О "детях войны", которые внесли достойную лепту в развитие Кисловодска:

Пётр Тырнов - человек от земли .. Почётный гражданин Кисловодска, заслуженный строитель РФ, председатель Общественного совета города-курорта...
С первого вздоха преодолевал трудности Мария Тырнова родила сына в условиях, которые современным роженицам не привидятся и в самом жутком сне. Пятое августа 1941 года. Где-то рядом уже громыхает война, а у крестьян рязанского села Майково одна думка - успеть убрать хлеба. Поэтому все - от мальца до старца - в поле.
- Мама была абсолютно безграмотная, но по-крестьянски мудрая и бесстрашная женщина. Когда начались родовые схватки, она не растерялась, не запаниковала. Перетерпев боль, родила, сама отсекла и перевязала пуповину, омыла меня. Когда вечером отец и другие селяне вернулись с полей, мы их уже встречали вдвоём с мамой, - так, основываясь на рассказах родных и близких, спустя 80 лет вспоминает своё рождение Пётр Иванович Тырнов.
Детство Пети Тырнова тоже было трудовое.
Отца, Ивана Григорьевича, в том же 1941 году призвали в действующую армию. Мама с рассвета и до темна работала на колхозной ферме. Едва научившись ходить, Петя сам убирал в доме, кормил скотину, выгребал навоз из катуха. А отец в это время сражался на фронте.
Иван Григорьевич состоял в расчёте установки залпового огня. Фашисты очень боялись «Катюш», а потому, когда удавалось засечь их место расположения, бомбили с самолётов и обстреливали из всех артиллерийских стволов, а также других средств поражения.
Однажды в 1944 году, когда наши «Катюши» уже «работали» на территории Германии, Ивану Тырнову не повезло - осколок фашистского снаряда насмерть сразил рязанского крестьянина. Его сослуживец переслал в село Большая Пикень то, что нашёл в кармане погибшего товарища - письмо жены и фото сынишки. Никаких подробностей о гибели Ивана Тырнова на поле боя его родным узнать не удалось.
Вот и Победа! Грандиозный парад в Москве! Однако в сельской глубинке центральной России жизнь оставалась трудной и беспросветной. Каждое утро, в том числе в осеннюю распутицу и в зимние снегопады, сирота Петя Тырнов шёл за семь километров в соседнее село в школу. Час-полтора туда и столько же обратно:
- Из нашей деревни я единственный закончил десять классов. Все остальные бросили школу после восьмого класса и даже раньше.
Сверстников-односельчан Петра Тырнова понять можно: какой смысл учиться, если паспортов крестьянам не давали, чтобы те не уезжали из деревни в город. Единственный шанс был вырваться из деревни - поступить по оргнабору на одну из грандиозных строек коммунизма.
Так Пётр Тырнов оказался на стройке в подмосковном городе Серпухове. Там он познакомился и подружился с Мишей - таким же бедолагой с Кубани.
Молодые строители получили паспорта и, как только представилась возможность, по предложению Михаила рванули в Ростов-на-Дону учиться. С первой же попытки поступили в строительный институт.
Мест в общежитии не было. Когда ходили по ростовским трущобам в поисках жилья подешевле, тогда в одной из квартир встретили таких же девчат-первокурсниц из Института народного хозяйства. Познакомились, подружились. Одна из студенток, кисловодчанка Наталья, так понравилась Петру, что он четыре года на других девчат даже и не глядел.
Все студенческие годы Пётр Тырнов жил на одну стипендию - мать-колхозница ничем не могла помочь сыну. Тем не менее на четвёртом курсе Пётр и Наталья сыграли скромную студенческую свадьбу.
Едва Тырнову вручили диплом, его сразу призвали в армию.
Зато после дембеля он получил свободное распределение. Куда отправился дипломированный инженер-строитель догадаться не трудно... Ночная кукушка всех перекукует.
Так в 1966 году Пётр и Наталья приехали в Кисловодск и больше никогда его не покидали.
... продолжение следует

Комментарии