785720
На Волжском автозаводе шестую модель выпускали до 2001 года. А в знаменитом своим дефолтом 1998-м «география распространения шестёрки» стала обширнее, ведь её производство частично перенесли на другие предприятия – сначала в Сызрань на завод «Рослада», а затем на предприятие «ИжАвто» в Ижевск, где её выпускали до конца 2005 года. Таким образом, «шестёрку» на разных автозаводах производили в общей сложности ровно тридцать лет – один из самых длительных сроков конвейерной жизни для конкретной модели. Конечно, в процессе выпуска не обходилось без модернизаций и обновлений, которые далеко не всегда шли на пользу самой машине. И все же, чем «шестёрке» удалось заслужить такую любовь и уважение советских и российских автомобилистов? Ведь машин с характерными пластиковыми «очками» вокруг четырех круглых фар за три десятилетия выпустили ни много ни мало свыше четырех миллионов экземпляров – опять же, практически рекордный показатель для одной конкретной модели.

ВАЗовские дизайнеры В.Антипин и В.Пашко смогли минимальными средствами действительно осовременить «трёшку», сделать её облик строже, лаконичнее и одновременно «моднее».

Пластиковые «клыки» и окончания бамперов, обрамление фар, совершенно оригинальные по конструкции задние фонари, иные колпаки – казалось бы, мелкие штрихи, но, «шестёрка» действительно воспринималась современниками, как новая модель, а не модификация привычной «тройки».
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086787000
«Шестёрка» выглядела еще престижнее ВАЗ-2103

При этом перед конструкторами и художниками стояла очень непростая задача: предстояло улучшить итальянскую разработку, не испортив её при этом. К тому времени на ВАЗе уже приобрели достаточный опыт и обладали определённым вкусом, который и позволил сделать «шестёрку» еще лучше.

Перед более поздними разработками пятого семейства у ВАЗ-2106 все же было одно несомненное «экстерьерное» преимущество – её внешность была куда более цельной, ведь на «ноль пятой» и «ноль седьмой» моделях угловатый низ отнюдь не идеально сочетался с плавной крышей и малым наклоном стоек и стёкол (особенно – боковых).
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086788536
Хватало изменений и в интерьере. В салоне «шестёрки» привлекала внимание полностью велюровая обивка сидений, на передних вдобавок появились подголовники, а в комбинации приборов – отдельный сигнализатор недостаточного уровня тормозной жидкости и реостат, плавно изменяющий яркость подсветки.
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086790328
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086790584
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086790840
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086792376
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086792888
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086793400
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086794680
Даже такая незначительная по нынешним меркам «мелочь», как аварийная сигнализация, впервые появилась тоже именно на «шестёрке». Еще одна новая деталь – подрулевое управление омывателем лобового стекла вместо ножного включателя, характерного для более ранних моделей.
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086794936
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086795192
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086795960
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086796216
Еще одно важное преимущество ВАЗ-2106 перед остальными моделями Жигулей скрывалось под капотом.

Как и в случае с 1,3-литровым вариантом 21011, конструкторы увеличили диаметр цилиндров с 76 до 79 мм, что в сочетании с "троечным" ходом поршня привело к увеличению рабочего объема до 1,57 литра.
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086797240
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086798008
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086798520
Благодаря длинноходности мотор по сравнению с двигателем 2103 прибавил 12% крутящего момента, став заметно более тяговитым на низких оборотах. При этом конструкторы сделали трансмиссию "шестёрки" куда более "скоростной", уменьшив передаточные числа некоторых передач и главной пары. В итоге при расчетной мощности двигателя в 80 л.с. Жигули шестой модели перешагнули полуторасотенный рубеж скорости, разгоняясь до 154 км/ч.
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086799032
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086800056
Двигатель 2106 объективно был вершиной советского малолитражного автопрома, ведь на более поздних моделях "классики" использовались моторы меньшего литража и развиваемой мощности, да и переднеприводные "полторашки" выдавали всего 70 "лошадок".
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086800568
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086801848
Конечно, со временем у "семёрки" появилась модификация с двигателем от ВАЗ-2106, получившая обозначение 21074, а у Нивы уже в послесоветский период рабочий объем увеличили до 1700 "кубиков".

В эпоху СССР "шестерка" в заднеприводной линейке действительно был самым мощным советским автомобилем с двигателем максимального литража.

Справедливости ради отметим, что "чистых шестёрок" было выпущено отнюдь не подавляющее большинство. Наиболее массовой стала модификация 21061 с полуторалитровым мотором 2103, а в конце 80-х под капотом чаще всего можно было встретить самый слабый двигатель из возможных, то есть, 1 300-кубовый агрегат 21011, который ставили в кузов шестой модели до 1994 года.
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086802104
Шестёрка была близка по уровню шумоизоляции и плавности хода к своей «прародительнице» третьей модели. После снятия с производства «трёшки» в 1985 году оказалось, что самой тихой, мягкой и плавной является именно «шестёрка». Вдобавок новые модели (2105 и 2105) по качеству отделки интерьера все же уступали «шестёрке», ведь опыт эксплуатации «пятерок» и «семёрок» показал, что их салоны с деталями из формованного пластика гораздо шумнее последней.
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086802616
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086803128
Салон ВАЗ-2106 – мягче не бывает. В последующих моделях жесткого пластика стало заметно больше.

А еще через лет 10-15, когда интерьеры всех Жигулей стали одинаково устаревшими, салон шестой модели стал смотреться «классически-благородно». Чего стоит лишь одна комбинация приборов, состоявшая из пяти отдельных круглых приборов! А стрелочные «часики» по центру «торпеды» в конце девяностых воспринимались уже и совсем «по-ягуаровски».

Увы, от роскоши былой эпохи до конца конвейерной жизни этой модели добрались отнюдь не все.
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086803384
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086803640
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086804408
Постепенно плёнку под дерево сменил пластик, велюр уступил место куда более прозаичному текстилю, вместо хрома снаружи и внутри стали все активнее применять черную пластмассу, а в цветовая гамма интерьера заметно «посерела», лишившись ярких красок прежних лет.
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086805688
На экспортных «шестёрках» под задним бампером стоял ПТФ.

С другой стороны, в автомобилях поздних выпусков появились такие важные «мелочи», как электрический обогрев заднего стекла и задний противотуманный фонарь.

ВАЗ-2106 выглядела отнюдь не бедной родственницей и на фоне переднеприводных автомобилей, ведь она была заметно просторнее и тише «зубил».

Отличная устойчивость и управляемость, характерная для «Спутников», нужна была отнюдь не всем. Именно поэтому советские автомобилисты, особенно старшего поколения, при возможности выбирали отнюдь не самую современную ВАЗовскую технику, отдавая предпочтение проверенной временем и такой комфортабельной «шестёрке».
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086805432
«Одеяло» шумоизоляции под капотом – неизменная черта люксовых Жигулей.

В момент появления ВАЗ-2106 была вершиной Тольяттинской модельной гаммы, как по позиционированию производителем, так и по оснащению. Неудивительно, что это тут же сказалось на цене машины – чтобы стать обладателем «лучших Жигулей», в то время нужно было отдать 9 100 рублей. При этом Нива со всей её сложной трансмиссией и внушительным внедорожным потенциалом была даже на 100 рублей дешевле!
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086806200
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086806968
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086807736
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086807992
Почти десять лет третья и шестая модели выпускались параллельно, а впоследствии к ним присоединились «пятерка» и «семёрка». Даже несмотря на «Мерседесовский» передок и более современные конструктивные решения, новым моделям Жигулей так и не удалось сместить с воображаемого пьедестала «шестёрку», которая вплоть до начала девяностых годов считалась самой престижной ВАЗовской моделью.
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086808248
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086808760
Лишь выход четырехдверного седана на платформе Самары несколько ослабил позиции 2106, а окончательный удар по имиджу нанесла «десятка» – автомобиль, который конструктивно по ряду решений был современнее ВАЗ-2106 уже не на одно, а на два поколения. Шестнадцатиклапанный двигатель, вклеенные стекла, «зализанный» кузов – на фоне «десяточных» инноваций «шестерка» выглядела уже явным пришельцем из прошлого.

В 90-е годы ВАЗ-2106 утратил изрядную долю роскоши и лоска, свойственную автомобилям первых лет выпуска.

В начале двухтысячных «бабушку прихорошили» – на новых заводах ВАЗ-2106 окрашивали в цвет «металлик», оснащали впрысковым мотором и более комфортабельными передними креслами… Увы, при этом машина полностью лишилась тех элементов отделки, которые, собственно, и отличали данную модель от более «бюджетных» ВАЗов. А в начале смутных девяностых, о которых сейчас и не очень хочется вспоминать, «шестёрку» выпускали вообще без хромированных молдингов на кузове! Правда, пару лет спустя на ВАЗе все же опомнились, и хром вернули на место.
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086809016
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086809784
Забавно, но, в определённое время у одного и того же автомобиля в глазах потенциальных покупателей был совершенно разный имидж: если молодые автомобилисты видели в ней лишь устаревшую и ухудшенную «классику», то представители старшего поколения смотрели на неё, как на «ту самую великолепную шестёрку» – самый дорогой, динамичный и качественно отделанный автомобиль Волжского автозавода.
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086810552
Поздняя «шестёрка» почти полностью лишилась хрома в отделке.

Справедливости ради отметим, что значительное время шестая модель ВАЗа действительно таковой и являлась, предлагая советскому потребителю максимум комфорта и роскоши – если, конечно, это слово применительно к одному из самых массовых автомобилей на Планете.

1975 год – выпущен первый ВАЗ-21061976 год – начало массового производства. 1998 год – производство частично перенесли на завод "Рослада" (Сызрань) 2001 год – начат выпуск на заводе Анто-Рус (Херсон, Украина). 2002 год – производство модели из Тольятти перенесли на завод ИжАвто (Ижевск). 2005 год – выпуск модели прекращен
Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей и полюбился народу... - 965086811320
«ВАЗ-2106» — самая живучая и популярная машина советского автопрома. В мегаполисах она встречается не так часто, а за пределами городов всегда находит своего почитателя. Через сервис avtocod.ru за последние три месяца ее пробили 46,5 тыс. раз, поставив на девятое место среди других автомобилей.

Комментарии

Комментариев нет.