ЧИТАТЕЛЬСКОЕ МНЕНИЕ "НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АЛЕКСАНДРЕ КАЗАНЦЕВЕ", А ТАК ЖЕ САМО ПИСЬМО АЛЕКСАНДРА КАЗАНЦЕВА В ПОЛИТБЮРО ЦК КПСС.

ЧИТАТЕЛЬСКОЕ МНЕНИЕ "НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АЛЕКСАНДРЕ КАЗАНЦЕВЕ", А ТАК ЖЕ САМО ПИСЬМО АЛЕКСАНДРА КАЗАНЦЕВА В ПОЛИТБЮРО ЦК КПСС. - 1001794581141
ЧИТАТЕЛЬСКОЕ МНЕНИЕ "НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АЛЕКСАНДРЕ КАЗАНЦЕВЕ", А ТАК ЖЕ САМО ПИСЬМО АЛЕКСАНДРА КАЗАНЦЕВА В ПОЛИТБЮРО ЦК КПСС. - 1001794606997
ЧИТАТЕЛЬСКОЕ МНЕНИЕ "НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АЛЕКСАНДРЕ КАЗАНЦЕВЕ", А ТАК ЖЕ САМО ПИСЬМО АЛЕКСАНДРА КАЗАНЦЕВА В ПОЛИТБЮРО ЦК КПСС. - 1001794612885

Вовсе не собираюсь разбирать творчество и отдельные романы Александра Казанцева. Когда-то что-то очень давно читал, но ни к почитателям, ни к хулителям, ни к знатокам его творчества не отношусь.

Его романы и более мелкие по объёму работы сложно отнести к Художественной Литературе. Впрочем, как и большинство советской, не говоря уже о теперешней российской, фантастике, которая так и остаётся обитательницей своего окололитературного гетто, с которой и знакомиться не особо хочется.

Но, поскольку последнее время в связи с переизданиями его книг на фантлабе попадаются поминания об этом авторе, преимущественно мало или поверхностно знакомых с отдельными его произведениями, решил, в свою очередь, высказаться и напомнить об этой с любой точки зрения незаурядной личности.

К сожалению, нет ни одного беспристрастного описания его жизни и творчества. Сейчас и здесь, тем более, бесполезно пытаться это сделать. Прежние распорядители представляли и проталкивали его этаким идолом, живым классиком соц. фантастики, теперешние уже в последние 30-40 лет старательно мажут дёгтем.

«... одиозная фигура в истории советской научной фантастики, чью роль можно сравнить с ролью Т. Д. Лысенко в «развитии» отечественной биологии. Собственное литературное дарование А. Казанцева в резком противоречии с самозванным статусом «живого классика сов. научной фантастики», который писателю удалось удерживать, в основном, благодаря своим «нелитературным» качествам». Энциклопедия фантастики: Под ред. В. Гакова, Минск «Галаксис», 1995 г.,

Здесь на «фантлабе» в статье Р. Арбитмана «Две тайны советской фантастики» встретилась даже бредово-шизофреническая идея, что настоящего Казанцева давно репрессировали, а с тех пор под его маской жил и писал некий Иосиф Соломонович Шапиро, директор Ленинградского Дома Учёных в начале 30-х годов!

Участник ВОВ инженер А. П. Казанцев прошёл путь от рядового до полковника, изобрёл танкетку, управляемую по проводам, использовавшуюся при прорыве блокады Ленинграда. Первый наземный дрон «камикадзе». Рядом с двигателями в кормовой части торпеды были установлены разъёмы для установки трёх проводов. Два из них — для управления движения, третий, силовой, предназначался для подачи тока на подрыв. Электричество подавалось из внешнего источника — серийного танка, оснащённого генератором необходимой мощности. При боевом применении сухопутная торпеда должна была отходить от танка управления на расстояние 400-500 метров. Правда, за время войны в СССР выпустили всего сотню таких дронов, но большая их часть исполнила свою боевую миссию.

Награждён орденами Отечественной войны, Красной звезды, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов. Всю жизнь оставался идейным коммунистом. И, кстати, не побежал, как многие в перестроечные годы, показушно креститься в церкви.

«Всякая власть, сосредоточенная на деньгах, есть смерть» — слова самого А. Казанцева.

Удивитесь, но он последовательно боролся против засилья в СССР «фантастики ближнего прицела» не только космического масштаба научными идеями в своих же романах. В качестве последнего по времени примера: В декабре 1960 года на Объединённом пленуме Правлений СП РСФСР, Московского и Ленинградского отд. СП РСФСР, участники О. Коряков, С. Сартаков, Вл. Немцов в предписанной сверху форме указывали на «идеологический вред» космической фантастики, «уводящей от действительности». Им противостояли при этом такие достаточно консервативные писатели как Александр Казанцев, Н. Томан, Г. Тушкан. После полёта Гагарина, это направление быстро затухло и загнулось навеки. В повести того же Н. Томана «Неизвестная земля» (1965) лаконично характеризуется всё это направление в целом: «Забыли вы разве, какое жалкое существование влачила наша фантастика в период культа, когда фантазировать дозволялось только в пределах пятилетнего плана народного хозяйства…»

Ещё в те самые времена он осмелился опубликовать ряд небезопасных для репутации и гарантированных членам СП гонораров советского автора статей, эссе и художественных произведений о загадке Тунгусского метеорита («Взрыв», «Гость из космоса», «Тунгусская катастрофа: 60 лет догадок и споров»). В них он высказывал довольно революционную версию, что метеорит на самом деле был кораблём инопланетных пришельцев, который взорвался при посадке. Казанцев указал сходство ядерного взрыва в Хиросиме и взрыва метеорита, что, по его мнению, свидетельствовало в пользу искусственной природы этого тела. Помимо этого, Казанцев продвигал гипотезу о палеоконтактах, собирал информацию о легендах и археологических находках, в подтверждение этой гипотезы, стал одним из пионеров советской уфологии. Помог в создании фильма «Воспоминания о будущем» Эриху фон Деникену, который назвал себя учеником Казанцева.

Фильм по его повести «Планета бурь» — один из первых советских фантастических фильмов о космическом путешествии. Сделан с использованием уникальных технологий комбинированной съёмки, намного опережавших существовавшие в те времена зарубежные аналоги, в том числе подводные съёмки. «Космическое» звучание голоса Имы Сумак заменило в нём использование экзотического в те времена синтезатора. Фильм оказал значительное влияние на мировую кинофантастику следующих десятилетий.

Казанцев придумал и ввёл в русский язык более 100 новых слов, самое известное среди которых «инопланетяне».

Александр Петрович стал ЕДИНСТВЕННЫМ из писателей, активно выступившим в защиту Ивана Ефремова, когда против того начались гонения и травля со стороны КГБ и обвинения в шпионаже в пользу Великобритании. Абсолютно все более "прогрессивные" советские писатели, включая АБС, тогда в рот воды набрали. За одно это он заслуживает, чтобы его помнили и уважали, если не как писателя, то как Человека!

Письмо писателя А. Казанцева в Политбюро ЦК КПСС
17 ноября 1972 г.
Политбюро ЦК КПСС
Уважаемые товарищи члены Политбюро!

Как член Коммунистической партии Советского Союза, как ветеран советской научной фантастики, считаю своим партийным долгом сообщить следующее: совсем недавно многие советские люди горевали по поводу тяжелой утраты — безвременной кончины флагмана советской научной фантастики, выдающегося писателя и крупного ученого, профессора, доктора биологических наук, лауреата Государственной премии Ивана Антоновича Ефремова.

Литературная критика выдвигала Ефремова на виднейшее место в советской литературе за его научно-фантастические произведения, в частности за всемирно известный роман «Туманность Андромеды», где зримо показано коммунистическое общество.

На гражданской панихиде 6 октября 1972 года в Центральном доме литераторов директор издательства «Молодая гвардия» тов. Ганичев от имени ЦК ВЛКСМ назвал покойного писателя «певцом коммунизма».

И вот, не остыла еще горечь утраты у всех, кто любил и ценил Ефремова, как накануне Октябрьских праздников 4 ноября 1972 года на квартиру покойного писателя явились двенадцать работников Комитета государственной безопасности и, даже не предъявив ордера на обыск, а лишь устно сославшись на якобы имеющуюся санкцию заместителя Генерального прокурора СССР, в течение тринадцати часов перевернули вверх дном квартиру «певца коммунизма». Разумеется они ничего не нашли из антисоветских материалов и изъяли лишь том Брема «Жизнь животных» и письма писателя к его жене (правда, пообещав вернуть их).

Я не могу не сообщить об этом случае Политбюро, ибо многие могут расценить его как надругательство над памятью выдающегося деятеля советской науки и культуры, преданного делу построения коммунизма, воспитателя молодежи в коммунистическом духе, пламенного борца за наше грядущее.

Я не уверен, что такая акция по отношению к выдающемуся советскому писателю, только что скончавшемуся, вызвана необходимостью. Скорее она принесет больше вреда, дав повод нашим врагам для новых клеветнических обвинений нашей страны, нашей партии, якобы не ценящей даже своих сторонников. Ведь безответственным элементам легко сказать, что «человека нет, человек умер! О каком же пресечении его опасной деятельности может идти речь?» Им легко спекулировать, скажем, таким примером: как отнесутся у нас к тому, что где-нибудь за рубежом полиция ворвется после смерти писателя с мировым именем в его дом и учинит там разгром?

Нет слов, чтобы оценить трудность и важность работы КГБ. Однако неосторожные, нетактичные действия некоторых его сотрудников могут бросить неоправданную тень на эту важную организацию, авторитет которой я хотел бы всемерно укрепить.
17 ноября 1972 г. Александр Казанцев, писатель.

Секретно:
Заведующему Отделом административных органов ЦК КПСС тов. Савинкину Н. И.

4 ноября 1972 года с целью возможного обнаружения литературы антисоветского содержания, на основании постановления, санкционированного первым заместителем Генерального прокурора СССР тов. Маляровым М. П., на квартире Ефремова Ивана Антоновича, 1907 года рождения, беспартийного, писателя-фантаста, умершего 5 октября 1972 года, сотрудниками УКГБ по гор. Москве и Московской области был произведен обыск.

Постановление о производстве обыска было предъявлено вдове Ефремова — Ефремовой Т. И., о чем она расписалась.

Обыск проводился с соблюдением процессуальных норм, и претензий к сотрудникам органов госбезопасности Ефремова не предъявляла.

При обыске был изъят документ, носящий резко антисоветский характер (позднее было установлено, что автором этого документа является некий Гейнрихс, проживающий в гор. Фрунзе), а также ряд предметов, которые могли использоваться Ефремовым в проведении противоправной деятельности.

Часть изъятых предметов после их исследования специалистами была Ефремовой возвращена.

Материалы на Ефремова И. А. докладывались в инстанции.

22 января 1973 года Управлением КГБ при СМ СССР по гор. Москве и Московской области по факту смерти Ефремова возбуждено уголовное дело. Ведется следствие. При ответе заявителю просим иметь в виду, что продолжается оперативная проверка связей Ефремова И. А.
Заместитель Председателя КГБ при Совете Министров СССР В. Чебриков

ЦК КПСС
С результатами рассмотрения заявления т. Казанцева А. П. Комитетом государственной безопасности при Совете Министров СССР считаем возможным согласиться.
Ответ т. Казанцеву сообщен.
Инструктор Отдела административных органов ЦК КПСС Богданов
13 февраля 1973 года ЦХСД. Архив подотдела писем ЦК КПСС. Подлинник.

Комментарии

  • Сб 17:12
    Особенно отличились в этом заговоре молчания братцы Стругацкие, которых при жизни Ефремов всячески поддерживал.
  • Сб 19:46
    подлинник должен быть отсканирован, а так напечатать каждый может, что угодно и где угодно! Сейчас у каждого есть компьютеры, и такие подлинники изобрести не хитрое дело! даже с печатями и подписями.