День славянской письменности и культуры отмечается ежегодно 24 мая в честь святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

Делимся историей экспоната, который тесно связан с сегодняшним днём.
В традициях второй половины 16 века исполнен великолепный оклад Евангелия монашеского вклада, по обрезам досок которого чеканена обширная надпись: «ЛЕТА 7110 (1602) АВГУСТА В 26 ПРИ ЦАРЕ И ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ БОРИСЕ ФЕДОРОВИЧЕ ВСЕЯ РУСИ И ПРИ БЛГВЕРН ЦРЦЕ ВЕЛИКОЙ КНГНЕ МАРИЕ ГРИГОРЕВНЕ ВСЕЯ РУСИ ПРИ ИХ БЛГРОДНЫХ ЧАДЕХ ПРИ ЦАРВЧЕ ФЕДОР БОРИСОВИЧЕ ВСЕЯ РУСИ И ПРИ ЦРВНЕ КНЖНЕ КСЕНЬЕ БОРИСОВНЕ ВСЕЯ РУСИ И ПРИ СВЯТЕЙШЕМ ПАТРИАРХЕ ИЕВЕ МОСКОВСКОМ ВСЕЯ РУСИ МОЛЯСЯ БОГУ БЦЕ И ВЕЛИКИМ ЧУДОТВОРЦОМ СЕРГИЮ И НИКОНУ ПОЛОЖИЛ СИЕ ЕВАНГЛЬЕ СТАРЕЦ ЕУСТАФЕИ ГОЛОВКИН ВО ХРАМ НА ПРЕСТОЛ К НИКОНУ ЧУДО».
На первых листах книги сделана запись, видимо, рукой самого вкладчика Евстафия Головкина: «ЕВАНГЛИЕ ПЕЧАТНОЕ И ТО ЕВАНГЛИЕ ПОЛОЖИТ В ЦРКВ В НИКОН НА ПРЕСТОЛ ПО МОЕЙ ДШЕ, ИЛИ БУДЕТ В КОТОРУ НЕТ ЕВЛНЬЕ ТУТ И ОТДАТ». Нужно сказать, почему в самом начале отмечено, что книга печатная. Это было ценно даже для столь влиятельного человека! Несмотря на развитие книгопечатания в 17-18 веков, рукописные книги преобладали над типографскими изданиями вплоть до середины 18 века.
Евстафий Головкин (в миру Евфимий Дмитриев) - постриженик Троицкого монастыря. В 1571-1593 г. был келарем, то есть вторым человеком в обители. Он был представителем весьма состоятельного дворянского рода, и слыл подвижником благочестия. В 1598 г. он уже упоминается строителем Богоявленского монастыря в Кремле, подписывая документы: «Троицкой Сергиева монастыря Богоявленский строитель старец Еустафей Головкин».
Он был высоко образованным для своего времени человеком, в лаврской библиотеке хранились его рукописи.
Он дарит Евангелие в дорогом золоченом чеканном окладе с драгоценными камнями и жемчугом за год перед своей смертью в 1602 году как поминание по своей душе. Но ровно 20 лет назад в 1582 году умер сын Ивана Грозного царевич Иван Иванович и царь приезжая в Троицкий монастырь, плакался в средней (Духовской) церкви перед Евстафием Головкиным и Варсанофием Якимовым, как было уже упомянуто. Возможно, памятливый и благодарный старец Евстафий подобный факт доверия также не оставил вниманием. Однако, как было положено, в дарственной надписи упоминаются имена семьи правящего государя Бориса Федоровича Годунова и патриарха Иова.
Таким образом, Евстафий Головкин скрытно, но с благодарностью помянул наказ великого правителя Ивана Васильевича, оказывавшего ему свое расположение. Евангелие находилось на престоле Никоновской церкви с 1602 году и до 1737 года, затем его перенесли в Ризницу. В «Среднюю» (Духовскую) же церковь на престол в предел Усекновения главы Иоанна Предтечи, как уже было упомянуто, Евангелие возложил еще в 1561 году келарь Меркурий Дмитровец, также отмеченный милостью царя.
О том, где создан оклад данных не существует. Думается, стилистическая изысканность и сложность его орнаментации, цветовая гармония, виртуозное исполнительское мастерство высокорельефной чеканки могут свидетельствовать в пользу московского профессионала, тем более, Евстафий Головкин в это время жил в Москве, управляя Богоявленским подворьем в Кремле. Однако вполне вероятна и работа троицких мастеров, которых отпускали по специальным бумагам для «прокормления» в Москву. Их мастерство уже ничем не отличалось от работ столичных серебряников.
📹 Евангелие печати 1564 год. Оклад досок переплета. Москва. 1602 г.Серебро, жемчуг, альмандины, стекло, шелк; чеканка, гравировка, золочение, шлифовка.
29,0х25,0х9,0, клейма отсутствуют.
📍 Экспозиция «Реликвии и сокровища Троице-Сергиева монастыря XI–XVII веков»
❗️Узнать больше о книжной культуре и письменности - на экскурсии «Книжная культура России и Троице-Сергиев монастырь» 25, 26 мая в 12.00
#экспонат_дня

Комментарии

Комментариев нет.