Дата 26 апреля 1986 года стала символом крупнейшей в истории человечества техногенной катастрофы.

На 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошёл взрыв, эквивалентный 500 хиросимским бомбам.
38 лет назад это событие изменило жизни миллионов людей.
Сегодня вспомним о радиационных авариях на атомных подводных лодках Отечественного ВМФ и почтим память жертв. Каждая из этих катастроф могла бы стать вторым Чернобылем.
☢ 4 июля 1961 года К-19 (проект 658) СФ. В Норвежском море произошла авария реактора.
8 членов экипажа из 104 получили смертельные дозы радиации и в течение недели умерли.
☢ 12 апреля 1970 года К-8 (проект 627А "Кит") СФ. В Бискайском заливе в условиях 8-балльного шторма после возникшего 8 апреля на борту пожара затонула.
52 из 125 членов экипажа погибли.
☢ 24 февраля 1972 года К-19 (проект 658) СФ. В северной части Атлантического океана возник пожар. Всплыв, лодка оказалась без хода, так как не удалось запустить дизель-генераторы.
28 человек погибли.
☢14 июня 1973 года К-56 (проект 675) ТОФ. В заливе Петра Великого (Японское море) АПРК столкнулся с НИС "Академик Берг". На стыке первого и второго отсеков образовалась пробоина, во второй отсек начал поступать хлор из аккумуляторных батарей.
27 человек погибли.
☢ 21 августа 1980 года К-122 (проект 659Т) ТОФ. В Тихом океане произошел пожар. Лодка всплыла, но осталась без хода и связи. Моряки вручную заглушили реактор и сигнальными ракетами привлекли внимание английского газовоза Harry. Через 9 часов подошло учебное судно "Меридиан".
14 человек погибли.
☢ 23 июня 1983 года К-429 (проект 670 "Скат") ТОФ. Затонула в бухте Саранная. Через вентиляционную систему затопило 4 отсек, лодка легла на грунт на глубине 40 м.
16 человек погибли, остальные 104 моряка смогли покинуть корабль.
☢ 10 августа 1985 года К-431 (проект 675) ТОФ. На 30-м СРЗ в бухте Чажма при подъеме крышки реактора плавмастерскую с краном качнуло волной, крышка вместе с системой поглотителей поднялась слишком высоко. Началась цепная ядерная реакция, произошел тепловой взрыв
10 человек погибли. АПРК К-42 был отправлен в отстой, в 1990 году выведен из боевого состава флота) и дизельная ПЛ. К середине 1990-х годов число выявленных пострадавших в результате данной аварии превысило 950 человек.
☢ 3 октября 1986 года К-219 (проект 667АУ "Налим") СФ. В Атлантическом океане произошел взрыв в ракетной шахте. Вышла из строя система охлаждения ядерного реактора. Матрос-реакторщик Сергей Преминин предотвратил расплавление активной зоны реактора, вручную опустив компенсирующие решетки, но погиб от жары в отсеке. Потеряв плавучесть из-за поступления воды через разрушенную шахту, 6 октября лодка затонула на глубине 5,5 тыс. м.
4 человека погибли, 115 человек спаслись.
☢ 7 апреля 1989 года К-278 "Комсомолец" (проект 685 "Плавник") СФ. В Норвежском море на борту возникло возгорание. При всплытии и выравнивании крена лодки был израсходован ВВД и потерян запас плавучести. В прочный корпус стала поступать вода, через 6 часов лодка получила большой дифферент на корму и затонула на глубине около 1,8 тыс. м.
42 человека погибли, спаслись 27 членов экипажа.
☢ 29 сентября 1991 года ТК-17 (с 2012 года — "Архангельск") проекта 941 "Акула" СФ. В Белом море в шахте взорвалась и разрушилась одна из ракет. Взрывом была сорвана крышка шахты, из-за разброса твердого ракетного топлива загорелось резиновое покрытие легкого корпуса. После всплытия командир субмарины капитан первого ранга Игорь Гришков принял решение срочно погрузить корабль на перископную глубину, что позволило сбить пламя массой морской воды. После этого подлодка снова всплыла.
Погибших нет.
☢ 29 мая 1992 года Б-502 (проект 671РТМ "Щука") СФ. В Североморске на борту АПЛ произошел взрыв и пожар. Перед этим при отработке задач в море была замечена неисправность компрессора высокого давления в первом отсеке. После возвращения корабля на базу на борт субмарины прибыл начальник электромеханической службы дивизии капитан первого ранга Константин Ляшков. Когда агрегат запустили, произошел взрыв буферной емкости электрокомпрессора.
5 моряков пострадали, Ляшков от полученных ранений скончался по дороге в госпиталь.
☢ 26 января 1998 года Б-527 (проект 671РТМ "Щука") СФ. Губа Западная Лица. При вводе ГЭУ периферийная компенсирующая решетка реактора №1 опустилась не до конца. При попытке снять заглушку регулировочного винта началось поступление в отсек воды из первого (радиоактивного) контура реактора.
5 человек получили острое ингаляционное отравление. Через 6 часов скончался командир дивизиона движения капитан 3 ранга Сергей Соловьев.
☢ 12 августа 2000 года К-141 "Курск" (проект 949А «Антей») СФ.
Взрыв в ТА №4 из-за утечки компонентов топлива торпеды, позднее взорвались стеллажи с другими торпедами. Оставшиеся в живых 23 моряка отступили в девятый отсек, где умерли спустя сутки.
118 человек погибли.
☢ 30 августа 2003 года К-159 (проект 627А "Кит") СФ затонул в Баренцевом море. Подлодку буксировалали с базы в Гремихе в город Полярный для утилизации. Ядерный реактор был заглушен. В штормовых условиях произошел отрыв понтонов, лодка затонула на глубине около 170 м.
9 человек погибли.
☢ 14 ноября 2004 года К-223 "Подольск" (проект 667БДР "Кальмар") ТОФ. В Вилючинске (Камчатка) во втором отсеке матросы дозаправляли водой аккумуляторную батарею. Однако редукционный клапан в последней был неисправен из-за коррозии, поэтому вода подавалась в нее с большим, чем необходимо, давлением. Цистерну долива разорвало.
1 человек погиб, 2 получили ранения.
☢ 7 сентября 2006 года Б-414 "Даниил Московский" (проект 671РТМК "Щука") СФ. В Баренцевом море произошло возгорание обратимого преобразователя в 6 (электромеханическом) отсеке. Сработала аварийная защита реактора. Личный состав не выполнил полную герметизацию пострадавшего отсека, продуктами горения оказался загазован и 5 отсек.
2 человека погибли.
#запискиподводника #подводникпишет

Комментарии

  • 29 мая 22:13
    Только человеческий фактор, прошу обратить внимание на аварии до 85г., и после. Я имею ввиду число аварий, нас прежде чем допускать к самоуправлению, мы стояли вахту за себя , с трюмным, тубинистом и тд. и тп. Потом наступило время замполитов, офицеров по воспитанию личного состава. Трогать карасей уже нельзя было, это я о взаимозаменяемости в походе.!!!