28 июл

Личность и мир

ФЕНОМЕН ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО РОСТА. КАК РОЖДАЕТСЯ ПТИЦА ФЕНИКС?
Когда я, будучи практически смертельно больной двумя болезнями одновременно, пошла учиться в магистратуру по психотерапии, случился один интересный момент.
Это были самые первые наши занятия. Нам раздали темы по экзистенциальной психотерапии и дали задание подготовить по этим темам доклады. Я из всей этой когорты великих людей знала только разве что Ирвина Ялома. А тут мне в руки упало неизвестное мне совсем имя: Ролло Мэй…
Ролло Мэй, «Раненый целитель».
Само название меня уже как-то напрягло. О чем это? Почему мне?
Я стала читать и задохнулась. С первых же строчек.
Потом мне пришлось с этим пойти выступать перед группой. Я не смогла. Конечно я была тогда очень серьезно больна и переоценила свои возможности. Все, что я смогла сделать – передать мой текст другому человеку, чтобы он его прочел вместо меня. И просить всех – прочите эту статью всю… молча просить, полными от слез глазами…
Рядом со мной за столом сидела моя любимая Валентина Станиславовна, моя мама-папа, мой профессор, у которой я позже писала свою диссертацию. Я не видела ее лица. Но я знала, что ее глаза тоже плачут. Она не произнесла ни слова.
Я не могла понять, почему это все обо мне и почему это все попало в руки именно мне? Наверное, в этом есть какой-то особый смысл?
Хочу поделиться тем, что передал нам Ролло Мэй, со всеми, кто прочтет этот текст. Чтобы каждый, кто сейчас идет по этому пути, знал бы, что ждет его впереди. Какие шансы сейчас светят перед ним, там, в его сверкающем будущем.
Как говорил когда-то Кьеркегор, «бесконечности невозможно достичь иначе, как только через отчаяние».
Такими словами начинается статья Ролло Мэя.
Тот, кто понимает, о чем на самом деле эти слова, можете себе представить, какой шок я испытала в тот момент?
Автор статьи рассказывает нам о разных людях, о тех, кто соприкоснулся с таинством человеческой души через боль и страдания, кто прошел свой индивидуальный и очень непростой путь – о выдающихся психотерапевтах, известных сейчас всему миру.
Любопытно, что каждый из перечисленных людей был велик именно в своем самом слабом месте. Трудно представить, что Гарри Стэк Салливен, который никогда не мог наладить отношения с другими, создал систему психиатрии как интерперсональной биологии; а Аби [Маслоу], испытавший адские минуты в своей жизни и сумевший уравновесить их, – если здесь возможно использовать технический термин – ...создал затем противоположную этому концепцию высших переживаний и роста человеческого потенциала.
Каждый из этих людей стал велик в самом слабом своем месте!
В каждой боли есть свой потенциал роста…
И более того, чем ниже уровень падения по состояниям, тем выше может быть затем подъем вверх по этим состояниям.
Ролло пишет:
Я хочу предложить вам теорию – это теория раненого целителя. Я предполагаю, что мы исцеляем других с помощью наших собственных ран.
Когда-то очень давно, в самой ранней своей юности, я прожила один очень интересный опыт. Который благополучно забыла на долгие годы, не придавала ему значения. А сейчас он почему-то снова всплыл в моей памяти.
Это была очень долгая история, история про близость. Про человеческую и нечеловеческую близость.
По своей наивности я полагала, что такой опыт – обычная практика для всех. Мне и в голову даже не приходило, что такие состояния подавляющему большинству людей просто недоступны и неизвестны. Но я-то считала иначе. И, утратив этот свой волшебный опыт близости и любви, искала его потом всю свою жизнь. Сперва сознательно, потом, вытеснив его из-за боли пустоты, стала продолжать искать его бессознательно.
В те годы, уже в университете, я поделилась своей необычной историей со своим парнем. Он все понял. Но сказал мне тогда то, что врезалось в мою память навсегда, настолько меня это удивило и вызвало внутренний протест:
«Зачем ты рассказываешь это всем? Те, кто никогда этого не пережил, они ничего не поймут. Никогда. А те, кто пережил что-то подобное, они будут думать только о своем, слушая тебя».
Мишка, я помню эти твои слова. Если ты жив – откликнись.
Я тогда впервые столкнулась с этой экзистенциальной проблемой тотального одиночества. И конечно же моя психика выразила своей протест этому одиночеству. Нет. Так не должно быть. Нет. Я не согласна. Я буду искать решение.
Об одиночестве написано очень много книг. О физическом одиночестве, которое проживается довольно часто. Но есть и другой вид одиночества, он экзистенциальный. Далеко не все люди могут с ним столкнуться и проживать его. Там – самая большая боль.
Когда человек попадает в какую-то свою серьезную беду, экзистенциально он попадает в то самое Великое Одиночество. Когда он остается один на один перед лицом своей проблемы. И это реально страшно. Нет никого. Никто не поможет. Никто не сможет здесь ничего сделать. Я один…
Эта ситуация может сломать человека, а может возродить его в другом качестве, укрепить и открыть перед ним новые, доселе невиданные им горизонты. Об этом феномене психологи стали говорить сейчас как о феномене посттравматического роста.
И опять моя история из детства. Сказка. Сказка про двух лягушек, попавших в крынку со сметаной. Одна из них утонула. А вторая не сдавалась. Она сбила из сметаны своими лапками крепкое масло, барахтаясь что есть сил, и выпрыгнула из своей погибели.
На запредельные для переживания стрессовые события каждый из нас может среагировать по-разному. Кто-то – остается разбитым на осколки и тонет, смирившись с судьбой. Его, разбитого, сносит в овраг жизни, как мусор. А кто-то собирается, концентрируется и ищет свой способ собрать себя заново.
И тогда он выходит на новый Путь.
И это будет уже иная жизнь.
Благополучно пройденный жизненный кризис выплавляет из разбитых кусочков совершенно иную структуру личности.
У человека, прожившего адские состояния, переплавляется все: его картина мира, его отношение к окружающему миру. У него меняются даже ценности, что на самом деле крайне устойчиво и не меняется практические никогда в течение жизни. Он начинает понимать, а что на самом деле действительно ценно.
Он начинает совершенно иначе относиться к другим людям. Они для него становятся словно прозрачны. Он обучается ощущать других через их боль, но не проваливаясь в нее, а оставаясь при этом на своих ногах. И с этой позиции действительно можно получить шанс быть на самом деле полезным людям.
Внутренняя личностная перестройка позволяет такому возродившемуся человеку воссоздавать вокруг себя новую реальность.
Соприкосновение с собственной смертью, со своей хрупкостью и уязвимостью, дает в руки такому человеку, возродившемуся из пепла, совершенно невероятный инструмент: ощущение конечности каждого мгновения жизни, заполненного счастьем ЖИТЬ.
Это уже совсем не про страх смерти. Это – про счастье Жизни.
Только через распознавание и проживание внутри себя таких крайних противоположностей мы получаем способность отличать одно от другого и ценить то хрупкое, что есть сейчас в наших руках. Жизнь действительно очень хрупка. И те, кто с нами рядом сейчас, даны нам не навсегда!
Это больно признать. Но признание этого факта дает новую ступень для нашего роста – быть взрослым еще на одну ступеньку.
Да, жизнь меня поломала, да меня скрутило в бараний рог. Но я живой! Я есть!
Я выжил, благодаря тому, что мои лягушачьи лапки молотили мою боль что есть сил. И что-то родилось, что-то новое, то, чего никогда не было ранее. То, что послужило мне опорой для рывка вперед.
Знаете, в строительстве есть такая фраза: «За каждым правилом безопасности стоит чья-то смерть». Это правда.
В психотерапии можно сказать тоже самое. За каждым инструментом стоит чья-то боль гибели и возрождения.
Чтобы после кризиса человек не рассыпался на тысячи осколков, должно быть выполнено несколько условий. На мой взгляд, самый важный из них – это тот самый локус контроля, который большинство спасшихся людей берут для себя как инструмент собственного спасения, совершенно не зная, а как именно этот инструмент называется.
Локус контроля – умение верно оценить свою ситуацию и себя в ней. Контакт себя реального со своей настоящей реальностью в данный момент времени.
Иногда это: я и – Творец. И больше нет ничего. Реальность.
Именно в этом контакте с истинной реальностью и возможно нащупать ту самую точку опоры, на которую можно встать. И обрести минимальную устойчивость.
Как только возникает этот реальный контакт, то с этой точки автоматически и одномоментно внимание человека распределяется на то, что лежит внутри границ его возможностей: на то, что принадлежит именно ему и именно в этот момент.
Я могу менять то, что принадлежит мне.
Все, с этой точки возможен выход из провала, выход из боли, выход из травмы, выход из жизненного кризиса.
Люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию и сумевшие взять свою беду и использовать ее как почву для своего роста, действительно идут в рост.
Человек создает себя заново. Он рождает себя из пепла как птица Феникс.
Но выходит он из своего жизненного пепелища иным.
Когда я встретилась случайно на улице со своей бывшей подругой из прошлого, я была очень рада. Даже не смотря на то, что она предала меня, бросила меня в самый сложный период моей жизни. Она тоже была рада встрече. Мы даже попытались снова продолжить наше общение, как никак почти 30 лет вместе.
Но у нас ничего не получилось. Я не сказала ей об этом ничего. Я просто подумала про себя молча: «Та Таня, которую ты когда-то знала, она умерла. Ее больше нет. Эта Таня – другая».
И мы расстались. Видимо, навсегда. Две лягушки…
Я уверена теперь, что этот путь кризиса, когда люди однажды теряют все, теряют свою прежнюю жизнь, окружение, защиту, устойчивость, здоровье, дается людям от бога как подарок.
Ты теперь можешь прожить за одну жизнь – целых две. У тебя несколько разных жизней. Это подарок.
Ты смог уйти от смерти и от распада на осколки. И теперь твой подарок – еще одна жизнь иного качества, более высокая.
Не существует волшебных перевоплощений. Существует борьба и рост.
А Ролла Мэя почитайте. Возможно, он и вам передаст тот факел, что передал однажды в руки и мне.
Осознанная реальность
НЕУЖЕЛИ ВАМ НЕ НАДОЕЛО СЛИВАТЬ СВОЮ ЭНЕРГИЮ НА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ И ИХ ЖИЗНИ — ИНСТРУКЦИЯ К СВОБОДЕ
Часто мы не замечаем, как теряем себя в бесконечном потоке мыслей, эмоций и ожиданий, причем даже не о себе. Не специально, а просто потому, что привыкли жить “в раздрае с собой”: снаружи — отвечать миру, внутри — подстраиваться, оправдывать, искать баланс. В итоге появляется ощущение, что ты разрываешься на части и никак не можешь собрать себя обратно.
Причина проста
Когда в голове крутятся мысли про других — кто прав, кто виноват, кто сделал неправильно, живет не так, ведет себя не так — именно поэтому начинает уходить твоя энергия.
И ведь отдаете ее добровольно именно в эти ненужные споры, обиды, сравнения. Каждый раз, когда суете свой нос в чужую жизнь, думая, что знаете лучше, вам виднее, вы опытнее, пытаясь контролировать ситуацию, хочешь защититься или доказать свою точку зрения - всё, идет мощный слив энергии, а вместе с ней уходит и удача, здоровье, деньги, любовь и сама жизнь.
Поймите, чем больше сил отдаёшь этому, тем меньше остаётся на себя.
Это как если бы у тебя был сосуд с ограниченным запасом энергии. А ты ходишь и разбрасываешь ее на всех подряд. А взамен ничего не получаешь. Ты остаёшься пустым, хотя внешне можешь выглядеть спокойно, улыбаться, быть даже успешнее своего соседа. А в это время эта пустота начинает заполняться злостью, проблемами, усталостью, раздражением, и счастье убегает от тебя, сверкая пятками.
Понимание этого — первый шаг к трансформации.
Чтобы вернуть себе силу, нужно научиться ясно видеть, где заканчивается твоя ответственность, а где начинается чужая. Границы — это не стены, это линии, которые помогают сохранить твой внутренний мир и не позволить своим и чужим страхам, обидам или претензиям забрать твоё пространство.
Когда внутри появляется сомнение, обида или желание "бросить камень в другого" — это сигналы того, что ты перешёл(-шла) границу, влез в чужую историю и потерял(-а) связь с собой.
Это не значит, что нужно перестать замечать других или стать равнодушным(-ой). Наоборот — зрелость заключается в том, чтобы позволить другим людям быть такими, какие они есть. А теперь внимательно:
Твоя жизнь начинается в тот момент, когда ты отстаешь от других людей и начинаешь заниматься собой.
Ты можешь поддержать, но при этом сохранить свою целостность, а не растворяться эмоционально в чужой жизни. Тебе не нужно их принимать или одобрять, достаточно просто не лезть в чужие жизни и позволить людям быть такими, какие они есть.
Хочешь сохранить свою энергию, тогда почаще задавай себе вопрос, особенно, когда снова начнешь лезть не туда: “Это моя ответственность? Или я беру на себя чужую судьбу, хотя меня это не касается?”
Этот простой вопрос, но он помогает перестроить внутренний диалог и вернуть энергию туда, где она нужна - тебе.
Важно научиться отпускать контроль и перестать тратить силы на борьбу с тем, что не в твоей власти. Это не пассивность — это осознанный выбор направлять энергию на создание, а не на разрушение.
Свобода приходит, когда ты прекращаешь быть заложником чужой жизни. Она рождается в принятии себя, в уважении к своему времени и энергии. И именно тогда ты начинаешь строить жизнь, которая действительно отражает твою суть и желания. А не смотреть, что там у других, делая выводы, не видя правды.
Этот путь требует дисциплины, честности и терпения. Но каждый шаг — это возвращение к себе, к своей силе, счастью и внутреннему покою.
Сегодня — именно тот день, когда можно сделать этот выбор.
Анна Кирьянова.
КАК МОЛОДЫЕ ЖИЛИ С ДЕСПОТИЧНОЙ МАТЕРЬЮ
Знаете, каково это - жить с жадным деспотом? Это очень тяжело. Невыносимо. И одни молодые, условно молодые, супруги даже посещали сеансы у психолога, чтобы поддержать себя. И знакомым жаловались на невыносимое положение дел.
Мать жены была очень властная и жадная женщина. Она всю жизнь работала без выходных и отпусков, чтобы заработать побольше. От жадности не отдыхала. И смогла купить две квартиры, построить дом, открыть несколько магазинов одежды. Хотя начинала с должности простого продавца. Вот такая жажда наживы была у этой неприятной и резкой особы.
Она была грубая. Неразговорчивая. Зятя обижала, он даже плакал потом от грубых слов: "Тунеядец, дармоед", - очень обидно такое слышать. И буквально руки опускаются, ничего не можешь делать. Даже медитировать. И слезы текут ручьем.
А деспот не понимает твоего состояния и кричит: "Ты бы хоть траву скосил на лужайке, иждивенец! Хоть бы чашку за собой помыл!". Только представьте. До слез, правда?
Дочь поддерживала своего мужа. Хотя она видела несправедливое отношение, конечно. И сама была жертвой такого отношения. Например, однажды мама купила путевку не в "ультру", а в обычные "пять звезд". Хотя могла бы в наилучший отель купить путевку!
Но мама так хотела уязвить зятя и дочь. Сама, небось, не поехала. Мол, работы много. И дом надо ремонтировать. А их отправила в дешевое место, страдать и тесниться...
Дочь тоже заплакала. И они с мужем утешали друг друга. Надо терпеть и как-то сохранять отношения с мамой. Впереди ведь ещё унизительный разговор о новой машине. Надо новую купить. И надо одну из квартир переписать на дочь или на зятя. И жить там отдельно. Пора жить отдельно! Нужно быть самостоятельными. Пора сепарироваться.
А приходится жить в доме с мамой. В сорок лет не очень это удобно. И приходится есть мамину еду, - хотя иногда хочется заказать суши или пиццу. Но суши приходится есть в кафе, вот как все неудобно устроено. Дома мама ругается.
И одежду мама выбирает по своему вкусу. Выберешь одно, а она говорит, что такое не пойдет. Броско слишком. Или ярко. Приходится носить то, что она выбирает. А хочется выбирать самостоятельно! И вечером мама стучит в дверь: "Сделайте музыку потише, мне рано вставать!". Перед друзьями неудобно. Хотя они понимают...
Жизнь с деспотом ужасна. А с жадным деспотом ужасна вдвойне.
Сеансы у психолога помогали. Оплачивали эти сеансы мамиными деньгами, разумеется. Много плакали. Вспоминали обидное. Старались простить маму. Но пока не очень-то получалось. И сепарироваться не получалось. Жадная мама не переписывала квартиру. Заставляла жить с ней. Даже угрожала. Мол, деньги не буду давать! Представляете? Буквально грозила обречь на голодную смерть.
И приходилось дальше жить в тех же условиях с деспотом и тираном. Искать себя очень сложно в таких условиях. Тебе сразу обрывают крылья и называют "дармоедом". И покупают ту машину, которую сами решили купить. Или ботинки. Или сумочку. Вообще не слушают тебя.
А когда ты просишь рояль, настоящий, за полтора миллиона всего, тебя попрекают: мол, ты фотоаппарат просил, а не пользуешься. А за него миллион заплачено. Иди и фотографируй природу!
Хотя ты хочешь саморазвиваться, играя на рояле. И уже нашел учителя...
Разъехаться? Но как? Если мама квартиру не переписывает. Куда же мы поедем? У мужа родители бедные, к ним не вселиться. А снимать дорого, мама начнет ругаться и не даст денег на съем. Остается только плакать втихомолку, как куклам в сундуке у Карабаса-Барабаса. И друг другу рассказывать, что опять мама вытворила и сказала. Невыносимый человек.
Так и живут. И льют невидимые миру слезы, как сказал классик. Мама требует внуков. И придется пойти ей навстречу. Может, как-то полегче станет жизнь. Тяжело жить рабами. И зависеть от жадного деспота. Так хочется свободы!
И так хорошо работалось бы не знаю кем на свободе-то. И дышалось в отдельной квартире, а не на своем третьем этаже... Молодость проходит. И выхода нет. Это мама виновата, конечно.
Всегда виноват деспот, а не тот, кто живет за его счет. Не работает и плачет, когда обижают. Или покупают не то, что хочется. Пять звезд вместо "ультры" или машину не той марки суют. Обидно. И приходится терпеть, стиснув зубы...
Анна Григорьевна | Авторские рассказы
НАСМЕШКИ МУЖА ВЫШЛИ БОКОМ
— Ты серьёзно считаешь, что я должна радоваться этой плазме?
— Я ради тебя старался! — Михаил явно ждал другой реакции.
— Ради меня снял мою картину? Может, я не гений, но это моё творчество!
— Тебе всё не так. Я как лучше хотел, а ты... Ладно, забей.
Алла ушла в свой "уголок творчества". Маленькая комната, которую в шутку называли "студией", была её убежищем. Но сегодня покой нарушен — мольберт отодвинут, повсюду коробки с барахлом Михаила.
"Это уже слишком", — кровь закипела. Мало ему гостиной, теперь и здесь хозяйничает!
Двадцать лет вместе, а он не воспринимает её увлечение всерьёз. Вечно подшучивает над "великой художницей".
А ведь когда-то всё было иначе. Миша часами слушал, как она говорит о живописи, о планах...
"Дурочка была, — усмехнулась Алла. — Поверила, что понимает".
От мыслей отвлёк скрип двери.
— Чего бесишься? Подумаешь, картина. Нарисуешь ещё.
— Это моё творчество! Неужели сложно уважать то, что для меня ценно?
— Ой, всё! У меня от твоего творчества голова пухнет. Ужинать будешь?
— Нет. Спасибо.
Михаил ушёл, пробурчав под нос. Беситься будет весь вечер, греметь посудой.
Алла начала разбирать завалы. Руки дрожали от злости. Хотелось закричать, запустить чем-нибудь в стену. Но она молча складывала коробки.
Так больше нельзя. Надо что-то менять. Иначе задохнётся от невысказанных слов и разбитых надежд. Решение пришло внезапно, но ощущалось правильным.
Завтра же позвонит Вере Львовне. Наставнице, которая всегда верила в её талант.
С этой мыслью Алла взялась за кисть. Пальцы сами тянулись к краскам, прося выпустить на волю всё, что копилось внутри.
На следующий день.
Парк шелестел листвой после дождя. Вдруг Алла услышала:
— Алла? Алла Серова, ты ли это?
Обернувшись, она увидела Веру Львовну — элегантную даму, почти не изменившуюся за годы.
— Вера Львовна! Вот так встреча!
— Сколько лет! Даже не верится. Рассказывай, как ты? Всё творишь?
Алла замялась. Врать не хотелось, а правда звучала жалко.
— Так, иногда... Работаю в школе, преподаю. А вы как?
— У нас, похоже, был перерыв на двадцать лет! Может, на "ты"?
Алла рассмеялась. Как же этого не хватало — лёгкого разговора о важном!
— Галерею ещё держишь?
— А как же! Сегодня открытие новой выставки. Не хочешь пойти? Встряхнёшься, вспомнишь юность.
Алла задумалась. Представила недовольного Михаила. Но потом — себя в красивом платье, с бокалом вина, среди картин... И улыбнулась.
— Знаешь, Вера, я с удовольствием. Давно пора начать жить для себя.
Вечер. Выставка современного искусства.
— Алла, хочу познакомить тебя с Софией Марковной, нашей покровительницей искусств.
Статная женщина с пронзительным взглядом.
— Очень приятно. Алла Петровна.
— А это, Софочка, моя лучшая ученица. Настоящий талант! Только загнала его в рамки.
— Неужели? И чем вы занимаетесь?
— Я... Преподаю. Ну и сама иногда пишу, для души.
София прищурилась.
— Для души — замечательно. Но если есть талант, надо дать ему выход. Не хотите показать свои работы? Вдруг откроем новое имя?
Алла почувствовала, как сердце пропустило удар. Показать картины? Признаться, что всю жизнь мечтала об этом?
— Я... Да, наверное. Только они не совсем профессиональные...
— Не прибедняйтесь. Если Вера хвалит, значит, потенциал есть. Договоритесь о встрече.
Вера хитро прищурилась.
— Ну что, готова вспомнить юность? Соглашайся. Я вижу, как ты смотришь на эти картины. Будто душу здесь оставила.
Алла молчала, переполненная эмоциями. Вот он. Шанс, о котором боялась мечтать. Второе дыхание, новая жизнь.
Она глубоко вздохнула и кивнула.
— Я согласна. Давай назначим встречу. Пора мне выйти из тени...
Ещё долго они гуляли по выставке, обсуждая искусство и старые времена. А в голове Аллы уже рождались новые образы, сюжеты, краски. Картины, которые она напишет. Обязательно напишет.
***
Следующие недели пролетели как миг. Алла будто училась дышать заново — свободно, полной грудью. Училась мечтать, не оглядываясь на чужое мнение.
Каждую свободную минуту она писала. Вдохновлённая, погружалась в волшебство творчества с головой. Мольберт снова занял почётное место в "студии", и Михаил уже не возмущался — только ворчал вполголоса.
Серия абстракций удивляла её саму. Смелые мазки — словно выплеск эмоций, копившихся годами. Вот эта, насыщенная синим и фиолетовым — тоска по несбывшемся мечтам. А та, с всполохами алого — страсть, которую она так долго подавляла.
Алла показала работы Вере Львовне. Та долго разглядывала их, а потом сказала:
— Это сильно, Алла. По-настоящему. Тебе нужно организовать выставку. Я помогу со связями.
Впервые за много лет Алла почувствовала, что её талант оценили по достоинству. Не то что Михаил...
— Опять мазюкаешь? Мы на что жить будем, пока ты тут самовыражаешься? — ворчал он, заглядывая в "студию".
— Миша, это может стать нашим шансом! Вера верит в меня. Представь, если получится...
Но муж только хмыкнул:
— Ага, конечно. В твоём возрасте карьеру начинать. Брось эту блажь, займись делом. У нас ипотека не плачена.
Обида резанула по сердцу. Но Алла уже приняла решение. Она больше не позволит убивать свои мечты.
Вечерами, когда Михаил уходил в гараж возиться с машиной, Алла искала подходящее помещение для галереи. Скромное, но с потенциалом. И откладывала каждую свободную копейку.
Михаил что-то подозревал. Комментировал едко:
— Что, клад нашла? Поделишься или как?
— Не бери в голову. Я подрабатываю кое-что продажей картин. На выставку собираю.
— Опять двадцать пять! Я смотрю, тебя не переубедить. Ну и черт с тобой, только не проси потом денег!
Алла молчала. Спорить не было сил. Нужно беречь энергию для главного — своей мечты. Той, которую она почти похоронила в рутине быта.
Теперь всё будет иначе. У неё есть шанс. И пусть весь мир подождёт — она не упустит его снова.
Назло всему Алла взяла кисть и начала новый холст. На нём разливалось солнце — яркое, дерзкое. Прямо как её надежда на лучшее будущее.
Алла глубоко вздохнула и постучала в дверь галереи. Сегодня решающий день — она покажет свои работы Софии Марковне. От этой встречи зависит так много...
— Алла Петровна, проходите! — София встретила её приветливо, но с явной ноткой делового интереса. — Вера мне все уши прожужжала о вашем таланте. Посмотрим, посмотрим...
Следующий час Алла провела как на иголках, пока София внимательно изучала её картины. Иногда хмыкала, иногда бормотала что-то одобрительное. Наконец, она обернулась к Алле.
— Что ж, Вера не преувеличивала. У вас действительно есть потенциал. Я готова организовать для вас небольшую выставку в нашей галерее. Но это потребует некоторых вложений с вашей стороны. Сможете осилить?
У Аллы перехватило дыхание. Неужели её мечта начинает сбываться?
— Да, конечно! У меня есть некоторые сбережения. Я справлюсь!
— Вот и славно. Тогда обговорим детали и назначим дату. Ориентировочно через месяц, идёт?
Алла вышла из галереи окрылённая. Но радость быстро померкла, когда она представила реакцию Михаила. Как рассказать ему о своих планах? Наверняка устроит скандал...
Дома разговор начался именно так, как она и ожидала.
— Ты что надумала? Какая ещё выставка? С ума сошла на старости лет? — Михаил метался по кухне, то и дело хлопая дверцами шкафов.
— Миша, пойми, это мой шанс! София Марковна верит в меня. Да, придётся вложить часть наших сбережений, но...
— Стоп-стоп-стоп! Каких ещё сбережений? Ты про те деньги, что мы откладывали на отпуск? Нет, Алла, даже не думай! Хватит с меня твоих художеств!
Разговор перерос в настоящую ссору. Впервые за много лет они кричали друг на друга, не в силах найти компромисс.
— Если хочешь заниматься своими картинками — флаг в руки! Но тогда не проси у меня ни копейки!
— Знаешь что, Миша? Я так и сделаю. Буду заниматься тем, что люблю. С твоей поддержкой или без.
Хлопнув дверью, Алла ушла к подруге Надежде. Ей нужно было остыть и подумать, как действовать дальше.
— Аллочка, ну ты чего? Правильно всё делаешь! — Надежда обняла её за плечи. — Сколько можно жить чужой жизнью? Гоша вон меня всегда поддерживает, хотя я тоже творческая личность.
— Да я уже и забыла, какого это — когда тебя понимают, — Алла благодарно улыбнулась подруге. — Спасибо, Надь. Пойду завтра к юристу. Узнаю, как свои накопления от Мишиных отделить. Не хочу больше от него зависеть.
На следующий день Алла пришла в галерею окрылённой и решительной. Начинался новый этап подготовки к выставке. Её познакомили с куратором Андреем — импозантным мужчиной, который сразу проникся её работами.
— Алла Петровна, да у вас тут целый космос! Столько экспрессии, цвета! Уверен, ваша выставка станет настоящим событием в нашем городе.
Его искренняя похвала и деловой подход вдохновляли Аллу. Наконец-то её творчество оценили по достоинству! Не то что Михаил...
Мысли о муже отдавали горечью. Несколько раз он пытался поговорить, но неизменно сводил всё к претензиям.
— Когда ты уже угомонишься? Может хватит уже этого цирка? У нас ипотека, между прочим! И ты мне тоже, знаешь ли, нужна — дома, а не в своих фантазиях!
Но Алла уже приняла решение. Слишком долго она жила чужими желаниями. Пора начинать свой путь, какой бы трудной ни была дорога.
Андрей стал её главной опорой в этом пути. Он не просто помогал с организацией, но и искренне восхищался её талантом. В его глазах Алла видела то, чего так не хватало в браке — уважение и веру в неё как в личность.
И всё же внутри неё росло странное чувство. Предчувствие чего-то непоправимого. Словно скоро случится нечто, что перевернёт всю её жизнь. Алла гнала от себя эти мысли, погружаясь в работу. До открытия выставки оставалась всего неделя...
За неделю до открытия выставки Алла не находила себе места. Столько нужно ещё успеть, столько мелочей предусмотреть! Она почти поселилась в галерее, доводя экспозицию до совершенства.
Андрей был рядом — подбадривал, помогал в меру сил. Его забота грела душу Аллы. Так непривычно было ощущать рядом надёжное мужское плечо...
Тем больнее было возвращаться домой, в атмосферу вечного недовольства. Михаил почти не разговаривал с ней, только бросал косые взгляды и многозначительно вздыхал. А когда заговорил — лучше бы молчал.
— Слышь, художница, у меня деньги со счёта пропали. Ты, часом, не в курсе, куда они делись?
Алла похолодела. Только не это... Неужели он узнал про её личные сбережения?
— Миша, давай спокойно поговорим. Я взяла часть денег на организацию выставки. Но я всё верну, как только...
— Всё верну? Ах ты ж... Ты у меня за спиной увела нашу заначку, и теперь «всё вернёшь»? Ну ты и стерва!
Он схватил её за плечи и встряхнул. В его глазах плескалась такая злоба, что Алла невольно сжалась.
— Миша, перестань! Мне больно! Давай просто...
— Просто? Ах, просто? А мне, думаешь, не больно? Я, может, на эти деньги себе мотоцикл хотел купить! Думал, хоть на старости лет мечту исполню. Но нет, моя жена решила, что её картинки важнее!
Алла не выдержала. Впервые за годы унижений она дала волю гневу.
— Да как ты смеешь? Я, в отличие от тебя, не мечту исполняю, а шанс всей жизни получила! И что, я должна от него отказаться, потому что ты мотоцикл захотел? Ты же знал, как это важно для меня! Какого чёрта ты просто не можешь меня поддержать?
— Поддержать? В твоих фантазиях поддержать? Чтобы ты потом мне всю жизнь тыкала, какая ты великая художница, а я нищеброд? Нет уж, дорогая. Хватит с меня твоих закидонов. Либо ты возвращаешь деньги и забываешь про это увлечение, либо...
— Либо что? — голос Аллы дрожал от ярости. — Разведёшься со мной? Да я сама с тобой разведусь! Надоело быть половой тряпкой в собственном доме! Иди ты к чёрту со своим мотоциклом! Без тебя обойдусь!
Она выскочила из квартиры, не помня себя. Слёзы застилали глаза, но Алла упрямо шла вперёд. Хватит. Двадцать лет она терпела его самодурство. Больше она не вернётся в эту клетку. Только свобода. Только искусство.
Ноги сами привели её к дому подруги. Надежда открыла дверь и ахнула:
— Боже, Аллочка! Что случилось? Ты вся дрожишь!
Следующий час Алла рыдала, уткнувшись в колени подруги. Та гладила её по волосам и приговаривала:
— Ничего, милая, ничего. Всё образуется. Ты молодец, что ушла. В конце концов это твоя жизнь. Не смей её на помойку выкидывать из-за этого... Прости, из-за твоего благоверного.
Постепенно слёзы утихли. В душе Аллы поселилась странная лёгкость. Будто она сбросила многолетний груз и теперь может дышать полной грудью.
— Надь, можно я у тебя перекантуюсь несколько дней? Боюсь, дома мне пока лучше не появляться.
— Конечно, оставайся сколько нужно! Не переживай ни о чём, мы с Георгием во всём поможем. А с Мишкой твоим я сама поговорю, если надо будет. Фингал ему обеспечу, чтоб неповадно было!
Алла невольно улыбнулась сквозь слёзы. Господи, как же ей повезло с друзьями! Впервые за долгое время она почувствовала, что не одна. Что её мечты кому-то небезразличны.
Следующую неделю Алла жила как в тумане. Днём пропадала в галерее, доводя выставку до ума. Вечерами подолгу говорила с Надеждой, изливая ей душу. Та не просто слушала, но и сама вызвалась помочь с экспозицией.
— Я, конечно, не великий дизайнер, но у меня глаз-алмаз! Я тебе такой интерьерчик забабахаю — закачаешься!
Но больше всего Аллу удивила София. Узнав о её проблемах, суровая галеристка смягчилась и предложила свою помощь.
— Деточка, да у нас с тобой, оказывается, истории один в один! Я тоже когда-то от мужа ушла, чтобы делом любимым заниматься. Так что ты не стесняйся, если что — обращайся. Перетрём.
Неожиданно, но поддержка пришла и от Веры Львовны.
— Аллочка, я сразу поняла, что в тебе искра божья. Ещё тогда, двадцать лет назад. И сейчас вижу — ты на верном пути. Так что держись. Мы тебя в обиду не дадим!
Алла не знала, как благодарить этих людей. Они, едва знакомые, поверили в неё больше, чем родной муж. Поддержали не только словом, но и делом.
И вот он, долгожданный день открытия. Алла металась по галерее, проверяя каждую мелочь. Платье, которое они с Надеждой выбирали полдня, сидело идеально. Макияж подчёркивал натуральную красоту. Алла и не помнила, когда в последний раз ощущала себя такой... живой.
За час до открытия в дверях появился Михаил. Он выглядел непривычно потерянным, мялся на пороге.
— Алла, слушай... Я это, поговорить хотел. Наедине.
Она напряглась. Неужели сейчас начнётся очередная сцена?
— Миша, давай не сегодня. Пойми, у меня важный день. Я не могу сейчас выяснять отношения.
— Да нет, ты не поняла! Я извиниться хотел. За всё. Я ж дурак был, не ценил тебя. Думал — куда она денется? А сейчас гляжу — ты светишься вся. Похорошела. И я понял...
Но Алла уже перебила его. Слишком много лет она ждала этих слов. Теперь они потеряли смысл.
— Миша, не надо. Я всё решила. Нам лучше расстаться. Ты никогда не любил меня по-настоящему. Для тебя я была удобной. А сейчас... Сейчас я хочу быть любимой.
В груди защемило. Алла и сама не ожидала, что произнесёт это вслух. Но сейчас она, как никогда, была уверена в своём решении.
— Уходи, Миша. Начни и ты жить для себя. А я... Я теперь сама по себе. Прощай.
Михаил стоял, будто громом поражённый. А потом развернулся и молча вышел. Алла смотрела ему вслед, и впервые за многие годы чувствовала настоящую лёгкость.
Её размышления прервал взволнованный Андрей:
— Алла Петровна, гости собираются! Вы готовы? Там к вам уже очередь выстроилась за автографами!
Она улыбнулась. Лёгкий мандраж пробежал по телу.
— Да, Андрей. Я готова. К автографам, к славе, к новой жизни. Открывайте двери!
И Алла шагнула навстречу аплодисментам и щелчкам фотокамер. Навстречу своей мечте, которая сегодня, наконец, становилась реальностью.
***
Полгода спустя Алла стояла посреди своей галереи, с трудом веря в реальность происходящего. Её мечта осуществилась. Пусть небольшое, но такое уютное пространство, где она могла творить, учить, делиться искусством с другими.
София оказалась бесценным партнёром. Её деловая хватка и связи помогли Алле быстро встать на ноги. А Андрей... Андрей стал её правой рукой, верным соратником и, что греха таить, очень близким другом.
Их отношения развивались неспешно, но верно. Объединённые любовью к искусству, они всё больше времени проводили вместе. И в какой-то момент Алла поняла, что влюбилась. Впервые за много лет — по-настоящему, без оглядки.
Андрей тоже не сразу раскрылся. Только спустя месяцы доверительных разговоров он признался, что потерял жену несколько лет назад. И только рядом с Аллой снова почувствовал вкус к жизни.
Их первый поцелуй случился прямо в галерее, над эскизами новой выставки. Робкий, нежный, он будто открыл в Алле второе дыхание. Теперь она точно знала — у неё всё получится.
На открытии новой экспозиции Алла встретила Михаила. Бывший муж пришёл поздравить её с успехом. Выглядел он не то чтобы плохо, но в глазах читалась затаённая грусть.
— Я рад за тебя, правда. Ты молодец. Сделала всё, как хотела.
— Спасибо, Миша. Знаешь, а ведь если бы не ты... Если бы ты не был таким козлом, — Алла рассмеялась, — я бы так и жила по старинке. Так что спасибо тебе. За урок.
Михаил дёрнулся, но потом улыбнулся краешком рта:
— Да уж, урок так урок. Суровый ты учитель, Алла Петровна. Но справедливый.
Они ещё немного поговорили — о прошлом, о планах на будущее. Удивительно, но теперь Алла могла смотреть на бывшего мужа без злости. Даже с какой-то благодарностью. Не случись между ними всего этого, разве рискнула бы она так круто изменить свою жизнь?
Прощаясь, Михаил задержал её руку в своей:
— Алла... Я идиот, конечно. Сам от своего счастья отказался. Но я просто хотел, чтобы ты знала. Ты самая лучшая женщина в моей жизни. И я... Я правда желаю тебе добра. Честно.
Она кивнула, чувствуя, как к горлу подступает комок.
— Спасибо, Миша. Правда, спасибо. И ты тоже... Будь счастлив.
А потом была долгая ночь в объятиях Андрея, полная нежности и страсти. Засыпая у него на плече, Алла думала — как хорошо, что ей хватило сил всё изменить. Как хорошо, что жизнь дала ей второй шанс.
Утром в галерею заглянула пожилая женщина. Робко оглядываясь по сторонам, она подошла к Алле:
— Извините, девушка... Тут все такие картины интересные. А вы не подскажете, где бы мне на курсы живописи записаться? А то ведь тоже всю жизнь мечтала, а всё дела, дела...
Алла почувствовала, как губы сами расплываются в улыбке.
— Знаете, в этом городе есть замечательная галерея. При ней мастер-классы проходят, для всех желающих. Хозяйка там чудесная, отзывчивая. Говорят, она в 50 лет жизнь с нуля начала. Представляете?
— Надо же! Вот ведь люди бывают! — женщина восхищённо всплеснула руками. — Это ж какая сила духа нужна! А вы, девушка, с ней знакомы?
Алла хитро прищурилась:
— Ещё как знакома. Я и есть эта хозяйка. Так что приходите, обязательно приходите. Никогда не поздно начать жить своей мечтой. Уж я-то знаю!
Она достала визитку и протянула посетительнице. Та взяла, благодарно кивнув.
А Алла вдруг поймала себя на мысли, что безумно счастлива. Вот так, посреди краски и холстов, в обнимку с любимым мужчиной. Наконец-то её мечты стали реальностью.
И она больше никому не позволит отнять у неё это ощущение полёта. Только вперёд. Только к новым вершинам.
Теперь у неё точно всё получится. Ведь она - Алла Серова, художница. И эта - её жизнь.
Анна Кирьянова
НЕ СКУЧАЮТ ПО ТОМУ, ЧТО НЕ ЛЮБЯТ
Иногда нужность и любовь проявляются в разлуке.
Если они есть. А иногда бывает так: постранствуешь, воротишься к тем, кого оставил, - и понимаешь, что не соскучился. Наоборот, испытываешь тягостное чувство. Человек стал совсем чужим. И дом стал ещё теснее и мрачнее. Или работа кажется каторгой…
Отчуждение произошло. И возвращаться тяжело. Не хочется. Встреча не радует. Наоборот.
Так одна женщина вернулась в родной город. Она два месяца была в командировке в другом регионе. Не в райском местечке; в обычном городе. Но там она дышала полной грудью. Гуляла по платановой аллее, любовалась закатом. Нашла много друзей, почему-то очень легко сходилась там с людьми. Чувствовала себя лучше. И даже поплакала, когда уезжала.
Но утешала себя мыслью, что едет в родной город. Там мама. Там кошечка любимая. Там привычный коллектив на работе. Подруга детства…
Вот приедет домой, выйдет на перрон и обрадуется! Поймёт, как соскучилась и как хотела вернуться!
…Когда женщина увидела из окна поезда здание вокзала, она ощутила сильное желание вернуться.
Нет, не в свой город. А немедленно поехать обратно. Никакой тоски и радости встречи. Она ничуть не соскучилась по городу и по работе. Наоборот. Соскучилась по маме, конечно. По подруге. По своей кошечке. А больше - ни по чему и ни по кому.
Все это было странно. Женщина надеялась привыкнуть снова. Но не смогла. Отвыкла совершенно. Все стало чужим и немилым. И через полгода перевелась в тот другой город. И маму перевезла. И кошечку. И очень скоро встретила любимого человека, создала семью.
А подруга приезжает в гости. Всего сутки на поезде надо ехать. Не так далеко; но там счастье женщины. А счастье подруги - в родном городе. И она радуется, когда возвращается. Соскучилась…
И с человеком так бывает, если он не «наш». Мы снова встречаемся после разлуки. И обнаруживаем, что не соскучились ничуть. Отвыкли окончательно.
И можно сохранить хорошие отношения. Даже нужно. Но если не соскучились, если совсем отвыкли, если нет радости встречи, - скорее всего, нет ни любви, ни дружбы. Ни смысла в преодолении себя, если речь не о Долге.
Долг превыше всего. Его надо исполнять. Долг - то, что надлежит исполнить. Приказ свыше, переданный через совесть.
А любовь - в том, чтобы соскучиться. В радости встречи. Скучают по любимому.
А нелюбимое становится чужим. И нелюбимые становятся чужими.
Анна Кирьянова.
СКРЫТАЯ ПРИЧИНА ПЛОХИХ ОТНОШЕНИЙ С ЛЮДЬМИ И МИРОМ
В арабской философии "эго" называется "нафс". И это многозначное слово, смыслы его простираются от хорошего, просто-"я", моя личность, моя жизненная сущность, до плохого - "Я! Я! Я! Дайте, мое, мне!!!, - крайний эгоизм и вытекающие из него дурные страсти. И погибель.
В одном исследовании дети чаще справлялись с проблемами, если угощали психолога конфетами. И не секрет, что платная психотерапия приносит лучшие результаты, чем бесплатная. Которую и психотерапией-то не назвать. Это "усыновление" другого человека.
Не только в оплате дело. Я за долгие годы заметила, что очень трудно помочь одной категории людей. Умных, хороших людей. Но с одной интересной чертой.
Они думают только о себе. Они сосредоточены только на себе. И проявляют равнодушие к другим не потому, что они плохие, эти хорошие люди. А потому, что думают только о себе. Они могут помочь, могут вступиться, - но для этого им нужно пробудиться. А они не могут проснуться, не могут отвести взгляд от собственного "я", они гипнотически сосредоточены на себе, как на маятнике гипнотизера.
Однажды одному доктору-психотерапевту стало плохо на приеме. Он консультировал женщину с семейными проблемами. А в коридоре была очередь. Востребованный доктор был.
Ну вот, доктор побледнел и схватился за сердце. "Ох, - говорит, - что-то мне нехорошо!". Медсестра побежала за другим врачом, давление измерить и все такое. А женщина осталась в кабинете. Она спросила вежливо: "Вам получше? Все-таки вы успеете же еще сказать, как ответить мужу, когда он меня не понимает? Когда я остро чувствую свое одиночество?".
Когда доктора выносили на носилках в "Скорую", некоторые люди из очереди спрашивали, когда теперь прийти на прием. У доктора, который еле дышал. А некоторые успевали задать вопрос по своей ситуации.
Доктора спасли. И он потом ушел из профессии, разочаровался и выгорел. Он не понял, что ситуация многое объясняет. Его пациенты имели серьезные личностные проблемы. Но корень их проблем был в том, что они не видели других. Видели, но не видели. И не сочувствовали не по злобе, а потому, что думали только о своем переживании. А других считали второстепенными персонажами или декорациями.
Поэтому так часто душевное страдание уменьшается, когда видишь страдания других и деятельно помогаешь им. Когда сочувствуешь и поддерживаешь тех, кому еще хуже. Когда способен кого-то накормить или кому-то что-то дать просто так. Когда понимаешь, что больно не только тебе.
И оплата, помощь или подарок другому - это признание его человеческой ценности. Самого факта его бытия. Это воссоединение с человечеством.
Не в оплате дело. А в эгоизме, в нафсе, который лишил человека связи с другими. Сосредоточившись на своем переживании, человек погружается в эгоизм. Становится одиноким. Не видит других, не строит с ними связи...
Он как пчела, потерявшая улей. И состояние ухудшается потому, что ты один. А один ты потому, что погрузился только в свои переживания и перестал видеть других и понимать, сочувствовать. Это замкнутый круг.
И потому спасение начинается с осознания - не поглотил ли нас нафс? Себялюбие, сосредоточенность на себе, потеря интереса и сочувствия к другим людям? И надо проверить этот момент. А других мы видим? Понимаем, что им тоже может быть нелегко и больно? Помогаем ли мы другим? Поддерживаем ли?
Путь к духовному исцелению, на мой взгляд, начинается с укрощения нафса. Чрезмерного эгоистического сосредоточения на себе. У нас это называется "гордыней". Но все это - ипостаси эгоизма.
Страдание ведет к эгоизму, а эгоизм усугубляет страдание, лишая нас взаимодействия с людьми.
Мадам Хельга
ОСТРОУМНАЯ И МУДРАЯ ФРАЗА РАНЕВСКОЙ О МУЖЧИНАХ, КОТОРУЮ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ ЖЕНЩИНЫ
В молодости все женщины выбирают мужчину "по фасаду" - делают ставку на высоких, сильных, видных. Разочаровываются со временем?
В большинстве случаев - да. И начинают отталкиваться от совсем других параметров.
Не так давно мне звонит подруга, говорит, срочно открой мессенджер, я тебе фото своего нового бойфренда скинула. Я смотрю на фото - красавчик, она всегда таких выбирает.
Ну а детали? Кто он такой? Чем отличается от других? Что сделал за жизнь?
А она говорит: я не знаю.
Где учился? Не спросила.
Где работает? Не уточняла.
Женат? Не стала лезть в душу.
Я не знала - смеяться или плакать. Что за детский сад?
Но где-то читала, что если судьба решит вас с кем-то столкнуть - неважно, для счастья или опыта, она закроет вам глаза и уши, сделает на некоторое время глупой. А потом сидите и думайте, как ребенка назвать и чем его кормить.
Ну, ладно, думаю. Какая разница где он учился и где он работает?
Мужчина же как яблоко - смотреть со стороны и изучать смысла нет. Надо откусить, прожевать и проглотить. И только тогда можно понять, какой он. Умом, дистанционно, мужчину не понять.
Я в юности как-то связалась с одним, фасадным. Работал на очень высокой должности. Ездил на потрясающей машине. С крупными чиновниками был на одной ноге. За такого замуж выйти не страшно? Страшно.
При ближайшем рассмотрении, оказалось, что фасад идеальный, а канализация сгнила. Все контакты нужных людей папа обеспечивал, мама давала ему деньги, даже машину она купила, а бабушка готовила и обстирывала это "перспективное" чудо.
Помню, он как-то выронил ключи в траве. И такую истерику закатил, пока мы их искали.
И в тот же момент на горизонте маячил другой парнишка. Щупленький, одет скромно. На него смотришь и понимаешь: его будут всю жизнь задвигать. Как тапочек под диван.
Это если не присматриваться. А за этим хлипким фасадом - железная воля. Его никто не содержал, напротив, он за лежачей бабушкой ухаживал. Терпеливо заботился.
Я на майских оказалась в большой компании друзей. Разговорились под шашлыки.
Один молодой мужчина сказал, что сегодня сильному полу живется несладко.
Карьеру в нашей стране не построить, если не умеешь лебезить и прогибаться.
Больших денег не увидишь, если не умеешь воровать.
Золотые руки никому не нужны: женщины, при необходимости, вызывают сантехников и электриков, ради мелкого ремонта теперь не нужно жить с мужчиной годами.
Что мужчинам остается?
Только лечь на диван и философствовать. Мечтать о другой жизни.
Конечно. Ведь никакая женщина не захочет связываться с таким чудом...
Фаина Раневская говорила:
"Хочешь узнать, какой мужчина рядом с тобой, пожалуйся ему на проблемы. Сильный поможет тебе. А слабый сделает вид, что ему еще хуже".
Верно?
Верно.
Но тогда у нас половина страны слабая.
Все только и делают, что выясняют в чатах и на форумах кому сложнее жить, у кого стресса и обязанностей больше.
А свахи учат женщин по телевизору:
Внушите ему уверенность, что у вас вообще нет никаких проблем, и что в совместной жизни их не будет тоже. Кому нужен камень на шее?
Но, допустим, женщина все же решила пожаловаться мужчине или ей, и правда, нужна помощь.
Кого он увидит перед собой? Человека, рядом с которым он почувствует себя героем или бездельницу, которая пустила свою жизнь на самотек?
Мой друг как-то влюбился до беспамятства в одну девушку. И был уверен, что она не ответит ему взаимностью - где он и где это божество?? Они как с разных планет...
А она позвонила на следующий же день: слушай, возьми моего кота на неделю, а то я в Хорватию еду, не хочу его одного оставлять...
Взял, с радостью взял.
Потом надо было полочку прибить. Бабушку отвезти в больницу. Затем у нее деньги закончились, приставы начали звонить. Потом она два месяца болела и из дома не выходила, он продукты возил. Затем у ее мамы начались проблемы, их тоже надо было решать...
И он от нее сбежал. Перестал брать трубку.
Из прекрасной девушки-мечты она превратилась в сопливую растяпу, которая ничего не могла сама. Все время нуждалась в помощи. Только поможешь - с ней еще что-то произойдет. Она в слезах: ну сделай же что-нибудь!
Однажды пришлось ехать за ней через весь город - она приехала в гости к какому-то азиату, а потом испугалась, закрылась в туалете и звонила: выручай, мне страшно!
Он исчез из ее жизни и она так и подумала: слабый.
И продолжила искать сильного. Но сильные все никак не попадались...

Комментарии

Комментариев нет.