Начинаем публиковать работу-исследование Николай Антишин о истории развития народной игрушки и стиле «маховой» резьбы.
Ссылка на автора и источники при репосте обязательна. «Техника резьбы у игрушки довольно простая и вмещает в себя различные примитивные приемы народной резьбы, подобные приёмы существовали давно и не только в нашей стране - нож основной инструмент, практически не используются стамески. Такая резьба у нас называется "маховой" или "смашной", то есть с маху, сразу, без предварительной зарубки топором и обработки стамесками (как это обычно делают скульпторы) из трёхгранного полена или "горбушки". "Горбушка" - половинка небольшого в диаметре полена. Или "балбешки" а мастеров работавших в такой технике называли "балбешники". На самом деле "балбешниками" называли всех мастеров "работающих" игрушку, но об этом в другой раз. Принцип - использовать максимально трёхгранное или полукруглое сечение полена, что бы передать некий образ, придавая ему нужную форму и точными порезками обозначая детали. Три грани полена в совокупности давали объём. Гениальная догадка тогдашних мастеров. Мастера для скорости просто откалывли - отщепляли все ненужное ножом, иногда почти не выглаживая, особенно сзади, всё равно в красилке зашкурят и покроют левкасом. Хотя в 19в мастера уже шкурили сами, впрочем все операции оговаривались заказчиком и мастером заранее. Возможно по этому эти изделия называли "щепной" игрушкой. Из мелких"чурочек" и "щепы" делались фигурки по меньше. Возможно отсюда другое название - "щепной товар".Также товар подразделялся на "белый" и "серый". Бытовало также выражение "дрянная резь". "Белый" это как правило хорошо вырезанные, детализированные скульптуры, которые могли иметь самостоятельное значение, их можно было не красить. А "серый" это заготовки по проще, которые потом покрывали левкасом(как на иконах, меловой грунт на клею) и раскрашивали. После покрытия левкасом, многие шероховатости уходили. Из "белья"делались как правило более дорогие образцы, для интерера, которые тоже предварительно покрывали левкасом а за тем раскрашивали более тщательно. Интересно что вместо лака могли использовать клей типа костного. Иногда использовались краски эмалевые, в отличие от просто водяных они не пачкались и обладали некотором блеском. Правда "белая резь" как самостоятельный вид оформилась много позже, под влиянием работы земства, когда под управлением Бартрама были привлечены для работы с кустарными образцами художники, то есть уже в самом конце 19 в начале ХХ века. Народ массово предпочитал ярко расскрашенные игрушки.» Фото взято со страницы Резьба по дереву. Сергиевская игрушка. ,автор А.Варганов. Продолжение следует…
Музей деревянного зодчества им. В.П. Грошева
Начинаем публиковать работу-исследование Николай Антишин о истории развития народной игрушки и стиле «маховой» резьбы.
Ссылка на автора и источники при репосте обязательна.
«Техника резьбы у игрушки довольно простая и вмещает в себя различные примитивные приемы народной резьбы, подобные приёмы существовали давно и не только в нашей стране - нож основной инструмент, практически не используются стамески. Такая резьба у нас называется "маховой" или "смашной", то есть с маху, сразу, без предварительной зарубки топором и обработки стамесками (как это обычно делают скульпторы) из трёхгранного полена или "горбушки". "Горбушка" - половинка небольшого в диаметре полена. Или "балбешки" а мастеров работавших в такой технике называли "балбешники". На самом деле "балбешниками" называли всех мастеров "работающих" игрушку, но об этом в другой раз. Принцип - использовать максимально трёхгранное или полукруглое сечение полена, что бы передать некий образ, придавая ему нужную форму и точными порезками обозначая детали. Три грани полена в совокупности давали объём. Гениальная догадка тогдашних мастеров. Мастера для скорости просто откалывли - отщепляли все ненужное ножом, иногда почти не выглаживая, особенно сзади, всё равно в красилке зашкурят и покроют левкасом. Хотя в 19в мастера уже шкурили сами, впрочем все операции оговаривались заказчиком и мастером заранее. Возможно по этому эти изделия называли "щепной" игрушкой. Из мелких"чурочек" и "щепы" делались фигурки по меньше. Возможно отсюда другое название - "щепной товар".Также товар подразделялся на "белый" и "серый". Бытовало также выражение "дрянная резь". "Белый" это как правило хорошо вырезанные, детализированные скульптуры, которые могли иметь самостоятельное значение, их можно было не красить. А "серый" это заготовки по проще, которые потом покрывали левкасом(как на иконах, меловой грунт на клею) и раскрашивали. После покрытия левкасом, многие шероховатости уходили. Из "белья"делались как правило более дорогие образцы, для интерера, которые тоже предварительно покрывали левкасом а за тем раскрашивали более тщательно. Интересно что вместо лака могли использовать клей типа костного. Иногда использовались краски эмалевые, в отличие от просто водяных они не пачкались и обладали некотором блеском. Правда "белая резь" как самостоятельный вид оформилась много позже, под влиянием работы земства, когда под управлением Бартрама были привлечены для работы с кустарными образцами художники, то есть уже в самом конце 19 в начале ХХ века. Народ массово предпочитал ярко расскрашенные игрушки.»
Фото взято со страницы Резьба по дереву. Сергиевская игрушка. ,автор А.Варганов. Продолжение следует…