Как выживают страны без выхода к морю на примере Швейцарии и Узбекистана

Из почти 200 стран мира выхода к морю не имеют всего 44. Далеко не все они маленькие и бедные, и вовсе не каждая переживает по поводу удалённости от Мирового океана. Однако без выхода к морю сильно страдает торговля и связанность с остальным миром, поэтому все всегда стремятся иметь выход к морю. Помните, как Иван Грозный, а потом Пётр I пробивали для России выход к незамерзающим морям, без которых страна загибалась?

Самая крупная по размеру территории страна, не имеющая выхода к океану, это Казахстан, чьи размеры превышают 2,7 млн квадратных км. Далее идут Монголия, Чад, Нигер, Мали. А вот самая большая страна по численности населения ― Эфиопия, где проживает около 117 млн человек (выход к морю Эфиопия потеряла, когда от неё отделилась Эритрея). К обделённым выходами к морю странам с большим населением относится 44-миллионная Уганда, 36-миллионный Узбекистан и 28-миллионный Непал. В 2011 году выход к морю также потерял Судан, когда от его территории отделился Южный Судан. Центральная Азия вообще считается единственным регионом планеты, состоящим из одних только стран без выхода к морю.

Примечательно, что 9 из 15 государств бывшего СССР выхода к Мировому океану не имеют. Во многом это объясняет их бедственное экономическое положение с начала-середины 1990-х годов. Так, территории таких постсоветских стран как Таджикистан, Армения, Туркменистан, Азербайджан, Кыргызстан и Узбекистан вообще входят в бассейны полностью бессточных водоёмов и районов. Причём стран, оказавшихся в подобном положении, нигде в мире больше нет.

А вот такие бывшие Советские страны как Азербайджан, Туркменистан и Казахстан имеют доступ лишь к Каспийскому морю, но могут получить «водный» доступ к Белому, Чёрному и Балтийскому морям, если воспользуются российской Единой глубоководной транспортной системой, которая способна пропускать суда с тоннажем до 10 тысяч тонн. Это значит, что чисто континентальные государства смогут использовать при грузоперевозках и суда уровня «река-море», и полноценные морские корабли.
Как выживают страны без выхода к морю на примере Швейцарии и Узбекистана - 980589127564
Когда в стране нет выхода к Мировому океану, это, чаще всего, негативно влияет на экономику. Как известно, перевозить товары морским транспортом выходит в разы дешевле, чем транспортировать по железной дороге, на автомобиле и уж тем более ― на самолёте.

Страны без выхода к морю оказываются в прямой зависимости от грузоперевозок по странам-соседкам. Перевозки по территории другой страны увеличивают конечную стоимость как импортируемой, так и экспортируемой продукции. Повезло тем «сухопутным» государствам, которые «дружат» с соседними «морскими» державами (например, у отделённой от моря Беларуси неплохие отношения с Россией), но договариваться умеют не все страны.

По статистике темпы роста экономики в странах без моря как минимум на 2% ниже, чем в «морских». При этом внешнеторговый товарооборот «сухопутных» стран на 30―35% ниже, чем у прибрежных государств. Я расскажу о том, как выживают страны без моря на примере двух совершенно разных стран: Узбекистана и Швейцарии.
Страны, не имеющие выхода к морю (на карте ― зелёным). Фиолетовым обозначен Узбекистан и Лихтенштейн. Эти две страны не только не имеют выхода к морю, но и граничат только с такими же странами, не имеющими выхода к морю.
Страны, не имеющие выхода к морю (на карте ― зелёным). Фиолетовым обозначен Узбекистан и Лихтенштейн. Эти две страны не только не имеют выхода к морю, но и граничат только с такими же странами, не имеющими выхода к морю.

Как живёт без выхода к морю Узбекистан?

Когда-то в Узбекистане было море ― сегодня это почти высохшее Аральское озеро, которое, даже будучи бессточным, до 1960-х годов служило внутренним водоёмом между Узбекистаном и Казахстаном. Грузооборот между портами Мунак и Аральск в те годы составлял свыше 250 тысяч тонн ежегодно. Перевозили в основном хлопок, рыбу, лес, соль, ядохимикаты. Когда море высохло, а рыбные хозяйства и порты закрылись, в Узбекистане резко вырос уровень безработицы.
Как выживают страны без выхода к морю на примере Швейцарии и Узбекистана - 980589115532

Не имея доступа к морю, Узбекистан всё же стремится стать одним из участников логистики грузовых перевозок между Европой, Китаем, Индией и СНГ. Мировой экспорт транспортных услуг со стороны Узбекистана составляет менее 1% от мирового. Сегодня Узбекистан больше всего торгует с Казахстаном, Россией, Китаем и Афганистаном.

Хоть как-то развиваться в экономическом плане Узбекистану помогает добыча золота, меди и урана, а также выращивание зерна и хлопка. Свыше 12% ВВП страны создают узбекские граждане, работающие за границей. Большинство из них выезжают на заработки в Россию, США, Казахстан, Турцию, Южную Корею, страны Европы. Узбекские иммигранты, а также трудовые мигранты каждый год посылают на родину более 15 миллиардов долларов.
Как выживают страны без выхода к морю на примере Швейцарии и Узбекистана - 980589110412

Также зарабатывает Узбекистан на туризме: например, в 2019 году страну посетило почти 6,8 млн человек. Американские эксперты отмечают, что в стране иностранцам безопасно и комфортно, несмотря на отсутствие морских пляжей и не всегда полноценную инфраструктуру.

Как без выхода к Мировому океану живёт Швейцария?

Швейцария ― страна, как минимум три раза занимала первое место в списке «Индекс человеческого развития». Одновременно она входит в первую десятку стран по размеру ВВП на человека, а также является страной с наиболее высоким номинальным богатством взрослого населения. Научно-технический прогресс здесь также на высоте, как и экономическая конкурентоспособность. Экономический успех и богатство страны во многом обусловлены высоким уровнем индустриализации, и, одновременно, высокопродуктивным сельским хозяйством. И это несмотря на отсутствие моря, и то, что больше 60% территории страны занято горами.
Как выживают страны без выхода к морю на примере Швейцарии и Узбекистана - 980589108620

Примечательно, что полезных ископаемых в Швейцарии почти нет, за исключением угля, железосодержащей руды и каменной соли. При этом две трети добытого в мире золота проходят очистку именно в Швейцарии. Важным экономическим фактором успешности страны является и лес, занимающий больше четверти территории страны. Лес используют и как топливо, и как сырьё для деревообрабатывающей промышленности.

В плане внешней экономики Швейцария также выиграла: около 85% её товарно-денежных отношений связано с Евросоюзом, а свыше 50% грузов, перемещаемых с запада Европы на юг и обратно проходя именно через Швейцарию.

С 1959 года Швейцария является одной из учредительниц Европейской организации свободной торговли. За счёт туризма не имеющая выхода к морю Швейцария получает не менее 15 % своих национальных доходов, большую часть из которых приносят курорты швейцарских Альп.

Морская школа в «сухопутной» стране

В белорусском городе Витебск в советские времена была создана настоящая морская школа, которая ежегодно выпускала свыше 500 «морских» специалистов и спортсменов. Поступить в неё мечтали многие юноши и девушки. Открытая в 1951 году Морская школа просуществовала всего год после распада СССР. В современной, полностью «сухопутной», то есть не имеющей выхода к морю Беларуси, ни гражданского, ни военного флота нет, к тому же, служить на морских просторах СССР теперь уже никого не отправляют.
Витебская морская школа, расположенная на улице Средненабережная дом 3, просуществовала после распада СССР всего год. Сейчас это офисное здание
Витебская морская школа, расположенная на улице Средненабережная дом 3, просуществовала после распада СССР всего год. Сейчас это офисное здание

Комментарии