Что такое соединение ума и сердца с точки зрения сетей сознания и когнитивных порогов
Категория «духовного сердца» или «точки сборки», как устойчивого центра повышенной светимости «кокона» души, в котором буквально «собирается» картина воспринимаемого мира, является ключевой во всей святоотеческой и православной психологии. Ключевой она является именно потому, что источником осознанности души фактически является «духовное сердце», а не головной мозг, как вторичный центр, развивающийся на основе нервной деятельности и нейросети мозга в виде логического рассудка и мышления. Иными словами, с точки зрения движения энергии и информации в «коконе» души, изначально энергия сознания проистекает именно из «духовного сердца», как центра знания, а уже потом и с небольшой задержкой она обрабатывается центром мозга и рассудка. Данный принцип известен как «ум сердца» или совесть, которая сразу же распознаёт любое явление с точки зрения добра и зла без рассуждения и анализа, т.е. без использования центра головного мозга. Как говорит святоотеческое учение, «духовное сердце» является для души не просто центром осознанности, но центром всех энергий человека и любое изменение в «духовном сердце», как «руле сознания», приводит к изменению состояния души. «Сердце человеческое похоже на гирю часовую и на руль корабельный. Облегчи или утяжели гирю, тотчас изменится движение всех колес часовых, и стрелки часов перестанут быть верными указателями времени. Подвинь направо или налево руль, тотчас изменится движение корабля, и он сойдет с того направления, которого держался прежде. Так, когда сердце приходит в смятение, все внутреннее наше приходит в беспорядочное движение и самый ум теряет правость умствования своего. Вот почему необходимо поскорее умирять сердце, как только оно смутится чем-либо, внутренним или внешним, во время ли молитвы, или во всякое другое время» (Преп. Никодим Святогорец, Невидимая брань, блаженной памяти старца Никодима Святогорца: В 2 ч. 2-е изд., 257). То же самое говорит и святитель Феофан Затворник. «Они (силы души – ум, чувство, воля) отражаются своею деятельностию в сердце, и, обратно, сердце отражает себя в них. Посему оно (сердце) справедливо почитается корнем существа человеческого, фокусом всех его сил духовных, душевных и животно-телесных. Имея такое значение в человеке, оно исключительное значение должно иметь и в отношении ко всему, что вне его, ибо человек состоит в связи со всем сущим.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, опыт христианской психологии, О силах чувствующих или о сердце, с. 425) «Сия связь (сердца) не может утверждаться инуды (в ином месте), как в центре его существа, подобно тому как связь в часах утверждена на соотношении центров всех колес их. Если центр существа человеческого есть сердце, то им он входит в связь со всем существующим.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, опыт христианской психологии, О силах чувствующих или о сердце, с. 425) Таким образом, святоотеческая психология исходит из того, что ум человека, является порождением двух центров одновременно: - центра головы (головного мозга) и - центра сердца (духовного сердца). При этом центр «духовного сердца» является врождённым центром осознанности, который есть уже у новорожденного и даже эмбриона, поскольку он создаётся в момент зачатия души, а центр «головного мозга» является только вторичным и приобретённым центром, развиваемым в процессе Взаимодействие этих двух центров осознанности и создаёт всю уникальность личности человека, имеющего и внутренний ум сердца (совесть) и внешний логический рассудок (разум). При этом совесть без разума лишена рассудительной, операционной и аналитической составляющей осознанности, а разум без совести лишён этического, нравственного и интуитивного качества. Совместная и слаженная работа этих двух центров - совести и разума создаёт уникальное качество сознания, именуемое нравственным мышлением или таким мышлением, которое регулируется не столько голой логикой и целесообразностью, сколько совестью, нравственностью и моралью. В то же время, если в работе двух данных центров имеется существенный перекос в сторону голого разума, мы имеем дело с процессорным (машинным) мышлением или таким мышлением, которое управляется только целесообразностью и логикой без участия регулирующей функции совести, нравственности и морали. В чём состоит разница между данными типами мышления - нравственным и процессорным ? Разница состоит в том, что нравственное мышление связано с центром «духовного сердца», который является доминантным, а процессорное мышление с центром «духовного сердца» не связано, а руководствуется только логикой и целесообразностью центра «головного мозга». Данное отличие можно смело считать принципиальным отличием человеческого (нравственного) типа сознания и мышления от нечеловеческого (процессорного), поскольку из двух данных типов мышления только нравственное мышление связано через «духовное сердце» и совесть с Богом (Духом). Процессорное мышление, при всей его логической привлекательности и совместимости с компьютером, с центром «духовного сердца» и Богом никак не связано, поскольку данное мышление всецело завязано на центр «головного мозга» и в частности нейросеть, как самый грубый и вещественный тип сетей. Вот как об этом сказал известный румынский духовник Софиан (Богиу), когда его спросили о том, в чём состоит главное отличие между умом и сердцем: «Батюшка, уточните, пожалуйста, различие между умом и сердцем, которое проводят духовные святые отцы. - Это различие легко провести потому, что есть два особых места, в которых размещаются эти два центра. В голове размещается Ум, включающий интеллект и память. Другим центром является сердце, где находится чувство, где находится воля. Однако сердце духовное не совпадает с плотяным сердцем. Сердце духовное — это центр, в котором Бог живет в нас. Этот центр тоже называется сердцем… ®Яцкевич Константин Владимирович
Матрица судьбы что это?
Что такое соединение ума и сердца с точки зрения сетей сознания и когнитивных порогов
Категория «духовного сердца» или «точки сборки», как устойчивого центра повышенной светимости «кокона» души, в котором буквально «собирается» картина воспринимаемого мира, является ключевой во всей святоотеческой и православной психологии.
Ключевой она является именно потому, что источником осознанности души фактически является «духовное сердце», а не головной мозг, как вторичный центр, развивающийся на основе нервной деятельности и нейросети мозга в виде логического рассудка и мышления.
Иными словами, с точки зрения движения энергии и информации в «коконе» души, изначально энергия сознания проистекает именно из «духовного сердца», как центра знания, а уже потом и с небольшой задержкой она обрабатывается центром мозга и рассудка.
Данный принцип известен как «ум сердца» или совесть, которая сразу же распознаёт любое явление с точки зрения добра и зла без рассуждения и анализа, т.е. без использования центра головного мозга.
Как говорит святоотеческое учение, «духовное сердце» является для души не просто центром осознанности, но центром всех энергий человека и любое изменение в «духовном сердце», как «руле сознания», приводит к изменению состояния души.
«Сердце человеческое похоже на гирю часовую и на руль корабельный. Облегчи или утяжели гирю, тотчас изменится движение всех колес часовых, и стрелки часов перестанут быть верными указателями времени. Подвинь направо или налево руль, тотчас изменится движение корабля, и он сойдет с того направления, которого держался прежде. Так, когда сердце приходит в смятение, все внутреннее наше приходит в беспорядочное движение и самый ум теряет правость умствования своего. Вот почему необходимо поскорее умирять сердце, как только оно смутится чем-либо, внутренним или внешним, во время ли молитвы, или во всякое другое время» (Преп. Никодим Святогорец, Невидимая брань, блаженной памяти старца Никодима Святогорца: В 2 ч. 2-е изд., 257).
То же самое говорит и святитель Феофан Затворник.
«Они (силы души – ум, чувство, воля) отражаются своею деятельностию в сердце, и, обратно, сердце отражает себя в них. Посему оно (сердце) справедливо почитается корнем существа человеческого, фокусом всех его сил духовных, душевных и животно-телесных. Имея такое значение в человеке, оно исключительное значение должно иметь и в отношении ко всему, что вне его, ибо человек состоит в связи со всем сущим.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, опыт христианской психологии, О силах чувствующих или о сердце, с. 425)
«Сия связь (сердца) не может утверждаться инуды (в ином месте), как в центре его существа, подобно тому как связь в часах утверждена на соотношении центров всех колес их. Если центр существа человеческого есть сердце, то им он входит в связь со всем существующим.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, опыт христианской психологии, О силах чувствующих или о сердце, с. 425)
Таким образом, святоотеческая психология исходит из того, что ум человека, является порождением двух центров одновременно:
- центра головы (головного мозга) и
- центра сердца (духовного сердца).
При этом центр «духовного сердца» является врождённым центром осознанности, который есть уже у новорожденного и даже эмбриона, поскольку он создаётся в момент зачатия души, а центр «головного мозга» является только вторичным и приобретённым центром, развиваемым в процессе
Взаимодействие этих двух центров осознанности и создаёт всю уникальность личности человека, имеющего и внутренний ум сердца (совесть) и внешний логический рассудок (разум). При этом совесть без разума лишена рассудительной, операционной и аналитической составляющей осознанности, а разум без совести лишён этического, нравственного и интуитивного качества.
Совместная и слаженная работа этих двух центров - совести и разума создаёт уникальное качество сознания, именуемое нравственным мышлением или таким мышлением, которое регулируется не столько голой логикой и целесообразностью, сколько совестью, нравственностью и моралью.
В то же время, если в работе двух данных центров имеется существенный перекос в сторону голого разума, мы имеем дело с процессорным (машинным) мышлением или таким мышлением, которое управляется только целесообразностью и логикой без участия регулирующей функции совести, нравственности и морали.
В чём состоит разница между данными типами мышления - нравственным и процессорным ?
Разница состоит в том, что нравственное мышление связано с центром «духовного сердца», который является доминантным, а процессорное мышление с центром «духовного сердца» не связано, а руководствуется только логикой и целесообразностью центра «головного мозга».
Данное отличие можно смело считать принципиальным отличием человеческого (нравственного) типа сознания и мышления от нечеловеческого (процессорного), поскольку из двух данных типов мышления только нравственное мышление связано через «духовное сердце» и совесть с Богом (Духом).
Процессорное мышление, при всей его логической привлекательности и совместимости с компьютером, с центром «духовного сердца» и Богом никак не связано, поскольку данное мышление всецело завязано на центр «головного мозга» и в частности нейросеть, как самый грубый и вещественный тип сетей.
Вот как об этом сказал известный румынский духовник Софиан (Богиу), когда его спросили о том, в чём состоит главное отличие между умом и сердцем:
«Батюшка, уточните, пожалуйста, различие между умом и сердцем, которое проводят духовные святые отцы.
- Это различие легко провести потому, что есть два особых места, в которых размещаются эти два центра. В голове размещается Ум, включающий интеллект и память. Другим центром является сердце, где находится чувство, где находится воля. Однако сердце духовное не совпадает с плотяным сердцем. Сердце духовное — это центр, в котором Бог живет в нас. Этот центр тоже называется сердцем…
®Яцкевич Константин Владимирович