Комментарии
- 6 фев 18:54Василий Лотов
- 6 фев 19:42Сергей Лотов
- 6 фев 19:52Надежда Путинцева
- 7 фев 08:18Вера Туманова
️
- 7 фев 09:55Петр Кедровских
- 7 фев 09:57Петр КедровскихЗамечательно друг! Пока читал , все ,как перед глазами , пережил вместе с твоими героями.
- Мария ОщепковаКомментарий удалён.
- 7 фев 11:27Валентина Боровских (Лотова)Саша МОЛОДЕЦ, БРАВО!!!
- 7 фев 13:52Александр ЛотовСпасибо ВАМ всем! Мне очень приятно что вам нравится моя писанина. Это виновата Татьяна Ивановна, она зажигает свет в ннашей памяти , встряхивает наши головы, публикуя фотографии прошых лет. Правит мои отрывки, чтобы вам читалось легко и приятно. Дополняет их фотографиями и даёт нужные рекомендации. Спасибо ей за невидимый труд. Спасибо ей за внимание к нам всем!
- Валентина Лабутина (Лотова)Комментарий удалён.
- Александр Лотов ответил Валентине Лабутиной (Лотовой)Комментарий удалён.
- 8 фев 06:42наталья янковаОчень интересные воспоминания .Читаешь на одном дыхании.Все лица участников их быт написанный в строках встают перед глазами.
- 13 мар 09:40Татьяна Ивановна
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
ТИХАЯ МОЯ РОДИНА ... РЕЧЕЛГА
:Татьяна Ивановна
#Речелга_ Воспоминания Александра Лотова ✍️
Дядя Коля и тётя Поня нам как родные вторые мать и отец. Они принимали непосредственное участие в нашем воспитании. Дядя Коля всю жизнь, сколько я помню, работал в совхозе трактористом.
🚜Стажёры Лотовы
Наше мужское молодое население семьи проходило первые курсы вождения трактора. Воспитание проходило по возрасту, сначала старшие, а потом и младшие. Он работал на тракторе т-40 с очень маленькой кабиной одноместной. Когда садился второй человек, то, чтобы не мешать трактористу, пассажир обнимал его правой рукой по спинки сиденья в полуоборота к нему. Начиналось с малого: начинал закуривать на ходу трактора, когда ехали по прямой дороге.
- Порули, - говорил он, отдавая баранку, и немного сдвигался в угол кабины трактора назад. Я немного придвигался к баранке, брал её двумя руками и старался удержать трактор на дороге. Он не спеша доставал папиросы и начинал закуривать, всё это время поглядывал на дорогу, следил, чтобы трактор не слетел с дороги. Если что, сразу руль брал в свои руки и рулил. Он часто курил, вот часто и перепадало порулить. А, может, специально чаще закуривал, чтобы был повод передать баранку. Когда со временем видел, что стажёр справляется с управлением трактора, садил на своё место, тогда в распоряжении стажёра переходил весь трактор, но под чутким контролем дяди Коли. Он подсказывал, как правильно выбрать передачу, где газануть, как делать нельзя. Вот если во всём этом он будет уверен, тогда разрешит самостоятельно куда-нибудь съездить недалеко, чтобы видеть, как ты справляешься с управлением трактора, как подъезжаешь прицеплять тележку. Видит, что вся наука вождения в основном на "Хорошо", тогда в поле или на покосе разрешалось ездить одному. По деревне всегда ездил за рулём сам. На своём покосе, когда с разрешения давали трактор, он говорил, кто будет ездить за рулём, а то трактористов становилось всё больше.
Чаще всех ездил старший брат Николай, у него и опыт был больше нашего. Он учился ездить на тракторе первым.
Как-то раз мы поехали на тракторе на покос дяди Коли, покос их был далеко на Романовщине. Дорога тряская, нас в тракторной телеге то и дело подбрасывало. На дороге после дождя колеи и комки засохшей грязи, раздавленные колёсами тракторов. Всё равно ехать лучше, тем пешком идти. Инструменту сколько: вилы, грабли, литовка, фляга с водой, сумки с едой, верёвка, топор - всё это необходимо. На покосе без них никак, как без рук. На покосе отец быстро всех озадачил:
- Времени на раскачку нет, надо начинать грести сено. Если у нас в распоряжении есть трактор, значит будем метать сразу сено в зарод.
Работа закипела.
📍Дядя Коля и его бензопилы
Дядя Коля держал в хозяйстве бензопилу, впоследствии у него было целых три штуки. Время от времени он их ремонтировал, так как они были не новые и требовали иногда ремонта. У дяди Коли при входе в сени была всего одна ступенька из двух широких досок, в ширину эта ступенька размером была в ширину крыльца, метра три. Если что-то ремонтировать, он устраивался тут, место было удобное, его хватало. Переберёт пилу, попробует приготовить к работе в делянке.
Его пила работала на наши две семьи, да ещё он ходил халтурил кому-нибудь, в деревне бензопил в то время мало было. Многие пилили в делянке двухручной пилой. Если его пила ломалась и нечем было её ремонтировать, он брал бутылку водки и ехал в леспромхоз на станцию Речелга или, как сейчас говорят, на Крутоярский. А тогда говорили просто: поехал на станцию, и было понятно, куда поехал человек. Ещё в обиходе было выражение Новый завод. Так и говорили:
- На Новом заводе в магазине купил, или за опилом на Новый завод отправили.
Там у знакомого мастера разживался запчастями, сделку с дружбой мастера скрепляли бутылкой водки. Пила к работе в делянке опять была готова.
Первый телевизор, как мне помнится, был у Петра Николаевича Коротких, их первый дом по правую руку при въезде в деревню. У весовой сигнал был очень плохой, телевышка была только в Зайково самая ближайшая на то время, потому антенна у Петра Николаевича стояла высокущая на растяжках. А потом, по прошествии нескольких лет, стали появляться в деревне телевизоры у тех, у кого достаток был побольше. Появилась вышка поближе - в городе Талица, сигнал стал лучше, и дядя Коля купил себе телевизор. На выходной день договорились с электриком ставить антенну, провести и подцепить кабель. Для антенны привезли из леса сухую длинную жердь, по всей длине жерди закрепили на ней проволоку ( громоотвод - защита от молний). Электрик Юрий Лукич ходил в толпе как самый главный, а все - за ним. Он припаял провода кабеля, вымерял несколько раз петлю на антенне, наконец, всё присобачили, закрепили на жерди кабель и толпой установили антенну в угол между домом и сенями. Электрик пошёл паять в доме штекер, чтобы подсоединить кабель к телевизору, а мы терпеливо ждали, когда же, наконец, включат телевизор.
Всё - момент истины! Включают- ничего нет, только голубой экран. Пошли крутить антенну вправо - влево, ещё немножко, давай - давай, стой! На экране появилась сетка, покрутили какие-то ручки, выровняли круг, сделали его круглым, и все углы сетки на экране выровнялись, значит, норма. А что ничего не показывает - рано ещё, в программе передач перерыв, надо ждать.
По мере приближения начала вещания телевизора в доме у дяди Коли становилось всё теснее и шумно. Конечно, дом не был рассчитан на такое скопление родственников всех возрастов. Головы торчали повсюду: с печки, с кровати, которая стояла с прихода в левом углу. Лавку и скамейку заняли взрослые, ребятня горохом рассыпалась на полу, занимая первые ряды. Кто постарше, стояли на ногах, выглядывали из-за углов и друг из-за друга. Наконец-то синеглазый виновник торжества ожил, в зале всё стихло - а то удалят без предупреждения, обидно будет, что целый день ждал, а с началом трансляции удалят.
Смотрели всё подряд: новости, балет, хоккей, снова новости, очень нравилось когда было, кино смотри себе бесплатно без пятаков и двадцатчиков. Смотрели спектакли, не надо было ехать в город в театр, всё перед тобой дома. Иногда молодые посетители бегали на улицу в туалет, заставляя шевелиться и возмущаться остальных зрителей. Взрослые выходили покурить во двор - сразу договорились, что все курильщики курят на улице.
Смотрели, пока на синем глазу не появлялась надпись:" Передачи окончены". Людской муравейник зашевелился, ожил, стали искать свою одежду: шапки, варежки, валенки. Улей зашумел ребячьими голосами. Расходились, обсуждая увиденное и делясь впечатлениями о телевизоре. На завтра всё повторилось снова. Управились со скотиной пораньше, чтобы успеть к началу вещания телевизора. Занимали свои места, особо не спрашивая хозяев, говорили "Здравствуйте" и, как в клубе, проходили мимо заведующей в хату. Размещались, говорили вполголоса, чтобы не вылететь на улицу как безбилетник, всё замолкало. С начала вещания телевизора во время просмотра все дружно смеялись или дружно молчали. Молодёжь при необходимости разговаривала жестами, чтобы не вызвать недовольство взрослых.
Так продолжалось примерно неделю, потом зрителей становилось поменьше, стали подгадывать, когда будет кино или спектакль. Мужики время от времени крутили антенну, стараясь найти хороший, устойчивый сигнал.
Со временем в деревне телевизоров становилось больше, и они становились дешевле и доступнее.
🪵 -Откуда дровишки?
-Из леса, вестимо!
( Н. А.Некрасов)
Зимой вывозили домой дрова, заготовленные ещё по весне. Они в делянке оставались в поленницах всё лето и половину осени. А по снегу и хорошим заморозкам на конных санях начали вывозить домой. Туда ехали на площадке саней, с собой обязательно брали верёвку и топор, обратно с полным возом дров, перевязанных верёвками, двигались шагом. Лошадь тянула воз по дороге, по которой приехали вперёд в делянку. Обратно мы шли сзади воза пешком. Где была дорога в горку, мы помогали толкать воз, чтобы лошади было легче тянуть сани. Потом стали разрешать трактора для вывозки дров и сена, не в ущерб совхозной работе разрешали вывоз дров в выходной день или в праздники. Так что у трактористов были напряжённые дни и вечера. Дядя Коля тоже после работы на своей сороковке с тележкой нам упростил это дело. Лошади больше не стали страдать от тяжести наших дров. Забирались человека 3 - 4 в кузов тележки и ехали в делянку за дровами. Грузили прицеп и отправляли его домой, а сами оставались в делянке, дожидаясь следующего рейса. Со следующим рейсом забирались сверху на дрова и ехали домой. Дядя Коля говорил, чтобы садились хорошо и держались покрепче. Дядя часто оглядываться не любил во время езды, говорил отец. Так и ездили несколько вечеров, пока не вывезли все дрова и сучья нам и дяде Коле.
📍Поломка
Дело было осенью. Дядя Коля заехал домой ближе к концу рабочего дня.
-Давай собирайся, поедем в поле, я поставлю тележку к комбайнам под зерно, а пока они намолотят, мы с тобой зацепим зародчик у Беляковского моста и привезём волоком домой.
Бедному собираться - только подпоясаться и готов. Забросили трос для зародчика в тележку, взяли ещё верёвку на перекид и топор (мало ли что), дорога была неровная, тряская. Я забрался в телегу, и мы двинули в поле. Тележку то и дело подбрасывало на сухих раздавленных комках. Я маленько пригнул ноги в коленях для амортизации ударов и держался руками за передний высокий борт телеги. Трактор у магазина повернул налево на плотину, на середине плотины на моих глазах незашплинтованный шкворень вылетает из прицепной серьги, прицепка падает на землю и сходу втыкается в неровную дорогу. Телега подпрыгивает, встаёт на дыбы, резко ударяя меня бортом под дых, я не могу не вздохнуть, не выдохнуть. А надо бы кричать или свистнуть, а нечем - в зобу дыхание спёрло. Дядя Коля шурует вперёд в поле. Подо мной телега стояла с полминуты на прицепке с поднятыми в воздух передними колёсами, а потом тихонько покатилась назад, колёса приземлились, приземлился и я. Дядя уже шурует у дома Ивана Васильевича Коротких, который жил на углу поворота к конному двору. Там шли доярки, они замахали ему руками, подавая сигнал, что он потерял телегу у магазина. Трактор остановился на мгновение и, не разворачиваясь, с той же скоростью помчал обратно. Видимо, просто дядя передернул реверс, подъехал, вылез, подцепил телегу молча, и мы снова поехали, как ни в чём не бывало.
Не любил Дядя Коля много разговаривать, говорил только нужные слова по необходимости. Был ветераном войны, про войну ничего не рассказывал. Ничего хорошего там, рассказывать нечего. Хотя в начальной школе к нам приглашали ветеранов, они нам что-то рассказывали о войне.
Курил дядюшка много. Сначала, помню, что курил он махорку.
- А ну, дай-ка мне восьмушку, покурить надо, - говорил он, доставая из нагрудного кармана листочки газетной бумаги.
Она была нарвана на одинаковые прямоугольнички, он закручивал из этой бумажки трубку, склеивал её своей слюной, из восьмушки набирал в неё махорки( восьмушка - называлась так пачка махорки, которая стоила 8 коп). Всё делал основательно, чтобы не развалилась сигарка во время курения.
Отец мой тоже курил со школьной скамьи. Я помню, что курил он папиросы "Красная звезда", потом их не стало, немного покурил "Казбек", который был в коробке с нарисованной лошадью на ней. Они были потоньше обычных папирос, и их называли "гвоздиками", после них перешёл на папиросы "Север", долго он их курил.
Дядя Коля тоже с махорки перешёл на "Прибой", табак, видимо, по вкусу был схож, и они иногда закуривали друг у друга. Тётя Поня с мамой иногда шли из магазина и несли по сетке табака, чтобы было что курить мужикам. Табачная полка дома, что рядом с полатями, не пустовала. Если отец говорил:
- Мать, у меня припасы заканчиваются.
И папиросы пополнялись снова в достатке. Потом, когда эти папиросы выпускать не стали, дядя Коля стал курить "Беломорканал", а отец пробовал разные и никак не мог определиться, на каких сигаретах или папиросах остановиться, всё выбирал и выбирал...
📍 Как я учил отца курить сигареты с фильтром
Я перед армией работал на🚜 тракторе и тоже покуривал уже, но за глаза. Собираюсь как-то вечером в клуб, бреюсь в горнице у зеркала электробритвой. Отец спрашивает у меня:
- Сынок, я знаю: ты куришь сигареты, дай мне одну, я попробую. Выдал я ему одну дозу, сам дальше бреюсь, слышу, как он закашлял со всех печеней, заплевался и заматерился:
- Ну, сынок, я курю крепкие, а ты вообще никуда не годно, у меня слёзы потекли из глаз и на лоб чуть не вылезли. 👀
- Да нет, слабенькие они, -говорю я. - Какие же они слабенькие, если нутро выворачивает?
Побрился, подошёл к пепельнице посмотреть на затушенную сигарету. Смотрю, а он, не имея опыта курить сигареты с фильтром, прикурил её со стороны фильтра. Тут любой захлебнётся! Фильтр был белый, и он присобачил его спичкой, думая, что так и надо. Дал ему вторую сигаретку, показал, он с осторожностью прикурил, распробовал.
-Ну, такие-то можно курить!
Стал с той поры курить сигареты "Новость".
Иногда дядя Коля с отцом обсуждали какие-то планы, говорил в основном отец, дядя поддакивал или не соглашался, но жили они всегда дружно.
Имя Коля в обиходе у нас было не одно. Поэтому, чтобы знали, о ком идёт речь, отец говорил:
-Коля - зять, Коля - братан, Коля - сынок.
И всем было ясно, о ком идёт речь.
Тётя Поня сидит у нас дома, и с мамой обсуждают житейские дела.
- Вон твой идёт, знать - то тепленький, - говорит мама.
Тётя Поня через стол заглядывает в окно:
- Набрался опять...😰
- Тут семья и так большая, а у нас тебе будет просторно, места тебе будет достаточно.
Бабушка Дуня говорила:
- Мне и здесь не тесно, я в своём доме.
Сначала баба Дуня спала на полатях с краю, и мы вдвоём с кем-нибудь забирались за неё дальше к стене и спали под охраной. Когда не спалось, то высовывали головы из-под занавески и смотрели, что творится в избе.
-А ну, быстро на полати и чтобы у меня там ни гу-гу!
Сначала ни гу-гу, а потом под шумок начинали тихонько разговаривать и выглядывать из-под занавески, поднимая её краешек. Когда гости уходили в доме снова восстанавливались привычные движения во все стороны, всем куда-то надо было...