Так устроено наше образование, что каждый ребёнок хоть немного, но рисовал - дома, в детском садике, в школе. Некоторым это нравится, некоторым - нет. Бывают случаи, когда ребёнку рисовать нравится, но отношение окружающих мешает ему развиваться, почувствовать себя настоящим художником. Иногда ребёнку внушают, что это баловство, и настраивают на то, что во взрослой жизни он обязан заниматься "серьёзным делом", а не "мазнёй". Или наоборот - излишняя похвала и отсутствие критики мешают осознать реальное положение дел и оценить свой уровень, и это тормозит в творческом развитии. Если вам нравится рисовать и вы хотите стать, пусть и не профессиональным, но всё равно художником - творить шедевры и получать от этого удовольствие - вот вам несколько советов от художника-педагога. На вкус и цвет товарищей нет. Рисуйте так, как нравится именно вам. Если вы записались в кружок или даже поступили в художественную школу, там с одинаковым успехом могут как научить рисовать, так и отбить охоту к рисованию. Потому что в кружке или школе вы должны выполнять задания, основанные на утверждённой, единой для всех учеников, программе. А творческие люди, как известно, строем не ходят, они индивидуальны. Поэтому необходимо осознать разницу между обучением и свободным творчеством. В кружке или школе вы обучаетесь основам изобразительного искусства - технике рисунка и живописи, правилам компоновки и композиции. А вот дома вы можете "оторваться по полной" - рисовать цветными карандашами или фломастерами, которыми запрещают пользоваться в художке, использовать вспомогательные средства вроде линейки, циркуля или трафаретов, и вообще рисовать что хотите и как хотите. Тяжело в учёбе - легко в творчестве. Исходя из предыдущего пункта, не надо смешивать учёбу с творчеством. Во время обучения вы отрабатываете навыки, а в процессе творчества вы эти навыки применяете. Вы можете мучиться во время учёбы, но художественное произведение не должно быть вымученным. Если вам трудно что-то нарисовать, вы постоянно исправляете, перерисовываете и вообще испытываете "муки творчества" - поймите, в данный момент вы всё-таки учитесь, отрабатываете трудные моменты - ну так и относитесь к этой работе, как к учебной. Исправляйте смелее, стирайте до дыр, ищите нужный контур, тон, цвет или что там у вас не получается - но не старайтесь сделать это чистенько и прилично, как на заказ или на выставку. Чисто и прилично получится потом, когда вы найдёте решение проблемы и получите навык, а пока ищете - именно ищите, а не делайте вид, что уже нашли. Будьте самокритичны. Самое первое, чему обучают в художественных школах - исправлять ошибки. Для этого есть стирательная резинка, но умение пользоваться ей состоит не в том, чтобы чистенько стереть и заново чистенько нарисовать, а в том, чтобы вовремя осознать - вот здесь я ошибся, надо исправлять. Часто бывает так, что ученик нарисовал, как ему кажется, красиво, и наотрез отказывается признавать ошибки, только потому, что ему было трудно, он старался, и не хочет переделывать заново, опять тратить силы и время. Так и получаются непохожие портреты с тщательно прорисованными ресничками. Конечно, можно и специально рисовать непохоже, в стиле "я так вижу", но если требуется портретное сходство - будьте добры, не обманывайте сами себя, не занимайтесь самогипнозом и не путайте детализацию с точностью. Реснички и прочие мелкие детали - это не точность, а именно детализация, а в портрете главное - точно передать похожесть, характер. Не срисовывайте, если хотие научиться рисовать. Сразу оговорюсь - срисовывать можно, это не преступление. Но так вы ограничите себя в возможности научиться рисовать. Срисовывание - большая проблема для начинающих. Это такой костыль, без которого вы уже не сможете ходить (рисовать) самостоятельно. Оправдания в духе "мне это помогает отработать технику" или "все великие художники занимались копированием" - это самообман. Но тут есть нюансы - надо различать точное срисовывание "один в один" и использование чужих картин и фотографий в качестве вспомогательных изображений. Точное срисовывание делает из вас игрушечного хомяка-повторяшку, который сам ничего подобного сказать не в состоянии, а только повторять может. А вот если вы посматриваете на фотографию, чтобы понять, как располагаются свет и тень на объекте, где какие мускулы и как они выглядят в разных положениях тела - это уже не срисовывание, а работа с референсами. Референс - вспомогательное изображение. Также не надо путать срисовывание с копированием картин известных художников. Скопировать шедевр Леонардо или Рафаэля доверят не каждому, а только опытному художнику. Копии нужны музеям и прочим богатым заказчикам, копия - это полная имитация картины, созданная красками схожего состава, с повторением техники и фактуры каждого мазка, размера полотна. Вас вряд ли пустят с мольбертом и красками в галерею, вам доступны только репродукции. Срисовывая с репродукции, вы даже копию репродукции не сможете сделать, потому что единственно возможная копия репродукции, с теми же физическими свойствами - это такая же репродукция, напечатанная тем же типографским способом. Есть ещё утверждение, что рисовать с натуры или с фотографии - одно и то же, и даже с фотографиии якобы труднее. Тут два варианта - или человек просто не знает терминов и работу по референсам считает срисовыванием, тогда простительно. Или человек оценивает работу по трудозатратам, и тот факт, что срисовывание даётся ему с трудом, делает его в собственных глазах равным художнику. При такой самооценке человек никогда рисовать не научится, раз он и так уже считает себя художником. Чисто технические советы. Хотите получше увидеть цвет - расширяйте глаза. Хотите лучше увидеть тон - прищурьтесь. Хотите найти ошибки в рисунке - переверните его вверх ногами, или на бок, или посмотрите на него в зеркало. За время работы над рисунком глаза привыкают к нему и могут не заметить ошибку, а в новом ракурсе рисунок воспринимается свежим взглядом. Начинайте рисунок тонкими лёгкими линиями, постепенно уточняя более решительно, и только когда уверены, что всё правильно, можете рисовать в полный нажим карандаша. Исправляя ошибки, не торопитесь стирать проблемное место. Для начала исправьте ошибку более твёрдыми штрихами, потом сотрите лишнее. Так вы можете ориентироваться по ошибке, видеть, как её исправить, а если сотрёте сразу, не оставите ориентира и можете ошибку повторить. Это далеко не всё, что можно посоветовать. Пишите комментарии, пообщаемся.
Мастерская творческих ремёсел
Советы начинающим художникам
Если вам нравится рисовать и вы хотите стать, пусть и не профессиональным, но всё равно художником - творить шедевры и получать от этого удовольствие - вот вам несколько советов от художника-педагога.
На вкус и цвет товарищей нет. Рисуйте так, как нравится именно вам.
Если вы записались в кружок или даже поступили в художественную школу, там с одинаковым успехом могут как научить рисовать, так и отбить охоту к рисованию. Потому что в кружке или школе вы должны выполнять задания, основанные на утверждённой, единой для всех учеников, программе. А творческие люди, как известно, строем не ходят, они индивидуальны. Поэтому необходимо осознать разницу между обучением и свободным творчеством. В кружке или школе вы обучаетесь основам изобразительного искусства - технике рисунка и живописи, правилам компоновки и композиции. А вот дома вы можете "оторваться по полной" - рисовать цветными карандашами или фломастерами, которыми запрещают пользоваться в художке, использовать вспомогательные средства вроде линейки, циркуля или трафаретов, и вообще рисовать что хотите и как хотите.
Тяжело в учёбе - легко в творчестве.
Исходя из предыдущего пункта, не надо смешивать учёбу с творчеством. Во время обучения вы отрабатываете навыки, а в процессе творчества вы эти навыки применяете. Вы можете мучиться во время учёбы, но художественное произведение не должно быть вымученным. Если вам трудно что-то нарисовать, вы постоянно исправляете, перерисовываете и вообще испытываете "муки творчества" - поймите, в данный момент вы всё-таки учитесь, отрабатываете трудные моменты - ну так и относитесь к этой работе, как к учебной. Исправляйте смелее, стирайте до дыр, ищите нужный контур, тон, цвет или что там у вас не получается - но не старайтесь сделать это чистенько и прилично, как на заказ или на выставку. Чисто и прилично получится потом, когда вы найдёте решение проблемы и получите навык, а пока ищете - именно ищите, а не делайте вид, что уже нашли.
Будьте самокритичны.
Самое первое, чему обучают в художественных школах - исправлять ошибки. Для этого есть стирательная резинка, но умение пользоваться ей состоит не в том, чтобы чистенько стереть и заново чистенько нарисовать, а в том, чтобы вовремя осознать - вот здесь я ошибся, надо исправлять. Часто бывает так, что ученик нарисовал, как ему кажется, красиво, и наотрез отказывается признавать ошибки, только потому, что ему было трудно, он старался, и не хочет переделывать заново, опять тратить силы и время. Так и получаются непохожие портреты с тщательно прорисованными ресничками. Конечно, можно и специально рисовать непохоже, в стиле "я так вижу", но если требуется портретное сходство - будьте добры, не обманывайте сами себя, не занимайтесь самогипнозом и не путайте детализацию с точностью. Реснички и прочие мелкие детали - это не точность, а именно детализация, а в портрете главное - точно передать похожесть, характер.
Не срисовывайте, если хотие научиться рисовать.
Сразу оговорюсь - срисовывать можно, это не преступление. Но так вы ограничите себя в возможности научиться рисовать. Срисовывание - большая проблема для начинающих. Это такой костыль, без которого вы уже не сможете ходить (рисовать) самостоятельно. Оправдания в духе "мне это помогает отработать технику" или "все великие художники занимались копированием" - это самообман. Но тут есть нюансы - надо различать точное срисовывание "один в один" и использование чужих картин и фотографий в качестве вспомогательных изображений. Точное срисовывание делает из вас игрушечного хомяка-повторяшку, который сам ничего подобного сказать не в состоянии, а только повторять может. А вот если вы посматриваете на фотографию, чтобы понять, как располагаются свет и тень на объекте, где какие мускулы и как они выглядят в разных положениях тела - это уже не срисовывание, а работа с референсами. Референс - вспомогательное изображение.
Также не надо путать срисовывание с копированием картин известных художников. Скопировать шедевр Леонардо или Рафаэля доверят не каждому, а только опытному художнику. Копии нужны музеям и прочим богатым заказчикам, копия - это полная имитация картины, созданная красками схожего состава, с повторением техники и фактуры каждого мазка, размера полотна. Вас вряд ли пустят с мольбертом и красками в галерею, вам доступны только репродукции. Срисовывая с репродукции, вы даже копию репродукции не сможете сделать, потому что единственно возможная копия репродукции, с теми же физическими свойствами - это такая же репродукция, напечатанная тем же типографским способом.
Есть ещё утверждение, что рисовать с натуры или с фотографии - одно и то же, и даже с фотографиии якобы труднее. Тут два варианта - или человек просто не знает терминов и работу по референсам считает срисовыванием, тогда простительно. Или человек оценивает работу по трудозатратам, и тот факт, что срисовывание даётся ему с трудом, делает его в собственных глазах равным художнику. При такой самооценке человек никогда рисовать не научится, раз он и так уже считает себя художником.
Чисто технические советы.
Хотите получше увидеть цвет - расширяйте глаза.
Хотите лучше увидеть тон - прищурьтесь.
Хотите найти ошибки в рисунке - переверните его вверх ногами, или на бок, или посмотрите на него в зеркало. За время работы над рисунком глаза привыкают к нему и могут не заметить ошибку, а в новом ракурсе рисунок воспринимается свежим взглядом.
Начинайте рисунок тонкими лёгкими линиями, постепенно уточняя более решительно, и только когда уверены, что всё правильно, можете рисовать в полный нажим карандаша.
Исправляя ошибки, не торопитесь стирать проблемное место. Для начала исправьте ошибку более твёрдыми штрихами, потом сотрите лишнее. Так вы можете ориентироваться по ошибке, видеть, как её исправить, а если сотрёте сразу, не оставите ориентира и можете ошибку повторить.
Это далеко не всё, что можно посоветовать. Пишите комментарии, пообщаемся.
Успехов в творчестве!