Полярный экспресс – ВОЛС вдоль Северного морского пути

Сегодня в России отмечается День радио и связи

Для России с её огромными просторами и Арктики с её климатом и масштабами обеспечение связи и информированности население играет особую роль. Задачи по прокладки оптоволоконной линии сегодня, сравнимы с самыми масштабными проектами Советского союза по обеспечению связи в Арктике.

Полярные задачи

Задача обеспечения полярных территорий России средствами связи ставится не впервые. Как сейчас государство формирует новый телекоммуникационный контур, в конце 60-х вдоль побережья Северного Ледовитого и Тихого океанов, рек Оби, Енисея и Лены была развернута стратегическая тропосферная радиорелейная линия (ТРРЛ) связи «Север» протяженностью 13200 км.

В ту пору спутниковые коммуникации еще только делали первые шаги, а отечественные технологии подводных кабельных линий были еще более скромными. На этом фоне ТРРЛ «Север» на базе оборудования «Горизонт-М» выглядела как одно из выдающихся достижений не только советской, но и мировой радиоэлектроники.

ТРРЛ во многом проходила по тем же краям, что и «Полярный экспресс» – через Амдерму, Тикси, Диксон, Певек, Анадырь. Эта линия была закрыта в 2003 году и с тех пор вопрос с обеспечением связи в Заполярье, Сибири и на Дальнем Востоке становился все более острым.

В последние годы появилось три отечественных проекта арктических ПВОЛС. «Полярный экспресс». К этому подталкивает не только объективная необходимость такого решения для труднодоступных регионов страны, но и накопленный зарубежный опыт.

Полярный экспресс – ВОЛС вдоль Северного морского пути

В прошлом году началась прокладка подводной волоконно-оптической линии связи Мурманск – Владивосток протяженностью 12650 км в рамках проекта «Полярный экспресс». Проект стоимостью около $1 млрд. финансируется из госбюджета и должен быть реализован в 2026 году. Проект нацелен на развитие портовой инфраструктуры Северного морского пути и на формирование цифровой экосистемы региона. В нынешнем году должен быть проложен первый участок трассы от поселка Териберка близ Мурманска до населенного пункта Амдерма в Ненецком АО.

Президент России поставил задачу в течение пяти лет увеличить объем грузоперевозок по Северному морскому пути (СМП) в четыре раза – с 20 до 80 млн. тонн. По ледовой трассе планируется перевозить нефть, сжиженный газ, контейнеры, металлы, уголь. По оценкам РАН, в арктической зоне сконцентрировано 40% российских запасов золота, 60% нефти, 60–90% газа, 100% коренных месторождений алмазов. Стоимость минерального сырья наших арктических недр превышает $30 трлн. Реализация проекта должна позволить не только развить портовую инфраструктуру на трассе СМП с точки зрения электронных коммуникаций, но и создать цифровую инфраструктуру для добычи и транспортировки углеводородов в Арктике и решать задачи геологоразведки. А также можно будет подключить к новой линии связи районы арктического побережья и Дальнего Востока, где на данный момент есть только спутниковый Интернет, и решить ряд других актуальных вопросов.

Подключить стратегические поселения

На морском участке ПВОЛС используется специализированный подводный кабель, который имеет шесть пар оптических волокон (ОВ) и токопроводящий элемент для электропитания подводных оптических усилителей. Каждая пара ОВ имеет свое предназначение. Две пары ОВ используются для организации прямой связи на магистральном участке «Мурманск (Териберка) – Владивосток» протяженностью 12650 км. Проектом предусмотрена организация 10 точек выхода на берег (береговых станций) от Мурманска до Владивостока.

Две пары ОВ будут служить для организации независимых ответвлений к промежуточным объектам в пунктах Амдерма, Диксон, Тикси, Певек, Анадырь, Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск. И еще две пары ОВ предназначены для организации магистрального резерва на перспективу развития всей сети связи. Пропускная способность всей линии составит 52 – 104 Тбит/с.

Кабель, выдерживающий температуру от -50 С до +50 С, планируется проложить с заглублением в 1,5 метра. На трассе будет установлено 150 оптических ретрансляторов.

Электропитание ПВОЛС на всех участках будет осуществляться с двух сторон, так что обрыв кабеля или выход из строя ретранслятора не выводят из строя всю линию, а позволяют работать самостоятельно двум участкам трассы.

Электроэнергия для работы линии поступает в трех точках – в Териберке, Певеке и во Владивостоке. Напомним, что в Певеке в дополнение к Чаунской ГРЭС работает плавучая атомная электростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» проекта 20870. Электрическая мощность ПАТЭС 70 МВт и она сможет гарантированно запитать и ПВОЛС.

В процессе прокладки будет задействована группа специализированных судов УПТ, выполняющих морские изыскания, гидрографические и гидрологические исследования, а также подводно-технические работы, включая расчистку маршрута и прокладку волоконно-оптической линии связи с заглублением в грунт.

В состав флота входят девять судов, в том числе, два судна специального назначения (кабельные суда), два судна обеспечения; два научно-исследовательских судна; одно многоцелевое судно, один буксир и один катер для проведения водолазных работ.

Кабельные суда проекта 15310 (Вятка и Волга), создаваемые для ВМФ, могут работать в полярных широтах. Водоизмещение кабелеукладчика – около 8000 тонн, длина порядка 140 м, ширина 19 м, осадка 4 м. Они способны брать на борт до 5 тыс. тонн грузов. Автономность работы судна – до двух месяцев.

В июле 2021 года в Мурманской области начал работать первый в России завод по производству кабелей для ПВОЛС.

Оптоволокно в якутской Арктике это жизненная необходимость. Это связано со всем блоком в цифровой трансформации, государственных и муниципальных услугах, финансовом секторе, медицине, образовании. То, что для многих стало обыденностью в городах, во многих поселениях в Арктике, только весьма дорогостоящая возможность. Оптоволокно по качеству, скорости, цене не сравнимо со спутниковой связью. Возможно снижение оттока населения, особенно молодежи, потому что интернет сегодня по сути это связь со всем миром и новое качество жизни.

Комментарии