Покинутая Заречная Горка

В № 33 от 2024 г. в статье «Сено в стогу - сытая зимовка скоту» была упомянута давно исчезнувшая с лица земли деревня Заречная Горка Тегульдетского района Томской области. Кто же там жил? Когда? Это выясняли журналисты нашей газеты.
Откликнитесь те, кто там жил!
Заречная Горка была основана переселенцами в 1918 году. Так записано в списке населённых пунктов Зырянского района за 1926 год. Заречная Горка относилась тогда к Каштаковскому сельсовету. В деревне в 1926 году было 33 хозяйства, 177 человек, в том числе 96 мужчин 81 женщина. Жители в основном были русские.
В 1925 г. из Брянской области в Заречную Горку приехали семья Снытко. Ветеран войны Снытко Андрей Савельевич рассказывал, что сначала ездили выбирать новое место жительства ходоки. Его отец, Савелий Степанович умер от ран, воевал с немцами в Первую мировую войну. В Сибирь поехала мать Матрёна Андреевна с братом Кузьмой Андреевичем Снытко. Фамилии у матери и отца до женитьбы были одинаковыми, хотя родственниками не были. Заречная Горка им понравилась. Она была на высоком месте, в 3-х км от Чулыма и в 6-ти км от Красной Горки, на берегу поймы.
В 1929 году поселились в Заречной Горке Недбайлоны Игнат Степанович и Матрёна Давыдовна во главе большой семьи. Они приехали из Белоруссии сначала в Калиновку Пышкино-Троицкого района, а затем переселились в Заречную Горку. Деревня была большая, растянулась коромыслом вдоль речки. В пойме сенокосы, а на взгорье раскорчёванные незатопляемые весной поля.
В 1926 году из-под Новосибирска приехала в Заречную Горку большая семья Саловых. Как рассказывал ветеран Великой Отечественной войны Александр Васильевич Салов, умерший в 1996 г., сначала срубили дом в столбах, а затем уже большой капитальный, оградили усадьбу, словно собирались жить вечно. Позднее все «разлетелись» по стране. В Тегульдете живёт Наталья Васильевна Храмцова-Салова и её сыновья Николай Иванович и Павел Иванович Храмцовы (к сожалению, их уже нет).
В 1996 году умер бывший житель Заречной Горки Андрей Савельевич Снытко, участник Великой Отечественной войны, много лет работавший в райкоме партии.
3 февраля 1927 года в Заречной Горке избирали своих представителей в Каштаковский сельский совет. Тогда в деревне было 188 жителей, а избирателей 81. Явилось на собрание 39 человек. Членами сельсовета были избраны Власов Василий Иванович и Горбунов Федор Евсеевич, кандидатом в члены сельсовета был избран Никитенко Михаил Петрович. Выдвигались ещё Почукаев Леонтий Дмитриевич, Буйневич Иван Титович, Власов Даниил Иванович, Хмара Дмитрий Моисеевич и Липницкий Семен Степанович.
Ещё в 1928 году в деревне не было школы, и на общем собрании граждан деревни поднимался вопрос о том, чтобы 25% средств от самообложения направить на постройку школы. Но этих средств, видимо, было мало и жители обратились в райисполком за помощью. Президиум райисполкома 2 февраля 1929 года постановил: «За отсутствием соответствующих ассигнований на школьное строительство в выдаче средств на постройку школы в Заречной Горке отказать, предложив гражданам провести самообложение на данное мероприятие натурой».
В Томском государственном архиве есть списки переселенцев, приехавших в 1929 году. Из Ленинградской области приехали тогда с семьями Перепеч Василий Николаевич, Перепеч Кирилл Николаевич, Перепеч Антон Васильевич; из Брянской области - Ушаков Терентий Никитович; из Могилевской области - Портянкин Иосиф Павлович.
Из протокола общего собрания жителей деревни 15 февраля 1930 г. узнали, что жители купили облигаций займа индустриализации на 52 тыс. рублей при контрольной цифре в 45 тысяч, сдали государству хлеба более задания. Видимо, организовалась коммуна и кто-то спрашивал, как быть, если сам стар, а семья большая, их в коммуне не прокормишь. И можно ли в коммуну вступать, если нет хлеба?
Жители не выполняли задание по лесозаготовкам. Иван Буйневич задавал вопрос: «Как работать на плотбище, если там не дают ни хлеба, ни овса и дома нет?».
Переселенцам нужна была помощь хлебом, они просили её оказать.
В марте 1930 г. вновь были выборы в местные органы власти. Из Заречной Горки членами сельсовета (Каштаковского) были избраны Буйневич Иван Тимофеевич, Снытко Кузьма Андреевич и Ушаков Терентий Никитович.
В начале 1934 г. в Зырянском районе была реорганизация сельских советов. В результате организовали Красногорский сельсовет, в который вошла и Заречная Горка. Уже в ноябре 1934 г. состоялись перевыборы, отчитывался председатель Михалёв Денис Павлович, 1903 года рождения, член партии с 1932 г.
Коммуна, видимо, не состоялась, и в 1935 году в Заречной Горке был создан колхоз имени Кирова. На 1 июля 1936 г. в нём было 42 хозяйства, 180 душ, 5 комсомольцев. Пашни было 88 га и 25 лошадей. В 1937 году, по данным райкома партии, во время выборов в Верховный Совет СССР, в деревне было 223 человека, в том числе 106 избирателей. Голосование проходило в клубе Красной Горки.
В 1936 году организовался Тегульдетский район, в его состав вошёл Красногорский с/совет, в том числе и Заречная Горка.
На первый районный съезд Советов направляли лучших людей. На собрании из Заречной Горки был направлен на съезд Снытко Герасим, выполнявший нормы выработки на 200 и более процентов.
Не миновали деревню и репрессии тридцатых годов. В 1930 году был арестован и расстрелян единоличник Саврасов Степан Борисович, в 1935 году в марте, апреле, видимо, по делам связанным с коллективизацией, арестовывались Саврасов Никифор Андреевич, Снытко Кузьма Андреевич, Снытко Ксения Васильевна, Дивяновский Семён Ефимович. В начале 1936 года арестовывали Андреева Петра Никитича, Буйневича Ивана Титовича. Все они были освобождены, дела закрыты. Случалось и такое. В 1941 году к 8-10 годам лишения свободы были приговорены Бондаренко Михаил Семёнович, Снытко Григорий Васильевич, бакенщик Госпара Сартаганов Сергей Федорович. В 1942 году арестовывалась и была 7 месяцев в тюрьме или лагере уборщица школы Ефименко Аграфена Егоровна.
Данные о репрессиях взяты из книг «Боль людская».
В довоенные годы колхозы окрепли, жизнь улучшилась.
Вот что, например, писала З. Самсонова в газете «Большевик севера» за 3 июля 1938 г.: «… в 1937 году семья т. Снытко Алексея заработала 1400 трудодней, на которые получила 252 пуда хлеба и 280 рублей деньгами. В личном хозяйстве имеется: 1 корова, 1 нетель, 4 свиньи, 10 овец, птица, огород.
Или взять колхозника тов. Буйневича. Он вместе с семьёй заработал 1196 трудодней и получил 216 пудов хлеба. В личном хозяйстве имеет корову, 6 свиней, 9 овец, птицу, пчёл, два дома, амбар и другие мелкие постройки. Буйневич получал ежегодно 2 тысячи рублей пособия по многодетности.
Зрел обильный урожай. Пшеница чистая, густая, высокая, густая и колосистая рожь.
Колхозник колхоза им. С.М. Кирова Красногорского сельсовета вправе гордиться своей жизнью».
Но нагрянула война, и жизнь круто изменилась. Ушли защищать Родину мужчины. Все тяготы жизни легли на плечи женщин, стариков и детей. «Всё для фронта, всё для победы!» - таков был лозунг. Люди не жалели сил ради победы над врагом. Приведу заметку из газеты «Большевик севера» за 26 декабря 1942 г.: «Возвращение в трудовой строй». «Давно уже дед Антон Васильевич Перепеч считался не трудоспособным. Но он не хотел сидеть дома, сложа руки. Колхозу он делал грабли, вилы, плёл великолепные лапти. Своё домашнее хозяйство он вёл хорошо, ежегодно выращивал примечательных телят и отдавал их на молочно-товарную ферму. В этом и была его самая главная помощь колхозу.
Наступили грозные дни войны… Утром он бодро зашагал в правление:
- Дайте работы, не могу без настоящего дела. И права не имею. Война.
Ему предложили пост животновода. Он с радостью согласился, потому что всегда был огорчен тем, что на ферме беспорядок. В один год пало много молодняка, абортировалось несколько кобылиц…
Антон Васильевич приложил всё своё умение и старание. На ферме стал порядок, скот выглядит по-другому. Ещё не было ни одного случая падежа… Война сделала Антона Васильевича хорошим агитатором - на любую кампанию он первым откликался и находил ко всем убедительные слова житейской мудрости». Заметку писала М. Мамаева.
Колхозы за годы войны ослабли. Это ещё долго сказывалось и после войны. Вот что докладывал в райком партии первому секретарю тов. Нежаенко пропагандист райкома партии Снытко Андрей Савельевич: «Довожу до Вашего сведения о том, что за период моей командировки в Красногорский сельсовет с 20 февраля по 2 марта 1946 года мною проделаны следующие мероприятия. По прибытию в колхоз имени Кирова мною установлено, что к ремонту сельхозинвентаря не приступали, тяговая сила и скот кормами не обеспечиваются, в колхозе низкая трудовая дисциплина, председатель колхоза Саврасов уехал в областную школу на учёбу, а оставшееся правление колхоза и заместитель председателя колхоза тов. Буйневич Марфа не в силах обеспечить настоящего руководства колхозом…
25 и 26 февраля мною была оказана помощь правлением колхозов имени Кирова и «Новая жизнь» в отправке людей в Берегаевский мехпункт на декадник по выполнению плана лесозаготовок. Всего отправлено людей на декадник из колхоза «Новая жизнь» 11 человек, имени Кирова - 3 человека и из Красногорского сельпо - 3 человека».
Есть данные, что на 1 января 1941 года в Заречной Горке было 218 жителей, которые входили в колхоз.
Тяжело жилось и в послевоенные годы. 13 октября 1947 года была осуждена Андреева Фёкла Васильевна, 1905 г. р., неграмотная. Она работала на сушилке и похитила 24 кг 300 гр. ржи, которую зарыла в своём погребе и засыпала картошкой, что было обнаружено при обыске её квартиры.
В 1948 г. осенью в район были привезены ссыльные латыши. На 1 января 1951 г. в Заречной Горке жило 9 семей из 19 латышей. К 1 января 1953 г. осталось 8 семей (16 человек). В 1956 г. латышей в деревне уже не было, переехали в другие деревни, некоторые семьи, видимо, уехали в родную Прибалтику, закончилась ссылка.
Сокращению жителей способствовало и объединение колхозов. 6 июля 1950 г. райисполком утвердил слияние колхозов имени Кирова, «Передовик», «3-я пятилетка». Название осталось «Передовик» с центром в Тимофеевке. Через 9 месяцев объединились колхозы имени Сталина, имени Кирова и «Передовик», то есть в одном колхозе стали все деревни вокруг Красной Горки.
В Красногорском сельсовете переписали фамилии жителей Заречной Горки за 1951-й год: Иванова Вера, Гимранов Талгеит, Музыкант Мильда, Ацент Ян, Ацент Лина, Каускине Матильда, Зинуров Хсинат, Галикберов Гафур, Галикберова Шимирбана, Усенко Зоя, Эглитис Эдвинг, Крышко Яков, Медник Илона, Лищенко Мария, Зариныш Эмилия, Лугетманис Эмилия, Брант Анна, Озасин Ангуст, Иванов Егор, Ягафаров Галия, Гумерова Хатиня, Зеленина Екатерина, Куйва Янис, Куйва Анна, Слисис Арнид, Слисис Екатерина, Слисис Илга, Зельтман Эльза, Конышев Прохор, Свиридов Николай, Лежнина Нина, Гринберг Мильда, Стурис Карят, Гринберг Зинаида, Гринберг Ария, Калныш Карла, Калныш Берта, Калныш Владимир, Шульга Виктор, Шульга Екатерина, Озолиньш Ольга, Берманис Лидия, Ласманис Асфальт, Смурис Эмилия, Бахтиярова Губельда, Бахтияров Акат.
На 1 января 1956 года в деревне Заречная Горка было 28 хозяйств, где жили 95 крестьян. По переписи 1959 г. в деревне насчитывали 77 человек, а к 1 января 1965 г. оставалось 2 хозяйства, в них 6 человек.
К 1970 г. деревни не стало.

Покинутая Заречная Горка - 982825425804
Покинутая Заречная Горка - 982825425548

Комментарии

  • 6 авг 12:07
    Мои родители жили в Заречной Горке и я там родилась бабушка и брат отца сосланные из Латвии
  • 6 авг 12:11
    Спасибо, очень полезная историческая информация, деревни давным-давно нет, только осталось название того места, где прошла жизнь описанная в заметке
  • 6 авг 12:25
    В Заречной Горке жили мои дедушка Липницкий Семён Степанович и бабушка Липницкая Антонина Ефимовна/ Девяновская в девичестве/,отец мой Семён Семёнович рос тоже там,у них семья была большая,4 сына и дочь,я помню мне лет 5или 6 было,меня туда возили с Перевоза,воду брали с речки,там зимой вырубали прорубь, её звали криница,там было много черники,клюквы,ореха,, бабушкин дом был самый первый,как с Красной горки ехать,там дальше жили Буйневич,Агузановы тётя Ольга и дядя Петя
  • 6 авг 16:34
    Моя бабушка тоже жила в Заречной Горке Агузанова Афанасия Дмитриевна и отец там родился Агузанов Иван Максимовичь 38 года рождения
  • 13 авг 13:03
    А я уже не помню, где заречная горка, деревню расформировали лет 50 назад