Даты, события, юбилеи!

🌿 🌿 🌿
ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ – ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ И ПРОСВЕЩЕНИЯ
110-летию Хостинского Народного Дома посвящается ✨ ✨ ✨

Изба-читальня - центр культцры и просвящения. Фото из открытых источников
Изба-читальня - центр культцры и просвящения. Фото из открытых источников
В Советской России в 1920-е гг., которые связаны, прежде всего, с изменениями в российской экономике, происходили и масштабные социокультурные трансформации.

Строительство социализма, согласно Ленину, строилось на трёх столпах - коллективизации, индустриализации и культурной революции. Основой последней и стала программа ликвидации безграмотности.

В 1920-е годы агитационная и пропагандистская работа кооперации в городах проводилась в рабочих клубах культотделами профсоюзов и кооперативных союзов, в деревнях и сёлах – в избах-читальнях сельскими политпросветами и кооперативами.

Поэтому в сельской местности модернизация крестьянского быта самым тесным образом была связана с деятельностью изб-читален, развитию которых советские органы власти уделяли особое внимание.

В этот исторический период изба-читальня — клубное учреждение, являлась ни много ни мало центром культурно-просветительской и общественно-политической работы.
Плакат «Долой неграмотность». 1925 г.
Плакат «Долой неграмотность». 1925 г.
Пока избы-читальни находились на содержании государства, они вели работу с населением, но с переходом к НЭПу в связи с уменьшением государственных расходов на политпросвет их деятельность была фактически свернута, а общее количество сельских очагов культуры сократилось.

24 мая 1922 г. ЦК РКП(б) издал циркуляр «О восстановлении изб-читален», потребовав принять меры к возрождению изб-читален как опорных пунктов коммунистической и сельскохозяйственной пропаганды.

К субсидированию изб-читален рекомендовалось привлекать кооперативы при непременном условии сохранения руководящей роли за партией и политпросветами.

Центросоюз, Сельскосоюз и Главполитпросвет 9 сентября 1924 г. приняли совместное постановление «Изба-читальня и кооперация». Постановление закрепляло тесную связь просветительных учреждений с кооперативными организациями на местах. Изба-читальня и первичный кооператив были названы «опорными пунктами села в деле достижения единой задачи рабоче-крестьянского государства – укрепление смычки рабочего класса с крестьянством».

А направление и содержание работы этих заведений определялись циркуляром ВЦИК и СНК РСФСР от 18 сентября 1924 года и постановлением ЦК ВКП(б) от 11 ноября 1929 года «Об избах-читальнях».

Сельские клубные учреждения играли значительную роль не только в ликвидации безграмотности в крестьянской среде, но и в распространении современных агротехнических знаний, коллективизации сельского хозяйства.

Во многих избах-читальнях организовывались справочные бюро. Это было важно, так как хорошо поставленная справочная работа изб-читален способствовала вовлечению в кооперативы новых членов.

В посёлке Хоста в 20-х годах ХХ века изба-читальня располагалась в уже действующем здании Народного дома.
Фото. Хоста. 20-е годы ХХ века
Фото. Хоста. 20-е годы ХХ века
В архивных документах отражены: Запрос по работе избы читальни и Запрашиваемая смета на ремонт здания:

№ 126 от 3.Х.25 г.
В Хостинскую избу-читальню

В дополнении к присланной схеме Кр. уголков необходимо прислать сведения: где, в каких сёлах /они находятся/.
Одновременно Инспектура ОНО* предлагает срочно произвести застекление избы-читальни, промывку стёкол, и приведение в надлежащий вид фасада избы /в сторону шоссе/.
Инспектор ОНО Сочрайона /Чернет/

Инспектор ОНО П/Просвета /Саган-Крумка/
Фото. Запрос по работе избы читальни.
Фото. Запрос по работе избы читальни.

Смета на ремонт Хостинской избы-читальни:
побелить за 2 раза белою негашёною известью стены и потолки всего дома с огрунтовкой и замазыванием щелей кв. с. 94 (с материалами) 28 руб.
Для исправления выбоин в бетонном полу залить таковые цементным раствором с тщательной шлифовкой 18 руб.
В предупреждение протекания дождевой воды исправить частично железную кровлю --------//--------- 2 р.50 к.
Вставить в оконные переплёты взамен разбитых разной величины стёкол с обмазыванием в фальцах замазкой 14 р.
Убрать после побелки все помещения с мытьём полов, перетиркой стёкол, картин и т.д. -------//------- 4 р.
Для сцены купить 30 аршин холста -------//-------- 12 р.
Купить принадлежности грима ------//------- 9 р.
_______________________
Всего: 87 руб. 50 коп.

Члены Совета Избы-Читальни – подписи трёх человек

Резолюция: Утвердить в сумме 86 руб. 50 коп

26.III.1925 г. Подпись (скорее всего) Чернет
Фото. Смета на ремонт Хостинской избы-читальни. 1925 г. стр. 1
Фото. Смета на ремонт Хостинской избы-читальни. 1925 г. стр. 1
Фото. Смета на ремонт Хостинской избы-читальни. 1925 г. стр. 2
Фото. Смета на ремонт Хостинской избы-читальни. 1925 г. стр. 2
В изучаемый период избы-читальни занимались разнообразной деятельностью, к которой относились выдача книг, громкая читка газет и журналов, организация бесед и докладов, организация различных кружков, участие в проведении посевных и уборочных кампаний, проведение политических кампаний, революционных праздников, справочная работа, проведение концертов, спектаклей и киносеансов, коллективные прослушивания радиопередач, антирелигиозная агитация и пропаганда юридических знаний.

По всей видимости, различные аспекты в деятельности изб-читален были вызваны тем, что советская власть с их помощью стремилась, как построить в сельской местности новое общество, так и повысить социокультурный уровень сельских жителей.

Заведующий избой-читальней назывался «избачом». Деревенский избач - это не только завбиблиотекой, но и культработник, просветитель, агитатор и организатор…
Деревенский избач - это не только завбиблиотекой, но и культработник, просветитель, агитатор и организатор… Фото взято из открытых источников
Деревенский избач - это не только завбиблиотекой, но и культработник, просветитель, агитатор и организатор… Фото взято из открытых источников
О значимости избача в становлении социалистического сознания крестьянства свидетельствовало не только его почитание в деревенской среде, но и месячный заработок - тот был приравнен к заработку председателя сельского совета, а порой даже превышал его!

Неудивительно поэтому, что особое внимание уделялось подбору кандидатов на должности избачей: они подбирались из числа партийно-комсомольских и местных активистов, для них организовывались различные курсы деревенских культпросветчиков. Государство поставило им задачу: строить работу вокруг злободневных запросов деревни и села. А для этого сорганизовать около избы все имеющиеся на селе культурные силы - учителей, агрономов, врачей.

Заметим, что работа избачей ограничивалась не только лишь стенами избы-читальни: они ходили по дворам, посещали полевые станы, фермы и лесозаготовки, приглашая людей провести вечер в их учреждении.

Для управления избой-читальней создавался совет, избираемый местным населением. Он подыскивал место для обустройства учреждения, организовывал отопление и освещение, обеспечивал поддержание чистоты в нём. На заседаниях совета обсуждались вопросы организационного характера: распределение пунктов ликбеза**, создание кружков, утверждение плана работ.

Здесь мы читаем план работы избы-читальни с. Хоста на октябрь, ноябрь и декабрь 1925/26 г.

ПЛАН
работы избы-читальни с. Хоста на октябрь, ноябрь и декабрь 1925/26 г.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Произвести выборы совета избы-читальни представительство: должно быть от с/совета, от РЛКСМ***, от школы, от стройсоюза, от всерабземлеса, женорганизации, кооперации общества табаководов, от нацмен от крестьян и от нацмен учителей, от красной армии, от совработников, от ККОВа и доктор.

Совету избы-читальни собираться не менее одного раза в месяц, где ставить отчёт избы-читальни и других кружков о работе их. Президиуму Совета собираться еженедельно, где ставить вопрос о методе работ избы-читальни, а также рассматривать вопросы хозяйственного характера.

Всех членов совета избы-читальни прикрепить к отдельным кружкам как то сельскохозяйственному, кооперативному, селькоровскому, хоровому/драматическому т.д. и возложить ответственность на них.

Заслушать отчёт ликпунктов****в ноябре-месяце на совете избы-читальни Н-Николаевского и В-Николаевского, в декабре месяце заслушать на Президиуме Совета избы-читальни ликпункты Каштаны, Широкий Покос и Навалишино, на совете избы-читальни заслушать ликпункт с. Хоста.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
1/ организовать красные уголки и библиотечки передвижки в Навалишино, Юревичи, Широкий Покос, Н-Николаевка, В-Николаевка, Воронцовка, Каштаны, Левашово. Заведующими красными уголками назначить учителей, где есть ячейки РЛКСМ. Назначить секретарей ячейки РЛКСМ завуголками.
2/ в декабре заслушать отчёт завкрасными уголками, Каштаны и Широкий Покос, организовать при сельско-хозяйственном кооперативном кружке сельско-хозяйственный кооперативный уголок. Поручить ответственность на руководителей кружка. Организовать уголок Авиохима, ответственность поручить ячейке Авиохима, вместе с уголками Авиохима организовать военный уголок.
3/ поставить на должную высоту драматическую кружок, подобрать более доброкачественный состав членов кружка.
4/ организовать хоровой кружок, поручив одному из членов совета избы-читальни и возложить ответственность за этот кружок на него.
5/ при военном кружке организовать спортивный кружок для чего сговориться с военной ячейкой РКТУб о выделении руководителя по спорткружку.
6/ из организованного политкружка поручить одному из членов кружка Ленинский уголок.

В ОБЛАСТИ ПЕЧАТИ
1/ организовать селькоровский кружок, поручив ему выпускать стенгазету еженедельно совместно с ячейкой РЛКСМ.
2/ поручить селькоровскому кружку связаться и выявить в населённых пунктах селькоров после чего по выявлению созвать районное собрание селькоров. Поставить вопрос о значении селькоровского движения и распространения нашей печати и газет.
3/ организовать световую газету для чего поручить селькоровскому кружку предварительно проработать этот вопрос, связаться с селькорами населённых пунктов, чтобы те давали материалы в наши газеты, как и в районную газету.
4/ провести праздник книги совместно с днём печати, где, составив отчёт селькоровского кружка, что он мог проделать и его достижения, а также о значении книги, поручить сделать доклад зав. библиотекой. Организовать показательный суд над вредителями книг.

РАБОТА СПРАВОЧНОГО БЮРО
1/ усилить работу справочного бюро путём сговорённости с заведующими красными уголками, которым поручить собирать с крестьян справки и получать их при избе-читальне. При каждом красном уголке должна быть справочная тетрадь, на что избе-читальне изыскать средства.
2/ при избе-читальне купить справочный журнал для записи справок и дачи на них отчётов.
3/ со всеми государственными ведомствами сговориться, чтобы таковые давали материалы для справочного стола, а особенно связаться с юрконсульством тг. Сочи.

АГИТ-КАМПАНИЯ
1/ провести агиткампанию по призыву 1903 года, для чего послать по району агитационные силы о значении призыва 1903 года, перед отправкой сделать торжественное заседание с призывниками, сделать доклад о значении призыва.
2/ провести праздник урожая, для чего сговориться со всеми организациями для проведения праздника урожая. Учительство привлечь организовать маленькую выставочку в помощь организовать экономическую комиссию, которой поручить сговориться с показательной организацией г. Сочи.
3/ для проведения праздника 8 годовщины Октябрьской революции организовать комиссию для проведения праздника, сговориться со всеми организациями. Праздник провести под углом зрения заветов Ильича по ликвидации неграмотности.
4/ перевыборную кампанию: провести широкую, разъяснительную кампанию по перевыборам, для чего привлечь сельское учительство и РЛКСМ.
5/ по продналоговой кампании усилит агиткампанию о скорейшей уплате продналога крестьянством для чего вызвать несколько человек в селения.

РАБОТА БИБЛИОТЕКИ
1/ поставить библиотеку на должную высоту, а именно поставить на десятичную систему.
2/ весь библиотечный инвентарь пересмотреть, негодную литературу изолировать.
3/ всякие проходимые кампании и торжественные праздники книги на тему дня должны предварительно за неделю вывешены, для чего должна быть доска кампаний и праздников.
4/ организовать кружок друзей библиотеки, поручить организовать библиотекарю. Кружок должен помогать искать рекламы и другие плакаты о библиотеке.
5/ при библиотеке организовать громкое чтение книг и газет по субботам, воскресеньям и четвергам.

МАССОВАЯ РАБОТА
1/ не менее одного раза в месяц делать доклады о текущем моменте.
2/ на профсобраниях проводить вечер вопросов для чего привлекать местные организации.
3/ привлечь врача к читке лекций.
4/ не менее одного раза в месяц должны отчитываться каждая организация через общие собрания и профсобрания.
5/ не менее одного дня в месяц собирать беспартийную молодёжь, ставить вопросы воспитательного характера.
6/ собирать общеженское собрание не менее одного раза в месяц.

ПРИМЕЧАНИЕ
В виду вкравшейся ошибки не был упомянут пункт 6 о ликвидации неграмотности.
Усилить работу по ликвидации неграмотности для чего организовать ячейки ОДН. Поручить создать завликпунктом, втянуть в ячейку не то что для формальности, но должно способствовать привлечь в ликбез неграмотных. При совете избы-читальни организовать тройку содействия по привлечению неграмотных в ликбез.

Зав. Избой-читальней (подпись, возможно Илютикова).
Фото. План работы избы-читальни с. Хоста на октябрь, ноябрь и декабрь 1925/26 г. стр.1
Фото. План работы избы-читальни с. Хоста на октябрь, ноябрь и декабрь 1925/26 г. стр.1
Фото. План работы избы-читальни с. Хоста на октябрь, ноябрь и декабрь 1925/26 г. стр.2
Фото. План работы избы-читальни с. Хоста на октябрь, ноябрь и декабрь 1925/26 г. стр.2
Если на начальном этапе работы их главными направлениями деятельности были выдача книг, коллективная читка газет и журналов, организация бесед и лекций и пр., то в более поздние периоды эти функции постепенно видоизменялись и расширялись.

Среди направлений работы избы-читальни было и распространение юридических знаний, существовало понимание необходимости в сотрудничестве с судебными работниками.

Позднее их стали использовать под киносеансы с условием бесплатного пропуска бедняков.

Выписывать периодическую печать крестьянам было накладно, поэтому выручала изба-читальня.
Чтение газет в избе-читальне. Фото взято из открытых источников.
Чтение газет в избе-читальне. Фото взято из открытых источников.
Помимо этого создавались передвижные библиотеки, которые выезжали в села Хостинской волости.
Библиотека-передвижка. Фото взято из открытых источников.
Библиотека-передвижка. Фото взято из открытых источников.
Вместе с тем говорить о том, что деятельность изб-читален полностью отвечала чаяниям власти и веяниям того времени, не приходится, поскольку фактически часть из них существовала только на бумаге, и реальной работы в крестьянской среде ими не проводилось.

Причин тут было много: нехватка подготовленных кадров и их текучесть, недостаточное финансирование, дефицит материальных ресурсов, халатное отношение избачей к работе.

А вот о том, как они работали, советы изб-читален постоянно отчитывались на заседаниях совета.
Вот наглядный пример такого отчета:

ПРОТОКОЛ № 3
Заседания Совета избы-читальни сел. Хоста от 22 февраля 1926 года
Присутствовали: т.т. Симонов, Туренко, Горик, Филоненко, Мятосян, Барабанов, Михайлов, Горкушин.

Председатель т. Илютиков
Секретарь Гаркуша

Повестка дня:
Доклад т. Симонова об обследовании Хостинской избы-читальни.
Разное.

Слушали:
Доклад т. Симонова, который указал, что Хостинская изба-читальня не проявляет своей деятельности не то, что в пределах своего района, даже у себя в Хосте. Также указал, что библиотекарь, как заместитель избача ничего не проявляет, не было выписано газет, книги выдавались какие попало, лишь бы произвести механическую работу. Не было обращено внимание на общества как то Авиахим, МОПР, ОДЕ. Уголки имеют украшения и больше ничего. Живой работы уголков нет, а поэтому нечего затрачивать деньги на помощника, т.к. он ничего не делает.

Постановили:
1. Совет избы-читальни отмечает, что массовая работа слабо развита, выразившаяся в отсутствии кружковой работы и отсутствие обслуживания района и организацией красных уголков как в Хосте, так и в районе, отметить, что в течении ближайших не выписываются газеты и журналы, библиотека ограничивается только механической выдачей книг читателям.

В будущем необходимо:
а/ усилить работу совета избы-читальни, привлечь к таковой крестьян и рабочих.
б/ организовать форму работы как-то кружков, драматического, хорового, библиотечного и т.п.
в/ организовать ячейки в первую очередь «Долой неграмотность».
г/ обследовать район на предмет организации красных уголков.
д/ организовать библиотечки передвижки из имеющихся книг.
е/ считать целесообразным уволить помощника избача, как не соответствующего для широкой массовой работы как в районе, так и внутри избы-читальни, просить ОНО прислать с общественным стажем.

С подлинным верно: зав. избой-читальней Илютиков
Протокол заседания Совета избы-читальни сел. Хоста от 22 февраля 1926 года
Протокол заседания Совета избы-читальни сел. Хоста от 22 февраля 1926 года
Из нижеприведённого документа мы видим, что после отчёта о неудовлетворительной работе Хостинской избы-читальни с должности был снят зав. избой-читальней Илютиков и назначен Васильев.

№ 12247 от 1/VI 26 г.
Зав. Хостинской избой-читальней
тов. Илютикову

Инспектура ОНО Сочрайона настоящим уведомляет Вас, что Вы освобождаетесь от обязанностей зав. Избой-читальней с 1 июня с.г.
На должность зав. Избой-читальней командируется тов. Васильев, которому и надлежит сдать все дела избы-читальни.

Инспектор Политпросвета /Саган-Крумка/
Извещение о снятии с должности зав избой-читальней т. Илютикова. 01.06.26г.
Извещение о снятии с должности зав избой-читальней т. Илютикова. 01.06.26г.

О работе изб-читален также регулярно информировали местные газеты.
Информация в газете о работе изб-читален. 05.05.1936 г. Фото взято из открытых источников
Информация в газете о работе изб-читален. 05.05.1936 г. Фото взято из открытых источников
Подводя итоги деятельности изб-читален, несмотря на материально-финансовые проблемы, нехватку персонала и не всегда профессиональную подготовку кадров, по меркам того времени, однозначно можно считать эффективной.
Избы-читальни сыграли свою роль в ликвидации неграмотности у селян и приобщении их к знаниям, литературе и культуре.
Количество читающих становится всё больше. Фото взято из открытых источников
Количество читающих становится всё больше. Фото взято из открытых источников
Постепенно, по мере выполнения своих функций образования и просвещения сельского населения, они утратили своё значение и к началу 1960-х почти повсеместно были переформатированы в сельские клубы, дома культуры и библиотеки.

*ОНО – отдел народного образования
** Ликбез – ликвидация безграмотности
*** РЛКСМ – Революционный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи
**** Ликпункт - пункт по ликвидации неграмотности

Источники: 1. Городской Архив г. Сочи
2.
https://www.prlib.ru/history/619846
3.
https://clck.ru/3AMPQX
4. ttp://
surl.li/tfiqy
5.
http://surl.li/tfirb
https://dzen.ru/a/ZUeIe0cljVI8yMxA

н.с. Горяева Л.В.

Комментарии

Комментариев нет.