Начинаем публиковать работу-исследование Николай Антишин о истории развития народной игрушки и стиле «маховой» резьбы.

Ссылка на автора и источники при репосте обязательна.
«Техника резьбы у игрушки довольно простая и вмещает в себя различные примитивные приемы народной резьбы, подобные приёмы существовали давно и не только в нашей стране - нож основной инструмент, практически не используются стамески. Такая резьба у нас называется "маховой" или "смашной", то есть с маху, сразу, без предварительной зарубки топором и обработки стамесками (как это обычно делают скульпторы) из трёхгранного полена или "горбушки". "Горбушка" - половинка небольшого в диаметре полена. Или "балбешки" а мастеров работавших в такой технике называли "балбешники". На самом деле "балбешниками" называли всех мастеров "работающих" игрушку, но об этом в другой раз. Принцип - использовать максимально трёхгранное или полукруглое сечение полена, что бы передать некий образ, придавая ему нужную форму и точными порезками обозначая детали. Три грани полена в совокупности давали объём. Гениальная догадка тогдашних мастеров. Мастера для скорости просто откалывли - отщепляли все ненужное ножом, иногда почти не выглаживая, особенно сзади, всё равно в красилке зашкурят и покроют левкасом. Хотя в 19в мастера уже шкурили сами, впрочем все операции оговаривались заказчиком и мастером заранее. Возможно по этому эти изделия называли "щепной" игрушкой. Из мелких"чурочек" и "щепы" делались фигурки по меньше. Возможно отсюда другое название - "щепной товар".Также товар подразделялся на "белый" и "серый". Бытовало также выражение "дрянная резь". "Белый" это как правило хорошо вырезанные, детализированные скульптуры, которые могли иметь самостоятельное значение, их можно было не красить. А "серый" это заготовки по проще, которые потом покрывали левкасом(как на иконах, меловой грунт на клею) и раскрашивали. После покрытия левкасом, многие шероховатости уходили. Из "белья"делались как правило более дорогие образцы, для интерера, которые тоже предварительно покрывали левкасом а за тем раскрашивали более тщательно. Интересно что вместо лака могли использовать клей типа костного. Иногда использовались краски эмалевые, в отличие от просто водяных они не пачкались и обладали некотором блеском. Правда "белая резь" как самостоятельный вид оформилась много позже, под влиянием работы земства, когда под управлением Бартрама были привлечены для работы с кустарными образцами художники, то есть уже в самом конце 19 в начале ХХ века. Народ массово предпочитал ярко расскрашенные игрушки.»
Фото взято со страницы Резьба по дереву. Сергиевская игрушка. ,автор А.Варганов. Продолжение следует…

Начинаем публиковать работу-исследование Николай Антишин о истории развития народной игрушки и стиле «маховой» резьбы. - 952936767602
Начинаем публиковать работу-исследование Николай Антишин о истории развития народной игрушки и стиле «маховой» резьбы. - 952936767858
Начинаем публиковать работу-исследование Николай Антишин о истории развития народной игрушки и стиле «маховой» резьбы. - 952936768114
Начинаем публиковать работу-исследование Николай Антишин о истории развития народной игрушки и стиле «маховой» резьбы. - 952936768370

Комментарии

Комментариев нет.