В годы войны в солдатских окопах и землянках звучала лирическая песня «Огонёк». Солдаты любили её, просили самодеятельных музыкантов петь её снова и снова, заучивали наизусть и всегда подпевали. Секрет воздействия "Огонька" так объясняет поэт Евгений Долматовский: "Прошли годы, и мы просто забыли обстановку военного времени. Когда враг напал на нашу страну, повсеместно – сначала до Волги, а потом и глубже, в тылах России, – было введено затемнение. На улицах – ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами чёрной бумаги. Затемнение придавало фронтовой характер городам и сёлам, как бы далеко от линии боёв они ни находились. И вдруг на фронт прилетела песня "Огонёк". Это было в тяжелую пору. Сейчас трудно себе представить, какое ошеломляющее впечатление произвела эта картина: уходит боец на позиции и, удаляясь, долго видит огонёк в окне любимой. А люди знали: половина страны погружается ночью в непроглядную темноту, даже машины не зажигают фар, и поезда движутся чёрные. Вражеские самолеты не найдут цели! Поэтический образ огонька на окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонёк, никогда не погаснет. Песня еще одной неразрывной связью скрепила фронт и тыл». Впервые стихотворение Михаила Исаковского под названием «Огонёк» и подзаголовком «песня» появилось в газете «Правда» 19 апреля 1943 года. Но написано оно было раньше, в 1942 году, и до этого звучало на радио. Поэт находился в это время в эвакуации в Татарской ССР. Именно здесь, на берегу Камы, Исаковский написал лучшие свои произведения. Подзаголовок «песня», очевидно, предполагал, что исполнять стихотворение «Огонёк» можно только под музыку. Всем уже давно было известно, что Исаковский работает в содружестве с композитором Матвеем Блантером. И стихотворение «Огонёк» поэт также отправил музыканту для создания песни. А стихи Исаковского так напевны и задушевны, что как только они появлялись на страницах газет, как тут же превращались в песню. Такое уже происходило со стихами «До свиданья, города и хаты», «Не тревожь ты себя, не тревожь» и другими. Но в этот раз сочетание двух знакомых фамилий «Исаковский – Блантер» было разрушено. Потому что солдатская почта понесла «Огонёк» по позициям, и фронтовые самодеятельные музыканты начали придумывать для этих стихов мелодии одну краше другой. Существовали десятки вариаций на тему «Огонька». Были даже вальсовые и маршевые решения. Но народный перепев сохранил мелодию песни такой, какой мы слышим её сейчас. Видимо, она самая запоминающаяся. Исаковский вспоминал, что многие люди пытались доказать, что именно они являются авторами музыки к песне. И тогда, чтобы выяснить и окончательно установить авторство музыки к легендарной песне, Союз советских композиторов решил создать комиссию. Она должна была провести расследование и установить автора музыки всенародно любимой песни «Огонёк». Происходило это в мирное время, в конце 1960-х годов. Профессиональные музыканты рассмотрели огромное множество документов и материалов, проверили каждый музыкальный значок, каждую нотку. В результате было установлено, что мелодия «Огонька» аналогична мелодии модного довоенного танго «Стелла». В некоторых нотных сборниках до сих пор записывают в авторы «Огонька» то Бориса Мокроусова, то Константина Листова. Но эти известные композиторы никогда не претендовали на авторство этой замечательной песни. Существует также свидетельство сына фронтового самодеятельного музыканта Кирилла Макарова. Отец рассказывал сыну, как в районе Днепра однажды к нему подошёл один из офицеров его полка и попросил подобрать какую-нибудь мелодию к стихотворению «Огонёк», опубликованному в газете 2-го Украинского фронта. Кирилл Максимович до войны очень часто исполнял на баяне польское танго «Стелла». Он прочел стихи, и понял, что они замечательно лягут на его любимую музыку. Так и пошла песня «Огонёк» по фронтам радовать солдат. Самая первая грамзапись песни «Огонёк» произведена после войны, в 1947 году. Записал её на ту мелодию, которая полюбилась всем, певец В. А. Нечаев. Исполнялась она с эстрадным оркестром Радиокомитета под руководством В. Н. Кнушевицкого. Предположительно Кнушевицкий и произвел аранжировку мелодии, которая передавалась от одного к другому. На грампластинке было написано, что автором слов является М. Исаковский, а музыка – народная. Тогда же «Огонёк» прозвучал и на радио. Свидетельством популярности «Огонька» служило и то, что в военные годы появлялись так называемые «ответы», т. е. другие варианты текста на ту же тему. Для стихов М. Исаковского это характерно. Так происходило с песнями «Катюша», «Землянка», «Синий платочек». Есть такие варианты, где солдат погибает и вспоминает огонёк в окне любимой. А есть и о том, как герой дошел до Берлина и вернулся к любимому огоньку. Песня прошла через десятилетия и расстояния и остается популярной и сегодня. «ОГОНЁК» Музыка неизвестного автора Слова М.Исаковского На позиции девушка провожала бойца.Тёмной ночью простилася на ступеньках крыльца.И пока за туманами видеть мог паренёк, На окошке на девичьем всё горел огонёк. Парня встретила славная фронтовая семья,Всюду были товарищи, всюду были друзья.Но знакомую улицу позабыть он не мог:Где ж ты девушка милая? Где ж ты мой огонёк? И подруга далёкая парню весточку шлёт,Что любовь её девичья никогда не умрёт.Всё что было загадано в свой исполнится срок,Не погаснет без времени золотой огонёк. И становится радостно на душе у бойца,От такого хорошего от её письмеца.И врага ненавистного крепче бьёт парёнек,За советскую Родину, за родной огонёк. https://www.youtube.com/watch?v=ERlUtrXefyo Материал подготовил Брежнев А.В., руководитель Народного хора.
Социально-культурный центр ст. Павловской
ИСТОРИЯ ПЕСНИ «ОГОНЁК»
В годы войны в солдатских окопах и землянках звучала лирическая песня
«Огонёк». Солдаты любили её, просили самодеятельных музыкантов петь
её снова и снова, заучивали наизусть и всегда подпевали.
Секрет воздействия "Огонька" так объясняет поэт Евгений Долматовский:
"Прошли годы, и мы просто забыли обстановку военного времени. Когда
враг напал на нашу страну, повсеместно – сначала до Волги, а потом и
глубже, в тылах России, – было введено затемнение. На улицах – ни фонаря,
окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами чёрной бумаги.
Затемнение придавало фронтовой характер городам и сёлам, как бы далеко
от линии боёв они ни находились. И вдруг на фронт прилетела песня
"Огонёк". Это было в тяжелую пору. Сейчас трудно себе представить, какое
ошеломляющее впечатление произвела эта картина: уходит боец на
позиции и, удаляясь, долго видит огонёк в окне любимой. А люди знали:
половина страны погружается ночью в непроглядную темноту, даже
машины не зажигают фар, и поезда движутся чёрные. Вражеские самолеты
не найдут цели! Поэтический образ огонька на окошке превратился в
огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонёк, никогда не
погаснет. Песня еще одной неразрывной связью скрепила фронт и тыл».
Впервые стихотворение Михаила Исаковского под названием «Огонёк» и
подзаголовком «песня» появилось в газете «Правда» 19 апреля 1943 года. Но
написано оно было раньше, в 1942 году, и до этого звучало на радио. Поэт
находился в это время в эвакуации в Татарской ССР. Именно здесь, на берегу
Камы, Исаковский написал лучшие свои произведения.
Подзаголовок «песня», очевидно, предполагал, что исполнять
стихотворение «Огонёк» можно только под музыку. Всем уже давно было
известно, что Исаковский работает в содружестве с композитором Матвеем
Блантером. И стихотворение «Огонёк» поэт также отправил музыканту для
создания песни.
А стихи Исаковского так напевны и задушевны, что как только они
появлялись на страницах газет, как тут же превращались в песню. Такое уже
происходило со стихами «До свиданья, города и хаты», «Не тревожь ты себя,
не тревожь» и другими.
Но в этот раз сочетание двух знакомых фамилий «Исаковский – Блантер»
было разрушено. Потому что солдатская почта понесла «Огонёк» по
позициям, и фронтовые самодеятельные музыканты начали придумывать для
этих стихов мелодии одну краше другой. Существовали десятки вариаций на
тему «Огонька». Были даже вальсовые и маршевые решения. Но народный
перепев сохранил мелодию песни такой, какой мы слышим её сейчас.
Видимо, она самая запоминающаяся.
Исаковский вспоминал, что многие люди пытались доказать, что именно
они являются авторами музыки к песне. И тогда, чтобы выяснить и
окончательно установить авторство музыки к легендарной песне, Союз
советских композиторов решил создать комиссию. Она должна была
провести расследование и установить автора музыки всенародно любимой
песни «Огонёк». Происходило это в мирное время, в конце 1960-х годов.
Профессиональные музыканты рассмотрели огромное множество
документов и материалов, проверили каждый музыкальный значок, каждую
нотку. В результате было установлено, что мелодия «Огонька» аналогична
мелодии модного довоенного танго «Стелла». В некоторых нотных
сборниках до сих пор записывают в авторы «Огонька» то Бориса
Мокроусова, то Константина Листова. Но эти известные композиторы
никогда не претендовали на авторство этой замечательной песни.
Существует также свидетельство сына фронтового самодеятельного
музыканта Кирилла Макарова. Отец рассказывал сыну, как в районе Днепра
однажды к нему подошёл один из офицеров его полка и попросил подобрать
какую-нибудь мелодию к стихотворению «Огонёк», опубликованному в
газете 2-го Украинского фронта. Кирилл Максимович до войны очень часто
исполнял на баяне польское танго «Стелла». Он прочел стихи, и понял, что
они замечательно лягут на его любимую музыку. Так и пошла песня
«Огонёк» по фронтам радовать солдат.
Самая первая грамзапись песни «Огонёк» произведена после войны, в 1947
году. Записал её на ту мелодию, которая полюбилась всем, певец В. А.
Нечаев. Исполнялась она с эстрадным оркестром Радиокомитета под
руководством В. Н. Кнушевицкого. Предположительно Кнушевицкий и
произвел аранжировку мелодии, которая передавалась от одного к другому.
На грампластинке было написано, что автором слов является М. Исаковский,
а музыка – народная. Тогда же «Огонёк» прозвучал и на радио.
Свидетельством популярности «Огонька» служило и то, что в военные годы
появлялись так называемые «ответы», т. е. другие варианты текста на ту же
тему. Для стихов М. Исаковского это характерно. Так происходило с песнями
«Катюша», «Землянка», «Синий платочек».
Есть такие варианты, где солдат погибает и вспоминает огонёк в окне
любимой. А есть и о том, как герой дошел до Берлина и вернулся к
любимому огоньку. Песня прошла через десятилетия и расстояния и остается
популярной и сегодня.
«ОГОНЁК»
Музыка неизвестного автора Слова М.Исаковского
На позиции девушка провожала бойца.Тёмной ночью простилася на ступеньках крыльца.И пока за туманами видеть мог паренёк,
На окошке на девичьем всё горел огонёк.
Парня встретила славная фронтовая семья,Всюду были товарищи, всюду были друзья.Но знакомую улицу позабыть он не мог:Где ж ты девушка милая? Где ж ты мой огонёк?
И подруга далёкая парню весточку шлёт,Что любовь её девичья никогда не умрёт.Всё что было загадано в свой исполнится срок,Не погаснет без времени золотой огонёк.
И становится радостно на душе у бойца,От такого хорошего от её письмеца.И врага ненавистного крепче бьёт парёнек,За советскую Родину, за родной огонёк. https://www.youtube.com/watch?v=ERlUtrXefyo Материал подготовил Брежнев А.В., руководитель Народного хора.