🍂Образ Христос в терновом венце - “Христос – Царь Иудейский”.🍂 Образ Спасителя, отсылающий нас ко времени Его показательного позора, на который его отдал прокуратор Понтий Пилат, чтобы попытаться тем самым утолить жажду крови иудеев и сохранить жизнь Господа. Изображение «Спасителя в терновом венце» пришло в православную культуру из католичества. В Европе оно было известно с XIII века, а в России этот образ встречается только в начале XVIII века. Анализируя сохранившиеся произведения, можно сказать, что распространение изображения Спаса в терновом венце в России получает во второй половине XIX века.
Большой интерес приставляет развитие иконографии этого сюжета от реалистических, почти эмоциональных портретов, до натуралистичных наивных изображений. Доподлинно известно, что в конце XIX столетия русская иконописная традиция была вытеснена западноевропейской живописью.
Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: Радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове (Мф.27:27-30).
Увенчание Христа терновым венцом было одним из видов насмешки над Ним, учиненного римскими воинами. Корона, или венец, была древним символом силы, правления и почета. Сделать ее из терновника, вместо листьев лавра, использовавшегося римлянами для плетения венков героям и поэтам, было еще одним актом унижения Христа. Такой иконографический тип изображения Христа более распространен в католической традиции, нежели в Православной.
Евангельские сцены страстей Христовых наряду с библейскими сюжетами, например, становятся программными в Императорской академии художеств, ученики которой постоянно делали копии с работ европейских мастеров. История увенчания Спасителя терновым венцом становится необычайно популярной как в живописи, так и в иконописи. Христос изображался со следами мучительной боли во взоре, в приподнятой и чуть вскинутой голове. В более ранних православных иконах на первый план выходит торжество духа, побеждающего страх, а в западных произведениях акцент сделан на физической боли и телесных страданиях Спасителя.
Если лавровый венок символизирует победу и славу, то терновый венок воспринимается нашим сознанием как боль и терзание Христа. История этого сюжета основана на тексте Евангелиста Матвея. Он описывает сцену истязаний и насмешек над плененным Христом римскими воинами, когда они раздели его, дали в руку скипетр и возложили ему на голову терновый венец, провозгласив царем иудейским. Как оказалось, это была знаменитая шутовская игра римских солдат, своего рода забава.
Этот факт нашел свое исследовательское и научное подтверждение. Археологи нашли в Иерусалиме плиты с изображением этого представления, когда побежденного венчали на царство, а потом казнили. Терновый венец на голове Христа был насмешкой и тяжелой пыткой. Острые шипы терна бередили сосуды и раны, вызывая болезненное кровотечение, усиливая мучения.
В иконографии этого сюжета натурализм сводился к изображению Христа с подчеркнуто страдальческим ликом и каплями крови, струящимися из-под венка. Примером для русских мастеров служили западноевропейские образцы. В творчестве П. Рубенса тема Христа занимает важное место. Его знаменитый "Христос в темнице"- яркое свидетельство плодотворной работы над этой темой. Свой выразительный неповторимый образ создал итальянский живописец Гвидо Рени в XVII веке.
Одним из самых известных изображений «Спаса в терновом в венце» в России был образ, написанный архимандритом Антонием, русским миссионером в Палестине, в 1880-х годах. Русские художники-академисты нередко обращались к этой теме, пытаясь создать новую иконографию этого сюжета, среди них А. Иванов, Васнецов, М. Нестеров и многие другие.
В Своих проповедях Спаситель не раз говорил о Своем Царстве, имея в виду Царство Божие, Небесное. Иудеи же, отдавая Христа на суд Пилата, вынесли Ему политическое обвинение в мятеже против Цезаря: Он… запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем (Лк 23:2).
Пилат, желая прояснить обстоятельства дела, спрашивает Его: Ты Царь Иудейский? (Ин 18:33). И получает ответ: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям (Ин 18:36).
Ответ был для Пилата исчерпывающим, и, стремясь продемонстрировать собранному иудейскими старейшинами народу всю абсурдность предъявленного Иисусу обвинения и желая отпустить Христа, он приказывает своим воинам устроить эту шутовскую коронацию: багряный плащ, жезл, «корона» и следы побоев.
Воины возложили на Арестанта «корону», сплетенную из веток колючего кустарника с острыми длинными шипами, завязали Иисусу глаза и били палками по голове. Терновый венец причинял невыносимую муку и очень сильное кровотечение.
Пилат хотел показать народу: Се, Человек! (Ин 19:5), — Он обычный слабый человек. Увы, сердца людей ожесточились, и, подговариваемые старейшинами, они в лицо истерзанному и поруганному Царю кричали: возьми, возьми, распни Его! Нет у нас царя, кроме кесаря (Ин 19:15).
Утешитель
Редкие иконы.
🍂Образ Христос в терновом венце - “Христос – Царь Иудейский”.🍂
Образ Спасителя, отсылающий нас ко времени Его показательного позора, на который его отдал прокуратор Понтий Пилат, чтобы попытаться тем самым утолить жажду крови иудеев и сохранить жизнь Господа.
Изображение «Спасителя в терновом венце» пришло в православную культуру из католичества.
В Европе оно было известно с XIII века, а в России этот образ встречается только в начале XVIII века. Анализируя сохранившиеся произведения, можно сказать, что распространение изображения Спаса в терновом венце в России получает во второй половине XIX века.
Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: Радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове (Мф.27:27-30).
Евангельские сцены страстей Христовых наряду с библейскими сюжетами, например, становятся программными в Императорской академии художеств, ученики которой постоянно делали копии с работ европейских мастеров. История увенчания Спасителя терновым венцом становится необычайно популярной как в живописи, так и в иконописи. Христос изображался со следами мучительной боли во взоре, в приподнятой и чуть вскинутой голове. В более ранних православных иконах на первый план выходит торжество духа, побеждающего страх, а в западных произведениях акцент сделан на физической боли и телесных страданиях Спасителя.
Этот факт нашел свое исследовательское и научное подтверждение. Археологи нашли в Иерусалиме плиты с изображением этого представления, когда побежденного венчали на царство, а потом казнили. Терновый венец на голове Христа был насмешкой и тяжелой пыткой. Острые шипы терна бередили сосуды и раны, вызывая болезненное кровотечение, усиливая мучения.
Одним из самых известных изображений «Спаса в терновом в венце» в России был образ, написанный архимандритом Антонием, русским миссионером в Палестине, в 1880-х годах. Русские художники-академисты нередко обращались к этой теме, пытаясь создать новую иконографию этого сюжета, среди них А. Иванов, Васнецов, М. Нестеров и многие другие.
Пилат, желая прояснить обстоятельства дела, спрашивает Его: Ты Царь Иудейский? (Ин 18:33). И получает ответ: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям (Ин 18:36).
Ответ был для Пилата исчерпывающим, и, стремясь продемонстрировать собранному иудейскими старейшинами народу всю абсурдность предъявленного Иисусу обвинения и желая отпустить Христа, он приказывает своим воинам устроить эту шутовскую коронацию: багряный плащ, жезл, «корона» и следы побоев.
Воины возложили на Арестанта «корону», сплетенную из веток колючего кустарника с острыми длинными шипами, завязали Иисусу глаза и били палками по голове. Терновый венец причинял невыносимую муку и очень сильное кровотечение.
Пилат хотел показать народу: Се, Человек! (Ин 19:5), — Он обычный слабый человек. Увы, сердца людей ожесточились, и, подговариваемые старейшинами, они в лицо истерзанному и поруганному Царю кричали: возьми, возьми, распни Его! Нет у нас царя, кроме кесаря (Ин 19:15).