DOMA35.RU - первый компьютерный портал
Первый справочник по настройке компьютеров и программных продуктов.Ads by optAd360подключение бортового компьютера на ваз 2109 инжектор распиновкаОПУБЛИКОВАНО28.10.2021СодержаниеУстановка бортового компьютера на ВАЗ 2109Как подключить бортовой компьютер в ВАЗ 2109 и 2115Как считывать коды неисправностей в авто ВАЗ 2109В таблице приведены коды ошибок ЭБУ на авто ВАЗ 2109Бортовой компьютер на автомобиль ВАЗ 21099 инжекторВыбор бортового компьютераУстановка и настройка устройстваУстановка бортового компьютера на авто ВАЗ 2109Подключение бортового компьютера на ВАЗ 2109, ВАЗ 2115 без разъема для подключения.Установка бортового компьютера Штат X1M в девятку и ещё мелочи.—76— Установка бортового компьютераУстановка Бортового компьютера и немного о проблемах с контроллеромAds by optAd360Установка бортового компьютера на ВАЗ 2109В этой статье рассмотрим установку бортового компьютера на автомобили ВАЗ 2109 — 2115, оснащенные системой впрыска топлива. Несмотря на относительно высокую цену, бортовой компьютер достаточно полезная вещь в автомобиле. Он считывает данные из электронного блока управления двигателем и отображает их на дисплее БК. Таким образом можно настроить отображение мгновенного расхода топлива, температуры охлаждающей жидкости, оборотов, скорости, напряжения бортовой сети, остатка топлива в баке, различные сигналы с датчиков инжектора (расход воздуха, положение шагового двигателя) и многое другое. Плюсом, в них имеется функция маршрутного компьютера, которая полезна для вычисления пробега на остатке топлива, вычисления среднего расхода топлива и других параметров в зависимости от модели. Также можно с помощью бортового компьютера можно считывать коды ошибок из памяти контроллера, что облегчает поиск неисправностей и заменяет поездку в сервис на диагностику, отнюдь не бесплатную.Ads by optAd360На автомобилях с «высокой» панелью (ВАЗ 2108, ВАЗ 2109) и европанелью (ВАЗ 2115, ВАЗ 2114) есть место для установки БК, закрытое заглушкой.Ads by optAd360Для начала выбираем сам бортовой компьютер. Можно просто залезть в интернет, набрать в поисковике интересующий запрос (что-то типа «бортовой компьютер на ВАЗ 2109») и выбрать модель, подходящую Вам по описанию и фотографиям. Неплохие устройства выпускаются под маркой «Multitronics», «Штат». Для себя я выбрал Multitronics X140. Кстати, сейчас появилась в продаже аналогичная модель, но с цветным дисплеем. Рекомендую заказывать это устройство через интеренет-магазин, на авторынках и обычных магазинах стоимость данных устройств сильно завышена, иногда в 2 раза. Учитывая, что само по себе устройство не из дешевых (порядка 1500 — 3000 рублей в зависимости от модели), можно ощутимо потратиться.Ads by optAd360Суть подключения бортового компьютера установки сводится к следующему. К нему нужно подвести следующие провода:1. Постоянное питание +12В2. Питание, появляющееся при включении зажигания (инициирует запуск БК)3. Питание, появляющееся про включении габаритов (позволяет притушить дисплей БК в темное время суток при включении габаритных огней)Ads by optAd3604. Массу.5. Подать сигнал с датчика уровня топлива (ДУТ). Некоторые модели БК позволяют обойтись без подключения ДУТ, и могут вычислять остаток топлива в баке путем вычитания израсходованного объема топлива из текущего объема в баке, основываясь на мгновенном расходе (например, Multitronics X140).Ads by optAd3606. Подключить линию диагностики контроллера «K-line».Для подключения по первым четырем пунктам в автомобилях с высокой и европанелью есть 4-х контактная колодка для подключения бортового компьютера. Просто подключаем ее с использованием переходников, идущих в комплекте с БК. Если же ее нет, можно 1 пункт взять с прикуривателя, 2-й — с замка зажигания, 3-й например с лампы подсветки прикуривателя, она загорается при включении габаритов и находится рядом с штатным местом под БК. Массу берем с корпуса или с того же прикуривателя. Перед любыми манипуляциями с электропроводкой автомобиля отключаем массу аккумулятора во избежание коротких замыканий и пожара!Ads by optAd360Сигнал с датчика уровня топлива берется с указателя уровня топлива комбинации приборов в соответствии со схемой проводки вашего автомобиля. В случае ВАЗ 2109 провод ДУТ бортового компьютера подключается к проводу розового цвета с красной полосой, подходящему 11 контакту белой 13-ти контактной колодки комбинации приборов.Ads by optAd360Линия диагностики («К-линия») подключается в разъем «М» диагностической колодки Евро-2, или гнездо 7 колодки Евро-3 (у новых автомобилей). В ВАЗ 2109 с высокой панелью диагностическая колодка находится под полкой в ногах переднего пассажира.Ads by optAd360Если в комплекте с бортовым компьютером идет датчик внешней температуры на длинном проводе, надо сам датчик разместить в левом углу переднего бампера, там меньше всего влияние температуры двигателя на показания датчика. Из салона провод с датчиком можно вывести через отверстие в моторном щите под тросик спидометра, рядом с ним. Если в автомобиле уже есть датчик внешней температуры (Ваз 2115, 2114), датчик из комплекта БК можно использовать для измерения и отображения температуры в салоне, разместив его в кожухе рулевой колонки, или в тоннеле в районе ручника.Ads by optAd360Дальнейшие действия по настройке БК смотрите в его руководстве по эксплуатации. Настраиваете и пользуетесь. В моем случае, после установки бортового компьютера я практически перестал пользоваться показаниями комбинации приборов, вся необходимая информация о работе систем автомобиля выведена на дисплей БК. Заметил, что скорость БК показывает точнее штатного спидометра, приводимого тросиком, так как БК считывает скорость с контроллера, который берет эту информацию с датчика скорости системы впрыска.Ads by optAd360ИсточникКак подключить бортовой компьютер в ВАЗ 2109 и 2115Место установки диагностической колодки авто ВАЗ 2109Ads by optAd360Связь с электронным блоком управления (ЭБУ) основных узлов авто осуществляет колодка диагностики. На автомобилеВАЗ 2109 колодка диагностики находится с правой стороны под приборной панелью рядом с ЭБУ. Специальный диагностический прибор или подсчет чисел вспышек встроенной лампы «CHECK ENGINE» могут прочитать коды неисправностей автомобиля, которые хранятся в памяти ЭБУ. В статье предлагается познакомиться с порядком считывания кодов неисправностей в автомобиле ВАЗ 2109 и как все операции выполнить своими руками.Ads by optAd360Как считывать коды неисправностей в авто ВАЗ 2109При считывании кодов поломок лампой контакт В, в колодке диагностики, соединить с «массой», с которой соединен контакт А.Маркировка контактов в колодке диагностики авто ВАЗ 2109Ads by optAd360На фото показана маркировка контактов колодки ВАЗ 2109, такая же маркировка и колодки ВАЗ 21093. А — соединяется с массой; В – служит для подачи сигнала на ЭБУ; управляет электробензонасосом контакт – G; выдается информация контактом М. При соединении контактов А и В ключ в замке зажигания на авто нужно повернуть в положение зажигания – I, двигатель при этом работать не должен. Лампа «CHECK ENGINE» в этих условиях должна высветить вспышками подряд три раза код 12. Порядок операции такой:Ads by optAd360Код «12» указывает на работу системы, что говорит о том, что поломки в самой системе диагностики. После того, как высветился код «12», коды неисправностей три раза высвечивает лампа «CHECK ENGINE», при их наличии, если неисправностей нет, высвечивается код «12». Когда в памяти ЭБУ хранится несколько кодов неисправностей, каждый должен высвечиваться три раза.adСовет: По окончании диагностики контакты А и В на устройстве можно размыкать через 10 секунд после выключения зажигания на авто ВАЗ 2109.В таблице приведены коды ошибок ЭБУ на авто ВАЗ 2109adКод Наименование неисправности12 Исправность в диагностической цепи лампы для контроля14 Повышенный уровень сигнала датчика, указывающего температуру охлаждающей жидкости15 Пониженный уровень сигнала датчика, указывающего температуру охлаждающей жидкости16 Увеличение напряжения в бортовой сети17 Понижение напряжения в бортовой сети19 Неправильный сигнал в датчике положения коленчатого вала21 Повышение напряжения в сигнале датчика, указывающего положение дроссельной заслонки22 Уменьшенное напряжение в сигнале датчика положения дроссельной заслонки24 Отсутствие сигнала на датчике скорости автомобиля27 Повышенный уровень в сигнале СО-потенциометра28 Пониженный уровень в сигнале СО-потенциометра33 Неправильный сигнал в датчике массового расхода воздуха (на выходе датчика появилась высокая частота сигнала)34 Пониженная частота сигнала, образуемая на выходе датчика, указывающего массовый расход воздуха35 Колебания частоты вращения холостого хода43 Ошибочный сигнал датчика детонации51 Ошибка в постоянно программируемом запоминающем устройстве (ППЗУ)52 Ошибка в электронном блоке управления (ОУЗ)53 Ошибка, возникающая в электронном программируемом запоминающем устройстве (ЭПЗУ)61 Ошибка в связи с иммобилайзеромadПри считывании кодов могут обнаруживаться неожиданные коды. В этом случае предполагается, что они созданы непостоянной поломкой и могут помочь в диагностике системы.Читайте также: фифа на двоих на одном компьютереadБортовой компьютер на автомобиль ВАЗ 21099 инжекторМногие владельцы автомобилей Ваз 21099 с инжектором хотят установить на свои машины бортовой компьютер (БК). Желание это понятное, ведь подобное устройство не только дает информацию о расходе топлива, путевой скорости, пробеге и оборотах коленчатого вала, но и проводит в реальном времени диагностику важных систем автомобиля.adЭто, в свою очередь, позволяет выявлять неисправности двигателя, электроники и навесного оборудования сразу после их появления. Это очень сильно облегчает жизнь автолюбителей, так как появляется возможность прогнозирования серьезных поломок машины и практически исключается незапланированный ремонт авто. Установить бортовой компьютер на Ваз 2108-99 можно и без помощи специалистов. Для этого необходимо иметь небольшие познания в электрике и немного свободного времени.adВернуться к оглавлениюВыбор бортового компьютераНа рынке представлено очень много электронных устройств, которые якобы возможно установить на автомобили семейства Лада Самара. Они производятся в разных странах, находятся в разных ценовых сегментах и различаются по многим параметрам. Не обращайте внимания на советы продавцов.adВ первую очередь бортовой компьютер Ваз 21099 должен быть совместим с протоколами электронного блока управления (ЭБУ), установленного на ваш автомобиль. Поэтому заранее узнайте, какой ЭБУ у вас стоит, а потом уже идите за компом. Выбирая бортовой компьютер на Ваз Спутник — Самара, обратите внимание на следующие параметры.adСреди представленных на рынке марок бортовых компьютеров специалисты рекомендуют устройства марок «Штат» и «Multitronics». Они гарантированно подходят для машин Лада. Выбор модели устройства зависит от модели автомобиля и бюджета владельца машины.adЦены варьируются от 1500 рублей за прибор без голосового синтезатора и с маленьким черно-белым дисплеем до 4000 рублей за БК с полным набором опций. При этом покупать эти устройства лучше в интернет-магазинах, поскольку цены в них в 2 раза ниже рыночных.adВернуться к оглавлениюУстановка и настройка устройстваПосле покупки необходимо установить компьютер на ваз 21099. Это легко осуществить, если на вашей машине стоит высокая или европанель. В этих передних панелях есть специально отведенные посадочные места для БК на центральной консоли, закрытые заглушками. Мы рассмотрим монтаж бортового компьютера на примере установки прибора Multitronics C340 на автомобиль Ваз 21099 с высокой передней панелью. Порядок действий.adКомпьютер должен заработать через несколько секунд после установки. Отобразится это включением дисплея. Затем прибор должен перейти в ждущий режим. Не забудьте надеть отрицательную клемму на аккумулятор перед проверкой устройства!adПосле пуска двигателя компьютер Ваз 21099 инжектор должен автоматически определить протокол ЭБУ. Если этого не произошло, нужно выключить зажигание и выбрать его вручную. После этого необходимо снова завести двигатель и проверить правильность следующих параметров:adЭти параметры должны изменяться в большую сторону при нажатии на педаль акселератора.Установка бортового компьютера на авто ВАЗ 2109Несмотря на то, что цена бортового компьютера достаточно высокая, иметь его в автомобиле очень полезно. Устройство считывает данные, расположенные в электронном блоке управления двигателем, а затем их отображает на дисплее БК. Так можно выполнить настройку отображения температуры охлаждающей жидкости, мгновенный расход топлива, оборотов скорости, остаток топлива в баке, напряжение бортовой сети и другие показатели. Большим плюсом бортового компьютера является наличие функции маршрутного компьютера.adС ее помощью можно вычислить пробег автомобиля на оставшемся топливе, вычислить средний расход топлива и другие параметры. Кроме того бортовой компьютер коды ошибок может считывать из памяти контролера. Это облегчает поиск поломок и заменяет диагностику в сервисном центре.adДля первых четырех пунктов используется колодка диагностики ВАЗ 2109 подключения бортового компьютера. В этом случае используются переходники, входящие в комплект БК. При ее отсутствии можно использовать для питания — прикуриватель(см.Замена прикуривателя своими силами), для запуска БК — замок зажигания, лампу подсветки прикуривателя, которая загорается при включении габаритных лампочек и располагается вблизи со штатным местом для БК, масса берется тоже с прикуривателя.adСовет: При проведении любых манипуляций с электропроводкой авто ВАЗ 2109, нужно отключить массу аккумулятора, что предотвратит короткие замыкания и пожар.adКолодка диагностики ВАЗ 21093Если в комплект БК входит датчик внешней температуры с длинным проводом, датчик размещается слева в углу переднего бампера. Здесь, на показания датчика, температура оказывает меньшее влияние. Провод с датчиком из салона выводится через, расположенное в моторном щите, отверстие под тросик спидометра. Дальнейшую настройку БК может показать инструкция по эксплуатации устройства. Как правильно подключается колодка диагностики на ВАЗ 2109, хорошо видно на видео.adПодключение бортового компьютера на ВАЗ 2109, ВАЗ 2115 без разъема для подключения.Если ваш автомобиль не имеет штатного разъема для подключения бортового компьютера ВАЗ, следует использовать колодку переходника из комплекта поставки устройства.adПодключения бортового компьютера к датчику уровня топлива (ДУТ)Для подключения к ДУТ для автомобилей ВАЗ 2109, ВАЗ 2115 с высокой панелью снимите козырек комбинации приборов и открутите винты крепления комбинации.adПротяните зеленый провод от клеммы №8 переходника разъема БК из комплекта прибора к комбинации приборов. Зачистите приблизительно 7 мм провода розового цвета с красной полосой, подходящего к 11 контакту белой 13-клеммной колодки комбинации приборов.adНадежно соедините методом скрутки провод, маркированный зеленой скруткой с зачищенным участком, и изолируйте место соединения. Подключение к ДУТ в автомобилях с высокой панелью, возможно, выполнить также в месте прокладки жгута под педалями, к проводу розового цвета, который идет от ДУТ к монтажному блоку.adПодключение к К-линииКлемму «папа» одиночного белого длинного провода из комплекта соединительных проводов воткните в гнездо «М» колодки диагностики ЕВРО 2, или, заменив клемму на более узкую «штырь 1,5 мм» из комплекта прибора, вставьте в гнездо «7» колодки диагностики ЕВРО 3. Противоположный конец белого провода — клемму «мама 2,8 мм» вставьте в контакт №2 переходника разъема БК.adИ в заключение напомним, что все работы связанные с электропроводкой необходимо проводить при отключенной аккумуляторной батареи.ИсточникУстановка бортового компьютера Штат X1M в девятку и ещё мелочи.adВсем привет, с этим режимом самоликвидации с работой туго, тем самым денег нет, но мы держимся. С машиной ничего особо не делается. Не так давно отец приобрел себе БК штат х1м, который размером как штатная кнопка 2112. Очень удобная штуковина, есть все нужные данные по работе двигателя, считывание ошибок и прочее. Но не задалось, на двенашке он почему то работал некорректно. Попробовал я его подключить себе, все чётко, так тому и быть, решили что будет он стоять у меня. С местоположением определился довольно быстро, для меня он должен стоять на уровне щитка приборов, чтоб не отвлекаясь от дороги видеть нужные и интересные показания.adПеренес кнопку аварийки на место прикуривателя.Прикуриватель нового образца от гранты врезал в бардачок, потому как не курю, и пользуюсь только зарядником для телефона. Заводская фишка под прикуриватель дотянулась.adВзял заглушку под квадратные девяточные кнопки, вырезал квадратное отверстие нужного размера, и на цианокрилатный клей посадил в него бортовик.adПодключение элементарное. 5 проводов.Черный-массаКрасный-плюс постоянныйКрасный с полоской — плюс от зажиганияadБелый-подсветкаСерый — к-линия от диагностического разъема.Снял верхнюю часть панели, а под ней отказывается есть заводская фишка, То ли для подключения заводского бортовика, то ли для магнитолы, но я использовал для нового БК, в ней как раз четыре провода нужные. пришлось только привести один провод от диагностического разьема. Подключил, все работает, заглушку вставил на место, думал что будет колзозно смотреться данная кнопка, но как по мне вполне уместно и удобно расположено. Сразу выставил на бортовике температуру включения вентилятора на 98°, вместо заводских 105 кажется.adСамые нужные функции для меня это средний и мгновенный расход, коды и сброс ошибок, выставление температуры срабатывания вентилятора. Бортовиком доволен. Всем советую.Так же врезал в панельку переднюю дополнительные кнопки на включение усилителей, иногда нужная тема. Позже куплю более симпатичные кнопки с кольцевой подсветкой.adПрокинул от аккумулятора провод 4 квмм на питание магнитолы, поставил предохранитель 15а. И взял массу с кузова от моторного щита. Стал немного лучше звук и что самое приятное, перестал выключаться мафон при запуске двигателя.adЧитайте также: тока бока в злом на компьютер игратьИсточник—76— Установка бортового компьютераadСалам-пополам.Подарили мне на д.р. в начале декабря бортовой компьютер…Это очень полезная и нужная хреновина, о которой я всю жизь мечтал!Ставили с моим мелким братишкой, за что ему огромное спасибо!adУстановку описывать особого смысла не вижу, ибо все в инструкции написано — обезьяна разберется.Единственная проблема, с которой я столкнулся — фишки под сам БК у меня в машине нет, причем нет ее от слова совсем… Вернее, фишка-то была, но под старый разъем — 4-контактный — как на фарах, квадратный такой. Поняли? Как не поняли? Сходите во двор да откройте капот — сразу станет ясно, о чем я!adКороче, запилю проще фотку из инета.Только вот мне совсем неясно, нахрена под панель пихать сию фишку… Энивэй, нужно было купить точно такую же, только «папа», потому что в панели-то мама. И еще одну 9-контактную фишку на сам БК и заколхозить переходник (да, йопта, в комплекте был только датчик температуры окружающего воздуха и провод на К-линию). А сам переходник хер где найдешь, да и стоит он порядка 250р, за две пластмасски и 4 провода, нуегонах, озверели капиталисты проклятые.adПо идее, сзади БК 13 контактов, но 2 из них занимает датчик температуры, а 2 других — ГБО. Но газ я ставить не собираюсь в ближайшее время, ибо задался целью засрать всю экологию своей необъятной Родины ревущим выхлопом на чистом, как слеза младенца, 92ом бензине. «Только бензин, только хардкор!» (с)adКороче, обзвонил все магазы в округе, нигде никто не знает, че это за зверь такой 9-контактный и с чем его едят. Под бензонасосы фишки есть, под фаустпатроны есть, под катапульту даже есть, а под БК ваз2114 — нет. Спасла меня «рабочая лошадка», где чувак сразу понял, о чем я. Купил фишку для «подогрева сидений ваз-2110» аж с 9-ю проводами!)adОкей, проводочки — чек, фишки — чек, БК — чек, прямые руки — сет он, чек-лист комплитед. Приступаем к инсталляции… Засунуть фишку в фишку и дурак сумеет, а вот протянуть датчик температуры окружающего воздуха — тут ведь надо «технищски».adВот с этим засранцем я знатно намаялся…Сам датчик весьма хрупкий, как хвост у креведки, пластиночки такие там, типа… Короче, сломать\погнуть его — нехай делать. А запилить его нужно под капот. Поэтому решил пропихнуть саму фишку из-под капота в салон, чтобы датчик не тревожить. Но после нескольких неудач в попытках просунуть арбуз в отверстие размером с лимон я плюнул на все, взял толстенную проволоку, изоленту и примотал эту хреновину к проволоке, которую уже и запихал в салон. Из салона уже вытянул эту здоровенную репку, как нефиг делать. Дальше наощупь, аки заправский гинеколог\проктолог протянул провод датчика температуры под панель до самого БК, огибая причудливые пластиковые приливы корпуса печки, тросики заслонок и прочую, в общем-то весьма важную и нужную, но не очень удобную для огибания хренотень.adПосле самого геморного — запихивания датчика температуры — все гораздо проще)Нужно, вроде, 5 проводов:1 — Плюс (был на старой фишке)ad2 — Минус (был на старой фишке)3 — Зажигание (был на старой фишке)4 — Габариты (был на старой фишке)5 — Топливо (взял на приборной панели, просто врезался в фишку)adОкей. Баттери — офф, фишки-на-скрутках — чек, темперче-датчик — сет он. Чек лист комплитед.Приступаем к протяжке провода под К-линию. Тут все просто, один тонюсенький проводочек протянуть из центра панели к ногам переднего пассажира.adНакидываем клемму АКБ, тыкаемся — радуемся и запихиваем наш БК на свое законное место.Ну и все, дальше настраиваем либо методом тыка, либо с помощью инструкции.adadКак-то шел куда-то и решил запечатлеть сей момент. Моя девять-девять, мамкина астра, какой-то сраный подснежкин и лютое зло соседа))На мой взгляд, переборщил он чутка с бэдбоем. Но каждому свои фломастеры, ребята. Кому — синенькие диоды, кому — запчасти по цене самолета, кому-то вон ваще на свою телегу длиннющий болт покласть (нахнадо даже снег почистить, стыдоба!), а некоторым — наварить металла на хайло поболее. Гонка же, че)adВесны всем, поменьше холодов!з.ы. — есть вопросы по подключению — вэлкам.з.з.ы. — и это-самое… заходите и к мелкому хоть в гости, сделайте парню день!))adИсточникУстановка Бортового компьютера и немного о проблемах с контроллеромПриветствую всех, кто следит за моим БЖ. Основная тема этой записи — установка Бортового компьютера (далее БК). Но сначала немного предыстории. Собственно, зачем он мне понадобился. Началось все в тот злосчастный день, когда я решил переходить с карба на инжектор. Решение, на мой взгляд, вполне оправданное, потому что потенциал инжектора значительно выше, чем у карба. Например, все современные турбины и компрессоры ставятся только на инжектор. Настроить наш отечественный карбюратор для корректной работы с системой наддува считается задачей практически невыполнимой — не хватает диапазона регулировок.adВ процессе закупания деталей для перехода на инжектор был приобретен в том числе и контроллер Январь 5.1.1 2111-1411020-71 (это который без датчика кислорода в выхлопе) вместе со всей проводкой. Брал все на авторынке на Фучика (кто живет в Питере, тот знает это злачное место). Обошлось все недорого, около 10 килорублей за все. Все детали новые, внешний вид вполне товарный.adПроцесс переделки на инжектор занял некоторое время. Кто делал, тот знает, что занятие это довольно муторное. После подключения всех разъемов и закручивания всех гаек, машина запустилась на удивление сразу после поворота ключа зажигания. Вместе с инжектором был сразу же установлен компрессор Дилижанс с максимальным избытком давления 0.3 бар. Вот он, красавец.adНо радовался я не долго. Спустя примерно 10 минут нормальной работы (видимо, когда прогрев закончился, и обороты упали) загорелся Чек и мотор начал троить. Хотя ехала машина уже вполне неплохо по сравнению с карбюратором. Мощность возросла. По началу был даже страшновато. Но горящий Чек и троение на холостых не давали мне покоя.adСначала думал, что инжектор некорректно работает с наддувом. Для проверки отсоединил воздушный патрубок компрессора и запустил мотор. Ситуация не изменилась — опять загорелся Чек и снова начало троить. Кстати говоря, забавно было попытаться заткнуть рукой патрубок, откуда дует воздух из компрессора. Поток воздуха настолько сильный, что руку прислонить не удается. И это на холостых с достаточно слабым дилижансовским компрессором. Представляю, как дует турба в 1.5 бара избытка. Руки там лучше держать подальше — оторвет.adСледующим делом проверил свечи. Со свечами все в порядке — новые недавно поставил. Теперь стало понятно, что дело скорее всего где-то в проводке или в датчиках, или в мозге. Чтобы локализовать проблему, необходимо ставит БК, который умеет считывать коды ошибок, а лучше — еще их и расшифровывать. Валялся у меня один такой — ШТАТ 115х42М. Но теперь проблема — надо его куда-то поставить. Ведь я не предусмотрел в центральной консоли места для установки БК.adКуда же его воткнуть? Долго думал и примерял в разных местах в салоне. В конце концов рассудил так. БК — вещь хоть и чрезвычайно полезная, но не жизненно необходимая. В том смысле, что постоянной смотреть на него необходимости нет. Нужен он, в основном, для диагностики (считывания ошибок) и контроля различных вспомогательных параметров, таких как средний расход топлива за поездку, процент открытия дроссельной заслонки и т.д. и т.п. Все самый основные параметры движения всегда находятся перед глазами на основной приборной панели. Вот и решил поставить БК у себя за спиной в потолке.adДля установки необходим подиум. Не вопрос. Изготовил подиум все из того же стеклопластика. Про технологию изготовления стеклопластиковых изделий уже рассказывал в одной из предыдущих записей. В этом случае все совершенно аналогично. Нужен шаблон, который дальше можно будет обтягивать стеклотканью и поливать эпоксидкой. В качестве шаблона использовал сам БК, обмотанный полиэтиленовой пленкой и зафиксированный в нужном положении на ровной горизонтальной поверхности, + несколько кусков картона и малярного скотча.adТри слоя стеклоткани с эпоксидкой дают деталь железобетонной прочности. После пропиливания всех необходимых отверстий под индикатор, кнопки и лампочки, обливки несколькими слоями черной грунтовки (чтобы цвет был матовый)получается вот такой результат.adЧитайте также: как узнать что пойдет на моем компьютереadНа лицевую панель добавил два тумблера: в цепь зажигания и в цепь основного питания. На всякий случай. Параллельно с установкой БК, выполнил тщательную шумовиброизоляцию потолка — наклеил слой StP Bimast Bomb + слой пористого материала на клеевой основе (названия не помню).adИ еще перетянул обивку потолка черным карпетом. Кстати говоря, при перетяжке лучше отдирать от обивки старую ткань. Это для тех, кто собирается проделать нечто подобное. У меня она (ткань обивки потолка) была такая грязная, что прямо песок сыпался. Вынимается обивка из салона достаточно просто — надо ее согнуть пополам вдоль (ничего страшного, она не ломается, а место сгиба потом легко распрямляется), и она легко вытаскивается через переднюю дверь.adВообще, черный цвет в салоне авто выглядит очень уместно. Другое дело, что согласно исследованиям ведущих автопроизводителей, черный цвет салона авто приводит к повышенной утомляемости водителя при дальних поездках. Поэтому, во всех современных автомобилях салон обычно делают бодряще разноцветный.adДалее, еще заклеил солнцезащитные козырьки тоже черным карпетом. Но это мелочи. В целом все получилось довольно неплохо.Пришлось немало повозиться с подключением проводов. Нарыл в инете схему проводки контроллера 2111-1411020-71. Вот она. Может, кому пригодится.ad1. — форсунки;2. — свечи зажигания;3. — модуль зажигания;4. — колодка диагностики;5. — контроллер;6. — колодка, присоединяемая к жгуту панели приборов;ad7. — главное реле;8. — предохранитель главного реле;9. — реле электровентилятора;10. — предохранитель цепи питания контроллера;11. — реле электробензонасоса;12. — предохранитель цепи питания бензонасоса;ad13. — датчик массового расхода воздуха;14. — датчик положения дроссельной заслонки;15. — датчик температуры охлаждающей жидкости;16. — регулятор холостого хода;17. — датчик детонации;18. — датчик положения коленчатого вала;ad19. — блок управления АПС;20. — индикатор состояния АПС;21. — датчик скорости;22. — электробензонасос с датчиком уровня топлива;23. — колодка, присоединяемая к жгуту системы зажигания;24. — комбинация приборов;ad25. — реле зажигания;26. — выключатель зажигания;27. — монтажный блок;28. — электровентилятор системы охлаждения;А — к клемме «В+» генератора; В — колодка, присоединяемая к колодке К жгута системы зажигания; С — колодка, присоединяемая к колодке L жгута системы зажигания; D — провод, присоединяемый к выключателю плафона освещения салона; Е — провод, присоединяемый к бело-чёрным проводам, отсоединённым от выключателя плафона освещения салона; F — к клемме «+» аккумуляторной батареи; G1, G2 — точки заземления; К — колодка, присоединяемая к колодке В жгута переднего; L — колодка, присоединяемая к колодке С жгута переднего;adВот еще на всякий случай схема основной приборной панели ВАЗ 2109.1 Тахометр2 Лампа освещения комбинации приборов3 Указатель температурыad4 Блок управления БСК(боротовой системы контроля)5 Указатель уровня топлива6 Контрольная лампа «CHECK ENGINE» для системы снижения токсичности7 Контрольная лампа дальнего света фар8 Контрольная лампа габаритного светаad9 Резервная контрольная лампа10 Контрольная лампа незастёгнытых ремней безопасности11 Контрольная лампа левых указателей поворота12 Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи13 Контрольная лампа правых указателей поворотаad14 Контрольная лампа аварийного давления масла15 Контрольная лампа резерва топлива16 Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора17 Контрольная лампа «CHECK ENGINE» для системы впрыска топлива18 Контрольная лампа стояночного тормоза.adR1 — резистор 91 кОм ; R2 — резистор 50 Ом, 5 ВтРаспиновка разъема БК приведена в инструкции. Тут ничего сложного.adВ итоге, потолок обновлен, БК установлен. Запускаем мотор. БК успешно отрабатывает включение зажигания. Загорается Чек на приборной панели. Заходим в диагностические настройки БК. И видим две ошибки контроллера:ad1. Ошибка Р0327 — низкий уровень сигнала датчика детонации2. Ошибка P0325 — обрыв цепи датчика детонации.Ну теперь хоть более-менее понятно, где искать проблему. Про датчики детонации российского производства в инете ходит много разных страшных историй. Пишут, что очень часто в продаже в качестве датчика детонации попадаются пустышки, то есть просто пластиковые болванки без пьезоэлемента внутри. Внешне это проверить никак невозможно. Поэтому, я решил подстраховаться и купил сразу фирменный датчик Bosch, который ставится на Волги. Вот он, красавец.adКаталожный номер датчика — BOSCH 0261231046. Полностью подходит вместо штатного датчика ВАЗ 2109.Но, к сожалению, проблема не ушла. Чек продолжает гореть, двигатель, троит, а ошибки P0325 и P0327 по-прежнему светятся.adСледующим шагом бала проверка проводки датчика детонации. Проводку полностью перетянул и прозвонил тестером. Все в полном порядке. Но и это не помогло. Короче, теперь ясно. Проблема в контроллере. Потому что больше искать уже негде. Стал изучать инфу в интернете. И вот что там пишут по этому поводу. Обычно, в штатном контроллере Январь 5.1.1 2111-1411020-71 за обработку сигнала датчика детонации отвечает микросхема HIP9010. Но, начиная с определенного момента, эту микросхему сняли с производства. Примерно с 2004 года в контроллер начали паять новую микруху HIP9011. С точки зрения встроенной прошивки обе микросхемы несовместимы. То есть, прошивку, которая работала с HIP9010, нельзя использовать с HIP9011. И наоборот. Но у нас, как всегда. Новое железо выпустила, а новую прошивку не успели. Поэтому, в течение нескольких месяцев с конвейера сходили контроллеры новой аппаратной версии, но со старой прошивкой, которая не умеет обрабатывать сигнал датчика детонации. Судя по информации вот здесь www.chiptuner.ru/content/ser_j5 , старая прошивка маркируется как J5V13L05 (канал детонации на микросхеме HIP9010), а новая — A5V13L05 (канал детонации на микросхеме HIP9011). Смотрим, что у меня.adСудя по мульке, у меня прошивка A5V13L05. Да и год выпуска, совсем не 2004. Разве могли в 2010 году заливать старую прошивку J5V13L05 в новую аппаратную реализацию? Видимо, могли. Не поленился, развинтил корпус контроллера. Нашел микросхему HIP9011. Плата контроллера выглядит очень аккуратно, никаких следов кустарного вмешательства. Все залито ровным слоем защитного лака. Короче говоря, внешний вид порадовал.adПопытки перепрограммировать контроллер самостоятельно успехом не увенчались. пользовался рекомендациями вот от сюда www.drive2.ru/c/518631/ Проделал все в точности. Но контроллер не обнаруживается диагностической программой вообще. Наверное, поставлена какая-то защита от перепрограммирования. Слышал, что такое бывает.adКороче, последний аргумент — покупка нового контроллера. После долгих поисков нашел подходящий контроллер в питерском Би-Би. Был последний. Продавец снял его прямо с витрины. Внешний вид контроллера точно такой же, только цвет серебристый и дата изготовления более свежая — 2011 год. Но, что сильно напрягло, на корпусе контроллера явно присутствовали следы активной эксплуатации в виде характерных царапин. Да и отсутствие упаковки настораживало. Голографическая пломба была разрезана именно таким образом, чтобы у покупателя возникли мысли о недавнем вскрытии корпуса. Но продавец клятвенно заверил, что в случае чего, деньги мне вернут по чеку без проблем.adПо приходу домой, я развинтил корпус, чтобы посмотреть, что внутри. внешний вид платы напряг еще больше. Явных следов перепайки не было. Но защитный лак в некоторых местах облез и висел лохмотьями. Все это заставило меня понервничать. Трясущимися руками ставил я этот контроллер на машину. Поворот ключа… И, о чудо, мотор запустился и заработал ровно и плавно. Холостые держатся идеально ровно. Чек больше не загорался.adВот так решилась моя проблема. Тупо — замена мозга.Мораль данной истории такова — у нас в России внешний вид далеко не всегда соответствует содержанию.PS: радовался ровной работе мотора я недолго. Спустя месяц поставил новую доработанную ГБЦ Формаш 8В, распредвал Нуждин 10.63 и разрезную шестерню. Сейчас Чек не горит, но двигатель на холостых норовит заглохнуть. Надо крутить разрезную шестерню и прошиваться онлайн. Сам этого делать не умею, поэтому скоро поеду к знающим людям.adИсточникcomputer компьютеры сборка компов сборка компьютеровПоделиться с друзьямиadminВам также может понравитьсякак подключить яндекс телефон к компьютеруПодключить смартфон к головному устройству Для подключения смартфона к головному устройству автомобиля0109как переслать папку на другой компьютерКак передать файлы с компьютера на компьютер — 10 способов 2019 года Как передать файлы Чаще всего такая0138как отправить видео с ноутбука на телевизор по wifi4 способа подключения ноутбука к телевизору через Wi Fi Синхронизация лэптопа и ТВ с помощью беспроводной0161как загрузить фото с компьютера на вайберКак передать фото с компьютера на Viber Viber – это не просто мессенджер, это очень полезное приложение097настроить хонор 20 лайт как модем для ноутбукаКак включить режим модема на Хонор Смартфоны способны выполнять почти все основные функции компьютера.072как восстановить ноутбук деллВосстановление заводских настроек Dell Inspiron В этой статье будет пошаговая инструкция по восстановлению0109как войти в интернет на ноутбуке через смартфон3 способа подключить интернет к ноутбуку через телефон Android или IOS Современный мобильный телефон0142как включить ноутбук асус при черном экранеКак легко исправить черный экран ноутбука Asus How Fix Asus Laptop Black Screen Easily Если вы включаете083© 2022 DOMA35.RU - первый компьютерный справочник. Все права сохранены. Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению. Материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет. 18+AdblockdetectorИсточник: https://doma35.ru/computers/podklyuchenie-bortovogo-kompyutera-na-vaz-2109-inzhektor-raspinovka
ВАЗ 2108-15 ЛАДА, ИЖ2126 ода
Перейти к содержанию
DOMA35.RU - первый компьютерный портал
Первый справочник по настройке компьютеров и программных продуктов.
Ads by optAd360
подключение бортового компьютера на ваз 2109 инжектор распиновка
ОПУБЛИКОВАНО
28.10.2021
Содержание
Установка бортового компьютера на ВАЗ 2109
Как подключить бортовой компьютер в ВАЗ 2109 и 2115
Как считывать коды неисправностей в авто ВАЗ 2109
В таблице приведены коды ошибок ЭБУ на авто ВАЗ 2109
Бортовой компьютер на автомобиль ВАЗ 21099 инжектор
Выбор бортового компьютера
Установка и настройка устройства
Установка бортового компьютера на авто ВАЗ 2109
Подключение бортового компьютера на ВАЗ 2109, ВАЗ 2115 без разъема для подключения.
Установка бортового компьютера Штат X1M в девятку и ещё мелочи.
—76— Установка бортового компьютера
Установка Бортового компьютера и немного о проблемах с контроллером
Ads by optAd360
Установка бортового компьютера на ВАЗ 2109
В этой статье рассмотрим установку бортового компьютера на автомобили ВАЗ 2109 — 2115, оснащенные системой впрыска топлива. Несмотря на относительно высокую цену, бортовой компьютер достаточно полезная вещь в автомобиле. Он считывает данные из электронного блока управления двигателем и отображает их на дисплее БК. Таким образом можно настроить отображение мгновенного расхода топлива, температуры охлаждающей жидкости, оборотов, скорости, напряжения бортовой сети, остатка топлива в баке, различные сигналы с датчиков инжектора (расход воздуха, положение шагового двигателя) и многое другое. Плюсом, в них имеется функция маршрутного компьютера, которая полезна для вычисления пробега на остатке топлива, вычисления среднего расхода топлива и других параметров в зависимости от модели. Также можно с помощью бортового компьютера можно считывать коды ошибок из памяти контроллера, что облегчает поиск неисправностей и заменяет поездку в сервис на диагностику, отнюдь не бесплатную.
Ads by optAd360
На автомобилях с «высокой» панелью (ВАЗ 2108, ВАЗ 2109) и европанелью (ВАЗ 2115, ВАЗ 2114) есть место для установки БК, закрытое заглушкой.
Ads by optAd360
Для начала выбираем сам бортовой компьютер. Можно просто залезть в интернет, набрать в поисковике интересующий запрос (что-то типа «бортовой компьютер на ВАЗ 2109») и выбрать модель, подходящую Вам по описанию и фотографиям. Неплохие устройства выпускаются под маркой «Multitronics», «Штат». Для себя я выбрал Multitronics X140. Кстати, сейчас появилась в продаже аналогичная модель, но с цветным дисплеем. Рекомендую заказывать это устройство через интеренет-магазин, на авторынках и обычных магазинах стоимость данных устройств сильно завышена, иногда в 2 раза. Учитывая, что само по себе устройство не из дешевых (порядка 1500 — 3000 рублей в зависимости от модели), можно ощутимо потратиться.
Ads by optAd360
Суть подключения бортового компьютера установки сводится к следующему. К нему нужно подвести следующие провода:
1. Постоянное питание +12В
2. Питание, появляющееся при включении зажигания (инициирует запуск БК)
3. Питание, появляющееся про включении габаритов (позволяет притушить дисплей БК в темное время суток при включении габаритных огней)
Ads by optAd360
4. Массу.
5. Подать сигнал с датчика уровня топлива (ДУТ). Некоторые модели БК позволяют обойтись без подключения ДУТ, и могут вычислять остаток топлива в баке путем вычитания израсходованного объема топлива из текущего объема в баке, основываясь на мгновенном расходе (например, Multitronics X140).
Ads by optAd360
6. Подключить линию диагностики контроллера «K-line».
Для подключения по первым четырем пунктам в автомобилях с высокой и европанелью есть 4-х контактная колодка для подключения бортового компьютера. Просто подключаем ее с использованием переходников, идущих в комплекте с БК. Если же ее нет, можно 1 пункт взять с прикуривателя, 2-й — с замка зажигания, 3-й например с лампы подсветки прикуривателя, она загорается при включении габаритов и находится рядом с штатным местом под БК. Массу берем с корпуса или с того же прикуривателя. Перед любыми манипуляциями с электропроводкой автомобиля отключаем массу аккумулятора во избежание коротких замыканий и пожара!
Ads by optAd360
Сигнал с датчика уровня топлива берется с указателя уровня топлива комбинации приборов в соответствии со схемой проводки вашего автомобиля. В случае ВАЗ 2109 провод ДУТ бортового компьютера подключается к проводу розового цвета с красной полосой, подходящему 11 контакту белой 13-ти контактной колодки комбинации приборов.
Ads by optAd360
Линия диагностики («К-линия») подключается в разъем «М» диагностической колодки Евро-2, или гнездо 7 колодки Евро-3 (у новых автомобилей). В ВАЗ 2109 с высокой панелью диагностическая колодка находится под полкой в ногах переднего пассажира.
Ads by optAd360
Если в комплекте с бортовым компьютером идет датчик внешней температуры на длинном проводе, надо сам датчик разместить в левом углу переднего бампера, там меньше всего влияние температуры двигателя на показания датчика. Из салона провод с датчиком можно вывести через отверстие в моторном щите под тросик спидометра, рядом с ним. Если в автомобиле уже есть датчик внешней температуры (Ваз 2115, 2114), датчик из комплекта БК можно использовать для измерения и отображения температуры в салоне, разместив его в кожухе рулевой колонки, или в тоннеле в районе ручника.
Ads by optAd360
Дальнейшие действия по настройке БК смотрите в его руководстве по эксплуатации. Настраиваете и пользуетесь. В моем случае, после установки бортового компьютера я практически перестал пользоваться показаниями комбинации приборов, вся необходимая информация о работе систем автомобиля выведена на дисплей БК. Заметил, что скорость БК показывает точнее штатного спидометра, приводимого тросиком, так как БК считывает скорость с контроллера, который берет эту информацию с датчика скорости системы впрыска.
Ads by optAd360
Источник
Как подключить бортовой компьютер в ВАЗ 2109 и 2115
Место установки диагностической колодки авто ВАЗ 2109
Ads by optAd360
Связь с электронным блоком управления (ЭБУ) основных узлов авто осуществляет колодка диагностики. На автомобилеВАЗ 2109 колодка диагностики находится с правой стороны под приборной панелью рядом с ЭБУ. Специальный диагностический прибор или подсчет чисел вспышек встроенной лампы «CHECK ENGINE» могут прочитать коды неисправностей автомобиля, которые хранятся в памяти ЭБУ. В статье предлагается познакомиться с порядком считывания кодов неисправностей в автомобиле ВАЗ 2109 и как все операции выполнить своими руками.
Ads by optAd360
Как считывать коды неисправностей в авто ВАЗ 2109
При считывании кодов поломок лампой контакт В, в колодке диагностики, соединить с «массой», с которой соединен контакт А.
Маркировка контактов в колодке диагностики авто ВАЗ 2109
Ads by optAd360
На фото показана маркировка контактов колодки ВАЗ 2109, такая же маркировка и колодки ВАЗ 21093. А — соединяется с массой; В – служит для подачи сигнала на ЭБУ; управляет электробензонасосом контакт – G; выдается информация контактом М. При соединении контактов А и В ключ в замке зажигания на авто нужно повернуть в положение зажигания – I, двигатель при этом работать не должен. Лампа «CHECK ENGINE» в этих условиях должна высветить вспышками подряд три раза код 12. Порядок операции такой:
Ads by optAd360
Код «12» указывает на работу системы, что говорит о том, что поломки в самой системе диагностики. После того, как высветился код «12», коды неисправностей три раза высвечивает лампа «CHECK ENGINE», при их наличии, если неисправностей нет, высвечивается код «12». Когда в памяти ЭБУ хранится несколько кодов неисправностей, каждый должен высвечиваться три раза.
ad
Совет: По окончании диагностики контакты А и В на устройстве можно размыкать через 10 секунд после выключения зажигания на авто ВАЗ 2109.
В таблице приведены коды ошибок ЭБУ на авто ВАЗ 2109
ad
Код Наименование неисправности
12 Исправность в диагностической цепи лампы для контроля
14 Повышенный уровень сигнала датчика, указывающего температуру охлаждающей жидкости
15 Пониженный уровень сигнала датчика, указывающего температуру охлаждающей жидкости
16 Увеличение напряжения в бортовой сети
17 Понижение напряжения в бортовой сети
19 Неправильный сигнал в датчике положения коленчатого вала
21 Повышение напряжения в сигнале датчика, указывающего положение дроссельной заслонки
22 Уменьшенное напряжение в сигнале датчика положения дроссельной заслонки
24 Отсутствие сигнала на датчике скорости автомобиля
27 Повышенный уровень в сигнале СО-потенциометра
28 Пониженный уровень в сигнале СО-потенциометра
33 Неправильный сигнал в датчике массового расхода воздуха (на выходе датчика появилась высокая частота сигнала)
34 Пониженная частота сигнала, образуемая на выходе датчика, указывающего массовый расход воздуха
35 Колебания частоты вращения холостого хода
43 Ошибочный сигнал датчика детонации
51 Ошибка в постоянно программируемом запоминающем устройстве (ППЗУ)
52 Ошибка в электронном блоке управления (ОУЗ)
53 Ошибка, возникающая в электронном программируемом запоминающем устройстве (ЭПЗУ)
61 Ошибка в связи с иммобилайзером
ad
При считывании кодов могут обнаруживаться неожиданные коды. В этом случае предполагается, что они созданы непостоянной поломкой и могут помочь в диагностике системы.
Читайте также: фифа на двоих на одном компьютере
ad
Бортовой компьютер на автомобиль ВАЗ 21099 инжектор
Многие владельцы автомобилей Ваз 21099 с инжектором хотят установить на свои машины бортовой компьютер (БК). Желание это понятное, ведь подобное устройство не только дает информацию о расходе топлива, путевой скорости, пробеге и оборотах коленчатого вала, но и проводит в реальном времени диагностику важных систем автомобиля.
ad
Это, в свою очередь, позволяет выявлять неисправности двигателя, электроники и навесного оборудования сразу после их появления. Это очень сильно облегчает жизнь автолюбителей, так как появляется возможность прогнозирования серьезных поломок машины и практически исключается незапланированный ремонт авто. Установить бортовой компьютер на Ваз 2108-99 можно и без помощи специалистов. Для этого необходимо иметь небольшие познания в электрике и немного свободного времени.
ad
Вернуться к оглавлению
Выбор бортового компьютера
На рынке представлено очень много электронных устройств, которые якобы возможно установить на автомобили семейства Лада Самара. Они производятся в разных странах, находятся в разных ценовых сегментах и различаются по многим параметрам. Не обращайте внимания на советы продавцов.
ad
В первую очередь бортовой компьютер Ваз 21099 должен быть совместим с протоколами электронного блока управления (ЭБУ), установленного на ваш автомобиль. Поэтому заранее узнайте, какой ЭБУ у вас стоит, а потом уже идите за компом. Выбирая бортовой компьютер на Ваз Спутник — Самара, обратите внимание на следующие параметры.
ad
Среди представленных на рынке марок бортовых компьютеров специалисты рекомендуют устройства марок «Штат» и «Multitronics». Они гарантированно подходят для машин Лада. Выбор модели устройства зависит от модели автомобиля и бюджета владельца машины.
ad
Цены варьируются от 1500 рублей за прибор без голосового синтезатора и с маленьким черно-белым дисплеем до 4000 рублей за БК с полным набором опций. При этом покупать эти устройства лучше в интернет-магазинах, поскольку цены в них в 2 раза ниже рыночных.
ad
Вернуться к оглавлению
Установка и настройка устройства
После покупки необходимо установить компьютер на ваз 21099. Это легко осуществить, если на вашей машине стоит высокая или европанель. В этих передних панелях есть специально отведенные посадочные места для БК на центральной консоли, закрытые заглушками. Мы рассмотрим монтаж бортового компьютера на примере установки прибора Multitronics C340 на автомобиль Ваз 21099 с высокой передней панелью. Порядок действий.
ad
Компьютер должен заработать через несколько секунд после установки. Отобразится это включением дисплея. Затем прибор должен перейти в ждущий режим. Не забудьте надеть отрицательную клемму на аккумулятор перед проверкой устройства!
ad
После пуска двигателя компьютер Ваз 21099 инжектор должен автоматически определить протокол ЭБУ. Если этого не произошло, нужно выключить зажигание и выбрать его вручную. После этого необходимо снова завести двигатель и проверить правильность следующих параметров:
ad
Эти параметры должны изменяться в большую сторону при нажатии на педаль акселератора.
Установка бортового компьютера на авто ВАЗ 2109
Несмотря на то, что цена бортового компьютера достаточно высокая, иметь его в автомобиле очень полезно. Устройство считывает данные, расположенные в электронном блоке управления двигателем, а затем их отображает на дисплее БК. Так можно выполнить настройку отображения температуры охлаждающей жидкости, мгновенный расход топлива, оборотов скорости, остаток топлива в баке, напряжение бортовой сети и другие показатели. Большим плюсом бортового компьютера является наличие функции маршрутного компьютера.
ad
С ее помощью можно вычислить пробег автомобиля на оставшемся топливе, вычислить средний расход топлива и другие параметры. Кроме того бортовой компьютер коды ошибок может считывать из памяти контролера. Это облегчает поиск поломок и заменяет диагностику в сервисном центре.
ad
Для первых четырех пунктов используется колодка диагностики ВАЗ 2109 подключения бортового компьютера. В этом случае используются переходники, входящие в комплект БК. При ее отсутствии можно использовать для питания — прикуриватель(см.Замена прикуривателя своими силами), для запуска БК — замок зажигания, лампу подсветки прикуривателя, которая загорается при включении габаритных лампочек и располагается вблизи со штатным местом для БК, масса берется тоже с прикуривателя.
ad
Совет: При проведении любых манипуляций с электропроводкой авто ВАЗ 2109, нужно отключить массу аккумулятора, что предотвратит короткие замыкания и пожар.
ad
Колодка диагностики ВАЗ 21093
Если в комплект БК входит датчик внешней температуры с длинным проводом, датчик размещается слева в углу переднего бампера. Здесь, на показания датчика, температура оказывает меньшее влияние. Провод с датчиком из салона выводится через, расположенное в моторном щите, отверстие под тросик спидометра. Дальнейшую настройку БК может показать инструкция по эксплуатации устройства. Как правильно подключается колодка диагностики на ВАЗ 2109, хорошо видно на видео.
ad
Подключение бортового компьютера на ВАЗ 2109, ВАЗ 2115 без разъема для подключения.
Если ваш автомобиль не имеет штатного разъема для подключения бортового компьютера ВАЗ, следует использовать колодку переходника из комплекта поставки устройства.
ad
Подключения бортового компьютера к датчику уровня топлива (ДУТ)
Для подключения к ДУТ для автомобилей ВАЗ 2109, ВАЗ 2115 с высокой панелью снимите козырек комбинации приборов и открутите винты крепления комбинации.
ad
Протяните зеленый провод от клеммы №8 переходника разъема БК из комплекта прибора к комбинации приборов. Зачистите приблизительно 7 мм провода розового цвета с красной полосой, подходящего к 11 контакту белой 13-клеммной колодки комбинации приборов.
ad
Надежно соедините методом скрутки провод, маркированный зеленой скруткой с зачищенным участком, и изолируйте место соединения. Подключение к ДУТ в автомобилях с высокой панелью, возможно, выполнить также в месте прокладки жгута под педалями, к проводу розового цвета, который идет от ДУТ к монтажному блоку.
ad
Подключение к К-линии
Клемму «папа» одиночного белого длинного провода из комплекта соединительных проводов воткните в гнездо «М» колодки диагностики ЕВРО 2, или, заменив клемму на более узкую «штырь 1,5 мм» из комплекта прибора, вставьте в гнездо «7» колодки диагностики ЕВРО 3. Противоположный конец белого провода — клемму «мама 2,8 мм» вставьте в контакт №2 переходника разъема БК.
ad
И в заключение напомним, что все работы связанные с электропроводкой необходимо проводить при отключенной аккумуляторной батареи.
Источник
Установка бортового компьютера Штат X1M в девятку и ещё мелочи.
ad
Всем привет, с этим режимом самоликвидации с работой туго, тем самым денег нет, но мы держимся. С машиной ничего особо не делается. Не так давно отец приобрел себе БК штат х1м, который размером как штатная кнопка 2112. Очень удобная штуковина, есть все нужные данные по работе двигателя, считывание ошибок и прочее. Но не задалось, на двенашке он почему то работал некорректно. Попробовал я его подключить себе, все чётко, так тому и быть, решили что будет он стоять у меня. С местоположением определился довольно быстро, для меня он должен стоять на уровне щитка приборов, чтоб не отвлекаясь от дороги видеть нужные и интересные показания.
ad
Перенес кнопку аварийки на место прикуривателя.
Прикуриватель нового образца от гранты врезал в бардачок, потому как не курю, и пользуюсь только зарядником для телефона. Заводская фишка под прикуриватель дотянулась.
ad
Взял заглушку под квадратные девяточные кнопки, вырезал квадратное отверстие нужного размера, и на цианокрилатный клей посадил в него бортовик.
ad
Подключение элементарное. 5 проводов.
Черный-масса
Красный-плюс постоянный
Красный с полоской — плюс от зажигания
ad
Белый-подсветка
Серый — к-линия от диагностического разъема.
Снял верхнюю часть панели, а под ней отказывается есть заводская фишка, То ли для подключения заводского бортовика, то ли для магнитолы, но я использовал для нового БК, в ней как раз четыре провода нужные. пришлось только привести один провод от диагностического разьема. Подключил, все работает, заглушку вставил на место, думал что будет колзозно смотреться данная кнопка, но как по мне вполне уместно и удобно расположено. Сразу выставил на бортовике температуру включения вентилятора на 98°, вместо заводских 105 кажется.
ad
Самые нужные функции для меня это средний и мгновенный расход, коды и сброс ошибок, выставление температуры срабатывания вентилятора. Бортовиком доволен. Всем советую.
Так же врезал в панельку переднюю дополнительные кнопки на включение усилителей, иногда нужная тема. Позже куплю более симпатичные кнопки с кольцевой подсветкой.
ad
Прокинул от аккумулятора провод 4 квмм на питание магнитолы, поставил предохранитель 15а. И взял массу с кузова от моторного щита. Стал немного лучше звук и что самое приятное, перестал выключаться мафон при запуске двигателя.
ad
Читайте также: тока бока в злом на компьютер играть
Источник
—76— Установка бортового компьютера
ad
Салам-пополам.
Подарили мне на д.р. в начале декабря бортовой компьютер…
Это очень полезная и нужная хреновина, о которой я всю жизь мечтал!
Ставили с моим мелким братишкой, за что ему огромное спасибо!
ad
Установку описывать особого смысла не вижу, ибо все в инструкции написано — обезьяна разберется.
Единственная проблема, с которой я столкнулся — фишки под сам БК у меня в машине нет, причем нет ее от слова совсем… Вернее, фишка-то была, но под старый разъем — 4-контактный — как на фарах, квадратный такой. Поняли? Как не поняли? Сходите во двор да откройте капот — сразу станет ясно, о чем я!
ad
Короче, запилю проще фотку из инета.
Только вот мне совсем неясно, нахрена под панель пихать сию фишку… Энивэй, нужно было купить точно такую же, только «папа», потому что в панели-то мама. И еще одну 9-контактную фишку на сам БК и заколхозить переходник (да, йопта, в комплекте был только датчик температуры окружающего воздуха и провод на К-линию). А сам переходник хер где найдешь, да и стоит он порядка 250р, за две пластмасски и 4 провода, нуегонах, озверели капиталисты проклятые.
ad
По идее, сзади БК 13 контактов, но 2 из них занимает датчик температуры, а 2 других — ГБО. Но газ я ставить не собираюсь в ближайшее время, ибо задался целью засрать всю экологию своей необъятной Родины ревущим выхлопом на чистом, как слеза младенца, 92ом бензине. «Только бензин, только хардкор!» (с)
ad
Короче, обзвонил все магазы в округе, нигде никто не знает, че это за зверь такой 9-контактный и с чем его едят. Под бензонасосы фишки есть, под фаустпатроны есть, под катапульту даже есть, а под БК ваз2114 — нет. Спасла меня «рабочая лошадка», где чувак сразу понял, о чем я. Купил фишку для «подогрева сидений ваз-2110» аж с 9-ю проводами!)
ad
Окей, проводочки — чек, фишки — чек, БК — чек, прямые руки — сет он, чек-лист комплитед. Приступаем к инсталляции… Засунуть фишку в фишку и дурак сумеет, а вот протянуть датчик температуры окружающего воздуха — тут ведь надо «технищски».
ad
Вот с этим засранцем я знатно намаялся…
Сам датчик весьма хрупкий, как хвост у креведки, пластиночки такие там, типа… Короче, сломать\погнуть его — нехай делать. А запилить его нужно под капот. Поэтому решил пропихнуть саму фишку из-под капота в салон, чтобы датчик не тревожить. Но после нескольких неудач в попытках просунуть арбуз в отверстие размером с лимон я плюнул на все, взял толстенную проволоку, изоленту и примотал эту хреновину к проволоке, которую уже и запихал в салон. Из салона уже вытянул эту здоровенную репку, как нефиг делать. Дальше наощупь, аки заправский гинеколог\проктолог протянул провод датчика температуры под панель до самого БК, огибая причудливые пластиковые приливы корпуса печки, тросики заслонок и прочую, в общем-то весьма важную и нужную, но не очень удобную для огибания хренотень.
ad
После самого геморного — запихивания датчика температуры — все гораздо проще)
Нужно, вроде, 5 проводов:
1 — Плюс (был на старой фишке)
ad
2 — Минус (был на старой фишке)
3 — Зажигание (был на старой фишке)
4 — Габариты (был на старой фишке)
5 — Топливо (взял на приборной панели, просто врезался в фишку)
ad
Окей. Баттери — офф, фишки-на-скрутках — чек, темперче-датчик — сет он. Чек лист комплитед.
Приступаем к протяжке провода под К-линию. Тут все просто, один тонюсенький проводочек протянуть из центра панели к ногам переднего пассажира.
ad
Накидываем клемму АКБ, тыкаемся — радуемся и запихиваем наш БК на свое законное место.
Ну и все, дальше настраиваем либо методом тыка, либо с помощью инструкции.
ad
ad
Как-то шел куда-то и решил запечатлеть сей момент. Моя девять-девять, мамкина астра, какой-то сраный подснежкин и лютое зло соседа))
На мой взгляд, переборщил он чутка с бэдбоем. Но каждому свои фломастеры, ребята. Кому — синенькие диоды, кому — запчасти по цене самолета, кому-то вон ваще на свою телегу длиннющий болт покласть (нахнадо даже снег почистить, стыдоба!), а некоторым — наварить металла на хайло поболее. Гонка же, че)
ad
Весны всем, поменьше холодов!
з.ы. — есть вопросы по подключению — вэлкам.
з.з.ы. — и это-самое… заходите и к мелкому хоть в гости, сделайте парню день!))
ad
Источник
Установка Бортового компьютера и немного о проблемах с контроллером
Приветствую всех, кто следит за моим БЖ. Основная тема этой записи — установка Бортового компьютера (далее БК). Но сначала немного предыстории. Собственно, зачем он мне понадобился. Началось все в тот злосчастный день, когда я решил переходить с карба на инжектор. Решение, на мой взгляд, вполне оправданное, потому что потенциал инжектора значительно выше, чем у карба. Например, все современные турбины и компрессоры ставятся только на инжектор. Настроить наш отечественный карбюратор для корректной работы с системой наддува считается задачей практически невыполнимой — не хватает диапазона регулировок.
ad
В процессе закупания деталей для перехода на инжектор был приобретен в том числе и контроллер Январь 5.1.1 2111-1411020-71 (это который без датчика кислорода в выхлопе) вместе со всей проводкой. Брал все на авторынке на Фучика (кто живет в Питере, тот знает это злачное место). Обошлось все недорого, около 10 килорублей за все. Все детали новые, внешний вид вполне товарный.
ad
Процесс переделки на инжектор занял некоторое время. Кто делал, тот знает, что занятие это довольно муторное. После подключения всех разъемов и закручивания всех гаек, машина запустилась на удивление сразу после поворота ключа зажигания. Вместе с инжектором был сразу же установлен компрессор Дилижанс с максимальным избытком давления 0.3 бар. Вот он, красавец.
ad
Но радовался я не долго. Спустя примерно 10 минут нормальной работы (видимо, когда прогрев закончился, и обороты упали) загорелся Чек и мотор начал троить. Хотя ехала машина уже вполне неплохо по сравнению с карбюратором. Мощность возросла. По началу был даже страшновато. Но горящий Чек и троение на холостых не давали мне покоя.
ad
Сначала думал, что инжектор некорректно работает с наддувом. Для проверки отсоединил воздушный патрубок компрессора и запустил мотор. Ситуация не изменилась — опять загорелся Чек и снова начало троить. Кстати говоря, забавно было попытаться заткнуть рукой патрубок, откуда дует воздух из компрессора. Поток воздуха настолько сильный, что руку прислонить не удается. И это на холостых с достаточно слабым дилижансовским компрессором. Представляю, как дует турба в 1.5 бара избытка. Руки там лучше держать подальше — оторвет.
ad
Следующим делом проверил свечи. Со свечами все в порядке — новые недавно поставил. Теперь стало понятно, что дело скорее всего где-то в проводке или в датчиках, или в мозге. Чтобы локализовать проблему, необходимо ставит БК, который умеет считывать коды ошибок, а лучше — еще их и расшифровывать. Валялся у меня один такой — ШТАТ 115х42М. Но теперь проблема — надо его куда-то поставить. Ведь я не предусмотрел в центральной консоли места для установки БК.
ad
Куда же его воткнуть? Долго думал и примерял в разных местах в салоне. В конце концов рассудил так. БК — вещь хоть и чрезвычайно полезная, но не жизненно необходимая. В том смысле, что постоянной смотреть на него необходимости нет. Нужен он, в основном, для диагностики (считывания ошибок) и контроля различных вспомогательных параметров, таких как средний расход топлива за поездку, процент открытия дроссельной заслонки и т.д. и т.п. Все самый основные параметры движения всегда находятся перед глазами на основной приборной панели. Вот и решил поставить БК у себя за спиной в потолке.
ad
Для установки необходим подиум. Не вопрос. Изготовил подиум все из того же стеклопластика. Про технологию изготовления стеклопластиковых изделий уже рассказывал в одной из предыдущих записей. В этом случае все совершенно аналогично. Нужен шаблон, который дальше можно будет обтягивать стеклотканью и поливать эпоксидкой. В качестве шаблона использовал сам БК, обмотанный полиэтиленовой пленкой и зафиксированный в нужном положении на ровной горизонтальной поверхности, + несколько кусков картона и малярного скотча.
ad
Три слоя стеклоткани с эпоксидкой дают деталь железобетонной прочности. После пропиливания всех необходимых отверстий под индикатор, кнопки и лампочки, обливки несколькими слоями черной грунтовки (чтобы цвет был матовый)получается вот такой результат.
ad
Читайте также: как узнать что пойдет на моем компьютере
ad
На лицевую панель добавил два тумблера: в цепь зажигания и в цепь основного питания. На всякий случай. Параллельно с установкой БК, выполнил тщательную шумовиброизоляцию потолка — наклеил слой StP Bimast Bomb + слой пористого материала на клеевой основе (названия не помню).
ad
И еще перетянул обивку потолка черным карпетом. Кстати говоря, при перетяжке лучше отдирать от обивки старую ткань. Это для тех, кто собирается проделать нечто подобное. У меня она (ткань обивки потолка) была такая грязная, что прямо песок сыпался. Вынимается обивка из салона достаточно просто — надо ее согнуть пополам вдоль (ничего страшного, она не ломается, а место сгиба потом легко распрямляется), и она легко вытаскивается через переднюю дверь.
ad
Вообще, черный цвет в салоне авто выглядит очень уместно. Другое дело, что согласно исследованиям ведущих автопроизводителей, черный цвет салона авто приводит к повышенной утомляемости водителя при дальних поездках. Поэтому, во всех современных автомобилях салон обычно делают бодряще разноцветный.
ad
Далее, еще заклеил солнцезащитные козырьки тоже черным карпетом. Но это мелочи. В целом все получилось довольно неплохо.
Пришлось немало повозиться с подключением проводов. Нарыл в инете схему проводки контроллера 2111-1411020-71. Вот она. Может, кому пригодится.
ad
1. — форсунки;
2. — свечи зажигания;
3. — модуль зажигания;
4. — колодка диагностики;
5. — контроллер;
6. — колодка, присоединяемая к жгуту панели приборов;
ad
7. — главное реле;
8. — предохранитель главного реле;
9. — реле электровентилятора;
10. — предохранитель цепи питания контроллера;
11. — реле электробензонасоса;
12. — предохранитель цепи питания бензонасоса;
ad
13. — датчик массового расхода воздуха;
14. — датчик положения дроссельной заслонки;
15. — датчик температуры охлаждающей жидкости;
16. — регулятор холостого хода;
17. — датчик детонации;
18. — датчик положения коленчатого вала;
ad
19. — блок управления АПС;
20. — индикатор состояния АПС;
21. — датчик скорости;
22. — электробензонасос с датчиком уровня топлива;
23. — колодка, присоединяемая к жгуту системы зажигания;
24. — комбинация приборов;
ad
25. — реле зажигания;
26. — выключатель зажигания;
27. — монтажный блок;
28. — электровентилятор системы охлаждения;
А — к клемме «В+» генератора; В — колодка, присоединяемая к колодке К жгута системы зажигания; С — колодка, присоединяемая к колодке L жгута системы зажигания; D — провод, присоединяемый к выключателю плафона освещения салона; Е — провод, присоединяемый к бело-чёрным проводам, отсоединённым от выключателя плафона освещения салона; F — к клемме «+» аккумуляторной батареи; G1, G2 — точки заземления; К — колодка, присоединяемая к колодке В жгута переднего; L — колодка, присоединяемая к колодке С жгута переднего;
ad
Вот еще на всякий случай схема основной приборной панели ВАЗ 2109.
1 Тахометр
2 Лампа освещения комбинации приборов
3 Указатель температуры
ad
4 Блок управления БСК(боротовой системы контроля)
5 Указатель уровня топлива
6 Контрольная лампа «CHECK ENGINE» для системы снижения токсичности
7 Контрольная лампа дальнего света фар
8 Контрольная лампа габаритного света
ad
9 Резервная контрольная лампа
10 Контрольная лампа незастёгнытых ремней безопасности
11 Контрольная лампа левых указателей поворота
12 Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи
13 Контрольная лампа правых указателей поворота
ad
14 Контрольная лампа аварийного давления масла
15 Контрольная лампа резерва топлива
16 Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора
17 Контрольная лампа «CHECK ENGINE» для системы впрыска топлива
18 Контрольная лампа стояночного тормоза.
ad
R1 — резистор 91 кОм ; R2 — резистор 50 Ом, 5 Вт
Распиновка разъема БК приведена в инструкции. Тут ничего сложного.
ad
В итоге, потолок обновлен, БК установлен. Запускаем мотор. БК успешно отрабатывает включение зажигания. Загорается Чек на приборной панели. Заходим в диагностические настройки БК. И видим две ошибки контроллера:
ad
1. Ошибка Р0327 — низкий уровень сигнала датчика детонации
2. Ошибка P0325 — обрыв цепи датчика детонации.
Ну теперь хоть более-менее понятно, где искать проблему. Про датчики детонации российского производства в инете ходит много разных страшных историй. Пишут, что очень часто в продаже в качестве датчика детонации попадаются пустышки, то есть просто пластиковые болванки без пьезоэлемента внутри. Внешне это проверить никак невозможно. Поэтому, я решил подстраховаться и купил сразу фирменный датчик Bosch, который ставится на Волги. Вот он, красавец.
ad
Каталожный номер датчика — BOSCH 0261231046. Полностью подходит вместо штатного датчика ВАЗ 2109.
Но, к сожалению, проблема не ушла. Чек продолжает гореть, двигатель, троит, а ошибки P0325 и P0327 по-прежнему светятся.
ad
Следующим шагом бала проверка проводки датчика детонации. Проводку полностью перетянул и прозвонил тестером. Все в полном порядке. Но и это не помогло. Короче, теперь ясно. Проблема в контроллере. Потому что больше искать уже негде. Стал изучать инфу в интернете. И вот что там пишут по этому поводу. Обычно, в штатном контроллере Январь 5.1.1 2111-1411020-71 за обработку сигнала датчика детонации отвечает микросхема HIP9010. Но, начиная с определенного момента, эту микросхему сняли с производства. Примерно с 2004 года в контроллер начали паять новую микруху HIP9011. С точки зрения встроенной прошивки обе микросхемы несовместимы. То есть, прошивку, которая работала с HIP9010, нельзя использовать с HIP9011. И наоборот. Но у нас, как всегда. Новое железо выпустила, а новую прошивку не успели. Поэтому, в течение нескольких месяцев с конвейера сходили контроллеры новой аппаратной версии, но со старой прошивкой, которая не умеет обрабатывать сигнал датчика детонации. Судя по информации вот здесь www.chiptuner.ru/content/ser_j5 , старая прошивка маркируется как J5V13L05 (канал детонации на микросхеме HIP9010), а новая — A5V13L05 (канал детонации на микросхеме HIP9011). Смотрим, что у меня.
ad
Судя по мульке, у меня прошивка A5V13L05. Да и год выпуска, совсем не 2004. Разве могли в 2010 году заливать старую прошивку J5V13L05 в новую аппаратную реализацию? Видимо, могли. Не поленился, развинтил корпус контроллера. Нашел микросхему HIP9011. Плата контроллера выглядит очень аккуратно, никаких следов кустарного вмешательства. Все залито ровным слоем защитного лака. Короче говоря, внешний вид порадовал.
ad
Попытки перепрограммировать контроллер самостоятельно успехом не увенчались. пользовался рекомендациями вот от сюда www.drive2.ru/c/518631/ Проделал все в точности. Но контроллер не обнаруживается диагностической программой вообще. Наверное, поставлена какая-то защита от перепрограммирования. Слышал, что такое бывает.
ad
Короче, последний аргумент — покупка нового контроллера. После долгих поисков нашел подходящий контроллер в питерском Би-Би. Был последний. Продавец снял его прямо с витрины. Внешний вид контроллера точно такой же, только цвет серебристый и дата изготовления более свежая — 2011 год. Но, что сильно напрягло, на корпусе контроллера явно присутствовали следы активной эксплуатации в виде характерных царапин. Да и отсутствие упаковки настораживало. Голографическая пломба была разрезана именно таким образом, чтобы у покупателя возникли мысли о недавнем вскрытии корпуса. Но продавец клятвенно заверил, что в случае чего, деньги мне вернут по чеку без проблем.
ad
По приходу домой, я развинтил корпус, чтобы посмотреть, что внутри. внешний вид платы напряг еще больше. Явных следов перепайки не было. Но защитный лак в некоторых местах облез и висел лохмотьями. Все это заставило меня понервничать. Трясущимися руками ставил я этот контроллер на машину. Поворот ключа… И, о чудо, мотор запустился и заработал ровно и плавно. Холостые держатся идеально ровно. Чек больше не загорался.
ad
Вот так решилась моя проблема. Тупо — замена мозга.
Мораль данной истории такова — у нас в России внешний вид далеко не всегда соответствует содержанию.
PS: радовался ровной работе мотора я недолго. Спустя месяц поставил новую доработанную ГБЦ Формаш 8В, распредвал Нуждин 10.63 и разрезную шестерню. Сейчас Чек не горит, но двигатель на холостых норовит заглохнуть. Надо крутить разрезную шестерню и прошиваться онлайн. Сам этого делать не умею, поэтому скоро поеду к знающим людям.
ad
Источник
computer компьютеры сборка компов сборка компьютеров
Поделиться с друзьями
admin
Вам также может понравиться
как подключить яндекс телефон к компьютеру
Подключить смартфон к головному устройству Для подключения смартфона к головному устройству автомобиля
0109
как переслать папку на другой компьютер
Как передать файлы с компьютера на компьютер — 10 способов 2019 года Как передать файлы Чаще всего такая
0138
как отправить видео с ноутбука на телевизор по wifi
4 способа подключения ноутбука к телевизору через Wi Fi Синхронизация лэптопа и ТВ с помощью беспроводной
0161
как загрузить фото с компьютера на вайбер
Как передать фото с компьютера на Viber Viber – это не просто мессенджер, это очень полезное приложение
097
настроить хонор 20 лайт как модем для ноутбука
Как включить режим модема на Хонор Смартфоны способны выполнять почти все основные функции компьютера.
072
как восстановить ноутбук делл
Восстановление заводских настроек Dell Inspiron В этой статье будет пошаговая инструкция по восстановлению
0109
как войти в интернет на ноутбуке через смартфон
3 способа подключить интернет к ноутбуку через телефон Android или IOS Современный мобильный телефон
0142
как включить ноутбук асус при черном экране
Как легко исправить черный экран ноутбука Asus How Fix Asus Laptop Black Screen Easily Если вы включаете
083
© 2022 DOMA35.RU - первый компьютерный справочник. Все права сохранены. Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению. Материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет. 18+
Adblock
detector
Источник: https://doma35.ru/computers/podklyuchenie-bortovogo-kompyutera-na-vaz-2109-inzhektor-raspinovka