История советского автопрома | Часть 1 | Жигули. История классических моделей авто с неизвестными ранее моментами

Спешу приветствовать Вас, Друзья и Гости основного канала о машинах, OptimaVOD.

Первая часть рубрики о советском автопроме, будет посвящена автомобилям Жигули, или как в народе их называют, ВАЗовская классика. Многие из автолюбителей знают об их истории поверхностно, но я предлагаю окунуться в неё по полной и посмотреть, как же всё-таки развивались классические модели и с какими трудностями пришлось столкнуться АвтоВАЗу.
Эти автомобили не оставляют равнодушными автолюбителей за 30. Многие учились вождению на данных автомобилях, у кого-то в семье была одна из классических моделей Жигулей, а кому-то и до сих пор данные автомобили служат верой и правдой.
В 1966 специально именно ради выпуска первого автомобиля Жигули 01, развернули строительство автозавода в городе Тольятти. Помимо этого руководство страны подписало договор с итальянской компанией Fiat о долгосрочном техническом сотрудничестве.
Название Жигули было получено от народа. В момент того, как строился завод в СССР провели народный конкурс, на котором как раз народу и было предложено придумать название для нового советского автомобиля. Среди названий очень сильно понравились руководству "Мечта", "Слава" и "Фиалка", но всё же новый советский седан получил название в честь Жигулёвских гор, которые находятся недалеко от Тольятти.
История советского автопрома | Часть 1 | Жигули. - 924996988228
Fiat 124 Berlina
И вот уже в 1970-м году с конвейера нового Тольяттинского завода сошёл первый автомобиль, которым стала копейка, Жигули 01. Но сама копейка, конечно же, не была спроектирована с нуля, а была построена на основе итальянской модели Fiat 124 Berlina. Этот итальянский седан завоевал титул "Автомобиль года" в Европе в 1966 году.
Но сама копейка не была полной копией итальянского седана. Дело в том, что в момент строительства завода, проходили тесты седанов в России, для чего в СССР была ввезена небольшая партия Fiat 124 Berlina. Тесты проходили в различных климатических условиях, благо территории СССР это позволяла. В ходе данных испытаний Fiat 124 Berlina показали себя как очень ненадёжные автомобили. Этому конечно очень сильно поспособствовали и качество дорожного покрытия, а иногда и полное его отсутствие, качество топлива и масел.
Многие машины на тестах не могли преодолеть без поломок даже рубеж в 5 тысяч километров. Рассыпалась подвеска, выходил из строя картер заднего моста, кузовные элементы в соединении крыши и стоек получали трещины. Именно по этим причинам было решено усовершенствовать Fiat 124 Berlina и советскими конструкторами из-за того было внесено более 800-от изменений в конструкцию итальянского седана.
Копейка в отличие от Fiat 124 Berlina получила усиленный кузов, улучшенную трансмиссию и подвеску, двигатель получил верхнее расположение распредвала, так же увеличился дорожный просвет и ещё было доработано многое другое.
История советского автопрома | Часть 1 | Жигули. - 924996988484
Жигули 01
История советского автопрома | Часть 1 | Жигули. - 924996988740
Жигули 01
Но самое интересное, что и доработки всё равно не сделали из копейки беспроблемный автомобиль. Уже после выпуска автомобиля в 1970-м году многие владельцы сталкивались с тем, что распредвал приказывал долго жить уже на 60 тысячах километров, а самих запчастей в то время был огромный дефицит. Из-за этого в 70-е годы появилось очень много краж распредвалов с машин обычных владельцев копеек. Эту проблему удалось частично решить спустя некоторое время и данная деталь стала служить порядка 110-120 тысяч километров, а иногда и вовсе отхаживала до капитального ремонта двигателя.
Увидев то, что удалось сделать советским конструкторам из Fiat 124 Berlina, итальянцы стали выпускать копейку у себя на родине под названием Fiat 124 R, которая имела отличие от копейки только в передней радиаторной решётке. Стоит упомянуть, что обновлённый Fiat 124 R произвёл на европейцев неизгладимое впечатление и данная усовершенствованная версия расходилась очень большими тиражами.
История советского автопрома | Часть 1 | Жигули. - 924996988996
Fiat 124 R
Сами же Жигули 01 выпускались в СССР на протяжении 18 лет и за это время было выпущено более 5 млн. экземпляров.
Но несмотря на всю популярность модели, конструкторы жаждали модернизации. Уже тогда они ратовали за полное обновление облика, новые прямоугольные фары и более современные бампера, но как это всегда бывает на просторах нашей страны, в угоду экономии, было принято решение лишь о небольшом рестайлинге, из-за чего позже на свет появились Жигули 011.
История советского автопрома | Часть 1 | Жигули. - 924996989252
Жигули 011
В ходе этого рестайлинга 011-я потеряла клыки на бамперах, получила вентиляционные решётки на задних стойках. Так же изменились задние фонари и расположение фонаря заднего хода. Так же 011-я получила и увеличенный до 1.3 литров двигатель. Теперь разгон до 100 км/ч занимал на 2 секунды меньше, а максимальная скорость была 146 км/ч.
Далее последовала модификация 013, которая отличалась от 011-ой только лишь объёмом двигателя. 1.2 литра. Из-за этого стоимость автомобиля для советского автолюбителя была немного снижена.
История советского автопрома | Часть 1 | Жигули. - 924996989764
ВАЗ 2102
Так же в Тольятти вели разработку и универсала. Заводской индекс у данного автомобиля был уже привычный нам, ВАЗ 2102. В основу универсала легла итальянская модель Fiat 124 Familiare. И уже в 1971 году с конвейера сошёл первый советский универсал. Благодаря багажной двери и трансформации салона, универсал позволял расширять возможности транспортировки поклажи для своих владельцев. Но конкуренцию с седанами универсал всё равно не выдерживал и за всё время существования на конвейере было выпущено всего 660 тысяч экземпляров.
В 1972 году на конвейере появилась мечта миллионов советских людей. ВАЗ 2103 или в народе просто тройка. Это была люксовая версия копейки, над обликом которой трудился центр стиля Fiat совместно с представителями ВАЗ.
История советского автопрома | Часть 1 | Жигули. - 924996990020
ВАЗ 2103
История советского автопрома | Часть 1 | Жигули. - 924996990276
ВАЗ 2103
ВАЗ 2103 получил множество хромированных элементов кузова, новую решётку радиатора с двойными круглыми фарами головного освещения. На бампера вернулись клыки, появились новые задние фонари, в торцах передних дверей появились фонари, который подсвечивали открытые двери в тёмное время суток. На заднем диване появился подлокотник, так же была серьёзно переделана передняя панель, а на комбинации приборов появился циферблат тахометра и счётчик суточного пробега. В центральной части так же появилась ниша под радиоприёмник и ещё много всего остального.
Двигатель под капотом тройки был увеличенного объёма и обладал мощностью в 75 лошадиных сил. До 100 км/ч разгон составлял 19 секунд, при максимальной скорости в 150 км/ч.
Но благодаря всем этим улучшениям стоимость ВАЗ 2103 была довольно высокой и далеко не каждый советский автолюбитель мог себе её позволить. Из-за этого данную модель именовали, как автомобиль для элиты.
ВАЗ 2103 продержался на конвейере до 1984 года и за это время было выпущено 1.3 млн. экземпляров.
История советского автопрома | Часть 1 | Жигули. - 924996990788
ВАЗ 2106
История советского автопрома | Часть 1 | Жигули. - 924996991044
ВАЗ 2106
В 1976 появилась обновлённая версия третьей модели, которая получила индекс ВАЗ 2106. В отличие от тройки, шестёрка получила слегка подправленную решётку радиатора с пластиковым обрамлением двойных фар, новые задние фонари, обилие хромированных элементов было сведено к минимуму. Так же модель получила в салоне кнопку аварийной сигнализации и подголовники на передних сиденьях. А панель приборов теперь получила регулируемую подсветку.
Помимо этого, ВАЗ 2106 был самым мощным советским автомобилем того времени и получил под капотом двигатель на 1.6 литра. Максимальная скорость была 154 км/ч.
Сама шестёрка разрабатывалась, как рестайлинг третьей модели и должна была получить индекс ВАЗ 21031, но в итоге получился не просто рестайлинг, а вполне самостоятельная модель, которой как раз и присвоили индекс ВАЗ 2106.
ВАЗ 2106 простоял на конвейере целых 30 лет, с 1976 по 2006 год. За это время было произведено 4.5 млн. экземпляров, а производство было налажена помимо АвтоВАЗа на автозаводе в Ижевске, Сызрани и Херсоне.
ВАЗ 2106 стала последней моделью классических жигулей с круглыми фарами головного освещения.
История советского автопрома | Часть 1 | Жигули. - 924996991556
ВАЗ 2105
История советского автопрома | Часть 1 | Жигули. - 924996991812
ВАЗ 2105
История советского автопрома | Часть 1 | Жигули. - 924996992324
ВАЗ 2105
В 1980 году с конвейера завода ВАЗ сошёл автомобиль ВАЗ 2105, который являлся самым серьёзным рестайлингом копейки. Работа над пятёркой началась ещё в 1976 году и первые прототипы модели были очень далеки от того, что мы привыкли видеть. Они обладали круглыми фарами и некоторыми чертами стиля третьей модели. Но благодаря приёмной комиссии облик прототипов был завёрнут и модель начали рисовать по новой. В итоге получился тот седан, который нам хорошо известен.
Хоть сам силуэт пятёрки и напоминает прошлые модели Жигулей, но в то же время новинка получила новые кузовные панели. Хромированные элементы полностью покинули автомобиль, появилась новая современная оптика прямоугольного типа со встроенными указателями поворотов. Окна передних дверей лишились форточек, которые были визитной карточкой прошлых моделей Жигулей. Полностью был изменён и интерьер седана. Появилась новая передняя панель, а в салоне было использовано больше пластиковых элементов.
Так же в стандартной комплектации ВАЗ 2105 получил обогрев заднего стекла, обдув стёкол передних дверей и регулировку боковых зеркал заднего вида из салона. А газораспределительный механизм впервые получил ременной привод.
Сам ВАЗ 2105 является долгожителем среди всех автомобилей АвтоВАЗа. На конвейере данная модель простояла 31 год, но вот тираж пятёрки составил всего чуть более 2 млн. экземпляров.
История советского автопрома | Часть 1 | Жигули. - 924996992836
ВАЗ 2104
История советского автопрома | Часть 1 | Жигули. - 924996993348
ВАЗ 2104
В 1985 году появился и универсал, ВАЗ 2104, который был построен на базе пятой модели. Универсал в отличие от пятой модели получил усовершенствованную систему вентиляции и отопления салона, что собственно диктовалось самим кузовом автомобиля.
До 1994 года в стандартную комплектацию ВАЗ 2104 не входил задний стеклоочиститель и обогрев заднего стекла, что собственно является очень большой проблемой для универсалов. Эти опции сначала имели только экспортные варианты, но, а с 1994 года их получили и российские версии универсала.
В последние годы своего существования на конвейере ВАЗ 2104 получил небольшое обновление. В передней части таких машин, появилась новая решётка радиатора, от ВАЗ 2107.
История советского автопрома | Часть 1 | Жигули. - 924996993604
ВАЗ 2104 - последних годов выпуска
Так же в 1999 году была выпущена небольшая партия универсалов с дизельным силовым агрегатом. Эта версия получила индекс ВАЗ 21045. Но цена у такой версии была очень высокая и спустя год её производство было свёрнуто.
В 1982 году на свет появился ВАЗ 2107. Это был последний представитель классических моделей Жигулей и седан представлял собой люксовый вариант пятой модели. Дороже семёрки на тот момент времени была только Волга.
История советского автопрома | Часть 1 | Жигули. - 924996993860
ВАЗ 2107
История советского автопрома | Часть 1 | Жигули. - 924996994116
ВАЗ 2107
ВАЗ 2107 получила новую хромированную решётку радиатора, которая выступала вперёд, относительно передних фар и заезжала на капот. Благодаря этому у семёрки в то время появилось прозвище "ХБМ", что расшифровывалось как - Хочу Быть Мерседесом.
Но именно благодаря выступающей решётке радиатора ВАЗ 2107 имел более высокий расход топлива, относительно ВАЗ 2105. Это была ещё одна причина, по которой модель считали люксовой, не для всех.
История советского автопрома | Часть 1 | Жигули. - 924996994372
ВАЗ 2107
История советского автопрома | Часть 1 | Жигули. - 924996994884
ВАЗ 2107
На конвейере модель продержалась 30 лет. Было выпущено в общей сложности более 3 млн. экземпляров ВАЗ 2107. Сборка помимо Тольятти была налажена в Ижевске, Чечне, Украине и Египте. Примечательно, что в Египте сборка ВАЗ 2107 велась вплоть до 2014 года.
На этом история классических Жигулей подошла к своему завершению. Пришли новые времена и тренды, основным из которых был передний привод. И далее история Тольяттинских моделей продолжается уже в переднеприводном семействе Самара. Но это уже совсем другая история, о которой будет рассказано в следующих статьях этой исторической рубрики.

А как Вы относитесь к заднеприводным моделям Жигулей??? Была ли у Вас какая-нибудь модель этого семейства???

Поделитесь своими мыслями в комментариях ниже.

Комментарии

Комментариев нет.