Карманные деньги царских детей ей самими родителями – из личных средств. Сформированная таким образом сумма по большей мере шла именно на содержание ребенка. Лишь некоторая часть «детских» денег в императорской семье оставалась неприкосновенной. Из этого остатка складывались накопления на будущее. Доступ к этим накоплениям царские дети получали по достижении совершеннолетия. С этих пор свои капиталы великие княжны и князья могли уже тратить по своему усмотрению. Известно, что во времена Николая I и его сына Александра II, великие княжны и князья, конечно, в сопровождении воспитателей, часто посещали петербургские магазины, где покупали на свои деньги сладости, красивые безделушки, книги, игрушки, подарки близким на праздники и пр. Воспитанная английской королевой-пуританкой Викторией, Аликс привыкла считать каждую копейку. Лично контролировала Александра Федоровна не только собственные средства, но и расходы всего царского семейства. Понимая, что ее дочери рано или поздно выйдут замуж и переедут жить в собственные дворцы, императрица потому была крайне недовольна тем, что они не знают цену деньгам и не умеют с ними обращаться. Маленькая сумма, выделяемая им на карманные расходы, нужна была именно для того, чтобы царские дочери смогли почувствовать, что это означает – самостоятельно обращаться с деньгами и планировать свои траты. Одновременно с выделением карманных средств, великих княжон обязали вести и личные приходно-расходные книги. С этими книгами царские дочери ежемесячно являлись к матери для предоставления ей отчета в своих расходах, отчитываясь за каждую потраченную копейку. Известно, что проверять, как ее дочери тратят деньги, а также, как они ведут собственную «бухгалтерию», Александра Федоровна никогда не ленилась. Подобные навыки правильного ведения личной бухгалтерии Александра Федоровна, кстати, смогла привить не только своим дочерям. Известно, что императрица обучила правильно считать деньги и свою любимую и практически единственную подругу – фрейлину Анну Вырубову. Анна была на целых 12 лет младше Александры Федоровны. Поэтому императрица проявляла к ней не только дружеские чувства, но и нечто вроде материнской заботы. Как-то раз, когда Анна пришла к Александре Федоровне, та прямо спросила ее, сколько она тратит денег в месяц на себя. Этот простой, казалось бы, вопрос, поставил Вырубову в полный тупик. Анна совершенно не умела контролировать финансы и просто-напросто не знала, какова сумма ее ежемесячных трат. Поняв, что финансовая грамотность ее подруги находится на «нуле», Александра Федоровна приступила к воспитанию.
Подозвав Анну к своему письменному столику, императрица взяла карандаш и положила перед собой листок бумаги. Далее вместе с Вырубовой они подсчитали, сколько Анна тратит в месяц на продукты, керосин, одежду, средства гигиены и пр. Как позднее писала сама Анна в своих мемуарах, в расчетах императрица учла буквально все, вписав в статью расходов даже самые незначительные мелочи. В конечном итоге у Анны и Александры Федоровны получилась сумма в 270 руб. Передав Анне листок с расчетами, Александра Федоровна отпустила ее домой, наказав не превышать в месяц полученной суммы. Затем императрица позвала к себе графа Фредерикса и велела приносить ей ежемесячно в определенную дату по 270 рублей из Министерства Двора. Эти деньги Александра Федоровна в последующем отдавала Анне, по сути, самолично назначив ей небольшое жалование дворцовой служащей.
История: Россия и мир
"Детские" деньги в императорской семье.
Карманные деньги царских детей ей самими родителями – из личных средств. Сформированная таким образом сумма по большей мере шла именно на содержание ребенка. Лишь некоторая часть «детских» денег в императорской семье оставалась неприкосновенной. Из этого остатка складывались накопления на будущее. Доступ к этим накоплениям царские дети получали по достижении совершеннолетия. С этих пор свои капиталы великие княжны и князья могли уже тратить по своему усмотрению.
Известно, что во времена Николая I и его сына Александра II, великие княжны и князья, конечно, в сопровождении воспитателей, часто посещали петербургские магазины, где покупали на свои деньги сладости, красивые безделушки, книги, игрушки, подарки близким на праздники и пр.
Воспитанная английской королевой-пуританкой Викторией, Аликс привыкла считать каждую копейку. Лично контролировала Александра Федоровна не только собственные средства, но и расходы всего царского семейства. Понимая, что ее дочери рано или поздно выйдут замуж и переедут жить в собственные дворцы, императрица потому была крайне недовольна тем, что они не знают цену деньгам и не умеют с ними обращаться.
Маленькая сумма, выделяемая им на карманные расходы, нужна была именно для того, чтобы царские дочери смогли почувствовать, что это означает – самостоятельно обращаться с деньгами и планировать свои траты.
Одновременно с выделением карманных средств, великих княжон обязали вести и личные приходно-расходные книги. С этими книгами царские дочери ежемесячно являлись к матери для предоставления ей отчета в своих расходах, отчитываясь за каждую потраченную копейку. Известно, что проверять, как ее дочери тратят деньги, а также, как они ведут собственную «бухгалтерию», Александра Федоровна никогда не ленилась.
Подобные навыки правильного ведения личной бухгалтерии Александра Федоровна, кстати, смогла привить не только своим дочерям. Известно, что императрица обучила правильно считать деньги и свою любимую и практически единственную подругу – фрейлину Анну Вырубову.
Анна была на целых 12 лет младше Александры Федоровны. Поэтому императрица проявляла к ней не только дружеские чувства, но и нечто вроде материнской заботы.
Как-то раз, когда Анна пришла к Александре Федоровне, та прямо спросила ее, сколько она тратит денег в месяц на себя. Этот простой, казалось бы, вопрос, поставил Вырубову в полный тупик. Анна совершенно не умела контролировать финансы и просто-напросто не знала, какова сумма ее ежемесячных трат. Поняв, что финансовая грамотность ее подруги находится на «нуле», Александра Федоровна приступила к воспитанию.
Передав Анне листок с расчетами, Александра Федоровна отпустила ее домой, наказав не превышать в месяц полученной суммы. Затем императрица позвала к себе графа Фредерикса и велела приносить ей ежемесячно в определенную дату по 270 рублей из Министерства Двора. Эти деньги Александра Федоровна в последующем отдавала Анне, по сути, самолично назначив ей небольшое жалование дворцовой служащей.